Напоминание

"Проектная деятельность в начальной школе"


Автор: Щерба Ольга Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 имени дважды Героя Советского Союза Д.А.Драгунского"
Населённый пункт: город Новозыбков Брянская область
Наименование материала: Использование на уроках в начальной школе проектной деятельности
Тема: "Проектная деятельность в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Проектная деятельность в начальной школе.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом

участвуют в различных

исследовательских делах.

Успех исследования во многом зависит от его

организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо

следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными

для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена

необходимым оборудованием, средствами и материалами.

В

начальной

школе

действенным

средством

сохранения

интереса

к

исследованиям

становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и

различие?

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа,

прообраза,

предполагаемого

или

возможного

объекта

или

состояния.

Исследовательский

метод

обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие

исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо

заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс

поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Таким образом, как

отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по

направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование

-

бескорыстный поиск

истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе

обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы

на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в

отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Проект - более широкое понятие - это совокупность определенных действий, документов,

предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода

теоретического продукта.

Это всегда творческая деятельность.

В основе

метода проектов лежит

развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои

знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (Е.С.

Попов) Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект -

это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления

результатов исследования.

В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

развитие познавательных умений и навыков учащихся

умение ориентироваться в информационном пространстве

умение самостоятельно конструировать свои знания

умение интегрировать знания из различных областей наук

умение критически мыслить.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения

практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов

самостоятельную деятельность ученика

структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов

использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее

задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных

результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в

совокупности, что повышает их эффективность.

Проект – это «пять П»:

Проблема –

Проектирование (планирование) –

Поиск информации –

Продукт –

Презентация.

Цель проектной деятельности

Активизировать познавательную деятельность учеников

Объединить школу, детей и родителей в совместной деятельности

Развивать личность ребенка

Воспитывать инициативность и самостоятельность

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию

проектной деятельности. В первом классе это доступные творческие задания, выполняемые на уроках

окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во

внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные

проекты. Например, в 1 классе моими учениками были созданы следующие проекты:

1.

«Первый раз в 1 класс» создание коллективного классного фотоальбома. Цель проекта:

Поддержание интереса к учебной деятельности. Развитие умения работать сообща.

Результатом стал фотоальбом жизни нашего класса.

2.

«Живой Алфавит от А до Я» проектная деятельность на уроке в период закрепления

изученных букв (каждой букве соответствовала картинка с животными). Цель проекта:

Закрепление темы звуки и буквы. Составление и подбор слов на соответствующие звуки и

буквы. Развитие умения работать сообща. По желанию были организованы группы, которые

осуществляли: подбор слов на определенную букву по общим признакам «Одушевленные

предметы, отвечающие на вопрос кто?». Красочно оформляли страницы. Результатом работы

стал журнал, который мы демонстрировали на параллели. (После такой деятельности на уроке

у детей появилось желание создать свой живой алфавит)

Во 2 классе

Конкурс проектов Журнал «В мире животных». Проект был приурочен ко дню земли. Цель

деятельности: активизировать познавательную деятельность учеников, объединить школу,

детей и родителей в совместной деятельности, способствовать развитию творческих

способностей детей.

Проект «Города России». Книга, приуроченная к серии уроков окружающего мира.

Проект « Родословная семьи» результат работы – генеалогическое древо. Цель: содействие

возрождению традиций семейного воспитания; сплотить родителей и детей, заинтересовать их

одним общим делом.

В 3 классе

Проект «Комната, в которой я хочу жить» Цель: учиться планированию проектированию и

реализация замысла, с возможным применением в реальной жизни.

Ко всему прочему, УМК «Школа России» предполагает ряд проектов в рамках уроков, например, по

литературному чтению, окружающему миру

Подводя

итог,

отмечу,

что

в

условиях

перехода

на

Федеральные

государственные

стандарты

образования второго

поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников

обеспечивает

формирование

универсальных

учебных

действий

школьника,

воспитание

ответственности

учащегося

за

свой

учебный

опыт,

принятие

решений,

дальнейшее

образование,

духовно-нравственного

воспитание.

В

условиях

правильной

организации

исследовательской

деятельности дети незаметно для себя овладевают

нравственными нормами, усваивают моральные

требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения,

т.е.

формируются

так

называемые

“нравственные

привычки”.

Трудолюбие,

ответственность,

самостоятельность,

предприимчивость

такими

качествами

личности

овладевают

учащиеся

в

результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и

сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской

деятельности

повышает

уверенность

в

себе,

что

позволяет

успешнее

учиться.

Сколько

радости

испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для

учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и

просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.



В раздел образования