Автор: Иванова Инна Борисовна
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: Вышний Волочек
Наименование материала: Разработка урока по ФГОС 8 класс
Тема: "Строение и работа сердца"
Раздел: среднее образование
Тема урока: «Строение и работа сердца»
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цели:
дидактическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной
информации средствами критического мышления;
образовательная: организовать изучение новой темы;
развивающая: продолжить формирование умений работы с текстом;
воспитательная: создать условия для увлеченного учения.
Задачи урока:
1. раскрыть связь строения сердца с его функцией;
2. дать понятие о сердечном цикле, симпатической и парасимпатической
системах, автоматизме сердца;
Оборудование: разборная модель сердца человека, торс человека, компьютер,
мультимедийное учебное издание «Инфоурок. Человек» 8 класс.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
1. называть:
а) особенности организма человека – органы кровеносной системы;
б) признаки (особенности строения) биологического объекта – сердца.
2. распознавать и описывать на таблицах:
а) систему органов кровообращения;
б) органы кровеносной системы.
3. описывать сущность биологического процесса: работу сердца.
4. характеризовать сущность автоматизма сердечной мышцы.
5. устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Стадия вызова.
Актуализация опорных знаний.
Цель: определить уровень исходных знаний.
I. Выполните тест (индивидуальная работа)
1.
Сердце позвоночных расположено:
а) в брюшной полости, б) в грудной полости слева,
в) в грудной полости справа
2.
Сердце образовано:
а) поперечно-полосатой мышечной тканью, б) гладкой мышечной тканью,
в) соединительной тканью.
3.
Сердце млекопитающих животных:
а) двухкамерное, б) трехкамерное, в) четырехкамерное.
4.
Сосуды, приносящие кровь к сердцу: а) артерии, б) вены, в) капилляры.
5.
Сосуды, выносящие кровь от сердца: а) артерии, б) вены, в) капилляры.
6.
Функция крови в организме: а) газообмен, б) питание, в) строительная.
II. Проверьте правильность выполнения теста по ключу.
Оцените свою работу
1
6 правильных ответов - 5 баллов; 5 правильных ответов - 4 балла; 3-4 - 3 балла;
менее 3 - 2 балла.
Ключ к тесту: 1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-а, 6-а,б.
III. Стадия осмысления
Звучит музыка «Сердце тебе не хочется покоя….», и далее раздается «биение
сердца».
«К какой части тела ни приложишь ты руку, ты всюду услышишь его, ибо оно
не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них».
Это слова безымянного древнеегипетского врача. О каком органе говорится в
этой цитате? Правильно … о сердце.
Итак, тема нашего урока сегодня …. Давайте её сформулируем вместе и
запишем в тетрадь.
Вопрос: Что,
вы
бы
хотели
узнать
об
этом
органе?
Пожалуйста,
ваши
предложения и пожелания.
Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Действительно, всю жизнь
оно перекачивает кровь из левой половины в аорту, из неё в артерии, капилляры, вены
и по двум полым венам возвращает кровь в правую половину. В нем все предельно
просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство.
За 70 лет жизни человека сердце сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки
на текущий или капитальный ремонт. Недаром о нем говорят: сердце – это жизнь.
Давайте решим задачу: Сколько литров крови перекачивает сердце человека за 1 час
и за 1 сутки, если оно сокращается в среднем 70 раз в мин. И выбрасывает при этом из
двух желудочков 150 см
3
крови? (630л и 15 120л)
Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все
еще таит в себе удивительные загадки, не решенные, и по сей день. Знания о строении,
функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки «о живом
насосе» прошла долгий и тернистый путь. У её истоков стоял английский ученый
Уильям Гарвей. Это было в 1628 году. Наука, изучающая сердце и систему органов
кровообращения, называется – кардиология.
Работа в группах.
Вопрос:
Какие
особенности
строения
позволяют
сердцу,
подобно
насосу,
перекачивать
кровь
и
перегонять
её
по
всем
кровеносным
сосудам
тела?
С
особенностями строения вы познакомитесь в ходе самостоятельной работы с текстом
учебника стр.76-79. Поможет вам разобраться в строении сердца учебно-тематическая
карта, в которой вы найдете план работы и вопросы, на которые вам необходимо найти
ответы. Работу выполняем в группах.
Работая в группе надо распределить работу на всех участников, после ответов на вопросы выслушать
всех и совместно сделать вывод. Делегировать одного отвечающего от группы. В конце урока оценить
участие каждого ученика группы в общем деле.
Учебно-тематическая карта для
§17.
1.
Определите положение сердца в теле человека используя рисунки и модель торса
человека.
2.
Повторите особенность строения сердечной мышцы (§ 4 стр.22)
2
3.
Чем покрыто сердце? Какое значение имеет жидкость, выделяемая
образованием, покрывающим сердце?
4.
Определите правую и левую половины сердца.
5.
Используя рисунки и текст учебника найдите границы между предсердиями и
желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?
6.
Найдите аорту (самую крупную артерию) и легочную артерию. Подумайте и
объясните, почему на рисунках и модели они обозначены разным цветом?
7.
Внутри вскрытых желудочков найдите створчатые клапаны, рассмотрите
сухожильные нити и мышечные сосочки. Какова функция створчатых клапанов,
сухожильных нитей и мышечных сосочков?
8.
В аорте и в легочной артерии найдите полулунные клапаны. Каково их
функциональное значение?
9.
Сделайте вывод, ответив на следующий вопрос: в чем заключается связь
строения сердца с выполняемой им функцией? Озвучьте свои выводы для
класса.
10. А теперь закройте учебник и попробуйте проверить свои знания, на рисунке
обозначьте камеры сердца, клапаны, и входящие и выходящие сосуды. Дайте
соседу на проверку. В это время проверьте знания соседа. Оцените.
Прежде чем, вы будете выполнять задания, давайте посмотрим небольшой
видеофрагмент о работе клапанов сердца. Внимательно смотрите, вы сейчас будите
выполнять работу….Таблицы «Фазы сердечного цикла» положите перед собой.
Вы будите их заполнять.
Мы с вами уже говорили, что наше сердце неутомимо работает в течение всей
жизни,
без
остановки
и
ремонта.
Но
поверите
ли
вы,
что
половину
жизни
оно
отдыхает.
Когда
же
это
происходит?
Ведь
мы
знаем,
что
при
остановке
сердца
прекращается
движение
крови,
а
значит,
прекращается
и
жизнь.
Наше
сердце
ритмически сокращается и расслабляется.
Видеофрагмент «Работа клапанов сердца» (2 мин.)
Фазы сердечного цикла
1 фаза. Сокращение предсердий. Кровь через открытые створчатые клапаны
попадает в желудочки. Устья вен, впадающих в предсердия сжаты, поэтому кровь не
может течь в обратном направлении. Фаза длится всего лишь 0,1 сек.
2 фаза. Сокращение желудочков. Желудочки сокращаются, створчатые клапаны
при этом закрыты, кровь в предсердия не может попасть. Под её напором открываются
полулунные клапаны, и кровь направляется из левого желудочка в аорту (большой круг
кровообращения),
а
из
правого
желудочка
в
легочные
артерии
(малый
круг
кровообращения) 0,3 сек.
3 фаза. Пауза, общее расслабление сердца.
Во время этой фазы полулунные
клапаны закрыты, кровь обратно поступать не может. Открыты створчатые клапаны.
Предсердия наполняются кровью, часть её стекает в желудочки. Пауза длится 0,4 сек.,
а весь сердечный цикл – 0,8 с.
Давайте посмотрим внимательно видеофрагмент сердечный цикл.
Но было бы ошибочно думать, что сердце работает самостоятельно, независимо
от общего состояния организма.
3
Регуляция сердечных сокращений осуществляется двумя способами: нервным и
гуморальным.
От
ц.н.с.
к
сердцу
подходят
два
нерва:
парасимпатический
(блуждающий) и симпатический. Парасимпатический нерв замедляет работу сердца, а
симпатический её ускоряет. Это позволяет сердечно-сосудистой системе постоянно
приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. На работу
сердца оказывают влияние также биологически активные вещества, органические и
минеральные. Адреналин (гормон надпочечников), глюкагон (гормон поджелудочной
железы), тироксин (гормон щитовидной железы), ионы Са ускоряют работу сердца, а
ионы
К,
ацетилхолин
замедляют
и
ослабляют
сердечную
деятельность.
Для
повышения
надежности
всей
кровеносной
системы
сокращение
легочной
артерии
регулируется 13 гормонами, а её расслабление вызывается действием 7 гормонов.
IV. Стадия размышления.
Пульс.
Нащупать пульс у себя, у соседа.
V. Рефлексия.
А теперь, используя знания, полученные сегодня на уроке, давайте выполним
следующие задания:
1. На рисунке обозначьте все структуры сердца.
2. Заполните таблицу «фазы сердечного цикла».
Вопросы: Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось? Запомнилось?
Какие выводы сделали?
Звучит фрагмент песни: сердце как хорошо что ты такое
спасибо сердце что ты умеешь так любить…..
И
в
заключение
урока,
я
хочу
вам
раздать
небольшие
памятки
«Здоровое
сердце».
Программа «Здоровое сердце»
1.
Не курить.
2.
Правильно и разнообразно питаться (мясо, рыба, овощи, фрукты, крупы, хлеб
из цельного зерна, растительные масла, меньше жиров и сладостей) и следить
за своим весом.
3.
Больше двигаться, особенно на свежем воздухе: например, проходить быстрым
шагом не менее 3, а лучше 5 км в день.
4.
Контролировать свое артериальное давление. При его стабильном повышении
или частых перепадах обязательно пройти обследование.
5.
После 30 лет регулярно проверять уровень холестерина и сахара в крови.
Оценка работы школьников.
4
Домашнее
задание
§
17,
вопросы
1-6
стр.79,
прочитать
текст
«Моя
лаборатория»
Всем спасибо за урок!
5
Фазы сердечного цикла
Фазы
сердечного
цикла
Положение клапанов
(открыты/закрыты)
Направление
движения
крови
Время,
сек.
Сокращение
(систола)
предсердий
створчатые______________
полулунные_____________
Сокращение
(систола)
желудочков
створчатые______________
полулунные_____________
Общее
расслаблени
е (диастола)
створчатые______________
полулунные_____________
Фазы
сердечного
цикла
Положение клапанов
(открыты/закрыты)
Направление
движения
крови
Время,
сек.
Сокращение
(систола)
предсердий
створчатые______________
полулунные_____________
Сокращение
(систола)
желудочков
створчатые______________
полулунные_____________
Общее
расслаблени
е (диастола)
створчатые______________
полулунные_____________
6
Работая в группе надо распределить работу на всех участников, после ответов на вопросы выслушать
всех и совместно сделать вывод. Делегировать одного отвечающего от группы. В конце урока оценить
участие каждого ученика группы в общем деле.
Учебно-тематическая карта для
§17.
11.Определите положение сердца в теле человека используя рисунки и модель торса
человека.
12.Повторите особенность строения сердечной мышцы (§ 4 стр.22)
13.Чем покрыто сердце? Какое значение имеет жидкость, выделяемая
образованием, покрывающим сердце?
14.Определите правую и левую половины сердца.
15.Используя рисунки и текст учебника найдите границы между предсердиями и
желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?
16.Найдите аорту (самую крупную артерию) и легочную артерию. Подумайте и
объясните, почему на рисунках и модели они обозначены разным цветом?
17.Внутри вскрытых желудочков найдите створчатые клапаны, рассмотрите
сухожильные нити и мышечные сосочки. Какова функция створчатых клапанов,
сухожильных нитей и мышечных сосочков?
18.В аорте и в легочной артерии найдите полулунные клапаны. Каково их
функциональное значение?
19.Сделайте вывод, ответив на следующий вопрос: в чем заключается связь
строения сердца с выполняемой им функцией? Запишите свой ответ на бланке.
Озвучьте свои выводы для класса.
20. А теперь закройте учебник и попробуйте проверить свои знания: на доске, на
рисунке укажите камеры сердца, клапаны, и входящие и выходящие сосуды.
Программа «Здоровое сердце»
7
6.
Не курить.
7.
Правильно и разнообразно питаться (мясо, рыба, овощи, фрукты, крупы, хлеб
из цельного зерна, растительные масла, меньше жиров и сладостей) и следить
за своим весом.
8.
Больше двигаться, особенно на свежем воздухе: например, проходить быстрым
шагом не менее 3, а лучше 5 км в день.
9.
Контролировать свое артериальное давление. При его стабильном повышении
или частых перепадах обязательно пройти обследование.
10.После 30 лет регулярно проверять уровень холестерина и сахара в крови.
____________________________________________________________
Программа «Здоровое сердце»
1.
Не курить.
2.
Правильно и разнообразно питаться (мясо, рыба, овощи, фрукты, крупы, хлеб
из цельного зерна, растительные масла, меньше жиров и сладостей) и следить
за своим весом.
3.
Больше двигаться, особенно на свежем воздухе: например, проходить быстрым
шагом не менее 3, а лучше 5 км в день.
4.
Контролировать свое артериальное давление. При его стабильном повышении
или частых перепадах обязательно пройти обследование.
5.
После 30 лет регулярно проверять уровень холестерина и сахара в крови.
________________________________________________________________
Программа «Здоровое сердце»
1.
Не курить.
2.
Правильно и разнообразно питаться (мясо, рыба, овощи, фрукты, крупы, хлеб
из цельного зерна, растительные масла, меньше жиров и сладостей) и следить
за своим весом.
3.
Больше двигаться, особенно на свежем воздухе: например, проходить быстрым
шагом не менее 3, а лучше 5 км в день.
4.
Контролировать свое артериальное давление. При его стабильном повышении
или частых перепадах обязательно пройти обследование.
5.
После 30 лет регулярно проверять уровень холестерина и сахара в крови.
БЛАНК ОТВЕТОВ
Группа № __________
8
Участники _______________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Вывод: __________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
9