Напоминание

"Содержание и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательного интереса в ходе занятий аппликацией"


Автор: Мариничева Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Снежинка"
Населённый пункт: г. Пушкино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Содержание и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательного интереса в ходе занятий аппликацией"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Содержание и методы работы с детьми старшего дошкольного

возраста по развитию познавательного интереса

в ходе занятий аппликацией.

Познавательная активность дошкольника и его познавательный интерес

направлены на обследование окружающего мира, организуют его внимание

на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает данный интерес.

Роль взрослого при этом заключается в поддержке познавательного

интереса

с

помощью

разнообразных

методов

и

приемов,

которые

мы

использовали на проводимых нами занятиях аппликацией.

Методы и приемы обучения – это способы работы воспитателя, с

помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а

также развиваются их способности и познавательный интерес .

Важно отметить, что при организации продуктивной

деятельности

отношения

«ребенок-взрослый»

должны

строиться

на

соучастии

в

деятельности.

Дошкольника к такому соучастию мы в своей работе вели постепенно и

целенаправленно:

от

наблюдений

детей

за

деятельностью

взрослого

по

составлению аппликации, к эпизодическому участию в ней, в дальнейшем –

к партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

При этом в занятия были включены задачи познавательного характера,

решение

которых

вместе

со

взрослыми

и

сверстниками

для

старшего

дошкольника – это путь к развитию способности сомневаться, критически

мыслить, излагать свою версию.

В педагогической литературе такой путь называется проблемным

обучением, именно к нему мы и обратили своё внимание на проводимых

нами занятиях по аппликации.

Суть проблемного обучения заключалась в том, что нами на занятиях

были

предложены

познавательные

задачи,

ситуации

и

предоставлена

старшим

дошкольникам

возможность

изыскания

средства

ее

решения,

используя ранее усвоенные знания и умения.

Проблемное

обучение

активизировало

мысль

дошкольников

по

созданию композиций для аппликаций, придавало ей критичность, приучало

к самостоятельности в процессе познания.

На основе знаний современных теорий о познавательном интересе,

наша

задача

как

педагога

заключалась

в

формировании

правильного

познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Мы развивали у детей мотивацию достижения успеха, а стремление

избегать неудач стремились привести к снижению.

Вместе

с

тем,

стремились

на

занятиях

аппликацией

прививать

дошкольникам уверенность в себе, способность развивать свои нравственные

и личностные качества, совершенствовать творческую фантазию.

Умение

задавать

необходимые

вопросы

на

занятиях

аппликацией

потребовалось как детям, так и нам самим как воспитателям.

Прежде всего, нам следовало продумать, как и какие вопросы мы будем

ставить

перед

детьми

в

беседах

с

ними

по

поводу

просмотренного,

наблюдаемого.

Научившись правильно формулировать свои вопросы, мы увидели, что

детям стало намного понятнее, как правильно задавать вопросы взрослому.

Мы стимулировали детскую любознательность прямым предложением: «Вы

хотите еще что-нибудь узнать об освоении космоса? Тогда спрашивайте, а я

постараюсь вам ответить».

Нелишним оказалось то, что мы стали положительно оценивать сам

факт постановки вопроса детьми или его удачную формулировку.

В конце занятия специально оставляли две-три минуты, чтобы дети

могли задать свои вопросы.

Делая это систематически, мы увидели, что дошкольники привыкли к

такой форме работы и готовы спрашивать и спрашивать. Наряду с этим мы

предлагали детям поискать ответы в иллюстрациях книги и рассказать о том,

что узнали сами.

Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы

совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от нас

требовались такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать

вопросы нам, взрослым.

Проявление и развитие самостоятельности детей в процессе занятий

аппликацией мы разделили на три этапа.

Они реализовывались в течение года в процессе проведения открытых

занятий

для

родителей

воспитанников

и

включения

членов

семьи

в

продуктивную

деятельность

детей,

организацию

конкурсов

и

выставок

детского аппликативного творчества.

Цель данного этапа заключалась в поддержании

у детей интереса к

аппликации и специальных знаний и умений, необходимых им в качестве

исходных (базовых) для данной деятельности .

Так, на наших занятиях и в домашних условиях для углубления и

закрепления формируемых знаний и умений способствовали дидактические

игры:

«Сложи

меня»,

«Разрежь

квадрат

(прямоугольник)

пополам,

по

диагонали»,

«Угадай

на

ощупь»,

«Где

меня

используют»,

«Вырежи

из

квадрата круг» и другие, которые мы предлагали детям.

Кроме того, для обогащения сенсорного опыта и развития мышления

детей, ориентировки их в окружающем мире мы предлагали использовать

элементарные опыты с бумагой по типу: (Можно ли из бумаги построить

дом?), (Можно ли бумагу мыть?) и так далее.

Главное внимание направлялось на то, чтобы активизировать ребенка,

сформировать необходимые знания и практические умения. При этом широко

использовались

проблемные

ситуации,

сюрпризные

моменты,

включение

игровых персонажей.

Цель

2-го этапа

заключалась

в

инициировании

проявлений

самостоятельности у детей и формировании умения выполнять различные

аппликативные и конструктивные задания.

В

предстоящей

аппликации

мы

учили

дошкольников,

схематично

представлять последовательность выполнения работы от исходной (базовой)

формы до наглядного, красочного оформления, конечного продукта.

Благодаря этому в процессе занятия аппликацией усвоенные знания

позволят ребенку определить последовательность операций предстоящей

деятельности: выделить исходную (базовую) форму бумаги, принятую за фон

(квадрат,

прямоугольник,

круг,

овал);

определить

последовательность

действий в создании аппликации; определить способы и последовательность

вырезывания

элементов

аппликации;

расположить

элементы

на

бумаге,

согласно намеченному плану работы; приклеить заранее выложенный сюжет,

сохраняя последовательность наклеивания элементов аппликации; оценить

полученный результат.

Цель

заключительного

этапа,

состояла

в

формировании

умений

самостоятельно

выполнять

различные

аппликации

из

бумаги

без

показа

операций,

по

собственному

замыслу,

что

требовало

развития

следующей

группы умений: самостоятельно задумать цель; последовательно реализовать

ее; отобрать для этого необходимый материал и инструменты; определить

способы

выполнения

аппликации;

оценить

полученный

результат;

при

необходимости, скорректировать его.

С

этой

целью

подбирались

комплексы

игровых

упражнений

по

развитию

самостоятельности

в

процессе

занятий

детей

аппликацией

в

домашних условиях

при

содействии

родителей.

Мы рекомендовали

родителям повышать степень активности детей и их самостоятельности в

процессе создания аппликативных поделок дома. Для этого мы разработали

специальные

методические

рекомендации,

учитывающие

уровень

самостоятельности детей.

В рамках календарно-тематического плана мы провели ряд

целенаправленных

занятий

по

аппликации,

развивающих

познавательную

активность

и

самостоятельность

дошкольников

в

процессе

продуктивной

деятельности,

и

которые

были

направлены

на

развитие

у

старших

дошкольников познавательного интереса.

Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые

стороны в интересующем их предмете или виде деятельности, установить

более глубокие связи и отношения. Интересы , как таковые, имеют

универсальное значение в детской жизни, поскольку они лежат в основе

всего культурного и психического развития ребенка.

Проявление и развитие познавательного интереса возможно при

сильной

мотивации

к

познанию

окружающего

мира,

умению

педагога

создать

ситуацию

заинтересованности,

положительного

эмоционального

настроя у детей в предложенном виде деятельности. Эта одна из главных

целей педагогического образовательного процесса.



В раздел образования