Автор: Матвиенко Татьяна Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Лицей № 1 имени Н.Б. Петрова
Населённый пункт: город Смоленск, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование положительной мотивации к учению в процессе изучения обществоведческих дисциплин"
Раздел: среднее образование
«Формирование положительной мотивации к учению в процессе
изучения обществоведческих дисциплин»
Матвиенко Татьяна Николаевна
учитель: истории и обществознания
МБОУ «лицей № 1
им академика Б Н Петрова»
г. Смоленск
«Ученик – это не кувшин который надо наполнить знаниями, а
факел, который нужно зажечь.»
Сегодня проблема мотивации очень актуальна. В условиях платного
высшего
образования,
которое
может
получить
каждый
выпускник
(при
наличие средств), мотивация к учению в целом падает. Именно поэтому
работа в этом направлении является для многих педагогов первоочередной.
Задача данной статьи и раскрыть теоретические основы процесса
формирования
мотивации
учащихся,
а
поделиться
собственными
н е б о л ь ш и м и
п р и е м а м и .
Существует масса методов и приемов. Я на практике использую множество,
но в своей методической копилке оставляю только те, которые на уроке
о к а з ы в а ю т с я
н а и б о л е е
э ф ф е к т и в н ы м и .
Считаю, очень важным интересное начало урока, организационный момент.
Например на уроке обществознания в десятом классе по теме «Семья как
малая группа предлагаю ребятам послушать притчу:
После того, как к Богу явился мужчина и заявил о своей скуке, Бог
з а д у м а л с я
и з
ч е г о
ж е
е м у
с о т в о р и т ь
ж е н щ и н у,
е с л и
весь материал у него ушел на мужчину. Но, не желая отказать в просьбе,
сотворил женщину из следующего материала: он взял несколько ярких лучей
солнца,
все
чарующие
краски
зари,
задумчивую
грусть
луны,
красоту
львёнка, игривость котенка, грациозность стрекозы, ласковое тепло меха,
могучий
жар
огня,
хрупкость
льда,
трепет
лани,
сладость
мёда,
притягательную
силу
магнита
и
...
смешал
все
вместе.
Посмотрел
и
недовольно покачал головой больно приторной она оказалась. И добавил:
холодное мерцание
звезд, непостоянность ветра, слезоточивость облаков,
хитрость
лисы,
трусливость
зайца,
назойливость
мухи,
упрямство
осла,
алчность
акулы,
мастерство
паука,
приспособляемость
хамелеона,
подозрительность
мыши,
ревность
тигрицы,
мстительность
осы,
кровожадность змеи, дурман опиума, беспощадность смерча и остальные
ужасы стихии. Всё перемешал и вдохнул жизнь. В результате получилась
настоящая женщина. Эту женщину Бог передал мужчине, при этом сказав:
"Бери её такой, какой она получилась, не пытайся ее переделывать. Любуйся
е ю ,
н о
и
м у ч а й с я
о д н о в р е м е н н о ! " .
Я уверена, что не найдется на свете человека, которого бы не интересовала
тема семьи. Мы с вами не исключение. К сожалению, проблем с вязанных с
семейной жизнью очень много, попытаемся в них вникнуть. Как вы думаете
о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какая тема нашего урока? Какие
вопросы вы хотели бы разобрать на нашем уроке?
Неоценимую услугу при актуализации мотивационных ресурсов у
многих учащихся оказывают дифференцированные задания. Разработка разно
уровневых заданий позволяет гораздо большему числу школьников испытать
«Ощущение потока в учебе, обрести радость и уверенность в учебном труде.
Большинство
учащихся
интересна
только
та
работа
которая
требует
постоянного
напряжения.
Легкий
материал,
не
требующий
умственного
напряжения не вызывает у них интереса преодолении трудностей в учебной
деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Но при
этом трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению
интереса,
только
тогда
когда
эта
трудность
посильна,
преодолима,
в
противном случае. Интерес быстро падает.
Интересные результаты в повышение уровня познавательных мотивов
приносит
использование
метода
«свободных
заданий».
В
конце
урока
предлагаю учащимся какие - то необязательные задания. Предупреждаю, что
выполнить их они могут по желанию, что никаких оценок за невыполненное
задание не буду выставлять. Выполнение подобных заданий свидетельствует
о внутреннем интересе учащихся к моему учебному предмету. Применяю
свободные
задания
не
часто,
но
систематически.
Считаю,
что
по
их
результатам можно с большой надежностью установить уровень и характер
мотивации учащихся.
Например: в девятых класс предложила подготовить проект на тему
«Великая отечественная война в моей семье»
Более подробно хочу остановится на методе проекта.
Суть ее - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам,
предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим
через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически
применять полученные знания, развитие рефлекторного, или критического,
мышления. Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ,
размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для
познания
нового,
для
нахождения
выхода
из
сомнения,
формирования
уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.
Основные требования к использованию метода проектов:
1.
наличие
значимой
в
исследовательском,
творческом
плане
проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского
поиска для ее решения.
2.
практическая,
теоретическая,
познавательная
значимость
предполагаемых результатов.
3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
учащихся;
4.
структурирование
содержательной
части
проекта
(с
указанием
поэтапных результатов);
5.
использование
исследовательских
методов,
предусматривающих
определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования
(использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки",
"круглого стола");
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение
методов
исследования
(статистических
методов,
экспериментальных, наблюдений, пр.);
обсуждение
способов
оформление
конечных
результатов
(презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Общие подходы к структурированию проекта:
1.
начинать
следует
всегда
с
выбора
темы
проекта,
его
типа,
количества участников;
2.
далее
необходимо
продумать
возможные
варианты
проблем,
которые
важно
исследовать
в
рамках
намеченной
тематики.
Сами
же
проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы,
ситуации, способствующие определению проблем). Здесь уместна "мозговая
атака" с последующим коллективным обсуждением;
3. распределение задач по группам, обсуждение возможных методов
исследования, поиска информации, творческих решений;
4.
самостоятельная
работа
участников
проекта
по
своим
индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;
5. промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на
уроках или на занятиях кружка);
6. защита проектов, оппонирование;
7. коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки,
выводы.
Параметры внешней оценки проекта:
значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их
изучаемой тематике;
корректность используемых методов исследования и обработки
получаемых результатов;
активность
каждого
участника
проекта
в
соответствии
с
его
индивидуальными возможностями;
коллективный
характер
принимаемых
решений
(при
групповой
проекте);
характер
общения
и
взаимопомощи,
взаимодополняемости
участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать
свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов проведенного проекта;
умение
отвечать
на
вопросы
оппонентов,
лаконичность
и
аргументированность ответов каждого члена группы.
Хотелось бы еще отметить, что на Региональном и Заключительном
этапах
Всероссийской
олимпиады
школьников
предлагается
написать
исторический (обществоведческий) проект или сочинение на основе анализа
источника,
-
творческое
задание.
Участникам
предлагаются
источники,
даются примерный план работы и тема; ребята должны написать сочинение,
раскрывающее тему на основе анализа источников.
Литература: 1. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/
Под ред. Е.С.Полат - М., 2000. 2. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образованияд ред. Е.С.Полат - М., 2000