Автор: Мариничева Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Снежинка"
Населённый пункт: г. Пушкино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Содержание и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательного интереса в ходе занятий аппликацией"
Раздел: дошкольное образование
Статья
Содержание и методы работы с детьми старшего дошкольного
возраста по развитию познавательного интереса
в ходе занятий аппликацией.
Познавательная активность дошкольника и его познавательный интерес
направлены на обследование окружающего мира, организуют его внимание
на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает данный интерес.
Роль взрослого при этом заключается в поддержке познавательного
интереса
с
помощью
разнообразных
методов
и
приемов,
которые
мы
использовали на проводимых нами занятиях аппликацией.
Методы и приемы обучения – это способы работы воспитателя, с
помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а
также развиваются их способности и познавательный интерес .
Важно отметить, что при организации продуктивной
деятельности
отношения
«ребенок-взрослый»
должны
строиться
на
соучастии
в
деятельности.
Дошкольника к такому соучастию мы в своей работе вели постепенно и
целенаправленно:
от
наблюдений
детей
за
деятельностью
взрослого
по
составлению аппликации, к эпизодическому участию в ней, в дальнейшем –
к партнерству и, наконец, к сотрудничеству.
При этом в занятия были включены задачи познавательного характера,
решение
которых
вместе
со
взрослыми
и
сверстниками
для
старшего
дошкольника – это путь к развитию способности сомневаться, критически
мыслить, излагать свою версию.
В педагогической литературе такой путь называется проблемным
обучением, именно к нему мы и обратили своё внимание на проводимых
нами занятиях по аппликации.
Суть проблемного обучения заключалась в том, что нами на занятиях
были
предложены
познавательные
задачи,
ситуации
и
предоставлена
старшим
дошкольникам
возможность
изыскания
средства
ее
решения,
используя ранее усвоенные знания и умения.
Проблемное
обучение
активизировало
мысль
дошкольников
по
созданию композиций для аппликаций, придавало ей критичность, приучало
к самостоятельности в процессе познания.
На основе знаний современных теорий о познавательном интересе,
наша
задача
как
педагога
заключалась
в
формировании
правильного
познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Мы развивали у детей мотивацию достижения успеха, а стремление
избегать неудач стремились привести к снижению.
Вместе
с
тем,
стремились
на
занятиях
аппликацией
прививать
дошкольникам уверенность в себе, способность развивать свои нравственные
и личностные качества, совершенствовать творческую фантазию.
Умение
задавать
необходимые
вопросы
на
занятиях
аппликацией
потребовалось как детям, так и нам самим как воспитателям.
Прежде всего, нам следовало продумать, как и какие вопросы мы будем
ставить
перед
детьми
в
беседах
с
ними
по
поводу
просмотренного,
наблюдаемого.
Научившись правильно формулировать свои вопросы, мы увидели, что
детям стало намного понятнее, как правильно задавать вопросы взрослому.
Мы стимулировали детскую любознательность прямым предложением: «Вы
хотите еще что-нибудь узнать об освоении космоса? Тогда спрашивайте, а я
постараюсь вам ответить».
Нелишним оказалось то, что мы стали положительно оценивать сам
факт постановки вопроса детьми или его удачную формулировку.
В конце занятия специально оставляли две-три минуты, чтобы дети
могли задать свои вопросы.
Делая это систематически, мы увидели, что дошкольники привыкли к
такой форме работы и готовы спрашивать и спрашивать. Наряду с этим мы
предлагали детям поискать ответы в иллюстрациях книги и рассказать о том,
что узнали сами.
Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы
совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от нас
требовались такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать
вопросы нам, взрослым.
Проявление и развитие самостоятельности детей в процессе занятий
аппликацией мы разделили на три этапа.
Они реализовывались в течение года в процессе проведения открытых
занятий
для
родителей
воспитанников
и
включения
членов
семьи
в
продуктивную
деятельность
детей,
организацию
конкурсов
и
выставок
детского аппликативного творчества.
Цель данного этапа заключалась в поддержании
у детей интереса к
аппликации и специальных знаний и умений, необходимых им в качестве
исходных (базовых) для данной деятельности .
Так, на наших занятиях и в домашних условиях для углубления и
закрепления формируемых знаний и умений способствовали дидактические
игры:
«Сложи
меня»,
«Разрежь
квадрат
(прямоугольник)
пополам,
по
диагонали»,
«Угадай
на
ощупь»,
«Где
меня
используют»,
«Вырежи
из
квадрата круг» и другие, которые мы предлагали детям.
Кроме того, для обогащения сенсорного опыта и развития мышления
детей, ориентировки их в окружающем мире мы предлагали использовать
элементарные опыты с бумагой по типу: (Можно ли из бумаги построить
дом?), (Можно ли бумагу мыть?) и так далее.
Главное внимание направлялось на то, чтобы активизировать ребенка,
сформировать необходимые знания и практические умения. При этом широко
использовались
проблемные
ситуации,
сюрпризные
моменты,
включение
игровых персонажей.
Цель
2-го этапа
заключалась
в
инициировании
проявлений
самостоятельности у детей и формировании умения выполнять различные
аппликативные и конструктивные задания.
В
предстоящей
аппликации
мы
учили
дошкольников,
схематично
представлять последовательность выполнения работы от исходной (базовой)
формы до наглядного, красочного оформления, конечного продукта.
Благодаря этому в процессе занятия аппликацией усвоенные знания
позволят ребенку определить последовательность операций предстоящей
деятельности: выделить исходную (базовую) форму бумаги, принятую за фон
(квадрат,
прямоугольник,
круг,
овал);
определить
последовательность
действий в создании аппликации; определить способы и последовательность
вырезывания
элементов
аппликации;
расположить
элементы
на
бумаге,
согласно намеченному плану работы; приклеить заранее выложенный сюжет,
сохраняя последовательность наклеивания элементов аппликации; оценить
полученный результат.
Цель
заключительного
этапа,
состояла
в
формировании
умений
самостоятельно
выполнять
различные
аппликации
из
бумаги
без
показа
операций,
по
собственному
замыслу,
что
требовало
развития
следующей
группы умений: самостоятельно задумать цель; последовательно реализовать
ее; отобрать для этого необходимый материал и инструменты; определить
способы
выполнения
аппликации;
оценить
полученный
результат;
при
необходимости, скорректировать его.
С
этой
целью
подбирались
комплексы
игровых
упражнений
по
развитию
самостоятельности
в
процессе
занятий
детей
аппликацией
в
домашних условиях
при
содействии
родителей.
Мы рекомендовали
родителям повышать степень активности детей и их самостоятельности в
процессе создания аппликативных поделок дома. Для этого мы разработали
специальные
методические
рекомендации,
учитывающие
уровень
самостоятельности детей.
В рамках календарно-тематического плана мы провели ряд
целенаправленных
занятий
по
аппликации,
развивающих
познавательную
активность
и
самостоятельность
дошкольников
в
процессе
продуктивной
деятельности,
и
которые
были
направлены
на
развитие
у
старших
дошкольников познавательного интереса.
Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые
стороны в интересующем их предмете или виде деятельности, установить
более глубокие связи и отношения. Интересы , как таковые, имеют
универсальное значение в детской жизни, поскольку они лежат в основе
всего культурного и психического развития ребенка.
Проявление и развитие познавательного интереса возможно при
сильной
мотивации
к
познанию
окружающего
мира,
умению
педагога
создать
ситуацию
заинтересованности,
положительного
эмоционального
настроя у детей в предложенном виде деятельности. Эта одна из главных
целей педагогического образовательного процесса.