Напоминание

"Сложение и вычитание десятичных дробей"


Автор: Лошкарева Александра Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 7
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Раздел: среднее образование





Назад




Предмет Математика

Класс 5

Тема Сложение и вычитание десятичных дробей.

Тип урока: урок закрепления и совершенствования умений и навыков.

Цели деятельности учителя:

Цель: формировать умения сложения и вычитания десятичных дробей и применять их при решении задач, способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-

действенного мышления, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на урок с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективному составленному плану, оценивать

правильность выполнения действий на уровне оценки, планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и

учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: Умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Планируемые результаты:

Предметные: уметь решать задачи на сложение и вычитание десятичных дробей.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы после его

завершения на основе его оценка и учета характера сделанный ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером; познавательные – уметь ориентироваться в своей системе

знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке);

использовать знаково-символические средства; извлекать из математических текстов необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи.

Основные понятия: десятичные дроби, сравнение, сложение, вычитание.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Оборудование: проектор, ПК, доска-экран, презентация, рабочая карта ученика

Этапы

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных

результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные

действия(УУД)

1

2

3

4

5

6

Мотивация к

учебной

деятельности

Цели:

Актуализировать

требования к ученику

с позиции учебной

деятельности.

Создать условия для

формирования

внутренней

потребности учеников

Организует

актуализацию

требований к

ученику с позиции

учебной

деятельности.

Проверяет уровень

знаний и подготовки

к уроку. Проверяет

знание правил

сравнения, сложения

и вычитания

1. Здравствуйте!

-Ребята, давайте разложим слово "урок" по буквам.

У – успех (успех – достижение поставленных целей)

Р – радость (радость – основная положительная эмоция)

О – одаренность (одаренность – уровень развития способностей человека)

К – коллектив ( группа людей, объединенные совместной деятельностью)

-Надеюсь, что сегодня на уроке нас ждет и успех, и радость. И мы, работая в коллективе,

покажем свою одарённость.

Не будем тратить время зря, приступим к работе.

В труде применяем сложение,

Сложению – и честь, и почет.

К умению прибавим терпение,

Отвечают на

вопросы,

формулируют

тему урока.

Уметь сравнить

десятичные дроби.

- самостоятельное выделение и

формулирование учебной

цели;

-знаково-символические

действия;

.

во включении в

учебную

деятельность.

Установить

тематические рамки

десятичных дробей.

А сумма успех принесет!

Нельзя забывать вычитание.

Чтоб зря не потратился день,

Из суммы старания и знания

Мы вычтем безделье и лень!

-Прослушав стихотворение, как вы думаете, какая тема сегодня на уроке?

(Сложение и вычитание десятичных дробей)

- Тема новая для нас? (нет)

- Тогда какие цели можем поставить перед собой?

Актуализация и

фиксирование

индивидуального

затруднения в

действиях;

выявление места и

причины

затруднения.

Цели:

- Создать условия для

выполнения

учащимися учебного

действия;

- Организовать

фиксирование

учащимися

индивидуального

затруднения;

- Выявить место (шаг,

операцию)

затруднения;

- Зафиксировать

во внешней речи

причину затруднения

Организует

закрепление

материала.

Организует

фиксирование

индивидуального

затруднения,

выявление места и

причины

затруднения во

внешней речи,

обобщение

актуализированных

знаний

2. Устная работа.

- Известно, какое значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки

запятых смысл предложения может резко измениться.

Например,

«Казнить, нельзя помиловать»и«Казнить нельзя, помиловать».

В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

Восстанови в записях запятые:

48 + 22 = 7

12,34 > 1234

945 – 545 = 4

3825< 5,63

Ребята, оцените себя сами:

Если выполнили все верно, то поставьте знак +

если допустили ошибку и исправили её, +,

если не справились, то -.

3. Математический диктант

1,52+0,4=1,92

0,74+0,7=1,44

3,2+4,68=7,88

3,02+7,38=10,4

5,1+6,39=11,49

16,4+3,6=20

Каким алгоритмом вы пользовались?

уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;

записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;

выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;

поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

4. Фронтальная работа

Прочитайте десятичную дробь: 237, 0654.

а) Переместите запятую вправо на 1 цифру, 2 цифры и прочитайте новые дроби. Что

произошло с данным числом?

б) Перенесите запятую влево на 1 цифру. Прочитайте новую дробь. Что произошло с

исходной дробью?

5. Физкультминутка

6. Работа в парах. «Дружно все вместе».

Вариант1.

1.Вычислите:

7,8 + 6,9У

8,1 – 5,46 А

24,2 + 0,867Т

11,1 – 2,8 М

Устно выполняют

задания,

записывая ответы

в РКУ. Сверяют

полученные

ответы с образцом,

проводят

самооценку,

сообразно

критериям.

Те же задания

для детей с ОВЗ

Проговаривают

алгоритм

сложения и

вычитания

десятичных

дробей.

Те же задания

для детей с ОВЗ

Уметь сравнивать,

складывать и

вычитать

десятичные дроби.

- выбор оснований и критериев

для сравнения;

- построение логической цепи

рассуждения;

- постановка и решение

проблемы при составлении

задачи, поиск и

выделение необходимой

информации

2. Запишите ответы в порядке возрастания, прочитайте название и запишите:

Название:

Вариант 2.

1.Вычислите:

0,76 + 42,38 Н

9,4 – 7,3 П

5,8 + 2,191Т

16,78 – 5,48О

1,35 + 0,86И

2. Запишите ответы в порядке возрастания, прочитайте название и запишите:

Название:

Оцените совместную работу.

7. Самостоятельная работа. «Сами умеем».

Каждому из вас предстоит самостоятельно решить уравнение. Вам предлагается самим выбрать

уровень сложности уравнения и решить одно из предложенных.

1 вариант

На «3» 45-x = 38,783

Ответ: x=

На «4» (x+1,7) – 6,02 = 10,4

Ответ: x=

На «5» 3,97x + 20,4x + 0,63x =5050

Ответ: x=

2 вариант

На «3» x + 27,621 = 38

Ответ: x=

На «4» (8,3 - x) – 0,02 = 3,4

Ответ: x=

На «5» 12,7x + 2,06x + 0,24x =4545

Ответ: x=

Дополнительное задание:

Вставьте пропущенные цифры:

3 *, 7 * 03

+* 8, * 71 *

* 03, 53 * 5

Оцените работу своего соседа по парте (взаимопроверка).

8. Совместная работа.

Решим задачу. Сегодня к нам в школу пришло письмо.

“Дорогие ученики. Пишет Вам Копатыч. У нас беда. Помогите нам, пожалуйста,

справиться с нею. Дело в том, что мы, т.е – Копатыч, Крош и Ёжик решили узнать свой вес. Но

Делают выводы.

Работают в парах,

производят

взаимооценку.

Те же задания

для детей с ОВЗ

Работают

индивидуально.

Выполняют

взимопроверку.

Выявляют и

фиксируют

затруднения.

-выдвижение гипотез, их

обоснование;

шкала весов до 20 кг была повреждена, и показания на ней прочитать не представлялось

возможным. Поэтому я взвесился, сначала с Ёжиком: получилось 22,4 кг; затем с Крошем,

получилось 23,5 кг; а затем мы взвесились все вместе и получили 26,7 кг. Но все равно мы так и

не узнали свой вес. Если сможете, помогите нам, пожалуйста. Мы на вас надеемся. С большим

уважением Копатыч”.

Те же задания

для детей с ОВЗ

Решают проблему,

задавая разумные

вопросы.

обобщение, конкретизация,

анализ;

- составление схемы

определения понятия,

подведение под понятие;

Рефлексия учебной

деятельности на

уроке.

Цели:

Организовать

рефлексию

Организует

рефлексию.

9. Домашнее задание: Индивидуальные карточки

10. Итог урока.

1.На уроке я работал…

2.Своей работой на уроке я…

3.Урок для меня показался

4.За урок я…

5.Мое настроение…

6.Материал урока мне был…

7.Домашнее задание мне кажется

Рассказывают, что

узнали на уроке.

Осуществляют

самооценку.

Записывают

домашнее задание.

Те же задания

для детей с ОВЗ



В раздел образования