Автор: Петрова Анна Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад №21 комбинированного вида"
Населённый пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
Наименование материала: Мастер–класс для педагогов ДОУ "Музыкальное эксперементирование с детьми старшего дошкольного возраста"
Тема: музыкальное эксперементирование с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города
Новосибирска «Детский сад №21 комбинированного вида»
«Развитие природной музыкальности и
первоначальных навыков музицирования у детей»
Мастер-класс для педагогов ДОУ
(в рамках единого методического дня
«Научно-методическое сопровождение педагогов ДОО в процессе
реализации ФГОС»)
Музыкальный руководитель: Петрова А. В.
Новосибирск
2018
Описание: данный материал будет полезен воспитателям дошкольных
учреждений, учителям начальных классов, педагогам дополнительного
образования, родителям.
Цель: формирование знаний педагогов о развитии природной
музыкальности и первоначальных навыков музицирования у детей.
Задачи:
1.Расширять знания педагогов о значении развития природной
музыкальности у детей дошкольного возраста;
2. Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами,
применяемыми на музыкальных занятиях по программе Т.Э. Тютюнниковой
«Элементарное музицирование с дошкольниками»;
3. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их
мотивацию на системное использование в практике.
4.Организовать взаимодействие между педагогами, создать
предпосылки формирования сотрудничества.
Актуальность: В системе дошкольного образования музыкальное
воспитание является синтезом различных видов деятельности и
рассматривается как процесс целенаправленного обострения у детей
чувствительности, впечатлительности, развития взаимосвязи различных
ощущений. Поэтому основная задача музыкального руководителя – найти
приемы, способы и средства, способствующие наиболее полному развитию
эмоциональности детей, их креативности, формированию певческих навыков
и умений, интереса к музицированию.
Материалы и оборудование: стулья по количеству человек, 3 стола, 10
стаканчиков с водой, трубочки, 3 тазика, музыкальные инструменты,
мультимедия.
Теоретическая часть
1 Слайд
Вашему вниманию хочу представить мастер-класс на тему «Развитие
природной музыкальности и первоначальных навыков музицирования у
детей»
2 слайд
Как помочь детям дошкольного возраста войти в мир музыки, найти
свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее
эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению
музыкальных знаний в игровой практике? Ответы на эти вопросы нужно
искать в такой «педагогике», которая не ребенка приспосабливает к методике,
а методику к ребенку, имея в виду его интерес к игре и творчеству.
3 слайд
В связи с этим меня привлекла идея программы Т.Э.Тютюнниковой
“Элементарное музицирование с дошкольниками” – открыть с помощью
несложных приемов “музыку” в каждом ребёнке.
В своей работе с детьми дошкольного возраста придерживаюсь
основного принципа – обучение через импровизацию и творчество,
использование приемов, позволяющих раскрыть индивидуальность и
самобытность каждого ребенка.
4 слайд
Во всех дошкольных программах музыкального воспитания
представлен раздел “Игра на детских музыкальных инструментах”, который
предполагает обучение дошкольников игре на инструментах и коллективное
исполнительство в детском оркестре. Но мало кто задумывается над тем, что
самыми первыми и доступными инструментами для ребенка может быть его
собственное тело или предметы, которые его окружают. Поэтому мы с
детьми «пробуем на звук» предметы вокруг нас, ищем все, что может звучат.
Практическая часть
5 слайд
И сегодня я приготовила для вас стаканчики с водой. Нет-нет, мы не
будем ее пить, мы будем ее слушать. А как звучит вода? (прислушиваемся к
воде – тишина) Вот и первый звук. А теперь выберите себе трубочку,
погрузите конец в воду и осторожно подуйте – вода булькает. Вот и второй
звук. А что будет, если взять один стаканчик с водой и перелить в пустой
тазик, который стоит перед вами на столе? Давайте послушаем? Вода
переливается. Вот и третий звук! А как вы думаете, можно ли еще извлечь
звук из воды в тазике? (предлагают свои варианты, «пощлепать по воде»,
«побулькать пальцами» и т. д.) Вот видите, сколько звуков мы с вами нашли в
простой воде в стаканчике.
А в природе вода скрывает еще очень много звуков. Давайте их
послушаем.
6 слайд Звук водопада
7 слайд Звук капель дождя
8 слайд Звук моря
9 слайд
Ребята, а вы знаете, что вода может изменять звук музыкальных
инструментов. Есть у меня интересная птичка. Вот так она звучит без воды.
(Демонстрация звука без воды) А если налить в нее немного водички, то звук
ее окрашивается и изменяется. Послушаете, пожалуйста, на кого похож будет
этот звук? (Демонстрация звука с водой) Птичка поет, правильно, вот такие
волшебные свойства у воды.
Ребята, посмотрите, у меня здесь на столах приготовлены музыкальные
инструменты. Я предлагаю вам «оживить» музыкой стихотворение.
БЫЛА ТИШИНА… (А.Шибаев)
Была тишина, тишина, тишина…
Вдруг грохотом грома сменилась она! (барабан большой, барабан
маленький)
И вот уже дождик тихонько-
Ты слышишь?-
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше… (треугольник большой,
треугольник малый)
Наверно, сейчас барабанить он станет…
Уже барабанит!
Уже барабанит! (коробочка, рубель, ложки с бубенцами (2 пары),
костаньеты (2 пары))(складывают музыкальные инструменты на место)
Это было чудесно! Ну а сейчас я предлагаю нам с вами немножко
развлечься, и, конечно же, поиграть на музыкальных инструментах.
Помогать вам в этом будет волшебный экран. (Дети разбирают музыкальные
инструменты (деревянные ложки, бубны, колокольчики)).
10 Слайд
Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ «Добрый
мастер».
Заключительная часть. Рефлексия
11 Слайд
Мастер-класс подошел к концу. Перед вами на магнитной доске
прикреплены две капельки: одна – равнодушная, а вторая – веселая. Я хотела
бы вас попросить прикрепить магнитики на ту капельку, которая
соответствует вашему впечатлению от прослушанного и увиденного. То есть:
равнодушная капелька – «это мне не нужно, я не буду это использовать в
дальнейшей практике», а веселая капелька – «Это интересно, обязательно по
возможности буду внедрять в свою работу».