Автор: Пивнева Любовь Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №7 г.Шимановска
Населённый пункт: город Шимановск, Амурская область
Наименование материала: проект
Тема: "Любимое время года"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образо-
вательное учреждение
«Детский сад №7города Шимановска»
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ№7
Тишкова В.А.
Разработал:
Пивнева .Л.Г.
Участники проекта: дети подготовительной разновозрастной группы, родители воспитанни-
ков, воспитатели группы.
Идея проекта: выстраивание всех видов детской деятельности вокруг темы наступления весны.
1
Проект
«Любимое время
года».
Структура проекта: проект разбивается на две темы «Изменения в природе» и «Человек вес -
ной».
Длительность проекта: краткосрочный - 1 неделя.
Итоговый продукт проекта: «Чудо – дерево весны» - дерево, как арт - объект, украшенный
продуктами детской деятельности, полученными в ходе реализации проекта (мини-эссе о весне,
рисунки о весенних цветах, поделки и т. д.).
Итоговое
мероприятие:
презентация
«Чудо-дерево
весны». Формулирование
проблемы
проекта. Проект можно начать с обычной беседы о приближении весны и ненавязчиво сформули-
ровать проблему, связанную непосредственно с конечным продуктом проекта «Чудо - деревом
весны».
Воспитатель: А что можно придумать такое, чтобы весна поскорее наступила? Чтобы распусти-
лись листья на деревьях, выросли цветы, стало тепло и радостно.
Я предлагаю создать «Чудо-дерево весны», не простое дерево, а необычное и интересное. А вот
как его создать, нужно хорошо подумать. Давайте поразмышляем, что мы можем увидеть на де-
реве весной?
Ответы детей: птицы, вернувшиеся из теплых стран, скворечник, птичьи гнезда, набухшие поч-
ки, маленькие зеленые листочки и т. д.
А что необычного и интересного может появиться на чудо - дереве весны? (рисунки о весне,
наши поделки, наши маленькие рассказы, фотографии о весенних событиях и т. д.)
Все предложения воспитателя и детей можно зарисовать в виде предполагаемой модели «Чудо -
дерева» и, таким же образом, данный рисунок будет своеобразным планом всей деятельности
процесса.
Виды деятельности в проекте
Образовательная область «Познание»
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная деятельность) :
- конструирование из бумаги «Скворцы прилетели»;
- изготовление из природного материала поделок «Птичьи гнёзда».
ФЭМП:
- составление геометрической картины «Весна» (ёлочки из треугольников, лужи из овалов, солн-
це из круга и лучики из прямых линий, дом из геометрических фигур и т. п.) ;
- составление математического букета «Подснежники» (на стеблях написаны выражения, на цве -
тах – цифры) ;
- дидактические игры: «Сколько рисунков лишних» (весенние явления природы, разрезные кар -
тинки, пазлы с весенней тематикой и т. п.).
Формирование целостной картины мира:
- наблюдения за неживой природой, растительным и животным миром (ярко светит солнце, сы-
рой снег почернел, начал таять, на снегу черные проталины, появились первые, ранние цветы,
весенние звонкие ручейки бегут, шумят, журчат, весело звенят, на деревьях шум, гам, веселье –
2
птицы радуются весне, возвращаются перелётные птицы, выходят из спячки дикие животные, по-
являются насекомые и т. п.).
Беседы: «Что мы увидели в весеннем лесу?», «Самые красивые», «Поговорим о деревьях», «Че -
ловек весной».
- беседы о весенней природе с помощью наводящих вопросов:
Каким бывает снег весной?
Как называется явление весной, когда тает большое количество льда и снега?
Как вы думаете, куда потом девается вода?
Как изменилась жизнь животных?
Какие птицы возвращаются к нам весной?
Что они будут делать? и т. д.
- просмотр видео и фото-сюжетов о весне;
- дидактические игры «Когда это бывает», «Тайна времени» (последовательность весенних меся -
цев, времён года) ;
- совместное с родителями составление мини-эссе «Почему я люблю весну», «Почему возвраща-
ются птицы», «Почему тает снег» и т. д.
-Опытно – исследовательская деятельность: «Таяние снега».
Образовательная область «Коммуникация»
- фантазии, рассказы, сказки и мини-эссе на темы:
«Солнце просыпается и … », «Пришла весна», «Прилет птиц», «Что произойдет, если не насту -
пит весна», «Как ты поступишь, если увидишь, как разрушают гнёзда птиц» и т. п.
- речевые игры:
«Подбери слово» (к прилагательному существительные: весенний – ветер, дождь, шум, звон, ме -
сяц, сезон и т. п.,
«Где спрятался звук? » (место звука в слове – начало, середина, конец. Например, звук «С»: ве-
с-на, с-нег, с-олнце, с-кворец, ле-с) ;
«Чей хвост? » (образование однокоренных слов: у медведя – медвежий, у лисы – лисий, у зайца
– заячий, у волка – волчий, у собаки – собачий, у кошки – кошачий, у коня – конский и т. д.)
«Один и много» (Ручей – ручьи, дождь – дожди, солнце – солнце, скворец – скворцы, гнездо –
гнезда, сосулька – сосульки, проталина – проталины, лист – листья, капель – капель, насекомое
– насекомые, дерево – деревья и т. д.).
- речевые логические задачи: «Можно ли взять лягушку домой», «Нужно ли ловить бабочек? »;
- интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Весна идет». Примерные во -
просы:
Почему весной все хорошо растет?
С чем можно сравнить весну?
Какими словами можно сказать о весне?
• Образовательная область «Чтение художественной литературы»
3
- заучивание стихов: Я. Аким. «Апрель», Б. Заходер «Долго шла весна тайком». С. Городецкий
«Весенняя песенка» и т. п.
- чтение и обсуждение: Ф. Тютчев «Зима недаром злится… », Г Скребницкий «весна», Н. Слад-
ков «Весенние радости: Апрель», В. Сухомлинский «Весенний ветер», песенки, заклички, небы-
лицы, загадки о весне, приметы весны.
Образовательная область «Художественное творчество»
Рисование:
- Рассматривание картин: В. Бакшеев «Голубая весна», С. Герасимов «Последний снег», «Лед
прошел», А. Саврасов «Грачи прилетели» и др.
- предметное рисование: « Весенние облака», «Приметы весны».
Лепка:
- композиция « Дерево» с использованием пластического способа лепки и дополнительных ма -
териалов (зернышки, бусинки, ветки деревьев и т. п.) на диске.
Аппликация:
- создание предметной композиции « Весенний хоровод», «Мое любимое дерево».
Конструирование из бумаги: «Скворцы», из природного материала «Птичьи гнезда».
Образовательная область «Труд»
Организация в центре природы проращивания семян гороха, бобов, цветов для последующего
высаживания рассады в открытый грунт, рассаживание цветочной рассады.
Образовательная область «Социализация»
Дидактические игры: «Бывает – не бывает», « Это верно или нет», «Угадай дерево по листу», «
Кто как кричит», «Парочки», «Найди дерево по семенам», «Летает – не летает»; «Узнай цветок по
описанию», «Сосчитай», «Кто где живет».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Путешествие в парк», «На лесную поляну», «Весен -
ний бал» и др.
Театрализованные игры: «Веселый хоровод» (по стихотворению С. Городецкого «Весенняя пе-
сенка», игра-импровизация «Звери и птицы встречают весну» и т. п.
Образовательная область «Физическая культура»
- эстафеты с бегом: «Собираем скворечник»,
- подвижные игры: с мячом «Когда это бывает? », с бегом «Охотники и звери», «Перелет птиц» и
т. п. ;
- ритмические физминутки «Звери на зарядке», «Весенний ветер» и т. п.
- релаксация: «Обними дерево».
- игра имитация «Деревья в разную погоду».
Образовательные области «Здоровье и безопасность»
4
- беседы, обсуждения: «Какие опасности таятся на улице весной? » (скользкая дорога, падающие
сосульки, дождь, ветер, лужи и т. п., «Как обезопасить себя от весенних опасностей? ».
• Образовательная область «Познание»
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная деятельность) :
Составление предметов демисезонной одежды и обуви из геометрических фигур и разрезных де -
талей;
Упражнение «Посчитай»: воспитатель показывает картинки, а дети считают:
- одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок
- одна куртка, две куртки, три куртки, четыре куртки, пять курток
- один шарф, два шарфа и т. п.
Дидактические игры:
- «Разложи по возрастанию или убыванию» (от широкого шарфа до самого узкого, от короткого
пальто до самого длинного и т. д.)
- «Разложи по группам и сосчитай» (составление множеств по признаку. Например: весенние
коллекции обуви, одежды, головных уборов).
Формирование целостной картины мира:
Моделирование куртки из деталей (капюшон, рукав, манжет, воротник, карман, молния, петля) ;
Игры на классификацию: одежда, обувь, головные уборы; детские и взрослые; зимние, летние и
демисезонные; ситцевые, шелковые, шерстяные, кожаные, фетровые, меховые и т. д. ;
Игра «Живая – неживая» (закрепление знаний о живой и неживой природе) : объекты живой при-
роды отмечаем зеленым кружком, неживой – синим;
Логические цепочки – детям предлагается установить взаимосвязи:
- Зима – мало солнечных дней – короткий день – длинная ночь – как чувствует себя человек? (хо-
чет спать, хочется тепла и т. д.)
Вывод: природа влияет на наше самочувствие и настроение
5