Автор: Худолеева Альбина Андреевна
Должность: педагог – психолог
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ №38
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа по курсу психология в средней школе «Тропинка к своему Я» для 8 Г класса (ОВЗ)
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____________________
Протокол №__ от________
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______________________
«__»_________ 20__ г.
«Утверждено»
Директор
МБОУ г. Иркутска СОШ №38
___________________________
Приказ №____________________
от «___»_____________ 20__ г.
Рабочая программа
по курсу психология в средней школе «Тропинка к своему Я»
для 8 Г класса (ОВЗ)
Педагог – психолог Худолеева Альбина Андреевна
I-я квалификационная категория
2018 - 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения ООП и
на
основе
методических
рекомендаций
по
курсу
психологии
для
средней
школы
«Тропинка к своему Я» 8 класс. Автор: О.В.Хухлаева. М.: Генезис, 2017.
Данный курс направлен на детей, имеющих трудности в усвоении программы в связи
с
задержкой
психического
развития.
Она
является
частью
системы
по
оказанию
комплексной помощи обучающимся с ОВЗ (ЗПР) в освоении адаптированной основной
образовательной программы на средней ступени обучения).
Цель программы: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития,
соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ЗПР и обеспечивающей
психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности
обучающихся в условиях образовательного процесса.
Планируемые результаты обучения по программе психологического курса
«Тропинка к своему Я» в 8 классе
Программа
обеспечивает
достижение
обучающимися
следующих
личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1)
формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию,
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуальной
траекторииобразования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений
с
учетом
устойчивых
познавательных
интересов,
а
также
на
основе
формированияуважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе
личностного
выбора,
формирование
нравственных
чувств
и
нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
с в е р с т н и ка м и ,
д е т ь м и
с т а р ш е го
и
м л а д ш е го
в о з р а с т а ,
в з р о с л ы м и
в
процессеобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой
и других
видов деятельности;
6)
формирование
ценности
здорового
и
безопасного
образа
жизни;
усвоение
правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
осознавать свои личные качества, способности и возможности;
осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
ПознавательныеУУД:
учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля
учебной деятельности;
адекватно воспринимать оценки учителей;
уметь распознавать чувства других людей;
обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
уметь формулировать собственные проблемы.
Коммуникативные УУД:
учиться строить взаимоотношения с окружающими;
учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
формулировать свое собственное мнение и позицию;
учиться толерантному отношению к другому человеку.
Предметныерезультаты
осознавать
собственную
полезность
и
ценность,
основные
способы
психологического взаимодействия между людьми, приемы повышения собственной
самооценки, свое место в мире и обществе;
уметь
работать
в
группе,
в
коллективе,
получать
удовольствие
от
процесса
познания,
преодолевать
возникающие
в
школе
трудности,
психологически
справляться с неудачами, осознавать и контролировать свое психологическое и
эмоциональное
состояние,
взаимодействовать
с
учителем
и
сверстниками,
адекватно анализировать собственные проблемы;
применять полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у
ребенка проблем и путей их решения, полученный опыт для самореализации и
самовыражения в разных видах деятельности.
Содержание занятия
Раздел 1. Мы меняемся.
Сфокусировать
внимание
на
важнейших
умениях,
мотивировать
подростка
к
позитивному самоизмениению.
Раздел 2. Я-концепция и ее ключевые компоненты.
Ввести
понятие
«внутренний
мир
человека»
акцентировать
его
ценность
и
уникальность.
Расширить
самопознание
подростка.
Изучить
личностные
особенности
мужчины и женщины.
Раздел 3. Основные состояния человека: Ребенок, Взрослый, Родитель.
Изучить личностные особенности в поведение человека их состояния и позиции.
Научиться их различать и видеть в собственном поведение.
Раздел 4. Эмоциональный мир человека.
Рассмотреть
особенности
содержательного
наполнения
эмоций
и
помочь
их
осознанию.
Способствовать
снижению
страхов,
стрессов,
эмоциональных
перенапряжений.
Раздел 5. Мотивационная сфера личности.
Способствовать
повышению
учебной
и
социальной
активности.
Помочь
в
способствование и осознанию подростком своей мотивационной сферы.
Раздел 6. Обобщение.
Обобщение изученного материала на занятиях. Выделение и понимание самого
необходимого в жизни человека. Составление коллажа.
Тематическое планирование
№
Раздел
Количество
часов
Характеристика основных
видов деятельности
1.
Мы меняемся
4
Помочь подросткам осознать
свои изменения;
2.
Я-концепция и ее ключевые
компоненты
6
Содействовать
расширению
самопознанию подростка.
3.
Основные состояния человека:
Ребенок, Взрослый, Родитель
5
Познакомить
о сновными
состояниями
человека
и
их
поведенческими
проявлениями;
Рефлексия
с о б с тве н н о го
поведения.
4.
Эмоциональный мир человека
12
Способствовать
осознанию
п о д р о с т к о м
с в о е г о
эмоционального состояния.
5.
Мотивационная сфера личности
3
Способствовать
осознанию
п о д р о с т к о м
с в о е г о
мотивационной сферы.
6.
Обобщение
4
О б о б щ е н и е
и з у ч е н н о г о
материала на занятиях.
Итого
34
Приложение
Календарно-тематическое планирование по программе психологического курса
«Тропинка к своему Я» для 8-ого класса ОВЗ
на 2018 -2019 учебный года
Количество часов: всего 34 часа; 1 час в неделю
Учебно – методическое пособие: уроки психологии для средней школы по авторской
программе «тропинка к своему Я» (8 класс). Автор: О.В.Хухлаева,- М.: Генезис, 2015.
№
урока
Тема
Дата проведения
план
факт
Мы меняемся. (4 часа)
1.
Нужно ли человеку меняться?
2.
Нужно ли человеку меняться?
3.
Самое важное – захотеть меняться.
4.
Самое важное – захотеть меняться.
Раздел Я –концепция и ее ключевые компоненты (6 часов)
5.
Я -концепция
6.
Самоуважение
7.
Самоконтроль
8.
Самоэффективность
9.
Пол как ключевой аспект Я
10.
Личностные особенности мужчин и женщин
Основные состояния человека: Ребенок, Взрослый, Родитель (5 часов)
11.
Три состояния личности: Ребенок, Взрослый,
Родитель
12.
Внутренний ребенок: какой он
13.
Внутренний ребенок бывает разный:
естественный и приспособившийся
14.
Внутренний родитель может быть разным:
заботливым и контролирующим
15.
Внутренний взрослый: истинный и мнимый
Эмоциональный мир человека (12 часов)
16.
Эмоции и чувства
17.
Психические состояния и их свойства
18.
Напряжение
19.
Настроение
20.
Настроение и активность человека
21.
Как управлять своим состоянием
22.
Как управлять своим состоянием
23
Как изменить состояние
24.
Как изменить состояние
25.
Возрастной аспект состояний: состояния
подростков
26.
Стресс
27.
Трудные ситуации и развитие
Мотивационная сфера личности (3 часа)
28.
Мотив и его функции. «Борьба мотивов»
29.
Привычки, интересы, мечты
30.
Мотивация помощи и альтруистического
поведения
Обобщение (4 часа)
31.
Какой он Новый Я ?
32.
Самое необходимое
33.
Самое интересное
34.
Составление коллажа
Итого:
34