Напоминание

Игровые упражнения для развития связной речи в 1 младшей группе.


Автор: Манько Оксана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Детский сад "ЖАРКИ"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игровые упражнения для развития связной речи в 1 младшей группе.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка игровых

упражнений для развития связной речи в 1 младшей группе.

Подготовила: Манько Оксана Юрьевна, воспитатель 1 категории.

Цель:

формирование диалогической речи и навыков речевого общения.

Сентябрь.

«Выполни команду»

Задачи: Развивать внимание, умение выделять названные признаки.

Ход игры: Воспитатель предлагает определённой группе детей выполнить

какое-либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделения

такой группы являются общие признаки в одежде детей, во внешнем виде

принадлежащих им игрушек.

«Угадай игрушку»

Задачи: Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его

основные признаки.

Ход игры: Воспитатель предлагает вниманию детей игрушки. Дети называют

их. Затем он сообщает, что будет рассказывать об игрушке, но о какой не

скажет. Дети должны прослушать описание и назвать игрушку.

«Скажи какой»

Задачи: Учить выделять и называть признаки предметов.

Ход игры: Воспитатель из коробки предметы, называя их, а дети называют

какой-либо признак.

«Что напутал Мишка»

Задачи: Учить детей находить ошибки в описании и исправлять.

Ход игры: Воспитатель, в роли медведя, рассказывает о каком либо

персонаже, делая ошибки. Дети исправляют неточности описания, дают

правильные названия признаков.

Октябрь.

«Разложи картинки»

Задачи: Учить устанавливать последовательность действий и правильно их

называть.

Ход игры: Детям даются две картинки, изображающие два последовательных

действий. Дети должны назвать сначала первое действие, показать первую

картинку, затем второе действие и вторую картинку.

«Скажи, что делает и что будет делать»

Задачи: Учить подбирать глаголы для обозначения настоящих и

предполагаемых действий.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку и просит назвать действия героя

картинки. Затем предлагает сказать, что будет делать герой картинки потом.

«Добавь слово»

Задачи: Учить подбирать глаголы, обозначающие действия, следующие за

названным.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение и просит детей его правильно

закончить.

«Поезд»

Задачи: Обучать коллективному рассказыванию.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в вагончики.

Вагончики-дети прицепляются друг к другу по следующим правилам.

Прицепиться сможет только тот, кто внимательно слушал, на чём

остановился его товарищ, и правильно продолжил рассказ.

Ноябрь.

«Назови, что это, и скажи, какой»

Задачи: Обучать выделять объект и его основной признак с помощью двух

предложений, связанных цепной местоименной связью.

Ход игры: Воспитатель приносит коробку с игрушками. Дети должны

вынуть игрушку, назвать её и сказать, какая она.

« Объясни Мишке»

Задачи: Учить связывать два предложения посредством цепной связи.

Ход игры: Мишка, называя предметы, ошибается. Дети его поправляют.

«Кто позвал»

Задачи: Обучать элементарному описанию, содержащему название объекта, с

указанием одного из его признаков.

«Встань в круг»

Задачи: Обучать коллективному описанию игрушки.

Ход игры: Воспитатель приносит новую игрушку. Дети постепенно должны

образовать вокруг неё круг, взявшись за руки. Делается это так. Первый

ребёнок называет игрушку. Второй берёт первого за руку и начинает

описывать игрушку. Трети продолжает описание, тоже становясь в круг.

Когда круг будет образован, дети водят хоровод вокруг игрушки.

Декабрь.

«Теремок»

Задачи: Ориентироваться на окончание при согласовании в роде глагола

прошедшего времени с существительным.

Ход игры: Воспитатель ставит на ковре теремок. Возле теремка рассаживает

зверей. Дети группой размещаются рядом. Воспитатель рассказывает сказку,

побуждая детей принять участие.

«Где мы были, мы не скажем»

Задачи: Активизировать в речи глагольной лексики. Соотносить слово и

движение.

Ход игры: Выбирается водящий, он отходит в сторону, а дети с воспитателем

договариваются, какую деятельность они будут изображать. Затем водящий

поворачивается, задаёт вопрос, а дети показывают, что загадали. Водящий

должен отгадать и назвать действие.

«Добавь слово»

Задачи: Учить дополнять предложения с пропущенным глаголом, находить

нужное слово по смыслу высказывания.

Ход игры: В гости приходит кукла и расспрашивает детей, как они помогают

своим родителям. Затем кукла начинает предложение:

-Я умею постель (дети подбирают глагол). И т.д.

Январь.

«Олины помощники»

Задачи: Упражнять в образовании форм третьего лица множественного числа

глаголов.

Ход игры: В гости приходит кукла Оля. Воспитатель показывает с помощью

куклы, разные действия, и назвать, кто ей помогает. Используется

стихотворение Е.Каргановой «Олины помощники».

«Всё наоборот»

Задачи: Учить подбирать глаголы с противоположным значением.

Ход игры: В руках у воспитателя две обезьянки, Упрямица и Послушница.

Весь рассказ сопровождается движениями игрушек. Послушница что-нибудь

делает, а Упрямица всё наоборот. Дети должны называть действия словами.

«Сделай из слона муху»

Задачи: Расширять словарный запас, закреплять навык преобразования слов.

Ход игры: Воспитатель называет большой предмет, а ребёнок должен

превратить его в маленький. Например: слон – слонёнок и т.д.

«Один –много»

Задачи: Учить образовывать множественное число существительных в

именительном и родительном падежах.

Ход игры: Игру можно проводить с мячом. Воспитатель бросает мяч ребёнку

и говорит: «Волк», тот бросает мяч обратно и отвечает: «Много волков» и т.д.

Февраль.

«Маша обедает»

Задачи: Учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Ход игры: Воспитатель использует набор игрушек по стихотворению

С.Капутикян «Маша обедает» и разыгрывает представление –

театрализацию.

«Подскажи словечко»

Задачи: Учить подбирать нужную форму глагола, ориентируясь на рифму и

смысл стихотворения.

Ход игры: Приходит герой из сказки, но пока он шёл к детям, он растерял все

слова. Надо помочь. Читается стихотворная строчка без последнего слова,

дети подбирают нужное.

«Что это предмет может делать»

Задачи: Учить подбирать как можно больше слов, обозначающих действие.

Ход игры: Воспитатель называет предмет и спрашивает ребёнка, что этот

предмет может делать?

«Что может быть таким же?»

Задачи: Учить подбирать к прилагательному существительное.

Ход игры: Воспитатель предлагает назвать предмет такой же круглый, как

мяч и т.д.

Март.

«Разноцветный сундучок»

Задачи: Учить ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Ход игры: На столе у воспитателя шкатулка. В ней картинки. Читает

стихотворение.

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Оля, загляни,

Вынь картинку, назови.

По ходу рассматривания картинки задаются вопросы (какой? какая?)

«Лото»

Задачи: Упражнять в образовании форм множественного числа

существительных в именительном и родительном падеже.

«Потерялись»

Задачи: Учить соотносит название животного и его детёныша.

Ход игры: Воспитатель обыгрывает ситуацию с детёнышами и их мамами.

«Домик для зверят»

Задачи: Активизировать употребление в речи детей названий детёнышей

животных.

Апрель.

«Кто больше скажет о профессии»

Задачи: Учить соотносить действия людей с профессией, соответствующие

глаголы с существительными.

«Оркестр»

Задачи: Учить образовывать слова от названий музыкальных инструментов.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение Э.Мошковской «Какие бывают

подарки», сопровождая речь действиями с игрушками.

«Подарки»

Задачи: Учить соотносить предмет и действие, которое с ним производится.

Ход игры: Дети должны отгадать подарки. Например: подарок, который

может ползти. Или подарок, который можно съесть.

«У дядюшки Якова»

Задачи: Соотносить глаголы, обозначающие игру на муз. инструментах с

действиями.

Ход игры:

У дядюшки Якова семеро детей,

Семеро, семеро весёлых сыновей.

Они пили, и ели.

Друг на друга всё смотрели,

И всё делали вот так,

И вот этак, и вот так.

Дети выполняют движения за воспитателем, а потом они проговаривают ,

что они делали.

Май.

Игры – инсценировки с игрушками.

Задачи: учить составлять совместно с воспитателем короткие рассказы.

Ход игры: Воспитатель может предлагать ребёнку различные сюжеты,

используя игрушки, в которых дети будут проговаривать, и описывать всю

игру.



В раздел образования