Автор: Русинова Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Новосельская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Новое Село, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Праздник "Прощай Азбука"
Раздел: начальное образование
ПРАЗДНИК АЗБУКИ
У. Смех и слёзы радость и печаль,
За это время удалось нам испытать.
Но стараний нам своих не жаль,
Все: Книги можем мы теперь читать.
У. А помогла в этом, самая замечательная книга, самая первая книга,
прочитанная нами
Все: Аз – бу – ка!
У. Сегодня мы собрались на праздник первого класса, праздник
Все: Прощай, аз – бу – ка!
1-й В поезд можете садиться.
Этот поезд быстро мчится
От границы до границы
По степям до синих гор
На зеленый светофор.
2-й В школу он спешит сейчас
К нам на праздник в первый класс!
Опоздать нельзя на праздник —
Это каждый знает.
Мчится поезд-первоклассник,
Скорость набирает.
3-й Прибавляет по пути
К трем четыре, два к пяти,
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучая алфавит.
1-й Так садись в счастливый поезд,
И помчим от А до Я.
Нынче в нашей школе — праздник!
Славный праздник букваря!
Дети занимают свои места.
1-й ученик. Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
Мне теперь не до игрушек
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И детсаду подарю.
2-й ученик. Я бросила куклу,
Играть не хочу.
Мне некогда очень,
Я буквы учу.
Из них я сама
Составляю слова,
Из них написала я:
«Мама моя».
3-й ученик. Даже маленький ребенок,
Не умеющий читать,
Только вышел из пеленок —
Просит книгу показать.
4-й ученик. Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.
5-й ученик. Надо 10 лет учиться,
Не лениться, а трудиться.
Год за годом промелькнут,
и от школьного порога
В жизнь откроется дорога.
6-й ученик. Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтеры,
Комбайнеры и актеры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы —
Все: Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс!
2 -й Бегал в садике давно ли
Он за мыльным пузырем!
А теперь Сережа в школе,
Нынче встреча с букварем.
3 -й Со стены, где спозаранок
Скачет зайчик золотой,
Смотрят ласково из рамок
Ломоносов и Толстой.
1-й Смотрят прямо на Сережу,
Мудрым взором говоря,
Что они когда-то тоже
Начинали с букваря!
1-й ученик: Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.
2-й ученик: Ель, топор, лопата, руки —
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Все: Гласные, согласные.
3-й ученик: Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбели Аленку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
4-й ученик: А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
5-й ученик: Ссс — змеиный слышен свист,
Шшш — шуршит опавший лист,
Жжж — шмели в саду жужжат,
Ррр — моторы тарахтят.
6-й ученик: Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
«Ма» и «ша» (запомни «Маша»)
К нам явились на урок.
1-й ученик: Если слоги встанут рядом,
Получаются слова..
«Ты» и «ква», а вместе: «тыква»,
«Со» и «ва», читай: «сова».
2-й ученик: «Ми-ла мы-ла ру-ки мы-лом,
Ма-ша ка-шу ва-рит нам».
Чтоб скорей и легче было,
Все читайте по слогам.
3-й ученик: Соединили мы два слова —
И предложение готово:,
Дождь идет.
Гремит гроза.
Улетела стрекоза.
4-й ученик: Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем .говорить считать.
И постепенно, понемногу.
Мы научились все читать.
У. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
- Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну прочитай ещё страницу!
Все: Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
У. Значит вы все умеете читать?
Сейчас я это проверю. Проведём игру «составь слово»
Игра «Составь слово»
Участники игры получает у задание-карточку, на которой нарисован предмет
(сорока, дорога, кукла, радуга). Дети должны составить название этого
предмета из «живых» букв. Например, на картинке нарисована курица.
Игроки должны выбрать необходимые им буквы и построиться в должном
порядке, держа буквы перед собой. Зрители оценивает правильность и
быстроту выполнения задания.
У. Буквы значки, как бойцы на параде,
В чётком порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё?
Все: Алфавит!
У. Буквы все стоят красиво,
По порядку посмотри.
Ну а ты сейчас сумеешь,
Повторить все –
Все: 33
Игра «Назови букву»
Участники игры встают в полукруг, учитель кидает им мяч и называет слово.
Ученик должен поймать мяч и назвать букву на которую начинается это слово
и бросить мяч обратно.
У. Гласные?
Все: Здесь!
У. Согласные?
Все: Здесь!
У. Знаки?
Все: Здесь!
У. Буквы, равнение на букварь!
Парад букв начинай!
Все: Есть начать парад букв.
А: Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Б: Бегемот разинул рот.
Булки просит бегемот.
В: Воробей просил ворону.
Вызвать волка к телефону.
Г: Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Д: Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Е и Е: Ель на ёжика похожа,
Ёж в иголках, ёлка тоже.
Ж: Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
З: Зайке холодно в лесочке,
Заиньке нужны носочки.
И: Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
К: Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Л: Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
М: Мед в лесу медведь нашел,
Мало меда, Много пчел.
Н: Носорог, носорог,
На носу он носит рог.
О: Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осёл!
П: Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Р: Рост землю старый крот,
Разрыхляет огород.
С: Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Т: Таракан живет за печкой,
То-то теплое местечко!
У: Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
Ф: Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Х: Ходит по лесу хорек
Хищный маленький зверек.
Ц: Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Ч: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для вас.
Ш: Шапка да шубка
Вот и весь Мишутка.
Щ: Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Ь, Ъ: Но слов не знаем мы таких,
Чтоб впереди стояло «ы».
И мягкий знак и твёрдый знак,
Вперёд не могут встать никак,
Но пусть они не обижаются,
Ч то с них слова не начинаются,
Ведь эти буквы нам нужны,
И в словах они важны.
Как не старайся, не вертись,
Без этих букв не обойтись.
Э: Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок.
Ю: Юнга будущий матрос,
Юных рыбок нам привез.
Я: Ягод нет кислее клюквы...
Я на память знаю буквы!
У. Молодцы, ребята! Мы знаем, что все буквы важны, знаем что у
каждой буквы есть своё место, а давайте посмотрим, что может
получиться если какая- нибудь буква покинут своё место.
Сценка С.Маршак «Буква Я».
Ведущий: Всем известно: буква «Я»
В азбуке. последняя.
А известно ли кому, отчего и почему?
Неизвестно?
В с е: Неизвестно.
Ведущий: Интересно?
В с е: Интересно.
Ведущий: Ну так слушайте рассказ.
Буквы в азбуке у нас,
Жили, не тужили,
Весело дружили.
Где никто не ссорится —
Там и дело спорится.
Только раз все дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я» в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я».
Я — сказала буква Я’
Главная, заглавная! ‘
.Буква Я: Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояло «Я».
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Ведущий: Говорят ей:
В с е: Встань на место!
Ведущий: Отвечает:
Б у к в а Я: Не пойду.
Я ведь вам не просто буква;
Я — местоимение!
Вы в сравнении со мною недоразумение.
Ни более, ни менее!
Ведущий:. Тут вся азбука
Пришла в страшное волнение.
Буква Ф: Фу-ты, ну-ты!
Ведущий: Фыркнул «эф,
От обиды покраснев.
Буква С: Срам.
Ведущий: Сердито «эс» сказала.
Буква В (кричит): Воображала! Это всякий так бы смог!
Может я и сам предлог.
Мягкий Знак: Попробуй потолкуй с такой особой!
Нужен к ней подход особый.
Ведущий: Вдруг промямлил Мягкий знак,
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.
Гласные: Тише, буквы!
Стыдно, знаки!
Ведущий: Закричали гласные.
Буква А: Не хватало только драки,
А еще согласные!
Буква. О: Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться.
Буква У: Мы же грамотный народ!
Буква «Я» сама поймет.
Буква Н: Разве мыслимое дело
Всюду «Я» совать вперед!
Буква Э:
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни «бэ», ни «мэ»:
Буква Я: Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Ведущий: Тут все буквы улыбнулись,
Меж собой переглянулись,
И ответил дружный хор:
Все: Хорошо, идем на спор!
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
Чтобы я, да не сумела,
Я ж нё кто-нибудь, а «я».
Ведущий:
Буква «Я» взялась за дело,
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела,
Написать она сумела только «я, я, я, я, я».
Все: Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха.
Ведущий: «О» от смеха покатилась,
«А» за голову схватилась.
«В» и «Б» поджали рот.
Буква «Я» сперва крепилась,
А потом как заревет.
Буква Я:
Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна, встать, ребята,
Даже после буквы «Ю».
В с е: Что ж,
Ведущий:
Решил весь алфавит.
В с е:
Если хочет — пусть стоит!
Дело ведь совсём не в месте.
Дело в том,, что все мы — вместе!
В том, что б все от «А» до «Я»
Жили, как одна семья.
Ведущий: Буква «Я» всегда была всем и каждому мила.
Но советуем, друзья, помнить место буквы <Я>.
Игра «Кот и мыши»
Участники игры встают в круг, на полу начерчены кружки, учитель
говорит:
- Вы ребята все мышата
А вот это будет кот.
Становитесь в круг мышата,
Тут присядьте и замрите.
Кот на стул присядь усни.
Мышки, мышки выходите,
Поиграйте, порезвитесь,
Выходите поскорей,
Спит усатый кот – злодей.
Мышата выбегают и поют:
Тра – та – та! Тра – та – та!
Не боимся мы кота.
Мы играем и поём,
К коту в лапы не пойдём!
У. Кот проснулся! Не зевай! Поскорее убегай!
Мышата бегут в свои норки – кружки и замирают. Кот идёт и тех мышат,
что шевельнулись уводит с собой к стулу «съедает»
У. 33 родных сестрицы,
Писаных красавицы’
На одной живут странице,
А повсюду славятся..
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, —
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
Все: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж - прикатили на еже.
И, К, Л, М, Н, О - дружно вылезли в окно,
П, Р, С, Т, У, Ф, - оседлали петуха,
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я - вот и все мои друзья!
У. А теперь, ребята, я вам загадаю загадки о буквах.
Будьте внимательны.
Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква ... (А)
Эта буква так кругла —
Укатиться бы могла…(О)
Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу? (Б)
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра З... (З)
Ты с этой буквою знаком:
Стоят 2 колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок.
Молодцы, ребята!
Песня «Азбука»
Если хотите в школе учиться,
С азбукой надо вам подружиться.
Я научу вас буквы писать,
Я научу вас книги читать.
Разные буквы есть в алфавите,
И ни одной вы не пропустите.
Я научу вас буквы писать,
Я научу вас книги читать.
Азбуку вашу вы берегите,
Не потеряйте и не порвите.
Я научу вас буквы писать,
Я научу вас книги читать.
Игра «Найди ошибку»
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
Закричал охотник: Ой!
Дверь гоняется за мной. (3верь)
Помогите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке! (Маки)
Куклу выронив‚ рук,
Маша к маме мчится:
«Там ползет зеленый лук
с длинными усами!» (Жук)
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (Сом)
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей. (Грачей)
Мы собирали васильки,
На головах у нас — щенки. (Венки)
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (Лес)
У. Вчера я проверила как вы умеете читать. А сейчас я вручаю медали и
присуждаю место, за то кто как читает.
У. Беру тебя в последний раз,
Несу тебя в просторный класс.
И дорогому Букварю,
Я говорю:
Все: Благодарю!
У. Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я.
На свете много книжек есть,
Все книжки я могу прочесть.
Все: Прощай, Азбука!