Автор: Никулина Людмила Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №13
Населённый пункт: Томская область город Томск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности экологического воспитания в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Особенности экологического воспитания в ДОУ»
(доклад на методическом объединении, воспитатель Никулина Л.В., 2012 г.)
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных
представлений и знаний о природе. Природное окружение расширяет больше
возможностей для формирования экологической культуры, что влияет на
развитие нравственных, патриотических чувств. Экологическое воспитание и
образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени:
только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих
людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического
состояния, в котором они пребывают сейчас. В дошкольном возрасте главным
является не приобретение ребенком экологических знаний, а формирование у
него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков
экологически
грамотного
поведения.
Важно
воспитать
у
ребят
познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать,
экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Таким образом, на первое место выходит экологическое образование. Однако
в
педагогической
литературе
под
образованием
подразумевается
целенаправленный педагогический процесс, включающий в себя и обучение,
и
воспитание.
Отсюда
следует,
что
обучение
всегда
должно
в
единстве
осуществлять
функции
образования,
воспитания
и
общего
развития,
содействуя всестороннему, гармоническому развитию личности. Из первой и
второй закономерностей вытекают принципы направленности обучения на
решение во взаимосвязи задач образования, коммуникативного воспитания и
общего
развития
личности,
связи
обучения
с
жизнью,
с
практикой
и
принципом научности.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
воспитание
гуманного
отношения
к
природе
(нравственное
воспитание);
формирование
системы
экологических
знаний
и
представлений
(интеллектуальное развитие)
развитие
эстетических
чувств
(умения
увидеть
и
прочувствовать
красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
участие
детей
в
посильной
для
них
деятельности
по
уходу
за
растениями и животными, по охране и защите природы.
Все
составляющие
подобного
комплексного
подхода
к
экологическому
воспитанию
в
условиях
дошкольного
учреждения
существуют
не
обособленно, а взаимосвязано.
Метод
с
точки
зрения
экологического
образования
–
способ
совместной
деятельности
воспитателя
и
детей,
в
ходе
которого
осуществляется
формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание
отношения к окружающему миру.
В каждом методе выделяют внешнюю (система способов действия детей и
воспитателя) и внутреннюю сторону (психические познавательные процессы,
который лежат в тех или иных способах действия).
Выделяют следующие группы методов:
- наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)
-
словесные
(беседа,
рассказ,
чтение
х/л,
объяснение,
указание,
педагогическая оценка, вопрос и т.д.)
- практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т.д.)
-
собственно
-
практические
(обращение
к
опыту
детей,
практические
ситуации, поисковые действия, обследование)
- игровые (дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками,
имитация
действий,
прятанье,
поиск,
подвижная
игра,
эпизодические
игровые приемы, загадки).
Все
группы
методов
используются
на
протяжении
всего
дошкольного
возраста
с
учетом
преобладающей
формы
мышления
и
характере
деятельности детей.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и
корректируют сложившиеся у детей экологические ценностные ориентации,
интересы и потребности.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают
методы,
стимулирующие
самостоятельную
деятельность.
Игровая
деятельность дошкольников включает в себя много других разнообразных
видов
деятельности
и
поэтому
является
универсальной.
Педагогически
грамотное
руководство
игровой
деятельностью
позволяет
расширить
кругозор
дошкольников,
помогает
воспитывать
в
детях
чувство
ответственности за состояние родной природы.
При
этом
важны
не
отдельные
мероприятия,
а
хорошо
продуманный
непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению
природной среды.
Воспитание
правильного
отношения
детей
к
природе,
умение
бережно
обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в
дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду
сочетается с воздействием на ребят в семье.
Для создания и улучшения предметно – пространственной среды в семье и
обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести
работу с родителями. Предоставив родителям информацию об актуальности
экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни,
педагогам
необходимо
познакомить
родителей
с
системой
работы
дошкольного учреждения в данном направлении.
Можно сделать вывод, что работа по экологическому воспитанию в ДОУ
осуществляется в нескольких направлениях:
- работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов
деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других
как
на
специально
организованных
занятиях,
так
и
в
совместной
со
взрослыми и самостоятельной деятельности;
- работа с педагогами;
- работа с родителями;
- работа в социуме
Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее
эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие
видов
детской
деятельности
и
имеет
наибольшее
воздействие
на
эмоциональную сферу ребёнка.
Познавательная
и
речевая
деятельность
–
важная
составляющая
экологического
воспитания,
ведь
именно
знания
позволяют
правильно
сформировать экологическую картину мира ребёнка.
Воспитание чувства ответственности. Любить – значит, беречь. Помогают в
этом
уголки
экологического
воспитания
и
специальная
экологическая
комната.
Экологические зоны на участке ДОУ: труд в уголке поля; наш солнечный луг;
июльское разнотравье; огороды и цветники.
Обращение к теме природы в танцах, в музыкально - театрализованных
постановках способствует экологическому воспитанию детей в ДОУ.
Художественная
и
энциклопедическая
литература,
книги,
позволяют
знакомить
детей
с
народными
сказками,
произведениями
писателей
о
природе, достоверными естественнонаучными и экологическими сведениями.
Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания,
совместно
организованные
мероприятия
не
только
помогают
обеспечить
единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот
процесс
необходимую
ребёнку
особую
положительную
эмоциональную
окраску.
Один
из
путей
повышения
эффективности
экологического
воспитания
состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
Перечень
форм
и
методов
экологической
работы,
используемых
в
дошкольных учреждениях:
- экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- уроки мышления;
- экологические кружки;
- экологические конкурсы;
- КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- трудовой десант;
- зеленый патруль;
- лаборатория юного эколога;
- составление экологических карт;
- ведение «Панорамы добрых дел»;
- ведение фенологических календарей природы;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические музеи;
- день (неделя) экологического творчества;
- экологические праздники и фестивали;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование
- экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);
- экологические сказки;
- экологические тренинги; и т.д.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить
на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в
ней
зависимостях.
Детям
следует
дать
знания
о
природе,
формировать
трудовые
умения
и
навыки,
воспитывать
эмоциональную
отзывчивость,
любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о
природе
должны
быть
построены
на
конкретном
материале,
которой
доступен наблюдению детей.
Основные
задачи
педагога
-
вырастить
и
воспитать
здорового
человека,
знающего и защищающего природу, научить по - хозяйски распоряжаться ее
богатствами.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного
подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером
демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере
своих
возможностей,
вместе
с
детьми
участвуют
в
природоохранной
деятельности.