Автор: Евтихова Лена Михайловна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: ГБУ детский дом г.Салавата
Населённый пункт: р–ка Башкортостан г.Салават
Наименование материала: статья
Тема: «Коррекционно – развивающая работа учителя – дефектолога с воспитанниками детского дома »
Раздел: дополнительное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И
ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКИЙ ДОМ
ГОРОДА САЛАВАТА
ТЕМА:
«
Коррекционно – развивающая работа учителя -
дефектолога с воспитанниками детского дома »
Выполнила:
учитель-дефектолог
Евтихова Л.М..
Салават 2018
ВВЕДЕНИЕ
В
любом
цивилизованном
обществе
забота
о
детях-сиротах
и
детях,
оставшихся без попечения родителей,
является главной нравственной нормой.
Несмотря на то, что на современном этапе приоритет отдается различным формам
семейного
устройства
таких
детей,
по
различным
причинам
в
стране
всегда
остаются дети, заботу о которых берет на себя государство, сам процесс их
социального становления происходит вне семьи - в детских домах. Молодой
человек, воспитывавшийся в детском доме, должен стать полноценным членом
общества,
готовым
к
самостоятельной
жизни,
к
решению
самых
сложных
социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути.
Дети, воспитывающиеся вне семьи (биологические и социальные сироты),
характеризуются запаздыванием психического развития, отклонением в здоровье
и становлении личности (И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых)
вследствие часто неблагоприятного течения перинатального периода развития,
тяжелых
условий
жизни
в
раннем
детстве,
лишения
возможностей
взаимодействовать с широкой социальной средой. Условия сиротства влекут за
собой
формирование
специфической
личности,
не
всегда
подготовленной
к
взрослой жизни.
Актуальность проблемы подтверждается следующим:
Одним из приоритетов образовательной политики, выделенным в
"Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года",
является развитие системы приемных детей и детских домов семейного типа. Это
обусловлено тем, что сиротство в Российской Федерации продолжает оставаться
серьезной проблемой как в связи с ростом количества таких детей в последнее
десятилетие,
так
и
вследствие
неразработанности
основных
взаимосвязанных
между собой диагностических и реабилитационных вопросов этой проблемы.
Создание федеральной целевой программы "Дети-сироты" позволило разработать
комплекс
мер
по
созданию
благоприятных
условий
для
подготовки
детей,
лишившихся
попечения
родителей,
к
самостоятельной
жизни
в
современной
социально-экономической обстановке.
Мы рассматриваем сиротство как основу для развития соматических и
психологических
нарушений у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Здоровье воспитанников детского дома характеризуется
пониженной
сопротивляемостью
организма
различным
инфекциям;
морфологическими
отклонениями;
замедлением
психического
развития;
различными
расстройствами;
нарушением
эмоционально-волевой
сферы
и
поведения.
Расстройства здоровья проявляются
в повышенной утомляемости; головной боли; легкой или повышенной
возбудимости; раздражительности, слезливости, частой смене настроения;
агрессивности, выражающейся в вербальной и невербальной формах и др..
По своему психическому развитию дети
воспитывающиеся в детском доме, отличаются от сверстников, растущих в семье:
темп развития замедлен, эмоциональность снижена, пассивность в деятельности,
импульсивность;
отсутствие
способности
к
сопереживанию
другим
людям;
отклонение в развитии образа себя; общение воспитанников детского дома не
соответствует ни одной из форм общения с взрослыми.
Наблюдается
возрастно-индивидуальный
своеобразный
синдром,
характеризующийся
несоответствием
друг
другу
ряда
аспектов
общения;
недоразвитием
эмоционально-волевой сферы: оно проявляется в несформированности основных
структур личности - самоощущений, самооценки, самоконтроля; недоразвитие
способности управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила в
отсутствии контроля со стороны взрослых.
Многие годы система работы с детьми дошкольного и школьного возраста
была
ориентирована
только
на
обеспечение
их
познавательного
развития
и
построена на принципах авторитарной педагогики.
Основным приоритетом в образовательном аспекте сегодня выступает
личностно-ориентированное
взаимодействие
педагога
с
ребенком:
принятие
и
поддержка
его
индивидуальности,
интересов
и
потребностей,
развитие
творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии через более
свободное и демократичное общение в освоении общеобразовательных программ.
Организация учебной деятельности как особой формы активности ребенка,
направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с
проблемой
развития
его
речи.
Процесс
обучения
предполагает
анализ
и
обобщение признаков изучаемого предмета, в частности - родного языка как
знаковой системы.
В то же время коммуникативные навыки опираются на свойство языка как
средства
общения
и
речемыслительной
деятельности
в
целом.
Поэтому
формирование
полноценной
учебной
деятельности
возможно
лишь
при
достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную
степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков,
словарный
запас,
грамматический
строй
речи),
а
также
умений
и
навыков
свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Общение
-
основное
условие
развития
ребенка,
важнейший
фактор
формирование личности.
Если педагоги, работающие с детьми, не будут учитывать эти характерные
особенности - то их работа не принесет желаемых результатов, как в сферах
познавательного и физического развития, так и в сфере социального развития
ребенка.
Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом
общения. Диагностика речи детей, воспитывающихся в детском доме, показывает
следующее: почти все воспитанники имеют речевой диагноз "общее недоразвитие
речи", которое является результатом депревации и госпитализации, характерных
для специальных учреждений закрытого типа.
Особенности речи детей, воспитывающихся в условиях детского дома:
фонетическая сторона речи страдает разнообразными нарушениями;
отмечается
общая
вялость
артикуляции,
что
обусловлено
проявлением
неврологической патологии - снижением тонуса артикуляционных мышц;
недостаточная аналитическая деятельность воспитанников не позволяет им
в полной мере производить наблюдения над звуками речи, сопоставлять их,
они
испытывают
затруднения
в
удержании
последовательности
и
количества слогового ряда, предложений из 4-5 слов;
фонетико-фонематическое
недоразвитие
сказывается
в
заменах
звуков
и
букв при обучении чтению и письму;
бедный словарный запас: отсутствие в нем прилагательных, наречий;
не систематизирован номинативный словарь (не освоены родовые понятия);
нарушение развития связной речи;
узок
круг
представлений
о
предметах
и
явлениях
окружающей
действительности,
отсутствуют
навыки
анализирующего
наблюдения,
аналитико-синтетическая деятельность;
недостаточная
сформированность
познавательной
деятельности,
низкий
уровень развития психических процессов;
нарушение пространственного восприятия, нарушение зрительно-моторной
координации;
недоразвитие мелкой моторики.
Поэтому для этих детей необходима помощь логопеда, который проводит
работу
по
формированию
и
развитию
всех
компонентов
речевой
системы:
фонетики, лексики, грамматики.
Результатом всей логопедической работы с детьми должна явиться
самостоятельная
речь:
в
общении
с
взрослыми
и
сверстниками
они
должны
проявлять умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог,
отвечать
на
вопросы
и
самостоятельно
задавать
их.
Умение
составлять
интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и
фонетически
правильно
строить
предложения,
композиционно
оформлять
их
содержание; грамматически правильно писать.
Работа по коррекции речи должна определяться не только характером речевого
дефекта, но и учитывать свойственные им психологические особенности. Она
должна быть тесно связана с развитием познавательных процессов (восприятия,
представления, мышления) коррекцией недостатков психофизического развития.
Условия коррекционно-развивающей работы с воспитанниками детского
дома:
соблюдение требований по обучению с ЗПР;
постепенное включение в деятельность;
предоставление времени для обдумывания ответа и проверки;
индивидуально-дифференцированный подход к оцениванию ответов;
взаимосвязь
работы
по
коррекции
речи
с
развитием
познавательных
процессов;
взаимодействие логопеда и всех специалистов детского дома;
системный подход к развитию речи.
Содержание работы учителя-логопеда с воспитанниками детского дома.
1-е направление работы: изучение речевого развития воспитанников детского
дома.
Цели и задачи: определение уровня развития до речевых процессов и развития
речи.
Формы
работы:
методика
обследования
до
речевых
процессов,
методика
комплексного изучения готовности восприятия русского языка, заполнение карты
по методике Л.И.Переслени, речевая карта школьника.
Ожидаемый результат: конкретизация затруднения и проблем ребенка в речевом
развитии; индивидуализация выдвигаемых задач работы.
2-е
направление
работы: организация
и
осуществление
коррекционно-
развивающей работы с детьми имеющими отклонения в развитии речи.
Цели и задачи:
1.
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
2.
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического
строя речи.
3.
Восполнение пробелов в формировании связной речи.
Формы работы: реализация коррекционных программ логопедической работы на
каждом возрастном этапе через индивидуальные и фронтальные коррекционные
занятия.
Ожидаемый результат: правильное звукопроизношение; разрешение актуальных
проблем воспитанников детского дома.
3-е
направление
работы:
реализация
индивидуальных
возможностей
и
способностей детей с нарушением речи.
Цели и задачи: развитие и совершенствование коммуникативной готовности к
обучению;
оказание
помощи
учащимся
в
процессе
обучения
математике
и
русскому языку; формирование полноценных учебных знаний.
Формы
работы:
индивидуальные
и
фронтальные
коррекционные
занятия
учителя-логопеда и учителя-дефектолога.
Ожидаемый результат: динамика речевого развития воспитанников; снижение
проблем, связанных с освоением программ школьного обучения.
4- направление работы: осуществление консультационной деятельности.
Цели
и
задачи:
интеграция
с
подразделениями
реабилитационной
службы,
педагогическим коллективом по разрешению актуальных проблем воспитанников.
Формы работы: собеседования с воспитателями групп, специалистами детского
дома
по
результатам
логопедического
обследования;
ПМПК;
индивидуальные
консультации педагогов по вопросам развития речи у воспитанников; семинары-
практикумы, деловые игры; оформление памяток.
Ожидаемый результат: динамика речевого развития воспитанников;
повышение профессионального уровня педагогов в вопросах развития речи.
В нашем детском доме живут дети дошкольного и школьного возраста, поэтому
вся
проводимая
работа
определяется
по
двум
направлениям.
Но
существует
единое звено, которое объединяет их -это связная речь. Связная речь - это основа
успеха для дошкольников - успешно подготовиться к школьному обучению, для
школьников - успешно овладеть школьной программой, и как для дошкольников и
школьников - это всестороннее развитие личности и социальная адаптация к
новым жизненным условиям. Исходя из этого ближайшая цель работы:
развитие речи (дошкольники),
восполнение пробелов в развитии речи (школьники).
Перспективная цель
- социальная адаптация к новым жизненным условиям.
Как любой вид деятельности, логопедическая работа включает в себя
обязательно такие структурные компоненты: цель и ожидаемый результат.
Чтобы определить их содержание, нужно провести диагностику, на основе
которой
определить
программу
коррекционного
обучения
и
мониторинг,
подтверждающий или отвергающий эффективность проводимой работы.
Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический,
мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором пересекаются как
более
элементарные
(сенсорный,
гно стико-практиче ский),
так
и
высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой).
Все эти процессы лежат в основе используемых нами диагностических
методик и соотносятся с возрастом детей .
В
диагностическом
блоке
обследуются
составные
части
речи
и
психологические особенности детей. Без изучения последних - диагностика не
будет полной и не принесет ожидаемого результата. Результаты фиксируются в
речевых картах детей.
На основе диагностики педагоги детского дома выбирают программу
коррекционного обучения по преодолению отклонений речевого развития детей
дошкольного
и
школьного
возраста,
определяют
этапы
работы
и
содержание
коррекционно -воспитательной работы.
Исходя из специфики деятельности учителя-логопеда и учителя - дефектолога
в условиях детского дома и возрастных особенностей детей, нами были выделены
следующие
формы
работы
с
воспитанниками:
"Эта
волшебная
тетрадь",
"Словарный диктант", "Молодой ученый (работа с деформированным текстом)",
"Юный
исследователь
(работа
со
словами,
имеющими
сложную
слоговую
структуру)" и другие .
Обоснование выбора той или иной формы обусловлено спектром решаемых
задач и возрастом воспитанников детского дома.
Каждая форма имеет определенную структуру: цель, задачи, методы обучения
и воспитания, приемы.
Нужно помнить, что целью работы учителя - логопеда является восполнение
пробелов в развитии средств языка и функции речи у воспитанников детского
дома, а задача учителя -дефектолога - обеспечить специальную(коррекционную)
помощь детям, испытывающим трудности в обучении.
Для успешной реализации поставленных задач необходимо тесное
взаимодействие
логопеда
и
дефектолога
с
педагогическими
коллективами
детского дома и школ, в которых обучаются наши воспитанники
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы подтвердил
актуальность и значимость данной проблемы. В работах многих авторов (И. В.
Дубровина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Е. А. Стребелева, М. И. Рожков и др.)
подчеркивается
необходимость
создания
специальной
системы
формирования
с вя з н о й речи
для
успешной
социализации
и
интеграции
в
общество
воспитанников детского дома.
В
результате комплексной,
систематической
и
целенаправленной
коррекционной работы с использованием технологий, видны улучшения связной
речи детей.
Появилась
возможность
преодолевать
трудности
социализации
и
интеграции
в
общество
воспитанников
детского
дома
посредством
создания
специальных
условий
на
основе
коррекции
(или
компенсации)
недостатков
развития.
В
процессе
коррекционно-развивающих
занятий
дети
учатся
быть
самостоятельными, противостоять различным трудностям, применять полученные
знания, умения и навыки в изменившихся условиях. У воспитанников возрастает
познавательная
активность,
формируются
навыки
социально-нормативного
поведения,
повышение
уровня
социальной
адаптированности,
активности,
автономности и нравственной воспитанности детей. А это важно для каждого из
выпускника детского дома, вступающего во «взрослую жизнь».
.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной
школе: учебник для вузов. М.: Владос, 2004.
2.
Ануфриев А. Ф. , Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении
детей.. Издательство: Ось-89: 2009
3.
Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки психиатра. - М.:
Просвещение, 2006.
4.
Выготский Л. С. Собрание сочинений. - М.: 1983, 1984 т. 3.4.
5.
Забрамная С. Д. От диагностики к развитию: материалы для психолого-
педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных
классах школ. – М.,Академия ,2003.
6.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 1994 .
7.
Инновационные образовательные учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, Вологодской области/ Под ред. Т. В.
Зайцева, А. С. Красикова. – Вологда, 2003.
8.
Коррекционно-развивающее
обучение:
программно-методические
материалы, начальная школа. – М.:Школа-Пресс,2001 1998.
9.
Крапухин А. В. , Шаховская С. Н. , Ишимова О. А. Учись думать и
говорить. – М.: 2002..
10.Мисаренко
Г.
Коррекционно-развивающие
технологии:
сущность
и
назначение//Коррекционно-развивающее образование №1, 2008.
11.Образование и интеграция в обществе детей с особыми образовательными
потребностями: методические рекомендации. Выпуск 1/ Под ред. В. М.
Сумеркиной, Т. А. Ивановой, В. К. Солондаевой. – Ярославль, 2007.
12.Переслени
Л.
И.
Психодиагностический
комплекс
методик
для
определения
уровня
развития
познавательной
деятельности
младших
школьников. – М.: Когито-центр, 2006.
13.Преодоление
трудностей
социализации
детей-сирот:
учебное
пособие/
Под ред. Л. В. Байбородовой. – Ярославль, 2007.
14.Селевко Г. К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. М.:
НИИ Школьных технологий, 2005.
15.Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с
ограниченными
возможностями
здоровья:
методическое
пособие
для
повышения квалификации воспитателей коррекционных школ-интернатов,
детских
домов
на
основе
дистанционного
обучения/
Под
ред.
Е.
Д.
Худенко. – М., 2003.
16.Социальная
и
психологическая
адаптация
детей
из
детских
домов
г.
Ярославля/ Под ред. Н. В. Клюевой, В. В, Козлова. – Ярославль, 2004.
17.Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в
развитии. – М.: Владос, 2001.
18.Ступеньки
мастерства:
сборник
конкурсных
работ
воспитателей
учреждений интернатного типа/ Под ред. С. А. Улановой, С. А. Новосад,
Ю. В. Голосовой и др. – Сыктывкар, 2006..
.