Автор: Шмакова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ ТРОИЦКАЯ СОШ№5
Населённый пункт: п.Троицкий
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ТВОРИ ДОБРО"
Раздел: начальное образование
«Твори добро»
Цели:
знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями;
воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и
обыденном, умение дарить тепло и доброту;
учить вежливому общению в семье и в коллективе, различать добро и
зло;
продолжить знакомство с вежливыми словами;
побуждать совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей
ответственности за свои поступки, воспитывать у детей стремление к
самовоспитанию
Ход урока
1. Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на занятии, надо
восстановить пословицы, из которых потерялись слова:
* Жизнь дана на :. дела.
* Мир не без : людей.
2. Правильно вы догадались. А что объединяет все эти слова?
Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу,
наблюдается
дефицит
милосердия.
Неужели
современному
человеку
не
нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
Доброта...
Добро...
Что
же
это
такое?
Прочитаем
высказывания
великих
людей.
Ученики читают:
Доброта
-
отзывчивость,
сочувствие,
дружеское
расположение
к
людям; все положительное, хорошее, полезное.
(Л.Толстой)
Доброта
-
вещь
удивительная.
Она
сближает,
как
ничто
другое.
Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид.
(В.Розов)
Ребята, как вы думаете, где живет доброта? (Ответы детей.)
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
У слова «доброта» есть много родственных слов: Вы можете сказать какие
это слова???
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный - желающий добра
добропорядочный - приличный, достойный одобрения
добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
Сегодня мы с вами попробуем построить дом доброты!
1)Первое брёвнышко-добрые слова
« Торопись
обрадовать». Игра.
- Игра, которую я вам хочу предложить, называется «Торопись
обрадовать».
Этот мяч будет «катиться» (вы передаете его из рук в руки), пока я
не скажу «Замри». У кого в этот момент окажется мяч, тот должен
сказать добрые слова, в адрес своего соседа.
_ Видите, как игра заставила многих из вас улыбнуться, подумать о
хорошем, расположила вас друг к другу и в классе стало светлей
Сценка “День рождения”.
Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята
приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу
сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает
их.
– Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе...
– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где
подарки?
Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.
– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток –
двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите.
Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще
запачкаете.
Ребята оглянулись и пошли назад к двери.
– Подождите! Куда же вы?
Но ребята ушли, не дослушав ее.
(Обсуждение ситуации)
Учитель: Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы
бы поступили на месте Яны (Ответы детей)
2) Второе Брёвнышко-добрые поступки
Работа в паре. Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию.
Подчеркните единое решение. Выбери пять добрых дел
- Думать о родителях
- Утешить плачущего
- Радоваться неудаче ближнего
- Подать милостыню
- Стремиться быть богатым человеком- Помогать ближним
- Завидовать
- Сделать кормушку для птиц
Сценка "Ученик часто опаздывает на урок"
Автор: Серёжа вот уже несколько дней опаздывает на урок.
Учительница (строго): Постарайся исправиться или я вынуждена буду
завтра позвонить родителям.
Автор: После уроков к Серёже подошли Костя и Андрей. Костя предложил
Серёже.
Костя: Если завтра снова опоздаешь, придумай какую-нибудь историю, мол,
помогал бабушке через дорогу переходить или потерял деньги на билет в
автобус и шёл пешком.
Андрей: Давай я тебе утром позвоню пораньше и разбужу тебя. А ещё лучше
зайду за тобой в школу.
- Чей совет оказался истинно добрым?
- Чья помощь могла принести только вред?
Вывод: Добро желаешь - добро и делай.
Выбирается пять человек. Они должны рассказать всем, какие добрые
поступки совершили за вчерашний день, затем вслух похвалить себя за это:
«Я молодец».
У учителя в коробочке лежат свёрнутые бумажки, на которых записаны
фамилии всех детей.
- Предлагаю каждому вытянуть любую бумажку с именем какого-то ученика
из класса. Это будет ваш тайный друг. Никому о нём не говорите.
Постарайтесь в течение недели делать что-то своему тайному другу
приятное. В конце недели расскажите о своих ощущениях.
3) Брёвнышко зависти
Чтобы преодолеть это качество нужно в группах выполнить задание
(задание в конвертах разного цвета ).
-Прочитайте ситуацию в группе. Поговорите, как вы в ней поступите?
1 ситуация: Вашему другу купили диск с интересным фильмом. Он
поделился этой радостью с вами. Как вы поступите?
2 ситуация: Друг долго тренировался и в соревнованиях занял первое место.
Он очень рад и рассказывает об этом вам. Как вы поступите?
3 ситуация: Ваш друг решил стать отличником. Он занимался долго и
упорно и в конце года у него были все пятерки. Как вы поступите в ответ на
его радость?
Итог: Какой сделаем вывод? Необходимо не только спасать друга из беды, но
и уметь радоваться его удачам и успехам.
4 )Брёвнышко- дружба
Сценка:
10.С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я -
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
даже вместе... отстаем!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка...
Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
-Я как тресну!
-Он как даст!
-А я как дам
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Друг – это сосед по парте, который поделится карандашом, друг – это
любимая книга, которую читаешь и тебе с ней интересно. Друг – это
школьный учитель, который многому тебя научит, друг – это плюшевый
медвежонок, с которым ты любишь спать. Друг – это мама , которая поможет
в трудную минуту.
Дети и учитель читают стихотворение:
Учитель.
Я хочу пожелать вам:
Никогда не меняйте друзей!
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймете это поздней –
Ближе друга на свете нету.
1 ученик.
Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернется к тебе.
Новым другом его не заменишь.
2 ученик.
И не стоит друзей обижать:
Станет раной на сердце обида.
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их сердце будет закрыта.
3 ученик.
Дружбу надо беречь всегда,
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!!!
В этом доме живут жители имеют фамилии с корнем -добр-. Давайте
придумаем им фамилии.(Добровы, Добрушины, Добрынины, Добрулькины и
т. д.)
Звучит песня "Всех добрее и дороже в этом мире доброта:"
Игра «Волшебная рука»
Дети на альбомных листах обводят свою руку. Предлагается на пальчиках
написать свои достоинства и хорошие качества.
Ответы на вопросы (5 мин)
Теперь, подумай и ответь на эти вопросы:
1 - Назови 5 богатейших людей на планете.
2 - Назови 5 последних победительниц «Мисс мира».
3 - Назови 5 последних лауреатов кино-премии «Оскар» за лучшую роль.
Не совсем получилось? Трудновато, не так ли? Не беспокойся, никто этого не помнит.
А теперь ответь на эти вопросы:
1 – Назови учителей, которые внесли вклад в твое образование.
2 - Назови 3 друзей, которые помогли тебе в трудный час.
3 - Назови 5 человек, с которыми тебе нравиться проводить время.
Осуществимо? Это легче, не так ли?
Люди, которые что-то значат в твоей жизни, не в рейтинге «лучших», не имеют больше всех
денег, не выигрывали величайших призов…
Это те, кто заботятся о тебе, дорожат тобой, те кто, ни смотря, ни на что, остаются рядом.
5)Крыша нашего дома
Сделаем цветок пожеланий