Напоминание

Лингвокультурологический портрет слова "хлеб"


Автор: Филина Тамара Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ – Кокинская СОШ
Населённый пункт: д. Скрябино, Выгоничский район, Брянская область
Наименование материала: учебный проект
Тема: Лингвокультурологический портрет слова "хлеб"
Раздел: полное образование





Назад




Термином «лингвокультурологический портрет слова» обозначим такое

описание слова, при котором исследуется информация, хранящаяся в фонде

языка и существующая в современном лексиконе говорящих. Это такое

описание слова, при котором исследуются семантика, сочетаемость,

фразеологические, стилистические, коммуникативные и др. свойства каждого

лексического значения данного слова.

Морфологическая информация о слове «хлеб»

Грамматический словарь русского языка дает следующие сведения о слове

хлеб: слово хлеб является существительным мужского рода и склоняется.

Слово хлеб имеет ограничение на форму числа и во множественном числе

употребляется только в значении хлеб «растение, из которого

изготавливаются мука и крупа».

Словарь СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ русского языка содержит

информацию о синтаксической сочетаемости слова хлеб , т.е. указывает

синтаксические конструкции, в которых данное слово может употребляться.

Существительное хлеб может сочетаться с другими существительными.

Например, слово хлеб может входить как главное слово в состав

словосочетаний: хлеб урожая 2008 года, хлеб брянского завода.

В других словосочетаниях хлеб является зависимым словом: ломоть,

краюха, кусок, буханка, каравай, батон, цена на хлеб, сумка с

хлебом( значение «пищевой продукт»).

Возможно и сочетание слова хлеб с глаголами, при этом глаголы

управляют данным существительным. Такие словосочетания могут быть

беспредложными и предложными: выпекать хлеб, есть без хлеба,

привыкнуть к хлебу, заплатить за хлеб(«пищевой продукт»), торговать

хлебом, ссыпать хлеб(«зерно, из которого делают муку»), обмолачивать

хлеб, любоваться хлебами, затеряться в хлебах («растение»);

зарабатывать на хлеб(«средство для существования»)

Стилистическая информация о слове хлеб

Чтобы выяснить стилистические приметы слова, обратимся к

иллюстративному материалу словаря эпитетов русского языка (Горбачевич

К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка), в котором содержится

множество примеров употребления слова хлеб в произведениях русской

литературы.

Бескрайние – и вправо, и влево. И вдоль – тянулись елани. На них стеной

стояли бескрайние хлеба(Г. Сартаков. Хребты Саянские).

Открылись взгляду высокие, наливные хлеба. (Г. Николаева. Жатва).

Широким бескрайним морем колыхались духовитые, перестоявшие хлеба.

(Брянцев. По тонкому льду.)

Шептали березы, шуршали тощие хлеба. (В. Короленко. В облачный день).

Хлеб употребляется с эпитетами: верный, вольный, горький, готовый,

дармовой, дешевый, казенный, легкий, монастырский, насущный, нелегкий,

родительский, студенческий, сытный, теплый, трудный, трудовой, тяжелый,

тяжкий, честный, чужой.

Итак, слово, взятое изолированно, всегда воспринимается в основном

значении, в котором обычно чаще всего и употребляется в речи.

Производные же значения выявляются только в сочетании с другими

словами. Так, например, в предложении(У бедного мужика вырос хлеб

густой, высокий, колосистый. Л. Толстой. Как черт краюшку выкупал.) слово

хлеб употребляется в значении «посевы зерновых: ржи, пшеницы и др.), и

только в этом значении слово хлеб может употребляться с эпитетами густой,

высокий, колосистый. Поэтому для каждого лексического значения слова

хлеб характерны свои эпитеты.

Рассмотрев примеры, приходим к выводу, что слово хлеб относится к

стилистически нейтральным словам. Это значит, что его можно употребить в

любой ситуации.

Из примеров видно, что стилистически нейтральные значения слова могут

сочетаться в предложениях со словами, имеющими стилевую

принадлежность. Например, краюха (разг.), хлеба поставлять (офиц.).

ХЛЕБ относится к числу ДРЕВНЕЙШИХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ

образов, может употребляться для характеристики человека или ситуации.

В народных представлениях хлеб олицетворяет духовную пищу, считается

основой жизни. В этом качестве устойчиво соотносится в различных

традициях с божественным началом.

В народных представлениях о добре, достатке и богатстве хлеб занимает

первое место: славяне утверждали, что все добро от хлеба.

С образом хлеба связано множество удивительных поверий и примет.

Хлебные крошки со стола стряхиваешь – денег не будет, замуж выйдешь

за лысого. В этой примете проявляется отношение и к столу как одному из

главных символов дома (надо уважать его, мыть после обеда, а не вытирать),

и к хлебу как обожествленному продукту ( нельзя хлебные крошки

выбрасывать). В детстве это запугивание действует на девочек, а потом они

уже начинают привыкать к тому, как надо убирать со стола. Чтобы замуж за

лысого не выйти.

Хлеб выбрасывать – большой грех. Кто недоеденные куски бросает, а не

птицам скармливает, тот бедным станет. Поверье очень древнее, и смысл его

ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Даждьбога (Солнца), на его

выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу,

того небесные силы накажут. Это верно и в бытовом смысле: кто не

бережлив, тот обречен быть бедным.

Ладонью крошки со стола не смахивай, а то этой же ладонью крошки

просить придется.

В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью – к счастью.

Хлеб в печи раздвоился – к отъезду кого- то из домочадцев.

Имеется в виду отслоение части каравая от целого. Хлеб – символ единства

семьи: о том. Кто оказался вне семьи, говорят: отрезанный ломоть.

Отрезав ломоть хлеба, не втыкай нож в каравай – это к голоду. Примета

отражает особое отношение к хлебу. «Не разрешалось, чтоб один человек

доедал хлеб за другим: заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной

другого человека – тоже съешь его силу; давшего хлеб во время еды со стола

собакам ожидает бедность» и др. А воткнутый в хлеб без дела нож – это

кощунство. Хлеб может обидеться и лишить дом своего покровительства.

Современные русские обращаются к образу хлеба при характеристике:

Человека гостеприимного, т.к. считается, что хлеб – самое дорогое

угощение – может выставить на стол гостеприимный и не жадный

человек.

До сих пор соблюдается обычай: хозяйка, отпуская гостей от обеда или

ужина, навязывает им узелки с разными лакомствами – пряниками, орехами,

сушеными плодами, пирогами сладкими и пр.

Этот обычай берет начало с известных своей пышностью великокняжеских

обедов. Всякий гость отпускался домой с блюдом мяса или пирогов. В наше

время, как и тогда , для хозяйки крайней обидой бывает, если подношение не

приняли. Хлеб, соль – дар Божий, говорят русские. Не принять хлеба- значит

прогневить Бога.

Хлеб относится к числу библейских образов, может употребляться для

характеристики человека, ситуации. Хлеб занимает одно из главных мест в

Библии. В Священном Писании манна именуется хлебом небесным.

Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне. Прежде нежели я умру: суету

и лож удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня

насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал:»Кто

Господь?». И чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя бога моего

всуе.Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет

царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш

насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем

должникам нашим; инее введи нас в искушение, но избави нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.Амин.(Отче наш).

С образом хлеба русские люди связывают представление о самом важном.

Жизненно необходимом.

А потом опять в работе, в борьбе за кусок хлеба, в суете рассасывалась

злоба и , тупая, ноющая, уходила боль(м. Шолохов. Поднятая целина.).

Современные русские могут обращаться к образу хлеба при

характеристике: человека, умеющего зарабатывать себе на жизнь:Я кусок

хлеба всегда смогу себе добыть. Человека. Предпочитающего свой заработок

чужому: мне чужой хлеб не нужен, но и свой я никому не отдам.



В раздел образования