Автор: Наталичева Татьяна Александровна
Должность: учитель – дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ г. Мурманска № 130
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: Конспект НОД с детьми ЗПР (экспериментальная деятельность)
Тема: "Необычное расследование"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста
(экспериментальная деятельность)
Тема: «Необычное расследование»
Цель: формировать логическое мышление через экспериментальную деятельность.
Образовательные задачи:
- развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
- формировать умение выявлять свойства объектов;
- формировать умение работать сообща, развивать коллективизм;
- развивать познавательный интерес, мышление, сообразительность;
- воспитывать любознательность и целеустремленность.
Коррекционные задачи:
- расширять познавательную активность;
- развивать сенсорное восприятие;
- активизировать произвольное внимание.
Материал: на каждого ребенка: значки сыщика, лупы, маленькие сито, кисточки,
баночки с йодом, листы с нарисованными лапами лимонным соком, емкости
разного размера: наперстки, стаканы, маленькие ведерки, и стаканы наполовину
наполненные водой и со щепкой внутри, тарелочки, карточки с заданием на
каждого ребенка, шнурки разного размера, фартуки, салфетки. Прочий инвентарь:
резиновая перчатка, маленькие герметичные пакетики, пинцет, карта для улик,
карта с системой координат, картинки с уликами, картинки котов, миска с мукой и с
бусинами внутри, порванные бусы, поднос, таз с водой, коробка.
Ход занятия:
Воспитатель идет за детьми и приводит их в помещение, где царит беспорядок. С
большим удивлением начинает диалог.
В: Ребята вы только посмотрите, какой беспорядок. Кто бы это мог сделать? Может
вы поможете, найти этого безобразника?
Д: ответы детей.
В: Для того, чтобы нам сопутствовала удача, мы превратимся в сыщиков. Вы знаете
кто такие сыщики? (загадочно)
Д: Да! Это такие люди, которые раскрывают преступления, ищут пропавшие вещи
или людей.
В: Правильно! А что можно сделать, чтобы мы были на них?
Д: варианты ответов детей.
В: Отлично, у меня, как раз есть кепки и значки.
Выставляется коробка от куда дети сами берут необходимые атрибуты.
В: Но это еще не все, на специальной карте мы сможем найти остальные предметы,
которые сыщики используют в своей работе. Эти координаты помогут нам.
Подходят к карте с системой координат, и по одному открывают карточки с
предметами.
В: Теперь мы готовы приступить к расследованию этого запутанного «Дело о
беспорядке». Для того, чтобы узнать, кто навел беспорядок, нам нужно собрать
улики, это предметы, которые помогут опознать безобразника. Найденные
предметы мы будем помещать в досье. Но нам нужно запомнить главное, улики
руками трогать нельзя. (обращается внимание детей на карту для улик)
В: Посмотрите, кто – то порвал бусы, и бусины оказались в муке. Нам надо достать
их, но помните, руками мы ни чего не трогаем, как мы можем это сделать?
Д: дети обращают внимание на рядом лежащие ситечки и тарелочки. Можно
просеять муку через ситечки.
Одевают фартуки и проделывают необходимые манипуляции. Зачерпывают муку
ситечками и просеивают ее в тарелки. Вытирают руки заранее приготовленными
салфетками.
В: А давайте соберем новые бусы. Посмотрите, у вас по три нитки: длинная,
средняя и короткая. Нам нужна длинная. А эта схема поможет нам собрать бусы.
В: Какие красивые бусы у вас получились. Пару бусин сложим в специальный
пакетик и в коробку для улик! Может здесь, мы сможем найти отгадку?
Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, где стоит стакан с водой, таз с
водой, пустые стакан, маленькое ведерко и наперсток.
В: Посмотрите в стакане что-то есть… это может оказаться важной уликой. Но ведь
нам надо ее как то достать. Давайте подумаем, как можно это сделать?
Д: Предположения детей.
В: Вы думаете, а давайте попробуем.
Воспитатель вместе с детьми проделывают манипуляции Пробуют наперстком –
слишком долго, мало воды можно зачерпнуть;
Воспитатель во время эксперимента, просит детей подать тот или иной предмет
В: Вот мы и достали щепку, я положу нашу вторую улику к первой.
В: Я вижу какую-то коробку, нужно ее осмотреть. Но нам нужно быть очень
осторожными – мы не знаем что там внутри.(испугаться) Да нет, там просто
бумага. Интересно, о чем она нам может рассказать.
Д: Давайте посмотрим через лупу.
Пробуют посмотреть через лупу, пробуют на свет, запах.
Д: Они чистые.
В: А может на них остались отпечатки. Надо это проверить. А вы знаете как? Для
этого нам и понадобятся кисточки и баночки с йодом. Надо обмакнуть кисточку в
йод и нанести на лист. Приступаем.
Дети проделывают опыт. На листах появляются следы.
Д: Это следы!
В: Интересно кому они могут принадлежать?
Д: ответы детей… в случае ответа КОТ
В: Конечно могут, а еще они могут принадлежать тигру или волку, а может даже
зайцу. Нам надо знать точно. Поместим найденные следы в коробку и попробуем
узнать, кто же на самом деле навел беспорядок.
В: Мне кажется, ответ находится именно здесь. У каждого есть карточка, но не
понятно, что же на ней изображено. Как нам это узнать?
Д: С помощью лупы.
Выполняют действия.
В: Как мы и предполагали, это кот. Но нам нужно знать, какой именно это был кот.
Подойдем к фотографиям. Тут записка. А в ней говорится, что кот был не черным и
не с большими ушами, у него не пушистый хвост.
В: Вот мы нашли того кто нашел этот беспорядок. Вам понравилось наше
маленькое приключение? Что вам больше всего понравилось? Теперь вы стали
настоящими сыщиками. Значки и лупы вы можете оставить себе и раскрывать
новые еще более запутанные дела. До свидания ребята.