Напоминание

«Коррекционно – развивающая работа учителя – дефектолога с воспитанниками детского дома »


Автор: Евтихова Лена Михайловна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: ГБУ детский дом г.Салавата
Населённый пункт: р–ка Башкортостан г.Салават
Наименование материала: статья
Тема: «Коррекционно – развивающая работа учителя – дефектолога с воспитанниками детского дома »
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И

ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКИЙ ДОМ

ГОРОДА САЛАВАТА

ТЕМА:

«

Коррекционно – развивающая работа учителя -

дефектолога с воспитанниками детского дома »

Выполнила:

учитель-дефектолог

Евтихова Л.М..

Салават 2018

ВВЕДЕНИЕ

В

любом

цивилизованном

обществе

забота

о

детях-сиротах

и

детях,

оставшихся без попечения родителей,

является главной нравственной нормой.

Несмотря на то, что на современном этапе приоритет отдается различным формам

семейного

устройства

таких

детей,

по

различным

причинам

в

стране

всегда

остаются дети, заботу о которых берет на себя государство, сам процесс их

социального становления происходит вне семьи - в детских домах. Молодой

человек, воспитывавшийся в детском доме, должен стать полноценным членом

общества,

готовым

к

самостоятельной

жизни,

к

решению

самых

сложных

социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути.

Дети, воспитывающиеся вне семьи (биологические и социальные сироты),

характеризуются запаздыванием психического развития, отклонением в здоровье

и становлении личности (И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых)

вследствие часто неблагоприятного течения перинатального периода развития,

тяжелых

условий

жизни

в

раннем

детстве,

лишения

возможностей

взаимодействовать с широкой социальной средой. Условия сиротства влекут за

собой

формирование

специфической

личности,

не

всегда

подготовленной

к

взрослой жизни.

Актуальность проблемы подтверждается следующим:

Одним из приоритетов образовательной политики, выделенным в

"Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года",

является развитие системы приемных детей и детских домов семейного типа. Это

обусловлено тем, что сиротство в Российской Федерации продолжает оставаться

серьезной проблемой как в связи с ростом количества таких детей в последнее

десятилетие,

так

и

вследствие

неразработанности

основных

взаимосвязанных

между собой диагностических и реабилитационных вопросов этой проблемы.

Создание федеральной целевой программы "Дети-сироты" позволило разработать

комплекс

мер

по

созданию

благоприятных

условий

для

подготовки

детей,

лишившихся

попечения

родителей,

к

самостоятельной

жизни

в

современной

социально-экономической обстановке.

Мы рассматриваем сиротство как основу для развития соматических и

психологических

нарушений у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей.

Здоровье воспитанников детского дома характеризуется

пониженной

сопротивляемостью

организма

различным

инфекциям;

морфологическими

отклонениями;

замедлением

психического

развития;

различными

расстройствами;

нарушением

эмоционально-волевой

сферы

и

поведения.

Расстройства здоровья проявляются

в повышенной утомляемости; головной боли; легкой или повышенной

возбудимости; раздражительности, слезливости, частой смене настроения;

агрессивности, выражающейся в вербальной и невербальной формах и др..

По своему психическому развитию дети

воспитывающиеся в детском доме, отличаются от сверстников, растущих в семье:

темп развития замедлен, эмоциональность снижена, пассивность в деятельности,

импульсивность;

отсутствие

способности

к

сопереживанию

другим

людям;

отклонение в развитии образа себя; общение воспитанников детского дома не

соответствует ни одной из форм общения с взрослыми.

Наблюдается

возрастно-индивидуальный

своеобразный

синдром,

характеризующийся

несоответствием

друг

другу

ряда

аспектов

общения;

недоразвитием

эмоционально-волевой сферы: оно проявляется в несформированности основных

структур личности - самоощущений, самооценки, самоконтроля; недоразвитие

способности управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила в

отсутствии контроля со стороны взрослых.

Многие годы система работы с детьми дошкольного и школьного возраста

была

ориентирована

только

на

обеспечение

их

познавательного

развития

и

построена на принципах авторитарной педагогики.

Основным приоритетом в образовательном аспекте сегодня выступает

личностно-ориентированное

взаимодействие

педагога

с

ребенком:

принятие

и

поддержка

его

индивидуальности,

интересов

и

потребностей,

развитие

творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии через более

свободное и демократичное общение в освоении общеобразовательных программ.

Организация учебной деятельности как особой формы активности ребенка,

направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с

проблемой

развития

его

речи.

Процесс

обучения

предполагает

анализ

и

обобщение признаков изучаемого предмета, в частности - родного языка как

знаковой системы.

В то же время коммуникативные навыки опираются на свойство языка как

средства

общения

и

речемыслительной

деятельности

в

целом.

Поэтому

формирование

полноценной

учебной

деятельности

возможно

лишь

при

достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную

степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков,

словарный

запас,

грамматический

строй

речи),

а

также

умений

и

навыков

свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Общение

-

основное

условие

развития

ребенка,

важнейший

фактор

формирование личности.

Если педагоги, работающие с детьми, не будут учитывать эти характерные

особенности - то их работа не принесет желаемых результатов, как в сферах

познавательного и физического развития, так и в сфере социального развития

ребенка.

Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом

общения. Диагностика речи детей, воспитывающихся в детском доме, показывает

следующее: почти все воспитанники имеют речевой диагноз "общее недоразвитие

речи", которое является результатом депревации и госпитализации, характерных

для специальных учреждений закрытого типа.

Особенности речи детей, воспитывающихся в условиях детского дома:

фонетическая сторона речи страдает разнообразными нарушениями;

отмечается

общая

вялость

артикуляции,

что

обусловлено

проявлением

неврологической патологии - снижением тонуса артикуляционных мышц;

недостаточная аналитическая деятельность воспитанников не позволяет им

в полной мере производить наблюдения над звуками речи, сопоставлять их,

они

испытывают

затруднения

в

удержании

последовательности

и

количества слогового ряда, предложений из 4-5 слов;

фонетико-фонематическое

недоразвитие

сказывается

в

заменах

звуков

и

букв при обучении чтению и письму;

бедный словарный запас: отсутствие в нем прилагательных, наречий;

не систематизирован номинативный словарь (не освоены родовые понятия);

нарушение развития связной речи;

узок

круг

представлений

о

предметах

и

явлениях

окружающей

действительности,

отсутствуют

навыки

анализирующего

наблюдения,

аналитико-синтетическая деятельность;

недостаточная

сформированность

познавательной

деятельности,

низкий

уровень развития психических процессов;

нарушение пространственного восприятия, нарушение зрительно-моторной

координации;

недоразвитие мелкой моторики.

Поэтому для этих детей необходима помощь логопеда, который проводит

работу

по

формированию

и

развитию

всех

компонентов

речевой

системы:

фонетики, лексики, грамматики.

Результатом всей логопедической работы с детьми должна явиться

самостоятельная

речь:

в

общении

с

взрослыми

и

сверстниками

они

должны

проявлять умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог,

отвечать

на

вопросы

и

самостоятельно

задавать

их.

Умение

составлять

интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и

фонетически

правильно

строить

предложения,

композиционно

оформлять

их

содержание; грамматически правильно писать.

Работа по коррекции речи должна определяться не только характером речевого

дефекта, но и учитывать свойственные им психологические особенности. Она

должна быть тесно связана с развитием познавательных процессов (восприятия,

представления, мышления) коррекцией недостатков психофизического развития.

Условия коррекционно-развивающей работы с воспитанниками детского

дома:

соблюдение требований по обучению с ЗПР;

постепенное включение в деятельность;

предоставление времени для обдумывания ответа и проверки;

индивидуально-дифференцированный подход к оцениванию ответов;

взаимосвязь

работы

по

коррекции

речи

с

развитием

познавательных

процессов;

взаимодействие логопеда и всех специалистов детского дома;

системный подход к развитию речи.

Содержание работы учителя-логопеда с воспитанниками детского дома.

1-е направление работы: изучение речевого развития воспитанников детского

дома.

Цели и задачи: определение уровня развития до речевых процессов и развития

речи.

Формы

работы:

методика

обследования

до

речевых

процессов,

методика

комплексного изучения готовности восприятия русского языка, заполнение карты

по методике Л.И.Переслени, речевая карта школьника.

Ожидаемый результат: конкретизация затруднения и проблем ребенка в речевом

развитии; индивидуализация выдвигаемых задач работы.

2-е

направление

работы: организация

и

осуществление

коррекционно-

развивающей работы с детьми имеющими отклонения в развитии речи.

Цели и задачи:

1.

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

2.

Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического

строя речи.

3.

Восполнение пробелов в формировании связной речи.

Формы работы: реализация коррекционных программ логопедической работы на

каждом возрастном этапе через индивидуальные и фронтальные коррекционные

занятия.

Ожидаемый результат: правильное звукопроизношение; разрешение актуальных

проблем воспитанников детского дома.

3-е

направление

работы:

реализация

индивидуальных

возможностей

и

способностей детей с нарушением речи.

Цели и задачи: развитие и совершенствование коммуникативной готовности к

обучению;

оказание

помощи

учащимся

в

процессе

обучения

математике

и

русскому языку; формирование полноценных учебных знаний.

Формы

работы:

индивидуальные

и

фронтальные

коррекционные

занятия

учителя-логопеда и учителя-дефектолога.

Ожидаемый результат: динамика речевого развития воспитанников; снижение

проблем, связанных с освоением программ школьного обучения.

4- направление работы: осуществление консультационной деятельности.

Цели

и

задачи:

интеграция

с

подразделениями

реабилитационной

службы,

педагогическим коллективом по разрешению актуальных проблем воспитанников.

Формы работы: собеседования с воспитателями групп, специалистами детского

дома

по

результатам

логопедического

обследования;

ПМПК;

индивидуальные

консультации педагогов по вопросам развития речи у воспитанников; семинары-

практикумы, деловые игры; оформление памяток.

Ожидаемый результат: динамика речевого развития воспитанников;

повышение профессионального уровня педагогов в вопросах развития речи.

В нашем детском доме живут дети дошкольного и школьного возраста, поэтому

вся

проводимая

работа

определяется

по

двум

направлениям.

Но

существует

единое звено, которое объединяет их -это связная речь. Связная речь - это основа

успеха для дошкольников - успешно подготовиться к школьному обучению, для

школьников - успешно овладеть школьной программой, и как для дошкольников и

школьников - это всестороннее развитие личности и социальная адаптация к

новым жизненным условиям. Исходя из этого ближайшая цель работы:

развитие речи (дошкольники),

восполнение пробелов в развитии речи (школьники).

Перспективная цель

- социальная адаптация к новым жизненным условиям.

Как любой вид деятельности, логопедическая работа включает в себя

обязательно такие структурные компоненты: цель и ожидаемый результат.

Чтобы определить их содержание, нужно провести диагностику, на основе

которой

определить

программу

коррекционного

обучения

и

мониторинг,

подтверждающий или отвергающий эффективность проводимой работы.

Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический,

мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором пересекаются как

более

элементарные

(сенсорный,

гно стико-практиче ский),

так

и

высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой).

Все эти процессы лежат в основе используемых нами диагностических

методик и соотносятся с возрастом детей .

В

диагностическом

блоке

обследуются

составные

части

речи

и

психологические особенности детей. Без изучения последних - диагностика не

будет полной и не принесет ожидаемого результата. Результаты фиксируются в

речевых картах детей.

На основе диагностики педагоги детского дома выбирают программу

коррекционного обучения по преодолению отклонений речевого развития детей

дошкольного

и

школьного

возраста,

определяют

этапы

работы

и

содержание

коррекционно -воспитательной работы.

Исходя из специфики деятельности учителя-логопеда и учителя - дефектолога

в условиях детского дома и возрастных особенностей детей, нами были выделены

следующие

формы

работы

с

воспитанниками:

"Эта

волшебная

тетрадь",

"Словарный диктант", "Молодой ученый (работа с деформированным текстом)",

"Юный

исследователь

(работа

со

словами,

имеющими

сложную

слоговую

структуру)" и другие .

Обоснование выбора той или иной формы обусловлено спектром решаемых

задач и возрастом воспитанников детского дома.

Каждая форма имеет определенную структуру: цель, задачи, методы обучения

и воспитания, приемы.

Нужно помнить, что целью работы учителя - логопеда является восполнение

пробелов в развитии средств языка и функции речи у воспитанников детского

дома, а задача учителя -дефектолога - обеспечить специальную(коррекционную)

помощь детям, испытывающим трудности в обучении.

Для успешной реализации поставленных задач необходимо тесное

взаимодействие

логопеда

и

дефектолога

с

педагогическими

коллективами

детского дома и школ, в которых обучаются наши воспитанники

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы подтвердил

актуальность и значимость данной проблемы. В работах многих авторов (И. В.

Дубровина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Е. А. Стребелева, М. И. Рожков и др.)

подчеркивается

необходимость

создания

специальной

системы

формирования

с вя з н о й речи

для

успешной

социализации

и

интеграции

в

общество

воспитанников детского дома.

В

результате комплексной,

систематической

и

целенаправленной

коррекционной работы с использованием технологий, видны улучшения связной

речи детей.

Появилась

возможность

преодолевать

трудности

социализации

и

интеграции

в

общество

воспитанников

детского

дома

посредством

создания

специальных

условий

на

основе

коррекции

(или

компенсации)

недостатков

развития.

В

процессе

коррекционно-развивающих

занятий

дети

учатся

быть

самостоятельными, противостоять различным трудностям, применять полученные

знания, умения и навыки в изменившихся условиях. У воспитанников возрастает

познавательная

активность,

формируются

навыки

социально-нормативного

поведения,

повышение

уровня

социальной

адаптированности,

активности,

автономности и нравственной воспитанности детей. А это важно для каждого из

выпускника детского дома, вступающего во «взрослую жизнь».

.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.

Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной

школе: учебник для вузов. М.: Владос, 2004.

2.

Ануфриев А. Ф. , Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении

детей.. Издательство: Ось-89: 2009

3.

Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки психиатра. - М.:

Просвещение, 2006.

4.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. - М.: 1983, 1984 т. 3.4.

5.

Забрамная С. Д. От диагностики к развитию: материалы для психолого-

педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных

классах школ. – М.,Академия ,2003.

6.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 1994 .

7.

Инновационные образовательные учреждения для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, Вологодской области/ Под ред. Т. В.

Зайцева, А. С. Красикова. – Вологда, 2003.

8.

Коррекционно-развивающее

обучение:

программно-методические

материалы, начальная школа. – М.:Школа-Пресс,2001 1998.

9.

Крапухин А. В. , Шаховская С. Н. , Ишимова О. А. Учись думать и

говорить. – М.: 2002..

10.Мисаренко

Г.

Коррекционно-развивающие

технологии:

сущность

и

назначение//Коррекционно-развивающее образование №1, 2008.

11.Образование и интеграция в обществе детей с особыми образовательными

потребностями: методические рекомендации. Выпуск 1/ Под ред. В. М.

Сумеркиной, Т. А. Ивановой, В. К. Солондаевой. – Ярославль, 2007.

12.Переслени

Л.

И.

Психодиагностический

комплекс

методик

для

определения

уровня

развития

познавательной

деятельности

младших

школьников. – М.: Когито-центр, 2006.

13.Преодоление

трудностей

социализации

детей-сирот:

учебное

пособие/

Под ред. Л. В. Байбородовой. – Ярославль, 2007.

14.Селевко Г. К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. М.:

НИИ Школьных технологий, 2005.

15.Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с

ограниченными

возможностями

здоровья:

методическое

пособие

для

повышения квалификации воспитателей коррекционных школ-интернатов,

детских

домов

на

основе

дистанционного

обучения/

Под

ред.

Е.

Д.

Худенко. – М., 2003.

16.Социальная

и

психологическая

адаптация

детей

из

детских

домов

г.

Ярославля/ Под ред. Н. В. Клюевой, В. В, Козлова. – Ярославль, 2004.

17.Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в

развитии. – М.: Владос, 2001.

18.Ступеньки

мастерства:

сборник

конкурсных

работ

воспитателей

учреждений интернатного типа/ Под ред. С. А. Улановой, С. А. Новосад,

Ю. В. Голосовой и др. – Сыктывкар, 2006..

.



В раздел образования