Напоминание

Организация и проведение "Часа свободного творчества" с детьми старшего дошкольного возраста


Автор: Фефилова Оксана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Карпогорская средняя школа № 118" структурное подразделение "Детский сад № 67 "Родничок"
Населённый пункт: село Карпогоры Архангельская область Пинежский район
Наименование материала: статья
Тема: Организация и проведение "Часа свободного творчества" с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация и проведение «Часа свободного творчества» с детьми

старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – возраст благоприятный для развития творческой активности

детей.

Активность, как качество личности проявляется уже в раннем детстве, когда

ребенок настойчиво ищет и самостоятельно использует разнообразные средства и способы

достижения цели.

Отечественные

ученые

(А.В.

Запорожец,

Д.Б.

Эльконин,

Т.С.

Комарова,

Н.Н.

Поддьяков и др.) выделяют два типа детской активности: собственную активность ребенка

и активность, стимулируемую взрослым. Самим ребенком, его внутренними состояниями,

определяется

собственная

активность.

В

этом

процессе

дошкольник

выступает

как

личность, творец собственной деятельности, ставящий цели, ищущий пути и способы их

достижения.

При активности, которую стимулирует

взрослый, ребенок получает результаты,

заранее

определенные

взрослым,

который

показывает

и

рассказывает,

что

и

как

необходимо делать, организует его деятельность. Степень активности взрослого зависит от

возраста детей.

Эти типы активности тесно взаимосвязаны и редко проявляются в чистом виде:

собственная активность детей связана с активностью, стимулируемой взрослым, знания и

умения, усвоенные с его помощью, становятся достоянием ребенка, который обращается с

ними

как

со

своими

собственными.

Чем

успешнее

развиваются

различные

формы

взаимодействия

ребенка

и

взрослого,

тем

содержательнее

становится

собственная

активность дошкольника.

Проблема

развития

активности

и

самостоятельности

дошкольника

напрямую

связана с предоставлением детям свободы выбора деятельности. На современном этапе, в

условиях

гуманизации

воспитательно-образовательного

процесса

мотивы

свободы,

личностной независимости ребенка в образовательном пространстве играют все более

значимую роль.

Определение свобода означает возможность человека действовать в соответствии

со своими потребностями, желаниями, интересами, делать выбор и проявлять свою волю.

Но речь идет не о примитивном понимании свободы как неосмысленного желания делать

все, что угодно. Имеется в виду возможность предоставления ребенку свободы делать все,

что

он

хочет,

кроме

того,

что

вредно

для

развития

или

опасно

для

его

жизни

или

окружающих.

В

такой

трактовке

свобода

не

имеет

ничего

общего

с

понятиями

«вседозволенность», «беспорядок», «хаос», «анархия», «нарушение социальных норм» и

ни в коем случае не противоречит терминам «дисциплина», «обучение» и «воспитание».

Свобода должна быть не только внешней, но и внутренней, границы которой

определяет для себя сам человек. В этом случае речь идет не просто о свободе, а о свободе

выбора.

Таким образом, свобода выбора – это умение отдавать предпочтение лучшему для

себя и других. Основу данного умения составляет активное взаимодействие с окружающей

средой

и

овладение

ребенком

различными

видами

деятельности.

При

этом

границы

свободного

выбора

дошкольника

должны

расширяться

по

мере

овладения

ребенком

разными видами деятельности.

Проанализировав

психолого-педагогическую

литературу,

примерную

основную

общеобразовательную программу дошкольного образования (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.

Комаровой, М.А. Васильевой), изучения отечественного и зарубежного опыта свободного

воспитания мы решили создавать ситуации свободного выбора, которые, с одной стороны,

позволят выявлять художественно-творческие интересы и способности детей, а с другой –

будут способствовать их дальнейшему развитию.

Так у нас возникла идея предоставления дошкольникам свободного выбора вида

художественно-творческой деятельности в ходе «Часа свободного творчества», основными

задачами корой стали:

расширение общекультурного кругозора, развитие нравственно-эстетических

чувств в процессе знакомства детей с разными видами искусства;

совершенствование

художественно-эстетических

умений

и

навыков,

обогащение опыта творческой деятельности;

развитие качеств творческой личности: любознательности, познавательной

активности, интеллектуального потенциала, стремления к совершенствованию.

В е д у щ и м и

п р и н ц и п а м и

о р г а н и з а ц и и

р а б о т ы

б ы л и

в ы б р а н ы

общеметодологические

(культурологический,

системный,

деятельностный,

личностно-

развивающий подходы и др.) и дидактические принципы (доступности, наглядности, учета

индивидуальных

особенностей

детей,

творческой

активности

и

самостоятельности

ребенка, развивающего характера художественного образования, стимулирования интереса

к

деятельности,

последовательности,

связи

с

жизнью

и

др.),

а

также

принцип

оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.

Для

организации

различных

видов

художественно-творческой

деятельности,

обеспечивающих

проявление

самостоятельности,

спонтанности,

свободы

выбора

и

самоопределения ребенка, в группе созданы следующие специальные условия:

эмоционально

благоприятная

обстановка,

обеспечивающая

духовное

развитие каждого ребенка;

предметно-развивающая

среда

соответствующая

детским

интересам,

обеспечивающая свободу проявления детского творчества;

предоставление

детям

возможности

выбора

вида

деятельности

в

соответствии со своими интересами и её реализации;

особое

внимание уделяется эстетическому воспитанию, влияющему на

формирование и развитие художественно-творческих способностей в различных видах

деятельности;

приобщение

детей

к

народной

культуре,

ознакомление

с

культурными

ценностями, нормативными качествами личности, образцом поведения;

демократический стиль общения педагога с детьми;

организация взаимодействия детского сада с семьей по развитию творческой

активности детей дошкольного возраста.

Для развития творческой активности дошкольников были выбраны такие виды

художественно-творческой

деятельности,

как

изобразительная,

театрализованная

и

конструирование.

Чтобы свободное творчество не только обогащало детей, но и доставляло им

радость и удовольствие, была разработана структура «Часа свободного творчества».

После сна дошкольникам предлагается поучаствовать в творческой деятельности

исходя из их интересов.

Всем

известно,

что

именно

интерес

составляет

основу

свободы

выбора

деятельности:

Деятельность,

выбранная

дошкольником

по

собственному

желанию,

выполняется

с

высоким

эмоциональным

подъемом,

ему

легче

проявить

творческие

способности. Именно поэтому данная деятельность не только желанная для дошкольника,

но и педагогически значимая для педагога.

Вначале «Часа свободного творчества» объявляется общий сбор (3-5 мин), во время

которого воспитатель и дети обсуждают, чем будут заниматься дети:

конструирование;

театрализованная деятельность;

рисование, аппликация;

танцы.

Дети выбирают занятия по интересам и отправляются заниматься любимым делом.

Во время игры у детей есть возможность менять занятие, следуя своим интересам и

потребностям, пробуя себя в том или ином виде художественного творчества. При этом

одни дети отдают предпочтение разным видам деятельности, а другие ограничиваются

одним понравившимся занятием.

Однако некоторые дети

затрудняются с выбором. В этих случаях воспитатель

ненавязчиво приходит ребенку на помощь. Каждый ребенок включается в художественно-

творческую деятельность, приобретает творческий опыт, удовлетворяет свои интересы к

определенному виду художественного творчества.

От наполненности содержанием разнообразных и интересных форм, творческого

подхода

к

организации

деятельности

детей

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

каждого

ребенка

зависит

развитие

их

творческой

активности,

познавательного интереса, желания заниматься. С учетом этого мы предлагаем детям

следующие задания:

творческие, направленные на формирование и развитие у детей способности

создавать новые образы путем использования средств разных видов искусства;

проблемные

ситуации,

активизирующие

творческое

воображение

дошкольников (сочини сказку);

задания

с

установкой

«дорисуй»,

«долепи»,

«дострой»,

в

ходе

которых

ребенок проявляет себя «фрагментарно», подражая мастеру;

задания с установкой на результат сотворчества, предполагающие большую

самостоятельность ребенка;

задания, требующие полной самостоятельности в творческом поиске, когда

воспитанник сам планирует свои действия. Прямое руководство воспитателя в этом случае

уступает место косвенному, опосредованно и тактично координирующему деятельность

ребенка.

В каждом «Центре детского творчества» детям предоставляется свобода выбора

материалов

и

инструментов,

способов

выполнения

того

или

иного

задания,

темпа

деятельности

и

т.

д.

Продолжительность

художественно-творческой

деятельности

дошкольников составляет 25-30 мин (в зависимости от возрастной группы).

Заканчивается «Час свободного творчества» итоговым сбором (5–7 мин), в ходе

которого

дошкольники

учатся

демонстрировать

результаты

своего

творчества,

приобретают

опыт

самоутверждения.

Такой

творческий

отчет

помогает

застенчивым

детям раскрепостится, повысить самооценку.



В раздел образования