Автор: Манько Оксана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад "ЖАРКИ"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игровые упражнения для развития связной речи в 1 младшей группе.
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка игровых
упражнений для развития связной речи в 1 младшей группе.
Подготовила: Манько Оксана Юрьевна, воспитатель 1 категории.
Цель:
формирование диалогической речи и навыков речевого общения.
Сентябрь.
«Выполни команду»
Задачи: Развивать внимание, умение выделять названные признаки.
Ход игры: Воспитатель предлагает определённой группе детей выполнить
какое-либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделения
такой группы являются общие признаки в одежде детей, во внешнем виде
принадлежащих им игрушек.
«Угадай игрушку»
Задачи: Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его
основные признаки.
Ход игры: Воспитатель предлагает вниманию детей игрушки. Дети называют
их. Затем он сообщает, что будет рассказывать об игрушке, но о какой не
скажет. Дети должны прослушать описание и назвать игрушку.
«Скажи какой»
Задачи: Учить выделять и называть признаки предметов.
Ход игры: Воспитатель из коробки предметы, называя их, а дети называют
какой-либо признак.
«Что напутал Мишка»
Задачи: Учить детей находить ошибки в описании и исправлять.
Ход игры: Воспитатель, в роли медведя, рассказывает о каком либо
персонаже, делая ошибки. Дети исправляют неточности описания, дают
правильные названия признаков.
Октябрь.
«Разложи картинки»
Задачи: Учить устанавливать последовательность действий и правильно их
называть.
Ход игры: Детям даются две картинки, изображающие два последовательных
действий. Дети должны назвать сначала первое действие, показать первую
картинку, затем второе действие и вторую картинку.
«Скажи, что делает и что будет делать»
Задачи: Учить подбирать глаголы для обозначения настоящих и
предполагаемых действий.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку и просит назвать действия героя
картинки. Затем предлагает сказать, что будет делать герой картинки потом.
«Добавь слово»
Задачи: Учить подбирать глаголы, обозначающие действия, следующие за
названным.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение и просит детей его правильно
закончить.
«Поезд»
Задачи: Обучать коллективному рассказыванию.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в вагончики.
Вагончики-дети прицепляются друг к другу по следующим правилам.
Прицепиться сможет только тот, кто внимательно слушал, на чём
остановился его товарищ, и правильно продолжил рассказ.
Ноябрь.
«Назови, что это, и скажи, какой»
Задачи: Обучать выделять объект и его основной признак с помощью двух
предложений, связанных цепной местоименной связью.
Ход игры: Воспитатель приносит коробку с игрушками. Дети должны
вынуть игрушку, назвать её и сказать, какая она.
« Объясни Мишке»
Задачи: Учить связывать два предложения посредством цепной связи.
Ход игры: Мишка, называя предметы, ошибается. Дети его поправляют.
«Кто позвал»
Задачи: Обучать элементарному описанию, содержащему название объекта, с
указанием одного из его признаков.
«Встань в круг»
Задачи: Обучать коллективному описанию игрушки.
Ход игры: Воспитатель приносит новую игрушку. Дети постепенно должны
образовать вокруг неё круг, взявшись за руки. Делается это так. Первый
ребёнок называет игрушку. Второй берёт первого за руку и начинает
описывать игрушку. Трети продолжает описание, тоже становясь в круг.
Когда круг будет образован, дети водят хоровод вокруг игрушки.
Декабрь.
«Теремок»
Задачи: Ориентироваться на окончание при согласовании в роде глагола
прошедшего времени с существительным.
Ход игры: Воспитатель ставит на ковре теремок. Возле теремка рассаживает
зверей. Дети группой размещаются рядом. Воспитатель рассказывает сказку,
побуждая детей принять участие.
«Где мы были, мы не скажем»
Задачи: Активизировать в речи глагольной лексики. Соотносить слово и
движение.
Ход игры: Выбирается водящий, он отходит в сторону, а дети с воспитателем
договариваются, какую деятельность они будут изображать. Затем водящий
поворачивается, задаёт вопрос, а дети показывают, что загадали. Водящий
должен отгадать и назвать действие.
«Добавь слово»
Задачи: Учить дополнять предложения с пропущенным глаголом, находить
нужное слово по смыслу высказывания.
Ход игры: В гости приходит кукла и расспрашивает детей, как они помогают
своим родителям. Затем кукла начинает предложение:
-Я умею постель (дети подбирают глагол). И т.д.
Январь.
«Олины помощники»
Задачи: Упражнять в образовании форм третьего лица множественного числа
глаголов.
Ход игры: В гости приходит кукла Оля. Воспитатель показывает с помощью
куклы, разные действия, и назвать, кто ей помогает. Используется
стихотворение Е.Каргановой «Олины помощники».
«Всё наоборот»
Задачи: Учить подбирать глаголы с противоположным значением.
Ход игры: В руках у воспитателя две обезьянки, Упрямица и Послушница.
Весь рассказ сопровождается движениями игрушек. Послушница что-нибудь
делает, а Упрямица всё наоборот. Дети должны называть действия словами.
«Сделай из слона муху»
Задачи: Расширять словарный запас, закреплять навык преобразования слов.
Ход игры: Воспитатель называет большой предмет, а ребёнок должен
превратить его в маленький. Например: слон – слонёнок и т.д.
«Один –много»
Задачи: Учить образовывать множественное число существительных в
именительном и родительном падежах.
Ход игры: Игру можно проводить с мячом. Воспитатель бросает мяч ребёнку
и говорит: «Волк», тот бросает мяч обратно и отвечает: «Много волков» и т.д.
Февраль.
«Маша обедает»
Задачи: Учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Ход игры: Воспитатель использует набор игрушек по стихотворению
С.Капутикян «Маша обедает» и разыгрывает представление –
театрализацию.
«Подскажи словечко»
Задачи: Учить подбирать нужную форму глагола, ориентируясь на рифму и
смысл стихотворения.
Ход игры: Приходит герой из сказки, но пока он шёл к детям, он растерял все
слова. Надо помочь. Читается стихотворная строчка без последнего слова,
дети подбирают нужное.
«Что это предмет может делать»
Задачи: Учить подбирать как можно больше слов, обозначающих действие.
Ход игры: Воспитатель называет предмет и спрашивает ребёнка, что этот
предмет может делать?
«Что может быть таким же?»
Задачи: Учить подбирать к прилагательному существительное.
Ход игры: Воспитатель предлагает назвать предмет такой же круглый, как
мяч и т.д.
Март.
«Разноцветный сундучок»
Задачи: Учить ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.
Ход игры: На столе у воспитателя шкатулка. В ней картинки. Читает
стихотворение.
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Оля, загляни,
Вынь картинку, назови.
По ходу рассматривания картинки задаются вопросы (какой? какая?)
«Лото»
Задачи: Упражнять в образовании форм множественного числа
существительных в именительном и родительном падеже.
«Потерялись»
Задачи: Учить соотносит название животного и его детёныша.
Ход игры: Воспитатель обыгрывает ситуацию с детёнышами и их мамами.
«Домик для зверят»
Задачи: Активизировать употребление в речи детей названий детёнышей
животных.
Апрель.
«Кто больше скажет о профессии»
Задачи: Учить соотносить действия людей с профессией, соответствующие
глаголы с существительными.
«Оркестр»
Задачи: Учить образовывать слова от названий музыкальных инструментов.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение Э.Мошковской «Какие бывают
подарки», сопровождая речь действиями с игрушками.
«Подарки»
Задачи: Учить соотносить предмет и действие, которое с ним производится.
Ход игры: Дети должны отгадать подарки. Например: подарок, который
может ползти. Или подарок, который можно съесть.
«У дядюшки Якова»
Задачи: Соотносить глаголы, обозначающие игру на муз. инструментах с
действиями.
Ход игры:
У дядюшки Якова семеро детей,
Семеро, семеро весёлых сыновей.
Они пили, и ели.
Друг на друга всё смотрели,
И всё делали вот так,
И вот этак, и вот так.
Дети выполняют движения за воспитателем, а потом они проговаривают ,
что они делали.
Май.
Игры – инсценировки с игрушками.
Задачи: учить составлять совместно с воспитателем короткие рассказы.
Ход игры: Воспитатель может предлагать ребёнку различные сюжеты,
используя игрушки, в которых дети будут проговаривать, и описывать всю
игру.