Напоминание

Значение художественной литературы в развитии детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Гладкова Яна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №33 "Надежда"
Населённый пункт: Балашиха Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Значение художественной литературы в развитии детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение художественной литературы в развитии детей старшего

дошкольного возраста.

Книга – это волшебница.

Книга преобразила мир.

В ней память человеческой мысли.

Николай Морозов, русский революционер,

народоволец, ученый (1854 -1946)

Детская книга это один из факторов, влияющих на формирование, развитие и

становление личности ребенка. Через произведения художественной

литературы разных жанров формируются положительные личностные

качества человека и гражданина своей Родины.

На примере сказки К.И.Чуковского и некоторых элементов фольклора я

попробую вам рассказать, чему можно научить детей в этом возрасте.

И так сказка К.И. Чуковского «Бармалей»

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир

человеческих чувств, ответственность родителей перед детьми. Они

(родители) объяснили детям, что а Африку (далеко от дома ) ходить нельзя –

опасно! (Не ходите дети в Африку гулять! В Африке акулы и т.д. …) И так дети

узнали азы географии, что есть Африка, и кто там обитает. Но дети из

любопытства и противоречия родителям убежали и у них начались

приключения. В начале у них все было хорошо и весело. А благодушные

жители Африки предупреждали детей об опасности и о правилах поведения.

(Выходила к ним Горилла им Горилла говорила…) Но дети не послушали

совета и из за них акула – каракула утонула. И когда дети «пошутили» с

бегемотом (А Таня и Ваня хохочут, бегемотово брюхо щекочут (зачитываю

отрывок про бегемота)) Бегемот обиделся и воззвал к Бармалею за

справедливостью для наказания этих детей. (Бармалей, Бармалей, Бармалей

этих гадких детей Бармалей, не жалей Бармалей, не жалей!)

И вот тут , дети столкнулись с реальностью и результатами своей беспечности

и не послушания. Дети испугались и осознали свои ошибки («Милый милый

бармалей, смилуйся над нами, отпусти нас по скорей к нашей милой маме!

Мы от мамы убегать ни когда не будем и по Африке гулять на всегда

забудем!!») Они (дети) поняли что из-за их беспечности мог погибнуть

Айболит. И когда их спасли жители Африки которых они не послушались (Но

вот из-за Нила Горилла идет, Горилла идет крокодила ведет) и крокодил

проглотил Бармалея. Который потом громко рыдая просил прощения и

обещал исправиться (он воззвал к внутреннему миру героев, вызывая

интерес к своей личности) «И в животе у крокодила рыдает плачет

Бармалей… О я буду добрей, полюблю я детей. Не губите меня, пощадите

меня!! О, я буду, я буду добрей!!». И дети откликнулись на его рыдания,

пожалели его «Пожалели дети Бармалея, Крокодилу дети говорят! Если он и

вправду сделался, добрее отпусти его, пожалуйста, назад!».

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети

начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них

начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявлять участие,

доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой

воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Художественная литература является универсальным развивающее–

образовательным средством.

Теперь немного о фольклоре.

Отгадывая загадки – у ребенка развивается логическое и образное

мышление. А развивая мышление ребенка, мы развиваем речь. Каждая

загадка представляет собой картинное, образное описание предмета, его

характерных особенностей. Например

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

При этом часто такое описание дается через другой предмет.

Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребенок должен знать особенности

предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. (Висит груша

нельзя скушать). Вот почему занятия с загадками вводятся после

ознакомления детей с особенностями предметов.

Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для

начала игры. Вот, например считалка «На злотом крыльце сидели…» ребенок,

произнося слова не задумываясь, запоминает, кто за кем сидит, запоминает

профессии, и как не странно редко кто хочет быть портным или

сапожником… с детства они хотят быть царями или королевичами, чтоб не

работать… быть красиво одетыми, спасать принцесс.

Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во

всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. А это

первая ступень приучения к порядку, к обязанностям.

Основой всех считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети

механически его запоминают, (раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик

погулять…) что приводит к развитию математических способностей,

укреплению памяти.

С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают:

Учат товарищей, сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми.

Например (Очки, очки, мы с тобой не дурачки; Смех без причины Признак

дурачины).

Говорят, когда кто–то «Купится» на шутку: Обманули дурачка на четыре

кулачка!

Говорят, когда что–то случается с обидчиком: Так тебе и надо – курица с

помадой!

В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества

личности. Например: Трус, трус белорус, на войну собрался, как увидел

пулемет – Сразу испугался! Жадина, говядина, соленый огурец, на полу

валяется, никто его не ест!

Конечно бывают и обидные дразнилки, но мы такие не используем в работе,

о них дети узнают позже и сами придумывают… лысый лысый, сходи по

писай…

Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений , мы

развиваем и воображение и восприятие, мышление и память.

Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к

художественной литературе, мы развиваем не только моральные и

нравственные качества, но и психологически, приучаем к чистоте речи.

А еще мне хотелось бы дать не много рекомендаций родителям по развитию

читательского интереса у детей.

Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

Покупая книги, выбирайте их яркими по оформлению и интересными

по содержанию.

Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку

ежедневного общения с книгой.

Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом

увлекательном эпизоде.

Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно

его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный

текст.



В раздел образования