Напоминание

"Особенности экологического воспитания в ДОУ"


Автор: Никулина Людмила Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №13
Населённый пункт: Томская область город Томск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности экологического воспитания в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Особенности экологического воспитания в ДОУ»

(доклад на методическом объединении, воспитатель Никулина Л.В., 2012 г.)

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных

представлений и знаний о природе. Природное окружение расширяет больше

возможностей для формирования экологической культуры, что влияет на

развитие нравственных, патриотических чувств. Экологическое воспитание и

образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени:

только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих

людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического

состояния, в котором они пребывают сейчас. В дошкольном возрасте главным

является не приобретение ребенком экологических знаний, а формирование у

него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков

экологически

грамотного

поведения.

Важно

воспитать

у

ребят

познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать,

экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Таким образом, на первое место выходит экологическое образование. Однако

в

педагогической

литературе

под

образованием

подразумевается

целенаправленный педагогический процесс, включающий в себя и обучение,

и

воспитание.

Отсюда

следует,

что

обучение

всегда

должно

в

единстве

осуществлять

функции

образования,

воспитания

и

общего

развития,

содействуя всестороннему, гармоническому развитию личности. Из первой и

второй закономерностей вытекают принципы направленности обучения на

решение во взаимосвязи задач образования, коммуникативного воспитания и

общего

развития

личности,

связи

обучения

с

жизнью,

с

практикой

и

принципом научности.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

воспитание

гуманного

отношения

к

природе

(нравственное

воспитание);

формирование

системы

экологических

знаний

и

представлений

(интеллектуальное развитие)

развитие

эстетических

чувств

(умения

увидеть

и

прочувствовать

красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

участие

детей

в

посильной

для

них

деятельности

по

уходу

за

растениями и животными, по охране и защите природы.

Все

составляющие

подобного

комплексного

подхода

к

экологическому

воспитанию

в

условиях

дошкольного

учреждения

существуют

не

обособленно, а взаимосвязано.

Метод

с

точки

зрения

экологического

образования

способ

совместной

деятельности

воспитателя

и

детей,

в

ходе

которого

осуществляется

формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание

отношения к окружающему миру.

В каждом методе выделяют внешнюю (система способов действия детей и

воспитателя) и внутреннюю сторону (психические познавательные процессы,

который лежат в тех или иных способах действия).

Выделяют следующие группы методов:

- наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)

-

словесные

(беседа,

рассказ,

чтение

х/л,

объяснение,

указание,

педагогическая оценка, вопрос и т.д.)

- практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т.д.)

-

собственно

-

практические

(обращение

к

опыту

детей,

практические

ситуации, поисковые действия, обследование)

- игровые (дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками,

имитация

действий,

прятанье,

поиск,

подвижная

игра,

эпизодические

игровые приемы, загадки).

Все

группы

методов

используются

на

протяжении

всего

дошкольного

возраста

с

учетом

преобладающей

формы

мышления

и

характере

деятельности детей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и

корректируют сложившиеся у детей экологические ценностные ориентации,

интересы и потребности.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают

методы,

стимулирующие

самостоятельную

деятельность.

Игровая

деятельность дошкольников включает в себя много других разнообразных

видов

деятельности

и

поэтому

является

универсальной.

Педагогически

грамотное

руководство

игровой

деятельностью

позволяет

расширить

кругозор

дошкольников,

помогает

воспитывать

в

детях

чувство

ответственности за состояние родной природы.

При

этом

важны

не

отдельные

мероприятия,

а

хорошо

продуманный

непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению

природной среды.

Воспитание

правильного

отношения

детей

к

природе,

умение

бережно

обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в

дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду

сочетается с воздействием на ребят в семье.

Для создания и улучшения предметно – пространственной среды в семье и

обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести

работу с родителями. Предоставив родителям информацию об актуальности

экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни,

педагогам

необходимо

познакомить

родителей

с

системой

работы

дошкольного учреждения в данном направлении.

Можно сделать вывод, что работа по экологическому воспитанию в ДОУ

осуществляется в нескольких направлениях:

- работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов

деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других

как

на

специально

организованных

занятиях,

так

и

в

совместной

со

взрослыми и самостоятельной деятельности;

- работа с педагогами;

- работа с родителями;

- работа в социуме

Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее

эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие

видов

детской

деятельности

и

имеет

наибольшее

воздействие

на

эмоциональную сферу ребёнка.

Познавательная

и

речевая

деятельность

важная

составляющая

экологического

воспитания,

ведь

именно

знания

позволяют

правильно

сформировать экологическую картину мира ребёнка.

Воспитание чувства ответственности. Любить – значит, беречь. Помогают в

этом

уголки

экологического

воспитания

и

специальная

экологическая

комната.

Экологические зоны на участке ДОУ: труд в уголке поля; наш солнечный луг;

июльское разнотравье; огороды и цветники.

Обращение к теме природы в танцах, в музыкально - театрализованных

постановках способствует экологическому воспитанию детей в ДОУ.

Художественная

и

энциклопедическая

литература,

книги,

позволяют

знакомить

детей

с

народными

сказками,

произведениями

писателей

о

природе, достоверными естественнонаучными и экологическими сведениями.

Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания,

совместно

организованные

мероприятия

не

только

помогают

обеспечить

единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот

процесс

необходимую

ребёнку

особую

положительную

эмоциональную

окраску.

Один

из

путей

повышения

эффективности

экологического

воспитания

состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.

Перечень

форм

и

методов

экологической

работы,

используемых

в

дошкольных учреждениях:

- экологические занятия;

- экологические экскурсии;

- уроки доброты;

- уроки мышления;

- экологические кружки;

- экологические конкурсы;

- КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";

- экологические акции;

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

- трудовой десант;

- зеленый патруль;

- лаборатория юного эколога;

- составление экологических карт;

- ведение «Панорамы добрых дел»;

- ведение фенологических календарей природы;

- экологические выставки и экспозиции;

- экологические музеи;

- день (неделя) экологического творчества;

- экологические праздники и фестивали;

- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование

- экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);

- экологические сказки;

- экологические тренинги; и т.д.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить

на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в

ней

зависимостях.

Детям

следует

дать

знания

о

природе,

формировать

трудовые

умения

и

навыки,

воспитывать

эмоциональную

отзывчивость,

любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о

природе

должны

быть

построены

на

конкретном

материале,

которой

доступен наблюдению детей.

Основные

задачи

педагога

-

вырастить

и

воспитать

здорового

человека,

знающего и защищающего природу, научить по - хозяйски распоряжаться ее

богатствами.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного

подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером

демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере

своих

возможностей,

вместе

с

детьми

участвуют

в

природоохранной

деятельности.



В раздел образования