Напоминание

"Строение и работа сердца"


Автор: Иванова Инна Борисовна
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: Вышний Волочек
Наименование материала: Разработка урока по ФГОС 8 класс
Тема: "Строение и работа сердца"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «Строение и работа сердца»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цели:

дидактическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной

информации средствами критического мышления;

образовательная: организовать изучение новой темы;

развивающая: продолжить формирование умений работы с текстом;

воспитательная: создать условия для увлеченного учения.

Задачи урока:

1. раскрыть связь строения сердца с его функцией;

2. дать понятие о сердечном цикле, симпатической и парасимпатической

системах, автоматизме сердца;

Оборудование: разборная модель сердца человека, торс человека, компьютер,

мультимедийное учебное издание «Инфоурок. Человек» 8 класс.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

1. называть:

а) особенности организма человека – органы кровеносной системы;

б) признаки (особенности строения) биологического объекта – сердца.

2. распознавать и описывать на таблицах:

а) систему органов кровообращения;

б) органы кровеносной системы.

3. описывать сущность биологического процесса: работу сердца.

4. характеризовать сущность автоматизма сердечной мышцы.

5. устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Стадия вызова.

Актуализация опорных знаний.

Цель: определить уровень исходных знаний.

I. Выполните тест (индивидуальная работа)

1.

Сердце позвоночных расположено:

а) в брюшной полости, б) в грудной полости слева,

в) в грудной полости справа

2.

Сердце образовано:

а) поперечно-полосатой мышечной тканью, б) гладкой мышечной тканью,

в) соединительной тканью.

3.

Сердце млекопитающих животных:

а) двухкамерное, б) трехкамерное, в) четырехкамерное.

4.

Сосуды, приносящие кровь к сердцу: а) артерии, б) вены, в) капилляры.

5.

Сосуды, выносящие кровь от сердца: а) артерии, б) вены, в) капилляры.

6.

Функция крови в организме: а) газообмен, б) питание, в) строительная.

II. Проверьте правильность выполнения теста по ключу.

Оцените свою работу

1

6 правильных ответов - 5 баллов; 5 правильных ответов - 4 балла; 3-4 - 3 балла;

менее 3 - 2 балла.

Ключ к тесту: 1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-а, 6-а,б.

III. Стадия осмысления

Звучит музыка «Сердце тебе не хочется покоя….», и далее раздается «биение

сердца».

«К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь его, ибо оно

не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них».

Это слова безымянного древнеегипетского врача. О каком органе говорится в

этой цитате? Правильно … о сердце.

Итак, тема нашего урока сегодня …. Давайте её сформулируем вместе и

запишем в тетрадь.

Вопрос: Что,

вы

бы

хотели

узнать

об

этом

органе?

Пожалуйста,

ваши

предложения и пожелания.

Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, всю жизнь

оно перекачивает кровь из левой половины в аорту, из неё в артерии, капилляры, вены

и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину. В нем все предельно

просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство.

За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки

на текущий или капитальный ремонт. Недаром о нем говорят: сердце – это жизнь.

Давайте решим задачу: Сколько литров крови перекачивает сердце человека за 1 час

и за 1 сутки, если оно сокращается в среднем 70 раз в мин. И выбрасывает при этом из

двух желудочков 150 см

3

крови? (630л и 15 120л)

Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все

еще таит в себе удивительные загадки, не решенные, и по сей день. Знания о строении,

функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки «о живом

насосе» прошла долгий и тернистый путь. У её истоков стоял английский ученый

Уильям Гарвей. Это было в 1628 году. Наука, изучающая сердце и систему органов

кровообращения, называется – кардиология.

Работа в группах.

Вопрос:

Какие

особенности

строения

позволяют

сердцу,

подобно

насосу,

перекачивать

кровь

и

перегонять

её

по

всем

кровеносным

сосудам

тела?

С

особенностями строения вы познакомитесь в ходе самостоятельной работы с текстом

учебника стр.76-79. Поможет вам разобраться в строении сердца учебно-тематическая

карта, в которой вы найдете план работы и вопросы, на которые вам необходимо найти

ответы. Работу выполняем в группах.

Работая в группе надо распределить работу на всех участников, после ответов на вопросы выслушать

всех и совместно сделать вывод. Делегировать одного отвечающего от группы. В конце урока оценить

участие каждого ученика группы в общем деле.

Учебно-тематическая карта для

§17.

1.

Определите положение сердца в теле человека используя рисунки и модель торса

человека.

2.

Повторите особенность строения сердечной мышцы (§ 4 стр.22)

2

3.

Чем покрыто сердце? Какое значение имеет жидкость, выделяемая

образованием, покрывающим сердце?

4.

Определите правую и левую половины сердца.

5.

Используя рисунки и текст учебника найдите границы между предсердиями и

желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?

6.

Найдите аорту (самую крупную артерию) и легочную артерию. Подумайте и

объясните, почему на рисунках и модели они обозначены разным цветом?

7.

Внутри вскрытых желудочков найдите створчатые клапаны, рассмотрите

сухожильные нити и мышечные сосочки. Какова функция створчатых клапанов,

сухожильных нитей и мышечных сосочков?

8.

В аорте и в легочной артерии найдите полулунные клапаны. Каково их

функциональное значение?

9.

Сделайте вывод, ответив на следующий вопрос: в чем заключается связь

строения сердца с выполняемой им функцией? Озвучьте свои выводы для

класса.

10. А теперь закройте учебник и попробуйте проверить свои знания, на рисунке

обозначьте камеры сердца, клапаны, и входящие и выходящие сосуды. Дайте

соседу на проверку. В это время проверьте знания соседа. Оцените.

Прежде чем, вы будете выполнять задания, давайте посмотрим небольшой

видеофрагмент о работе клапанов сердца. Внимательно смотрите, вы сейчас будите

выполнять работу….Таблицы «Фазы сердечного цикла» положите перед собой.

Вы будите их заполнять.

Мы с вами уже говорили, что наше сердце неутомимо работает в течение всей

жизни,

без

остановки

и

ремонта.

Но

поверите

ли

вы,

что

половину

жизни

оно

отдыхает.

Когда

же

это

происходит?

Ведь

мы

знаем,

что

при

остановке

сердца

прекращается

движение

крови,

а

значит,

прекращается

и

жизнь.

Наше

сердце

ритмически сокращается и расслабляется.

Видеофрагмент «Работа клапанов сердца» (2 мин.)

Фазы сердечного цикла

1 фаза. Сокращение предсердий. Кровь через открытые створчатые клапаны

попадает в желудочки. Устья вен, впадающих в предсердия сжаты, поэтому кровь не

может течь в обратном направлении. Фаза длится всего лишь 0,1 сек.

2 фаза. Сокращение желудочков. Желудочки сокращаются, створчатые клапаны

при этом закрыты, кровь в предсердия не может попасть. Под её напором открываются

полулунные клапаны, и кровь направляется из левого желудочка в аорту (большой круг

кровообращения),

а

из

правого

желудочка

в

легочные

артерии

(малый

круг

кровообращения) 0,3 сек.

3 фаза. Пауза, общее расслабление сердца.

Во время этой фазы полулунные

клапаны закрыты, кровь обратно поступать не может. Открыты створчатые клапаны.

Предсердия наполняются кровью, часть её стекает в желудочки. Пауза длится 0,4 сек.,

а весь сердечный цикл – 0,8 с.

Давайте посмотрим внимательно видеофрагмент сердечный цикл.

Но было бы ошибочно думать, что сердце работает самостоятельно, независимо

от общего состояния организма.

3

Регуляция сердечных сокращений осуществляется двумя способами: нервным и

гуморальным.

От

ц.н.с.

к

сердцу

подходят

два

нерва:

парасимпатический

(блуждающий) и симпатический. Парасимпатический нерв замедляет работу сердца, а

симпатический её ускоряет. Это позволяет сердечно-сосудистой системе постоянно

приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. На работу

сердца оказывают влияние также биологически активные вещества, органические и

минеральные. Адреналин (гормон надпочечников), глюкагон (гормон поджелудочной

железы), тироксин (гормон щитовидной железы), ионы Са ускоряют работу сердца, а

ионы

К,

ацетилхолин

замедляют

и

ослабляют

сердечную

деятельность.

Для

повышения

надежности

всей

кровеносной

системы

сокращение

легочной

артерии

регулируется 13 гормонами, а её расслабление вызывается действием 7 гормонов.

IV. Стадия размышления.

Пульс.

Нащупать пульс у себя, у соседа.

V. Рефлексия.

А теперь, используя знания, полученные сегодня на уроке, давайте выполним

следующие задания:

1. На рисунке обозначьте все структуры сердца.

2. Заполните таблицу «фазы сердечного цикла».

Вопросы: Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось? Запомнилось?

Какие выводы сделали?

Звучит фрагмент песни: сердце как хорошо что ты такое

спасибо сердце что ты умеешь так любить…..

И

в

заключение

урока,

я

хочу

вам

раздать

небольшие

памятки

«Здоровое

сердце».

Программа «Здоровое сердце»

1.

Не курить.

2.

Правильно и разнообразно питаться (мясо, рыба, овощи, фрукты, крупы, хлеб

из цельного зерна, растительные масла, меньше жиров и сладостей) и следить

за своим весом.

3.

Больше двигаться, особенно на свежем воздухе: например, проходить быстрым

шагом не менее 3, а лучше 5 км в день.

4.

Контролировать свое артериальное давление. При его стабильном повышении

или частых перепадах обязательно пройти обследование.

5.

После 30 лет регулярно проверять уровень холестерина и сахара в крови.

Оценка работы школьников.

4

Домашнее

задание

§

17,

вопросы

1-6

стр.79,

прочитать

текст

«Моя

лаборатория»

Всем спасибо за урок!

5

Фазы сердечного цикла

Фазы

сердечного

цикла

Положение клапанов

(открыты/закрыты)

Направление

движения

крови

Время,

сек.

Сокращение

(систола)

предсердий

створчатые______________

полулунные_____________

Сокращение

(систола)

желудочков

створчатые______________

полулунные_____________

Общее

расслаблени

е (диастола)

створчатые______________

полулунные_____________

Фазы

сердечного

цикла

Положение клапанов

(открыты/закрыты)

Направление

движения

крови

Время,

сек.

Сокращение

(систола)

предсердий

створчатые______________

полулунные_____________

Сокращение

(систола)

желудочков

створчатые______________

полулунные_____________

Общее

расслаблени

е (диастола)

створчатые______________

полулунные_____________

6

Работая в группе надо распределить работу на всех участников, после ответов на вопросы выслушать

всех и совместно сделать вывод. Делегировать одного отвечающего от группы. В конце урока оценить

участие каждого ученика группы в общем деле.

Учебно-тематическая карта для

§17.

11.Определите положение сердца в теле человека используя рисунки и модель торса

человека.

12.Повторите особенность строения сердечной мышцы (§ 4 стр.22)

13.Чем покрыто сердце? Какое значение имеет жидкость, выделяемая

образованием, покрывающим сердце?

14.Определите правую и левую половины сердца.

15.Используя рисунки и текст учебника найдите границы между предсердиями и

желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?

16.Найдите аорту (самую крупную артерию) и легочную артерию. Подумайте и

объясните, почему на рисунках и модели они обозначены разным цветом?

17.Внутри вскрытых желудочков найдите створчатые клапаны, рассмотрите

сухожильные нити и мышечные сосочки. Какова функция створчатых клапанов,

сухожильных нитей и мышечных сосочков?

18.В аорте и в легочной артерии найдите полулунные клапаны. Каково их

функциональное значение?

19.Сделайте вывод, ответив на следующий вопрос: в чем заключается связь

строения сердца с выполняемой им функцией? Запишите свой ответ на бланке.

Озвучьте свои выводы для класса.

20. А теперь закройте учебник и попробуйте проверить свои знания: на доске, на

рисунке укажите камеры сердца, клапаны, и входящие и выходящие сосуды.

Программа «Здоровое сердце»

7

6.

Не курить.

7.

Правильно и разнообразно питаться (мясо, рыба, овощи, фрукты, крупы, хлеб

из цельного зерна, растительные масла, меньше жиров и сладостей) и следить

за своим весом.

8.

Больше двигаться, особенно на свежем воздухе: например, проходить быстрым

шагом не менее 3, а лучше 5 км в день.

9.

Контролировать свое артериальное давление. При его стабильном повышении

или частых перепадах обязательно пройти обследование.

10.После 30 лет регулярно проверять уровень холестерина и сахара в крови.

____________________________________________________________

Программа «Здоровое сердце»

1.

Не курить.

2.

Правильно и разнообразно питаться (мясо, рыба, овощи, фрукты, крупы, хлеб

из цельного зерна, растительные масла, меньше жиров и сладостей) и следить

за своим весом.

3.

Больше двигаться, особенно на свежем воздухе: например, проходить быстрым

шагом не менее 3, а лучше 5 км в день.

4.

Контролировать свое артериальное давление. При его стабильном повышении

или частых перепадах обязательно пройти обследование.

5.

После 30 лет регулярно проверять уровень холестерина и сахара в крови.

________________________________________________________________

Программа «Здоровое сердце»

1.

Не курить.

2.

Правильно и разнообразно питаться (мясо, рыба, овощи, фрукты, крупы, хлеб

из цельного зерна, растительные масла, меньше жиров и сладостей) и следить

за своим весом.

3.

Больше двигаться, особенно на свежем воздухе: например, проходить быстрым

шагом не менее 3, а лучше 5 км в день.

4.

Контролировать свое артериальное давление. При его стабильном повышении

или частых перепадах обязательно пройти обследование.

5.

После 30 лет регулярно проверять уровень холестерина и сахара в крови.

БЛАНК ОТВЕТОВ

Группа № __________

8

Участники _______________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Вывод: __________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

9



В раздел образования