Авторы: Кудряшова Фаина Ибрагимовна, Ахкозова Кристина Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 32 " Белоснежка"
Населённый пункт: ХМАО – Югра, город Нефтеюганск
Наименование материала: Опыт работы по самообразованию
Тема: Развитие речи воспитанников младшего дошкольного возраста средствами малых дошкольных форм фольклора
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32 «Белоснежка»
Анализ работы по самообразованию
тема:
«Развитие речи воспитанников младшего дошкольного
возраста средствами малых дошкольных форм фольклора»
за 2017-2018 учебный год
Подготовили воспитатели:
Кудряшова Ф.И.
Ахкозова К.В.
г. Нефтеюганск 2018 г.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое
ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным
языком является одним из самых важных приобретений ребенка в
дошкольном детстве.
И немалую роль в этом играет применение форм устного народного
творчества. Выбранная нами тема самообразования не случайна. Ещё летом
узнав, что в нашей средней группе будут дети «домашние», мы решили, что
именно использование нами малых форм фольклора позволит нам
активизировать речевую деятельность наших воспитанников.
Актуальность
темы исследования доказана выходом Федеральных государственных
стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых существенное
место отводится речевому развитию детей.
Исходя из этого мы поставили
перед собой цель:
Цель работы:
повышение своего теоретического уровня, профессионального
мастерства и компетентности;
объединить усилия педагогов и родителей по
воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Определены задачи:
* Раскрыть влияние малых форм фольклора на развитие речи детей среднего
дошкольного возраста;
* Развивать коммуникативные, творческие, познавательные способности
детей на основе устного народного творчества;
* Способствовать обогащению активного словаря;
* Приобщить детей к устному народному творчеству;
* Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Организация и реализация работы велась поэтапно:
На 1-ом этапе Мы изучили методическую литературу по данной проблеме,
психологические особенности развития детей нашего возраста, а также
обращались за информацией к интернет – ресурсам.
На 2-ом этапе в начале года провели наблюдение и пришли к выводу, что
детвора мало знают малые фольклорные жанры (потешки, заклички,
считалки, ); с затруднением, а некоторые вообще не знали, знакомые русские
народные сказки, такие как:«Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и
медведь», «Три медведя». Не все воспитанники эмоционально откликались
на чтение художественных произведений, присутствовала стеснительность
при чтении стихотворений, потешек. У некоторых детей отсутствовал вообще
интерес к книге, хотя художественная литература имеет огромное
воспитательное, познавательное и эстетическое значение, развивает умение
тонко чувствовать форму и ритм родного языка. В результате мы пришли к
выводу, что нам необходимо обобщить и систематизировать весь материал по
детскому фольклору и развитию речи детей.
На следующем этапе для реализации работы нами были созданы условия:
1. Свою работу мы начали с создания предметно-развивающая среды: создан
книжный центр, где родители помогли сделать подборку детских сказок,
потешек; 2. центр грамоты (речевой), где для работы имеются ярко
иллюстрированные книжки чистоговорок, пальчиковых игр, мимических и
дыхательных гимнастик, ….,
3. Создан центр театра и музыки, который помогли пополнить родители
наших воспитанников;
4. Оформлены и другие игровые центры; созданы картотеки потешек,
закличек, считалок, дразнилок…;
5. приобрели дидактический материал и пособия для обогащения словарного
запаса детей.
Стандарты отмечают, что задачи речевого развития детей могут
реализовываться в различных видах деятельности,
Поэтому для реализации поставленных задач все мероприятия нами
проводились систематично в течение всего учебного года. Использование
малых форм в различных режимных моментах: во время приёма пищи,
умывания, бодрствования, прогулки, во время НОД оказывали благоприятное
влияние на общение с детьми. Мы использовали и различные формы работы:
чтение, обсуждение, пересказ, заучивание, театрализация, конкурс чтецов,
игры-имитации.
Знакомство с малыми формами фольклора для детей началось с потешек. Мы
вместе с детьми через движения старались рассказать о чём говорится в
потешке, учились выразительно двигаться, говорить, например, как лисичка-
сестричка, зайчик, медведь - косолапый. Перед детьми ставили задачу не
только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим
её обыграть
.
Свой показ дети сопровождают выразительными
пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при
проговаривании и обыгрывании потешки:
Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
я по лесу бежала,
я зайку догоняла.
И в ямку - бух!
Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.
Для самовыражения использули потешки «Киска, киска, киска брысь»,"Как у
нашего соседа» и т.д.
Потешки помогали наладить эмоциональный контакт с детьми, делать речь
ребенка более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной.
Заклички
Большую роль использование малых жанров фольклора играет в развитии
звуковой культуры речи, так как учит детей правильно чётко и отчетливо
произносить звуки и слова, переносить эти навыки в обычную разговорную
речь. Этому способствовали проговаривание с детьми чистоговорок,
скороговорок. Скороговорки и чистоговорки способствовали улучшению
дикции, совершенствованию звуковой культуры:
Ра – ра - ра – месит тесто детвора
Ра – ра - -ра – с глиной нам играть пора.
А также этот вид малого фольклора используем и для развития навыков
выразительной речи детей.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Эти жанры, т.е. чистоговорки, скороговорки формируют правильное
звукопроизношение. Умение проговаривать скороговорки только
начинает формироваться у наших воспитанников. Неудачи пока не
огорчают, а веселят детей, потому что воспроизвести скороговорку, не
сбившись, не исказив ее слова, не совсем и не у всех пока получается.
Неоценима роль загадок в познании окружающего мира. Именно с
помощью загадок народные познания передавались из поколения в
поколение. С начало наши дети отгадывали готовые загадки, а уже затем
потихоньку начали придумывать сами самые простые, тем самым развивая
своё словотворчество, что способствовало формированию образной речи.
Отгадывая загадки, наши дети через фольклор учатся устанавливать
причинно – следственные связи. Загадки пока тоже сложновато даются
нашим детям, но мы над этим будем работать.
Игра - это комфортное проживание детства. Играя, ребёнок переживает
огромную радость, а в радости развитие ребёнка идёт более интенсивно и
успешно. Кроме того, в игре ребёнок проявляет свои мысли, чувства,
желания, свою самостоятельность, творческие способности. К таким играм,
где мы активно используем детский фольклор можно отнести пальчиковые
игры, которые развивают мелкую моторику, способствуя развитию речи.
Запоминание, заучивание стихотворных текстов жанров фольклора с
участием рук и пальцев (стихов, сказок) оказывает большое влияние на
развитие словаря наших детей, так как именно из них дети узнают об
окружающем мире. Это приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает,
доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой
тесная связь - развивается воображение, активизируется мыслительная
деятельность малыша.
Дети очень любят играть в хороводные, народные игры. Слова игр
легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное
влияние на развитие речи. На НОД по физическому развитию вместе с
Викторией Васильевной очень любят играть в подвижные игры. На прогулке
для наблюдений за сезонными явлениями используем элементы устного
народного творчества (загадки, приметы, художественное слово), играем в
игры разной подвижности: «Ровным кругом», «Водяной», «Карусели»,
«Ловишки» и т.д. Во время игр всем детям хочется быть главным героем
(петушком, зайчиком, колпачком) вот тут-то на помощь приходят считалки,
которые служат для справедливого распределения ролей. Считалки помогают
вырабатывать в детях такие черты характера, как честность, благородство,
чувство товарищества. Доставляют детям наслаждение.
Дразнилки
Есть в детском фольклоре и весьма своеобразные жанры, отражающие уже
не только детский быт или отношение к окружающему миру, но и
взаимоотношения между детьми, детскую психологию. Это так называемые
сатирические жанры: дразнилки.
Иногда наши дети дразнятся просто, чтобы пошутить над другом или
подругой … Детям мы объяснили, что значат дразнилки. Когда и как можно
их использовать в своей речи. Но чтобы избежать конфликтных ситуаций, мы
с ними их пока не заучиваем, а просто зачитываем. Дети слушают, от
услышанного текста им просто весело. Затем мы обсуждаем смысл
прочитанной дразнилки.
Дети наши очень любят, когда им читают народные сказки. После прочтения
стараемся просить детей пересказать понравившийся отрывок из сказки,
рассказать начало сказки или назвать героев … а иногда пытаются дети
рассказать сказку на новый лад, добавляя новых героев, или изменив
концовку сказки. Заметив большой интерес детей к сказкам, стали детей
учить инсценировать сказки. Проводим инсценировки сказок, в основе
которых лежит создание у детей бодрости, успеха и ощущение удовольствия.
Сначала были участниками более сильные, активные, хорошо говорящие
дети, ну а затем стали привлекать детей малоактивных, застенчивых,
Становясь участниками сценки, такие дети постепенно преодолевали порог
стеснительности и робости, развивали у детей творческую инициативу,
умение преодолевать детские страхи, чувство тревожности, развивали у них
уверенность в себе
Совместно с музыкальным работником Анастасией Алексеевной игру
драматизацию по р.н. сказке «Теремок» мы показали детям младших групп.
Далеко не все дети нашей группы могут передавать характер сказочного
персонажа, его особенности, поэтому мы стали в своей деятельности
активно использовать театр: настольный, кукольный, теневой, би-ба-бо. Что
тоже влияет на развитие речи воспитанников, творческих способностей,
воображения …
Для того чтоб наши дети больше приобщались к истокам народного
творчества, детей приглашали на экскурсию в «Русскую избу», где создана
специальная среда, попадая в которую наши дети могли почувствовать себя
как в русской народной сказке, посмотреть предметы народного быта,
познакомиться с традиционными народными промыслами, ремеслами,
костюмами. От посещения музея у детей было столько много эмоций, слов
восхищения, удивления и восторга. Своими впечатлениями они долго
делились между собой, рассказывали родителям.
Большое влияние оказывают на развитие речи детей посещения театральных
представлений, которые показывают у нас в саду приглашённые гости.
Дети были участниками народных праздников «Осенины»,
«Рождество», «Веснянка» …. Где старались прочесть свой стих
выразительно, с интонацией, громко …
Не остались в стороне и родители наших подопечных. С помощью
родителей были изготовлены книжки-малышки, маски героев сказок, театр на
ладошках, приобретён настольный театр. Они вместе с нами учили потешки,
стихи. Вели и индивидуальную работу: давали рекомендации по развитию
словаря, речи, предлагали выучить потешки, заклички, пальчиковые игры …
подготовили консультации
…
Таким образом, мы
заметили, что детский фольклор способствует развитию речи детей. Помогая
детям овладеть языком произведений устного народного творчества, мы
старались выполнять и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи
образования каждого ребёнка. Устное народное творчество влияет на все
стороны развития речи и оказывает влияние на развитие ребёнка в целом. У
наших воспитанников отмечается повышение уровня речевого общения,
дети стали более активными в разговорной речи, стали больше задавать
вопросов и отвечать на них. Заметно повысился уровень сформированности
коммуникативных навыков. И благодаря использованию жанров фольклора,
адаптация воспитанников вначале учебного года прошла быстро и незаметно.
В перспективе мы планируем детский фольклор использовать в своей работе
и в дальнейшем.