Автор: Фефилова Оксана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Карпогорская средняя школа № 118" структурное подразделение "Детский сад № 67 "Родничок"
Населённый пункт: село Карпогоры Архангельская область Пинежский район
Наименование материала: статья
Тема: Организация и проведение "Часа свободного творчества" с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Организация и проведение «Часа свободного творчества» с детьми
старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – возраст благоприятный для развития творческой активности
детей.
Активность, как качество личности проявляется уже в раннем детстве, когда
ребенок настойчиво ищет и самостоятельно использует разнообразные средства и способы
достижения цели.
Отечественные
ученые
(А.В.
Запорожец,
Д.Б.
Эльконин,
Т.С.
Комарова,
Н.Н.
Поддьяков и др.) выделяют два типа детской активности: собственную активность ребенка
и активность, стимулируемую взрослым. Самим ребенком, его внутренними состояниями,
определяется
собственная
активность.
В
этом
процессе
дошкольник
выступает
как
личность, творец собственной деятельности, ставящий цели, ищущий пути и способы их
достижения.
При активности, которую стимулирует
взрослый, ребенок получает результаты,
заранее
определенные
взрослым,
который
показывает
и
рассказывает,
что
и
как
необходимо делать, организует его деятельность. Степень активности взрослого зависит от
возраста детей.
Эти типы активности тесно взаимосвязаны и редко проявляются в чистом виде:
собственная активность детей связана с активностью, стимулируемой взрослым, знания и
умения, усвоенные с его помощью, становятся достоянием ребенка, который обращается с
ними
как
со
своими
собственными.
Чем
успешнее
развиваются
различные
формы
взаимодействия
ребенка
и
взрослого,
тем
содержательнее
становится
собственная
активность дошкольника.
Проблема
развития
активности
и
самостоятельности
дошкольника
напрямую
связана с предоставлением детям свободы выбора деятельности. На современном этапе, в
условиях
гуманизации
воспитательно-образовательного
процесса
мотивы
свободы,
личностной независимости ребенка в образовательном пространстве играют все более
значимую роль.
Определение свобода означает возможность человека действовать в соответствии
со своими потребностями, желаниями, интересами, делать выбор и проявлять свою волю.
Но речь идет не о примитивном понимании свободы как неосмысленного желания делать
все, что угодно. Имеется в виду возможность предоставления ребенку свободы делать все,
что
он
хочет,
кроме
того,
что
вредно
для
развития
или
опасно
для
его
жизни
или
окружающих.
В
такой
трактовке
свобода
не
имеет
ничего
общего
с
понятиями
«вседозволенность», «беспорядок», «хаос», «анархия», «нарушение социальных норм» и
ни в коем случае не противоречит терминам «дисциплина», «обучение» и «воспитание».
Свобода должна быть не только внешней, но и внутренней, границы которой
определяет для себя сам человек. В этом случае речь идет не просто о свободе, а о свободе
выбора.
Таким образом, свобода выбора – это умение отдавать предпочтение лучшему для
себя и других. Основу данного умения составляет активное взаимодействие с окружающей
средой
и
овладение
ребенком
различными
видами
деятельности.
При
этом
границы
свободного
выбора
дошкольника
должны
расширяться
по
мере
овладения
ребенком
разными видами деятельности.
Проанализировав
психолого-педагогическую
литературу,
примерную
основную
общеобразовательную программу дошкольного образования (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой), изучения отечественного и зарубежного опыта свободного
воспитания мы решили создавать ситуации свободного выбора, которые, с одной стороны,
позволят выявлять художественно-творческие интересы и способности детей, а с другой –
будут способствовать их дальнейшему развитию.
Так у нас возникла идея предоставления дошкольникам свободного выбора вида
художественно-творческой деятельности в ходе «Часа свободного творчества», основными
задачами корой стали:
•
расширение общекультурного кругозора, развитие нравственно-эстетических
чувств в процессе знакомства детей с разными видами искусства;
•
совершенствование
художественно-эстетических
умений
и
навыков,
обогащение опыта творческой деятельности;
•
развитие качеств творческой личности: любознательности, познавательной
активности, интеллектуального потенциала, стремления к совершенствованию.
В е д у щ и м и
п р и н ц и п а м и
о р г а н и з а ц и и
р а б о т ы
б ы л и
в ы б р а н ы
общеметодологические
(культурологический,
системный,
деятельностный,
личностно-
развивающий подходы и др.) и дидактические принципы (доступности, наглядности, учета
индивидуальных
особенностей
детей,
творческой
активности
и
самостоятельности
ребенка, развивающего характера художественного образования, стимулирования интереса
к
деятельности,
последовательности,
связи
с
жизнью
и
др.),
а
также
принцип
оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.
Для
организации
различных
видов
художественно-творческой
деятельности,
обеспечивающих
проявление
самостоятельности,
спонтанности,
свободы
выбора
и
самоопределения ребенка, в группе созданы следующие специальные условия:
•
эмоционально
благоприятная
обстановка,
обеспечивающая
духовное
развитие каждого ребенка;
•
предметно-развивающая
среда
соответствующая
детским
интересам,
обеспечивающая свободу проявления детского творчества;
•
предоставление
детям
возможности
выбора
вида
деятельности
в
соответствии со своими интересами и её реализации;
•
особое
внимание уделяется эстетическому воспитанию, влияющему на
формирование и развитие художественно-творческих способностей в различных видах
деятельности;
•
приобщение
детей
к
народной
культуре,
ознакомление
с
культурными
ценностями, нормативными качествами личности, образцом поведения;
•
демократический стиль общения педагога с детьми;
•
организация взаимодействия детского сада с семьей по развитию творческой
активности детей дошкольного возраста.
Для развития творческой активности дошкольников были выбраны такие виды
художественно-творческой
деятельности,
как
изобразительная,
театрализованная
и
конструирование.
Чтобы свободное творчество не только обогащало детей, но и доставляло им
радость и удовольствие, была разработана структура «Часа свободного творчества».
После сна дошкольникам предлагается поучаствовать в творческой деятельности
исходя из их интересов.
Всем
известно,
что
именно
интерес
составляет
основу
свободы
выбора
деятельности:
Деятельность,
выбранная
дошкольником
по
собственному
желанию,
выполняется
с
высоким
эмоциональным
подъемом,
ему
легче
проявить
творческие
способности. Именно поэтому данная деятельность не только желанная для дошкольника,
но и педагогически значимая для педагога.
Вначале «Часа свободного творчества» объявляется общий сбор (3-5 мин), во время
которого воспитатель и дети обсуждают, чем будут заниматься дети:
•
конструирование;
•
театрализованная деятельность;
•
рисование, аппликация;
танцы.
Дети выбирают занятия по интересам и отправляются заниматься любимым делом.
Во время игры у детей есть возможность менять занятие, следуя своим интересам и
потребностям, пробуя себя в том или ином виде художественного творчества. При этом
одни дети отдают предпочтение разным видам деятельности, а другие ограничиваются
одним понравившимся занятием.
Однако некоторые дети
затрудняются с выбором. В этих случаях воспитатель
ненавязчиво приходит ребенку на помощь. Каждый ребенок включается в художественно-
творческую деятельность, приобретает творческий опыт, удовлетворяет свои интересы к
определенному виду художественного творчества.
От наполненности содержанием разнообразных и интересных форм, творческого
подхода
к
организации
деятельности
детей
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
каждого
ребенка
зависит
развитие
их
творческой
активности,
познавательного интереса, желания заниматься. С учетом этого мы предлагаем детям
следующие задания:
•
творческие, направленные на формирование и развитие у детей способности
создавать новые образы путем использования средств разных видов искусства;
•
проблемные
ситуации,
активизирующие
творческое
воображение
дошкольников (сочини сказку);
•
задания
с
установкой
«дорисуй»,
«долепи»,
«дострой»,
в
ходе
которых
ребенок проявляет себя «фрагментарно», подражая мастеру;
•
задания с установкой на результат сотворчества, предполагающие большую
самостоятельность ребенка;
•
задания, требующие полной самостоятельности в творческом поиске, когда
воспитанник сам планирует свои действия. Прямое руководство воспитателя в этом случае
уступает место косвенному, опосредованно и тактично координирующему деятельность
ребенка.
В каждом «Центре детского творчества» детям предоставляется свобода выбора
материалов
и
инструментов,
способов
выполнения
того
или
иного
задания,
темпа
деятельности
и
т.
д.
Продолжительность
художественно-творческой
деятельности
дошкольников составляет 25-30 мин (в зависимости от возрастной группы).
Заканчивается «Час свободного творчества» итоговым сбором (5–7 мин), в ходе
которого
дошкольники
учатся
демонстрировать
результаты
своего
творчества,
приобретают
опыт
самоутверждения.
Такой
творческий
отчет
помогает
застенчивым
детям раскрепостится, повысить самооценку.