Авторы: Хужина Зульфира Ануровна, Забирова Светлана Рафаильевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №90"
Населённый пункт: г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект занятия по познавательному развитию (ОБЖ) с использованием информационно – коммуникативных технологий
Тема: "Окажем первую помощь Петрушке"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №90» городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
"Окажем первую помощь Петрушке»"
Конспект занятия
по познавательному развитию (ОБЖ)
с использованием
информационно – коммуникативных технологий.
Подготовили:
Хужина З. А.
Забирова С.Р.
воспитатели
подготовительной
к школе группе №3
Цель: Привлечь внимание воспитанников к проблеме оказания первой помощи
пострадавшим в экстренных ситуациях.
Задачи: Формировать умения детей оказывать первую помощь при различных травмах:
порезах, ушибах, ожогах, обморожении, носовом кровотечении; умения пользоваться
интерактивной доской.
Развивать познавательную активность детей, диалогическую речь, умения высказывать свое
мнение, делать выводы, способствовать развитию интереса к участию в самостоятельной
деятельности детей. Закреплять знания правил безопасного поведения во дворе и
соблюдение их.
Воспитывать в детях ответственное отношение к жизни и здоровью человека, доброту.
Предварительная работа:
заучивание стихотворений, подготовка схем,
знакомство детей с символами, экскурсия в медицинский кабинет,
наблюдение за работой медицинской сестры.
Оборудование и материалы:
Интерактивная доска, ноутбук; слайды со схемами оказания первой помощи; слайды с
правилами поведения на улице; аптечка, бинт, лейкопластырь, пузырьки с водой с
надписями «Йод» и «Зеленка», медные монетки, чистые носовые платочки, бинты,
лейкопластырь, вата, грелки со льдом; предметы: кубик, снег, сосулька, ложка, монетка,
мыло, наборное полотно.
Ожидаемые результаты: овладение воспитанниками навыками оказания первой помощи
при получении различного рода травм.
Методические приемы: Стук в дверь. Входит расстроенный Петрушка.
Петрушка: Я - Петрушка,
Гордо ехал на своем велосипеде.
А потом лихачить стал,
руль руками не держал.
И свалился на дорогу,
Ободрал себе я ноги.
«Ой, как больно!» закричал.
Чтоб паденья избежать,
надо крепко руль держать!
Воспитатель: - Ребята, Петрушка поранил себе коленку. Как помочь ему? Мы с вами
должны знать, как оказать первую помощь при получении различных травм. Конечно,
лечением должен заниматься врач. Но если рядом нет ни врача, ни взрослого, то простую
первую помощь вы можете оказать себе и своим друзьям сами. А потом дождаться врача.
Поможет нам узнать о приемах оказания первой медицинской помощи старшая медсестра
Светлана Рафаильевна.
Ст. медсестра: - Здравствуйте, ребята, в первую очередь нам необходимо приготовить
аптечку. На столе вы видите аптечку и различные предметы. Подберите и сложите в нее все,
что потребуется для оказания первой помощи. (Выполняют задание). Молодцы.
- Что вы положили в аптечку? (Бинт, вату, лейкопластырь, зеленку, йод, ватные палочки).
-Ребята, я вам приготовила 5 схем по оказанию первой помощи, опираясь на которые вы
узнаете о правилах оказания первой помощи при различных травмах.
А какие травмы бывают? (Ушибы, синяки, порезы, обморожения, ожоги).
Ст. медсестра: - У каждого из вас наверняка бывают ссадины, когда выпадаете с велосипеда.
Как у нашего Петрушки. А еще когда? ( Падаем на асфальте - ссадины на коленях). Еще
случаются порезы. Какую же помощь можно оказать в данном случае? (Ответы). Сначала
ссадину или порез нужно промыть холодной водой, желательно кипяченой, а затем кожу
вокруг ранки смазать йодом или зеленкой. Вот так. ( Показ обработки ссадины на
Петрушке). Эти жидкости убивают микробов, которые могут попасть в организм через
ранку. Если ранка глубокая или на коже порез нужно перевязать ранку чистым бинтом или
приклеить кусок бинта пластырем, или заклеить их бактерицидным пластырем. Вот так.
- Но что нужно сделать в самом начале? (Сказать родителям).
Воспитатель: - Ребята, предлагаю вам посмотреть на интерактивную доску и найти этот
прием оказания первой помощи при порезе среди 5 схем.
Дети находят данную схему (На лице пластырь, ребенок и взрослый стоят лицом друг к
другу, синий кран с льющейся водой, пузырек с надписью «Йод» и вата, бинт).
Ребенок: Если порежешься вдруг,
Маме скажи, милый друг.
Подставь под холодную воду,
Вокруг обработай йодом,
Чистым бинтом завяжи,
А острый предмет положи.
Ст. медсестра: - Пока я перевязываю коленку Петрушке, давайте ему расскажем о правилах
поведения во дворе.
Воспитанники поочерёдно подходят к интерактивной доске и по иллюстрациям
рассказывают о правилах поведения на улице.
СЛАЙТ №1.
- Никуда не ходить без разрешения взрослых.
СЛАЙТ №2.
- Играть только на детской площадке.
СЛАЙТ №3.
- Быстро не бегать, смотреть под ноги.
СЛАЙТ №4.
- Нельзя лазить на крыши, деревья, гаражи.
СЛАЙТ №5.
- Нельзя подходить к открытому люку колодца или вставать на крышку люка.
СЛАЙТ №6.
- Нельзя играть на стройплощадках и свалках.
СЛАЙТ №7.
- Нельзя высоко раскачиваться на качелях.
СЛАЙТ №8.
- Соблюдать осторожность и не уходить никуда с чужими людьми.
-Улица – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для вас явлений
(предметов, машин, зданий, движущихся пешеходов...), насыщенный интересными
событиями. И здесь можно попасть в опасные ситуации, которые иногда заканчиваются
травмами.
Ст. медсестра: - Очень часто у детей появляются синяки и ушибы. Лечатся они очень
просто: нужно положить на ушибленное место что-нибудь холодное. А что, вы сейчас мне
скажите сами. Выберите на столе предметы, которые нам могут помочь при ушибах и
синяках» (Снег, сосулька, ложка, монетка).
Воспитатель: Дети, а почему вы выбрали снег, сосульку, ложку, монетку? (Холодные).
Правильно.
Ст. медсестра: «Еще можно приложить грелку со льдом, смоченную холодной водой
повязку, подставить ушибленное место под струю холодной воды».
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что нужно сделать, прежде всего? (Сказать
родителям).
Давайте этот прием оказания первой помощи найдём среди 5 схем (дети находят данную
схему на интерактивной доске).
Схема: лицо с синяком под глазом, ребенок и взрослый стоят лицом друг к другу, из крана с
синим вентилем течет вода, снежинка.
-Так что нужно сделать, если кто-то получил ушиб или набил синяк? (Сказать родителям,
приложить на это место что-то холодное).
Ребенок: Если со мною случится беда
Взрослым скажу я всегда.
Если я ударюсь больно
Сразу маме расскажу,
Не заплачу, а спокойно
Холод к месту приложу.
Воспитатель: - А сейчас давайте немного отдохнем.
Физминутка.
Мы на улице гуляем маршируют
Правила все соблюдаем.
Мы веселые ребята, бег на месте
Любим бегать и играть,
Никому нас не догнать.
Взяли мячики мы в руки прыжки
И попрыгали от скуки.
Раз,2, 3, 4, 5 маршируют
Мы опять идем гулять.
Если что случится с другом,
Сможем помощь оказать.
Ст. медсестра: - Ребята, еще один вид травм – это ожог. Как нужно вести себя на улице,
чтобы не получить ожога? (Не брать спички, не подходить к костру, к горячей воде, летом
не загорать долго на солнце).
Правильно. Как выдумаете, какую помощь можно оказать при ожоге? ( Вначале
сказать родителям). А еще нужно подставить обожженное место под струю холодной воды и
держать, пока не утихнет боль. А если нет воды – завязать чистым платком и показаться
врачу.
Воспитатель: - Давайте этот прием оказания первой помощи найдём среди 5 схем. (Дети
находят данную схему на интерактивной доске: горящая спичка, взрослый и ребенок, кран с
синим вентилем, платок).
Ребенок: Если сильно руку обожгу,
Не испугаюсь, сразу к крану побегу.
Воду я холодную включу,
Покажу и маме и врачу.
Воспитатель: - Ребята, если вы очень долго гуляете зимой в морозную погоду, что может
случиться? (Обморожение).
Ст. медсестра: - Если вы немного обморозили какую-то часть тела:
- скажите об этом родителям;
-осторожно разотрите обмороженное место рукой, чистым платком, пока не порозовеет;
растирать снегом или варежкой нельзя (можно поцарапать тело и занести инфекцию);
-вернуться домой в теплое помещение;
-дома подставить обмороженное место под холодную воду, но не
в коем случае не греть его под струей горячей воды, у батареи или огня.
Воспитатель: - Ребята, давайте этот прием оказания первой помощи найдём среди 5 схем.
(Дети находят данную схему на интерактивной доске: снежинка, взрослый и ребенок,
ладони растирают друг друга, кран с синим вентилем).
Давайте повторим эти правила по схеме (повторяют).
- Ребята, а как нужно вести себя на улице, чтобы не получить обморожения? (В сильный
мороз не гулять, если холодно - гулять недолго, не брать в руки лед, снег, сосульки, тепло
одеваться).
Ст. медсестра: - Ребята, я вам еще расскажу об одном приеме оказания первой помощи при
носовом кровотечении (показывает на ребенке).
-Нужно посадить пострадавшего на стул;
-опустить подбородок;
-приложить холод к носу;
-держать у носа платок.
Я думаю, что вы все поняли и запомнили правила первой помощи и при необходимости ее
окажите нуждающемуся в ней.
Воспитатель: - Ребята, давайте этот прием оказания первой помощи найдём среди 5 схем
(дети находят данную схему на интерактивной доске: снежинка, платок, ребёнок с
опущенной головой).
Воспитатель: - Все названные правила – это только первая помощь, но если травма
серьезная, что нужно сделать? (Вызвать врача). По какому номеру? (03). Как правильно это
сделать? (Назвать свою фамилию, имя; сказать, что случилось; назвать домашний адрес).
- Мы теперь умеем с вами это делать. А вот насколько правильно вы сможете оказать своим
друзьям помощь, мы сейчас увидим в игре «Сигнальные флажки». Если речь будет идти о
правильных действиях, то поднимайте красный флажок, а если о неправильных, то
поднимите синий флажок.
Будьте внимательны.
-Сережа отморозил на улице щеки и начал растирать их снегом (синий флажок);
А правильно? (рукой или чистым платочком);
-Оля поцарапала об ветку шиповника руку и сразу же сказала об этом маме (красный
флажок);
-Витя упал, ударился носом, потекла кровь, он сел на скамейку, закинул
голову назад (синий флажок).
А правильно? (подбородок вниз, холод, держать платок под носом);
-Маша обожгла руку, побежала домой, помазала ранку одеколоном ( синий флажок).
А правильно? (холодная вода, чистый платок);
-Рита в классики играла
И нечаянно упала и колено ободрала.
Вокруг зеленкой примочила.
Вот как это дело было (красный флажок);
-На дворе большой мороз,
Отморозил Вова нос.
Он его потер рукой,
Побежал скорей домой (красный флажок);
-Влад поранился в лесу.
Чистый я платок несу
И сорву я подорожник.
Помну и к ране приложу (красный флажок).
-Ребята, а сейчас Светлана Рафаильевна посмотрит, как вы научились оказывать первую
помощь. Разделитесь на команды и составьте алгоритм оказания первой помощи. У всех
будут разные ситуации.
Д/игра «Составь алгоритм «Помоги попавшим в беду» (к картинке, отображающей
конкретный несчастный случай, воспитанники подбирают карточки с изображением
необходимой первой помощи).
-Алена, расскажи о своих действиях ( Например, ситуация когда кто-то порезал руку. Я
промываю ранку холодной кипяченой водой, смазываю зеленкой или йодом вокруг
ранки, перевязываю ранку чистым бинтом, если она глубокая).
Ст. медсестра: - Молодцы, ребята, все справились правильно с заданием, теперь я уверена,
что вы сможете оказать первую помощь себе и своим друзьям.
Рефлексия:
Воспитатель: - Ребята, что вы сегодня узнали интересного? Чем вы поделитесь друзьями?
О чём расскажите родителям?
Петрушка: Мы, ребята, должны учиться,
К совершенству приёмов стремиться,
Для того, чтобы знать и уметь
Как беды избежать, уцелеть.
Если с нами случится беда –
Взрослым будем рассказывать всё и всегда.
Раны надо мазать йодом,
При простуде – чай пить с мёдом.
И запомним – лекарства
Без врача давать опасно.
Но можно доверить любому ребёнку
Пластырь и йод, бинты и зелёнку.
Петрушка прощается с детьми и желает им быть всегда здоровыми.