Автор: Антипова Наталья Сергеевна
Должность: преподаватель–концертмейстер
Учебное заведение: МБОДО УДШИ
Населённый пункт: город Узловая,Тульской области
Наименование материала: статья
Тема: Работа в концертмейстерском классе
Раздел: дополнительное образование
РАБОТА В
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОМ
КЛАССЕ
.
1.ВВЕДЕНИЕ.
2.ЗАДАЧИ И СПЕЦИФИКА РАБОТЫ
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА.
3.ЗНАКОМСТВО С РАБОТОЙ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С
УЧАЩИМИСЯ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ.
а.В вокальном классе.
б.На занятиях с хором.
в.В ансамбле с солистами- инструменталистами.
г.В классе хореографии.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
Концертмейстер и аккомпаниатор-самая
распространенная профессия пианистов. Солист
и пианист-аккомпаниатор в художественном
смысле является членами единого целостного
музыкального организма. Более
того,концертмейстерское искусство доступно
далеко не всем пианистам. Оно требует
высокомузыкального мастерства,художественной
культуры и особого призвания. Почти все
выдающиеся композиторы занимались
аккомпанементом. Стоит вспомнить яркие
примеры сотрудничества Шуберта с Фогелем,
Мусоргского с Леоновой ,Рахманинова с
Шаляпиным.
В музыкальных учебных заведениях нашей
страны-консерваториях,училищах созданы
специальные курсы по концертмейстерскому
мастерству .В ДМШ и ДШИ тоже есть предмет-
аккомпанемент. Педагоги готовят своих
учеников-пианистов для самых
распространенных форм исполнительской
деятельности. Эта работа с камерным певцом
,инструменталистом,солистами в эстрадных
концертах. Ученик за годы обучения должен
накопить репертуар,научиться в сжатые сроки с
игрываться с солистом ,овладеть рядом навыков
для успешной концертмейстерской
деятельности.
В концертмейстерском классе ученик
знакомится с вокальной и инструментальной
литературой разных эпох,стилей и жанров .Это
развивает новые навыки чтения с
листа,транспонирование и приводит к
максимальной самостоятельности в работе над
инструментальным произведением или
романсом,арией,оперным отрывком.
С самого начала внимание молодого
концертмейстера следует обратить на разницу в
сольном и ансамблевом исполнении. Пианисту
надо научиться видеть и слышать все строчки
произведения ,нотные и текстовые,воспринимать
их как единое целое. Надо привыкнуть не
отделять в сознании фортепианную партию от
остального.
К числу основных технических задач,которые
обязан знать концертмейстер относится
общность темпа,ритмического движения и
динамики исполнения. Концертмейстер обязан
чувствовать фразировку солиста,певческое
дыхание,воспринимать цезуры,осознавать роль
гармонической основы как фундамента.
Для аккомпаниатора вопрос дыхания в ансамбле
чрезвычайно существенен. Основной закон
ансамбля-дышать одновременно.
Профессиональный аккомпаниатор следит за
совпадением моментов в дыхания,чтобы не
создавалось впечатления своеобразной синкопы.
Хороший концертмейстер должен особенно
тщательно продумывать педализацию. Большое
внимание нужно уделить паузам. Пианист
должен очень точно ''заполнять''время паузы у
солиста ,не затягивать темп,чтоб сохранить
общий ритмический рисунок. Пианист-
аккомпаниатор должен обладать хорошо
развитым ритмическим чувством ,быть
ритмическим фундаментом для солиста.
Общность динамических оттенков-еще один
неотъемлемый компонент ансамбля. Это
качество также требует тренировки. Фортепиано,
как сопровождающий инструмент ,должно
звучать чуть слабее солиста. Какова бы не была
динамическая шкала в сочинении,соотношение
это надо соблюдать. Большое внимание следует
уделять качеству фортепианного звука. Звук
должен быть певучим,разнообразным.
Рекомендуется непременно развивать творческое
воображение пианиста,а не только
совершенствовать своё техническое мастерство.
Иногда способность услышать фортепианную
партию как бы в разных оркестровых тембрах
помогает учащемуся выразительно сыграть свой
текст. Концертмейстер должен выучить свою
партию с той же тщательностью,с которой
готовит сольный репертуар. Только тогда,не
связанный трудностями и неожиданностями
сможет он свободно следить за солистом
,чувствовать его намерения,гибко и внимательно
реагировать на внезапные или случайные
отклонения солиста от заранее намеченного
плана и сохранять ансамбль. Лишь когда пианист
до конца уверен в себе,он не станет в
звучании''прятаться''за солистом.
В репертуаре концертмейстера звучат ,в
основном,вокальные,камерные произведения,а
также арии,оперные фрагменты,иногда и целые
оперы.
ЗАДАЧИ И СПЕЦИФИКА РАБОТЫ
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА.
Термин ''концертмейстер'' и ''аккомпаниатор''
не тождественны,хотя на практике и в
литературе часто применяются как синонимы.
Аккомпаниатор с французского-сопровождать.
Специфика работы концертмейстера в ДМШ и
ДШИ состоит в том что ему приходится
сотрудничать с представителями разных
художественных специальностей,и в этом смысле
он должен быть ''универсальным''музыкантом.
Перечислим какие знания и навыки необходимы
концертмейстеру для начала профессиональной
деятельности .
-умение читать с листа фортепианную партию
любой сложности,видеть и ясно представлять
партию солиста.
-владение навыками игры в ансамбле.
-умение транспонировать в пределах кварты
текст средней трудности,что необходимо при
игре с духовым инструментом,а так же для
работы с вокалистами.
-знание правил оркестровки.
-знание основных дирижерских жестов и
приёмов.
-знание основ вокала,постановки
голоса,дыхания,нюансировки.
Для успешного работы с вокалистами
необходимо знание основ фонетики,особенно
фразировочно-речевой интонации.
-знание основ хореографии и сценического
движения,верно организовать музыкальное
сопровождение танцам,умение играть и видеть
одновременно танцующих,умение
импровизировать и подбирать вступление.
Одним из важнейших аспектов деятельности
концертмейстера является способность
бегло''читать с листа''.Нельзя стать
профессиональным концертмейстером,если не
обладаешь этим навыком.В учебной практике
ДШИ часто бывают ситуации,когда у
концертмейстера нет времени для
предварительного ознакомления с нотной
партитурой. К тому же обилие
репертуара,находящегося в обороте с учащимися
разных специальностей не создает условий для
заучивания текстов их приходится играть всегда
по нотам .От пианиста требуется быстрота
ориентировки солиста,умение сразу охватить
характер и настроение произведения.
Специфика работы концертмейстера в ДШИ и
ДМШ предполагает обладание такими умениями
,как подбор на слух сопровождения к
мелодии,элементарная фактура аккомпанемента
при повторении куплетов. Такие умения
понадобятся в вокальном классе,когда при
разучивании народных и популярных детских
песен не имеется нот с полной фактурой.
Концертмейстер ДШИ ,как правило,участвует в
многочисленных культурно-воспитательных
мероприятиях школы,где ему приходится
аккомпанировать на слух мелодиям не
классического репертуара,играть импровизации
к театральным сценкам. Эта деятельность
составляет часть профессиональной обязанности
концертмейстера и вписывается в план
воспитательной работы учебного заведения
.Наконец,концертмейстеру хореографического
класса умение играть по слуху дает возможность
освободить внимание для того чтобы держать в
поле зрения танцоров. Умение импровизировать
музыкальные вставки,вступления и заключения в
характере жанра исполняемого сопровождения
совершенно необходимо для успешного
проведения занятий хореографии. Подбор
аккомпанемента по слуху является не
продуктивным ,а творческим процессом,особенно
если концертмейстер не готов с оригинальным
текстом подбираемого сопровождения. В этом
случае он создает вариант фактуры,что требует
от него самостоятельных творческих действий.
Концертмейстер должен также в совершенстве
овладеть навыком дублирования вокальной
мелодии фортепианной партии. Это требует
значительной перестройки всей фактуры и часто
требуется в работе с маленькими
вокалистами,еще не имеющими устойчивой
интонации.
Импровизации аккомпанемента по слуху ,в
отличии от аранжировки нотного оригинала
,является одноразовым исполнительским
процессом и осуществляется после обязательной
мысленной подготовки. Творческие процессы в
ходе мысленной подготовки протекают без опоры
на исполнительский пробы реального звучания
.Согласно данным музыкальной
педагогики,такого рода творческая работа''в
уме''относится к высшим проявлениям
способностей. Поэтому предполагается
наличие у концертмейстера хорошо развитого
мелодического и особенно гармонического
внутреннего слуха.