Автор: Бдиева Гульфия Иршатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР – детский сад № 242 "Садко"
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект занятия с детьми старшей группы «Лекарственные растения»
Раздел: дошкольное образование
Подготовила воспитатель:
Высшей квалификационной категории
Бдиева Гульфия Иршатовна
МБДОУ ЦРР – детский сад № 242 «Садко»
Конспект занятия
с детьми старшей группы
«Лекарственные растения»
Цель:
уточнить
и
расширить
представления
о
лекарственных
растениях,
закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей
правилам сбора и сушки лекарственных растений.
Предварительная работа: дидактические игры с детьми для ознакомления с
лекарственными
растениями,
рассматривание
растений
на
участке,
просмотр видеофильма по данной теме из серии «Осторожные сказки».
Материал
к
занятию:
предварительно
подготовленные
лекарственные
травы.
Использованная литература: К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность
дошкольников»
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без
растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только
помогают
всем
живым
существам
дышать,
но
также
они
помогают
им
лечиться от болезней.
- Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства
от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться.
Давным-давно
человек
замечал,
что
все
звери
лечатся
травами.
Разные
растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим
потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг – «Травники»,
«Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем
можно лечиться – травами, цветами, ягодами и т.д.
- Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о
полезных
свойствах
растений.
В
наших
аптеках
среди
множества
современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной
основе занимают достойное место.
Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и
ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания
о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том
числе.
- Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?
- Кто видел в аптеке лекарственные растения?
- Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?
- А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей).
- Про какое лекарственное растение эта загадка.
Не пустили в огород –
Оттого она и жжет.
(крапива)
- Правильно, крапива.
- Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить щи и
салат.
В
крапиве
содержатся
вещества,
убивающие
микробов.
Крапива
хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.
- А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(подорожник)
- Найдите это растение в нашей коллекции.
- Кто догадался, почему это растение так называется?
- Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
- Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при
заболеваниях желудка, при простудах.
- Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так
называется? (Ответы детей).
- А это что за растение?
Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное.
Ветерку послушное.
(одуванчик)
-
Угадали?
И
одуванчик
также
лекарственное
растение,
служит
для
улучшения аппетита.
- Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это
ромашка,
душица,
чабрец,
зверобой,
мать-и-мачеха.
Повсюду
животные,
птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!
- Ребята, давайте поиграем в игру.
Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные
болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.
Плохой аппетит – корень одуванчика
Заболел желудок – тысячелистник.
Простуда – душица.
Остановить кровь – подорожник.
Кашель – мать-и-мачеха.
Ожог ноги – зверобой.
Пятна на коже – чистотел.
Болит горло – ромашка полевая
Лечение ран – календула.
- На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире
лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.
Но
необходимо
знать,
что
лекарственные
растения
заготавливают
только
взрослые, дети могут только помогать.
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний
глаз и др.).
2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет
роса.
3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?
4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то
выделится сок.
5. Сушить растения не на солнце, а в тени.
6.
Не
топтать
растения
при
сборе,
не
рвать
с
корнем,
не
собирать
до
последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?
- Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного:
беречь ее!