Автор: Ганькина Елена Гавриловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: город Нижнекамск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики"
Раздел: начальное образование
«Использование нестандартного оборудования для развития
мелкой моторики»
Очень часто дети, обучающиеся в коррекционных классах, пришли в школу не
подготовленными к обучению ни психологически, не физически. У них:
1) очень бедный опыт практической деятельности с предметами,
2) бедный запас знаний об окружающем мире,
3) нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления.
4) у многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук.
5) дети неспособны целенаправленно управлять своими движениями
6)
отмечаются
пространственные
нарушения,
дети
часто
не
могут
довести
начатое дело до конца
7) выявляются значительные нарушения моторики пальцев рук.
Чтобы
развитие
зрительного,
тактильного,
двигательного
восприятия
по
возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить
специальную
коррекционную
работу.
Поэтому
большая
ответственность
за
подготовку
к
обучению
в
школе,
адаптацию,
развитие
всех
психофизических
функций детей с ограниченными возможностями ложится на учителя начальных
классов.
Давно известно, что речевые области головного мозга человека формируются
под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок
умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее.
Вашему
вниманию
я
представлю
игровые
упражнения
для
развития
мелкой
моторики у младших школьников, Эти упражнения провожу в начале каждого
урока. Их можно проводить на уроке в качестве физминуток, чтобы дать детям
отдохнуть, на коррекционных занятиях, и во внеурочное время.
1. Пальчиковая гимнастика
- Самомассаж пальчиков.
«Кольцо».
– кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков
указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; – то же упражнение
выполнять пальцами левой руки; – те же движения производить одновременно
пальцами правой и левой руки;
«Пальцы здороваются». Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики
пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем
указательный с указательным и т.д.
«Человечек» указательный и средний пальцы «бегают» по столу; – те же движения
производить пальцами левой руки; – те же движения одновременно производить
одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»);
Упражнения
можно
сопровождать
небольшими
стихотворениями,
которые
облегчают порядок выполнения движений, заинтересовывают детей.
Мы капусту рубим-рубим (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность
стола)
Мы капусту солим-солим (солим небольшими щепотками левой и правой руки)
Мы капусту трем-трем (потираем ладошкой)
Мы капусту жмем- жмем (сжимаем- разжимаем левую и правую руки в кулачки.
2. Игра с предметами, например, с карандашом или ручкой
Детям еще можно предложить следующие задания
Катать карандаш между ладонями обеих рук - от кончиков пальцев до ладони.
Катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного,
большого и среднего, большого и безымянного), поочередно, правой и левой
рукой.
Поочередно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочередно
пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.
«Закрутим винтик»
Исходное положение: взять карандаш за один конец и держать в
вертикальном положении тремя пальцами: указательным, средним и
большим. Необходимо перетирающими движениями этих пальцев
перемещать карандаш вниз до тех пор, пока пальцы не окажутся у
противоположного конца. Движения пальцев такие же, как при закручивании
винтика.
3. Игры с прищепками
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к
мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».
4.Игры с сыпучими материалами
Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает,
как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
5.
Рисование
по
крупе.
ДЕЛАЕМ
ИЗ
МАННОЙ
КАШКИ
СИМПАТИЧНЫЕ
МУЛЬТЯШКИ
Высыпьте крупу на тарелочку и предложите ребенку нарисовать разные узоры и
предметы, (забор, дождик, волны, буквы ) можно героев из любимых
мультфильмов.
6. Игры с бусинами и с пуговицами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что
нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.
8.Игры – шнуровки
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими
руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание,
формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют
развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком
является первой ступенькой к вышиванию иглой.
9.Аппликация
Помимо представленных игр - для тренировки движений пальцев рук, можно
предложить детям:
Застегивание и расстегивание пуговиц;
Игры с мозаикой;
Игры с конструктором;
Обводку контуров;
Раскрашивание;
Доведение линий до конца;
Штриховку в разных направлениях;
А ТАК ЖЕ
Занятия с предметами и материалами.
Разминать тесто, пластилин, глину.
Мять бумагу.
Представленные упражнения не только развивают мелкую моторику, но и решают
множество задач в развитии ребенка:
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность, эмоциональное напряжение.
Следует придерживаться правил: Задание подбираются от простого к сложному
o
Учитываются индивидуальные особенности ребенка, темп его развития,
возможности, настроение.
o
Работа проводится регулярно, систематически.
o
Соблюдается временной регламент
o
Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда
подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в
своей работе разнообразных методов и приёмов для развития мелкой моторики
детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать,
что
они
оказывают
положительное
воздействие
на
речевое
развитие,
у
детей
повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.