Автор: Гладкова Яна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №33 "Надежда"
Населённый пункт: Балашиха Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Значение художественной литературы в развитии детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Значение художественной литературы в развитии детей старшего
дошкольного возраста.
Книга – это волшебница.
Книга преобразила мир.
В ней память человеческой мысли.
Николай Морозов, русский революционер,
народоволец, ученый (1854 -1946)
Детская книга это один из факторов, влияющих на формирование, развитие и
становление личности ребенка. Через произведения художественной
литературы разных жанров формируются положительные личностные
качества человека и гражданина своей Родины.
На примере сказки К.И.Чуковского и некоторых элементов фольклора я
попробую вам рассказать, чему можно научить детей в этом возрасте.
И так сказка К.И. Чуковского «Бармалей»
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир
человеческих чувств, ответственность родителей перед детьми. Они
(родители) объяснили детям, что а Африку (далеко от дома ) ходить нельзя –
опасно! (Не ходите дети в Африку гулять! В Африке акулы и т.д. …) И так дети
узнали азы географии, что есть Африка, и кто там обитает. Но дети из
любопытства и противоречия родителям убежали и у них начались
приключения. В начале у них все было хорошо и весело. А благодушные
жители Африки предупреждали детей об опасности и о правилах поведения.
(Выходила к ним Горилла им Горилла говорила…) Но дети не послушали
совета и из за них акула – каракула утонула. И когда дети «пошутили» с
бегемотом (А Таня и Ваня хохочут, бегемотово брюхо щекочут (зачитываю
отрывок про бегемота)) Бегемот обиделся и воззвал к Бармалею за
справедливостью для наказания этих детей. (Бармалей, Бармалей, Бармалей
этих гадких детей Бармалей, не жалей Бармалей, не жалей!)
И вот тут , дети столкнулись с реальностью и результатами своей беспечности
и не послушания. Дети испугались и осознали свои ошибки («Милый милый
бармалей, смилуйся над нами, отпусти нас по скорей к нашей милой маме!
Мы от мамы убегать ни когда не будем и по Африке гулять на всегда
забудем!!») Они (дети) поняли что из-за их беспечности мог погибнуть
Айболит. И когда их спасли жители Африки которых они не послушались (Но
вот из-за Нила Горилла идет, Горилла идет крокодила ведет) и крокодил
проглотил Бармалея. Который потом громко рыдая просил прощения и
обещал исправиться (он воззвал к внутреннему миру героев, вызывая
интерес к своей личности) «И в животе у крокодила рыдает плачет
Бармалей… О я буду добрей, полюблю я детей. Не губите меня, пощадите
меня!! О, я буду, я буду добрей!!». И дети откликнулись на его рыдания,
пожалели его «Пожалели дети Бармалея, Крокодилу дети говорят! Если он и
вправду сделался, добрее отпусти его, пожалуйста, назад!».
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети
начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них
начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявлять участие,
доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой
воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Художественная литература является универсальным развивающее–
образовательным средством.
Теперь немного о фольклоре.
Отгадывая загадки – у ребенка развивается логическое и образное
мышление. А развивая мышление ребенка, мы развиваем речь. Каждая
загадка представляет собой картинное, образное описание предмета, его
характерных особенностей. Например
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
При этом часто такое описание дается через другой предмет.
Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребенок должен знать особенности
предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. (Висит груша
нельзя скушать). Вот почему занятия с загадками вводятся после
ознакомления детей с особенностями предметов.
Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для
начала игры. Вот, например считалка «На злотом крыльце сидели…» ребенок,
произнося слова не задумываясь, запоминает, кто за кем сидит, запоминает
профессии, и как не странно редко кто хочет быть портным или
сапожником… с детства они хотят быть царями или королевичами, чтоб не
работать… быть красиво одетыми, спасать принцесс.
Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во
всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. А это
первая ступень приучения к порядку, к обязанностям.
Основой всех считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети
механически его запоминают, (раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик
погулять…) что приводит к развитию математических способностей,
укреплению памяти.
С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают:
Учат товарищей, сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми.
Например (Очки, очки, мы с тобой не дурачки; Смех без причины Признак
дурачины).
Говорят, когда кто–то «Купится» на шутку: Обманули дурачка на четыре
кулачка!
Говорят, когда что–то случается с обидчиком: Так тебе и надо – курица с
помадой!
В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества
личности. Например: Трус, трус белорус, на войну собрался, как увидел
пулемет – Сразу испугался! Жадина, говядина, соленый огурец, на полу
валяется, никто его не ест!
Конечно бывают и обидные дразнилки, но мы такие не используем в работе,
о них дети узнают позже и сами придумывают… лысый лысый, сходи по
писай…
Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений , мы
развиваем и воображение и восприятие, мышление и память.
Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к
художественной литературе, мы развиваем не только моральные и
нравственные качества, но и психологически, приучаем к чистоте речи.
А еще мне хотелось бы дать не много рекомендаций родителям по развитию
читательского интереса у детей.
Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
Покупая книги, выбирайте их яркими по оформлению и интересными
по содержанию.
Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку
ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом
увлекательном эпизоде.
Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно
его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный
текст.