Напоминание

Становление связной речи в процессе театрализованной деятельности


Авторы: Ларшина Валентина Сергеевна, Иванова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ "Детский сад № 41"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: Становление связной речи в процессе театрализованной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Становление связной речи детей старшего дошкольного возраста в

процессе театрализованной деятельности.

На современном этапе развития образования особо острой становится

проблема

значительного

роста

числа

детей

с

речевыми

нарушениями.

Соответственно

возникает

проблема

предупреждения

и

преодоления

школьной

дезадаптации

этой

категории

детей,

проявляющаяся

в

низком

уровне

усвоения

предлагаемых

ученику

знаний,

в

отклонении

от

норм

поведения

и

трудностях

взаимоотношений

со

сверстниками

и

педагогическим коллективом.

Между

тем,

социальные

преобразования

в

обществе

диктуют

необходимость

формирования

активной

личности,

обладающей

способностью

устанавливать

связи

с

окружающими

людьми

посредством

речевого общения, вбирающего в себя все достижения человека в овладении

родным

языком:

звуковым

строем,

словарным

составом,

грамматическим

строем.

Данная проблема развития связной речи детей актуальна тем, что в ней

отчётливо выступает связь речевого и умственного воспитания. Ф.А.Сохин

точно отразил эту взаимосвязь в высказывании: «Ребёнок учиться мыслить,

учась говорить, он также и совершенствует речь, учась мыслить»

1

.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых

важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в

современном

дошкольном

воспитании

как

общая

основа

воспитания

и

обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием

сознания,

познанием

окружающего

мира,

развитием

личности

в

целом.

Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных

дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного

изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришёл к следующему

выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что

не

только

интеллектуальное

развитие

ребёнка,

но

и

формирование

его

1

характера,

эмоций

и

личности

в

целом

находится

в

непосредственной

зависимости от речи»

2

.

Тем не менее, овладение речью не просто что-то добавляет к развитию

ребёнка, а перестраивает всю его психику, всю его деятельность.

Речь

важнейший

психический

процесс,

обеспечивающий

любому

ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя

и свои действия, выразить свои переживания другим людям.

Тема дипломной обусловлена актуальностью данной проблемы, т.к. в

последние годы увеличивается число детей, имеющих речевые нарушения,

остро встает проблема коррекции речи детей. А своевременно оказанная

помощь

позволяет

создать

условия

для

становления

полноценной

речи

ребенка.

Имеются

данные

о

том,

что

среди

детей

дошкольного

возраста

с

речевыми

нарушениями,

встречается

примерно

у

1%,

а

среди

детей

школьного возраста у 0,6-0,2%. Успехи в изучении речевых нарушений в

работах новейшего периода достигнуты благодаря тому, что исследователи в

своей деятельности стали широко опираться на методологию комплексного

синдромального

подхода

к

анализу

дефекта.

Доминирующим

при

этом

является психолингвистический аспект изучения, представленный в работах

Е.Ф. Соботович, В.А. Ковшикова, Б.М. Гриншпуна и других исследователей.

Не все проблемы изучения речевых нарушений в настоящее время раскрыты.

Но

в

отличие

от

предшествующих

периодов,

когда,

по

словам

В.

К.

Орфинской,

спорных

вопросов

и

расхождений

между

исследователями

речевых

нарушений

было

больше,

чем

общепринятых

положений,

на

современном этапе развития логопедии имеется больше общего во взглядах

на речевые нарушения детей дошкольного возраста, больше общих точек

зрения, чем разногласий. Общее проявляется в основных, принципиальных

установках на понимание дефекта, его механизма, путей преодоления.

2

Состояние

речи

у

детей,

имеющих

речевые

расст ройства,

характеризуется

большим

разнообразием

и

зависит

от

тяжести

неврологического нарушения, условий воспитания и речевой среды, времени

и

длительности

логопедического

воздействия,

а

так

во

многом

от

компенсаторных возможностей ребенка: психической активности состояния

интеллекта и эмоционально-волевой сферы.

Дошкольный возраст, является благоприятным периодом для развития

речи.

Следовательно,

чем

раньше

будет

начата

работа

по

становлению

связной речи, тем скорее удастся обучить детей речи и тем больше шансов у

ребенка своевременно пойти в школу.



В раздел образования