Автор: Доронина Екатерина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №7
Населённый пункт: г. Снежинск Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Перспективный план игр–экспериментов с учётом социального партнерства. 2–ая группа раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Что я слышу — забываю.
Что я вижу — я помню.
Что я делаю — я помню.
Конфуций
Опыт — воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с
целью исследования, испытания. Известно, что ребёнок познаёт окружающий мир через исследование или опыт. Именно опыт помогает
ребенку приобрести необходимые знания о жизни.
Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмёт этот предмет, даже если он будет
холодным, потому что приобрел свой опыт. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир,
развивая интеллект. Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как
личность.
«...Ребенок,
почувствовавший
себя
исследователем,
овладевший
искусством
эксперимента,
побеждает
нерешительность
и
неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать неудачи и достигать успеха, умение оценивать,
переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища — готовность прийти ему на помощь».
Профессор Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков, проанализировав и обогатив свой опыт исследовательской работы в
системе
дошкольного
образования,
пришел
к
заключению,
что
в
детском
возрасте
ведущим
видом
деятельности
является
экспериментирование. Эта идея была не понята и не принята, потому что все считали ведущим видом деятельности игру. Еще Л.С.
Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Н.Н. Подъяков доказал, что если
детей дошкольного возраста лишить экспериментирования, то у них возникают серьезные психические нарушения, которые негативно
сказываются на развитии ребёнка в дальнейшем и способности обучаться. Он доказал, что деятельность экспериментирования пронизывает
все
сферы
жизни,
в
том
числе
и
игру.
Но
авторитарная
педагогика
этого
открытия
не
признавала,
а
детская
самостоятельность
в
экспериментах расценивалась как нарушение дисциплины. В действительности же экспериментирование — эффективный способ обучения
детей.
Перспективный план игр-экспериментов с учётом социального партнерства.
2-ая группа раннего возраста
№
темы
Тема недели
Название игры
Цель
Задачи
Оборудование
Социальное
партнёрство
1.
«Здравствуй,
детский сад»
"Заводные плаваю-
щие игрушки"
Знакомство со свойства-
ми воды.
1. Способствовать физическо-
му развитию ребенка.
2. Знакомить детей с окружа-
ющим миром
3. Расширять и обогащать
словарь детей.
1. Заводные плавающие
игрушки.
2. Ёмкость с водой
-Фотоотчёт:
«Будем знако-
мы»
2.
«Игрушки»
"Веселая рыбалка"
Учить детей вылавливать
ложкой различные пред-
меты.
1. Способствовать физическо-
му развитию ребенка.
2.Знакомить детей с окружаю-
1. Ёмкость с водой.
2. Ложка.
3. Различные предметы.
-Пополнение
уголка экспе-
риментатора:
щим миром
3. Расширять и обогащать
словарь детей.
камушками,
ракушками,
шишками
3.
«Овощи»
«Мы ходили
в огород»
Закрепить умение детей
выкладывать формы из
влажного песка.
1.Учить находить на ощупь и
по названиям спрятанные в
песке овощи.
2.Развивать тактильно-
кинестетическую
чувствительность. Умение
инсценировать знакомую
сказку.
3.Воспитывать
положительное отношение к
персонажу.
1.
Песок.
2.
Кукла-дед
3.
Овощи-муляжи (лук,
чеснок, свекла, морковь,
репа).
4.
Шапочки
персонажей сказки
«Репка».
5.
Корзинка.
6.
Формочки, разносы,
совки (по кол-ву детей)
7.
Лейка с водой.
-Изготовить ро-
дителям ша-
почки персона-
жей сказки
«Репка».
-Изготовление
поделки из ово-
щей для вы-
ставки-конкур-
са в ДОУ.
-Наполнение
фотоальбома
«Урожай ово-
щей из моего
сада».
4.
«Фрукты»
«Отпечатки
наших рук»
Закрепить знания детей
о свойстве влажного пес-
ка сохранять форму пред-
мета.
1.Учить детей делать
отпечатки ладони, кулачка,
ребра ладони.
2.Развивать фантазию,
творческие способности.
3.Воспитывать
положительное отношение к
своей работе, работам своих
товарищей.
1.
Песок.
2.
Разноцветные
камушки.
-Наполнение
фотоальбома
«Фрукты из
моего сада».
5.
«Краски осе-
ни»
«Сыпем, лепим»
Формировать знания о
свойствах сухого и влаж-
ного песка.
1.Учить способам
обследования материала
(сжать песок в руке и ссыпать
с ладони)
2.Развивать зрительно-
слуховые связи, мелкую
моторику рук, координацию
движений.
3.Воспитывать
положительное отношение к
элементарной
экспериментальной
деятельности.
1.
Центр « Вода-
песок».
2.
Формочки для песка.
Коллекциони-
рование: «Гер-
барий
осенних
листьев»,
«Природный
материал».
-«Измерим
лужу палоч-
кой».
-«Рыбалка в
луже» - разви-
тие координа-
ции, изучение
плавучести ма-
териалов,
-«Пускаем в лу-
жах корабли-
ки».
6.
«Домашние
птицы. Пету-
шок с семьёй»
"Выжми мочалку"
Закрепить знания детей
о свойстве воды
Показать, как с помощью
губки можно переносить воду
из одной посуды в другую
-Наполнение
фотоальбома
«У меня
живёт…
7.
«Домашние
животные.
Кошка с котя-
тами»
"Вода льется
из крана"
Продолжать знакомить со
свойствами воды.
1. Воспитывать бережное от-
ношение к воде.
Е.А. Мартынова, И.М.
Сучкова "Организация
опытно-эксперимен-
тальной деятельности
детей 2-7 лет"
-Наполнение
фотоальбома
«У меня
живёт...
8.
«Домашние
животные. Со-
бака со щеня-
тами»
"Заводные плаваю-
щие игрушки"
Знакомство со свойства-
ми воды.
1. Способствовать физическо-
му развитию ребенка.
2.Знакомить детей с окружаю-
щим миром
3. Расширять и обогащать
словарь детей.
1. Заводные плавающие
игрушки.
2. Ёмкость с водой
-Наполнение
фотоальбома
«У меня
живёт…
9.
«Домашние
животные. Ло-
шадь с же-
ребёнком»
«Речка и ручеёк»
Закрепить знания детей
о свойстве песка - удер-
живать воду.
1.Формировать понятия
«широкий», «узкий»,
«большой», «маленький».
2.Развивать фантазию,
творческие способности.
3. Воспитывать аккуратность
в работе.
1.Песок.
2.Узкий и широкий
совок.
3.Мерные стаканчики.
4.Ведро с водой.
5.Большой и маленький
бумажные кораблики.
-Наполнение
фотоальбома
«У меня
живёт…
10.
«Домашние
животные. Ко-
рова с телён-
ком»
Развивающая игра:
"Камешки"
Дети группируют камеш-
ки по размеру, цвету, фор-
ме.
Е.А. Мартынова, И.М. Сучко-
ва "Организация опытно-экс-
периментальной деятельно-
сти детей 2-7 лет"
1. Камни
-Наполнение
фотоальбома
«У меня
живёт…
11.
«Я- человек»
"Вода жидкая – она
может течь"
Познакомить со свойства-
ми воды – текучесть.
Е.А. Мартынова, И.М. Сучко-
ва "Организация опытно-экс-
периментальной деятельно-
сти детей 2-7 лет"
1. Вода
2. Две ёмкости, твердый
предмет
- «Пальчиковые
игры», изготов-
ление макета
человека из па-
пье-маше, тря-
почные куклы.
12.
«Народное
творчество»
"Лепка печений для
кукол
Закрепить знания детей
о песке и его свойствах,
Е.А. Мартынова, И.М. Сучко-
ва "Организация опытно-экс-
1. Сухой песок, вода,
глина.
-Создание
фотоальбома:
познакомить с глиной
и её свойствами.
периментальной деятельно-
сти детей 2-7 лет"
2.Формочки, емкости,
салфетки.
«Народное
творчество»
-Выставка из-
делий:
«Каслинсое
литьё»
13.
«Здравствуй,
зимушка-
зима»
« Снеговик в гостях
у детей»
Дать представление о
свойстве снега превра-
щаться в воду.
1.Формировать у детей навык
практического
экспериментирования с
разными материалами.
2.Развивать мелкую моторику
рук, координацию движений.
3.Воспитывать
положительное отношение к
персонажу-Снеговику.
1.Снеговик -игрушка
2.Формочки для песка
3.Совочки
4.Подносы
5.Цветные льдинки
Чистый снег в тазу
-Элементарные
опыты со сне-
гом «Во что
превратился
снег?».
-Наполнение
фотоальбома
«Зима в моём
дворе/городе».
-«Починим с
папой (дедуш-
кой) метёлку,
лопатку и при-
несём в груп-
пу».
14.
«Одежда.
Обувь.»
«Постираем кукле
платье»
Формировать у детей
умение называть темпе-
ратуру воды.
1.Упражнять в назывании
предметов одежды, белья.
2.Развивать представление о
некоторых трудовых
действиях и предметах,
необходимых для стирки
(вода, мыло, таз).
3.Воспитывать интерес к
трудовым действиям
взрослых.
1.
Кукла
2.
Тазик
3.
По ведру с горячей,
холодной водой.
4.
Мыло
5.
Мыльница
-Прогулка в
зимний парк,
лес.
-Речевая игра
«Что наденем
на прогулку?»
15.
«Зимние заба-
вы»
"Поймай льдинку"
Закрепить знания детей
о свойстве воды, разви-
вать координацию движе-
ний
1.Формировать у детей навык
практического
экспериментирования с
разными материалами.
2.Развивать мелкую моторику
рук, координацию движений.
-Проведение
опыта «Как
вода превра-
щается в лёд».
-Проведение
опыта «Как
снег стано-
вится водой».
16.
«Праздник но-
вогодней
"Надувание мыль-
ных пузырей"
Научить пускать мыль-
ные пузыри, познакомить
Е.А. Мартынова, И.М. Сучко-
ва "Организация опытно-экс-
1.
Поднос
2.
Мыльный раствор
-Создание кол-
лекции шишек:
ёлки»
со свойствами мыльной
воды
периментальной деятельно-
сти детей 2-7 лет"
3.
Соломинка
4.
Стеклянная воронка
сосновых, ело-
вых, листвен-
ницы, кедро-
вых.
-Наполнение
фотоальбома
«Наша ново-
годняя ёлка».
17.
«Неделя ска-
зок»
Подвижная игра:
"Песчинки"
Закрепить знания детей о
песке и его свойствах.
Е.А. Мартынова, И.М. Сучко-
ва "Организация опытно-экс-
периментальной деятельно-
сти детей 2-7 лет"
-Звуковая охота
«Зима» (скрип
снега под нога-
ми, треск лома-
ющихся на
луже льдинок).
18.
«Птицы зи-
мой»
«Тонет, не тонет,
плавает»
Познакомить детей со
свойствами резины, кам-
ней. Резина лёгкая она
плавает в воде. Камень
тяжёлый - тонет.
1.Учить детей действовать с
резиновыми игрушками,
природными материалами –
камушками.
2.Развивать умение
проговаривать знакомую
потешку, показывать её при
помощи пальчиковой
гимнастики.
3.Воспитывать
положительное отношение к
персонажу
1.
Центр- вода – песок.
2.
Маленькие
резиновые мячики по
количеству детей.
3.
Разноцветные
камушки
4.
Резиновая утка.
Принести
пёрышки птиц.
-Изготовление
кормушку для
птиц на вы-
ставку-конкурс
«Каждой пи-
чужке - наши
кормушки».
-Наполнение
фотоальбома
«Птицы зи-
мой».
-Наполнение
фотоальбома
«Птичьи доми-
ки».
19.
«Лесные зве-
ри. Заяц,
лиса»
«Лисичка в гостях
у ребят»
Закрепить умение опре-
делять свойства сухого
(сыпется) и мокрого (дер-
жит форму) песка.
1.Учить детей набирать песок
совком, наполнять форму.
Закрепить умение
пользоваться ситом.
2.Развивать общую и мелкую
моторику.
1.
Игрушка-Лисичка.
2.
Шнур.
3.
Песок в прозрачных
стаканах.(по количеству
детей)
4.
Сита (по количеству
детей).
5.
Формочки, поднос
-Чтение
р.н.сказки «За-
юшкина избуш-
ка».
20.
«Лесные зве-
ри. Волк, мед-
ведь»
«Отпечатки
наших рук»
Закрепить знания детей
о свойстве влажного пес-
ка – сохранять форму
1.Учить детей делать
отпечатки ладони, кулачка,
ребра ладони.
1.Песок.
2.Разноцветные
-Наполнение
фотоальбома:
«Медведица с
предмета.
2.Развивать фантазию,
творческие способности.
3.Воспитывать
положительное отношение к
своей работе, работам своих
товарищей.
камушки.
медвежата-
ми».
-Чтение
р.н.сказки
«Маша и мед-
ведь».
21.
«Мебель»
"Камни"
Познакомить с камнями,
различными по форме
и текстуре.
Е.А. Мартынова, И.М.
Сучкова "Организация
опытно-экспериментальной
деятельности детей 2-7 лет"
1. Камни
2. Вода
-Изготовление
мебели из бро-
сового матери-
ала: спичечные
коробки, пла-
стиковые бу-
тылки, коро-
бочки от ле-
карств.
22.
«Посуда»
"В час по чайной
ложке"
Переливание воды из ста-
кана в стакан ложкой
1.
Формировать у детей
навык практического
экспериментирования с
разными материалами.
2.
Развивать мелкую
моторику рук, координацию
движений.
-Выставка:
«Где моя
большая лож-
ка» (Хохлом-
ская посуда)
23.
«Наши защит-
ники»
"Волшебные
картинки"
Формировать у детей на-
вык практического экспе-
риментирования с разны-
ми предметами из разных
материалов.
1. Учить детей действовать с
природным материалом.
2. Развивать зрительно –
слуховые связи, мелкую
моторику рук,
координацию движений.
3. Воспитывать
познавательный интерес к
окружающему миру.
1. Плоский поднос
2. Центр "песка"
-Изготовление
газеты: «Наш
папа лучше
всех».
24.
«Народные иг-
рушки»
"В час по чайной
ложкe"
Переливание воды из ста-
кана в стакан ложкой
1. Формировать у детей
навык практического
экспериментирования с
разными материалами.
2. Развивать мелкую оторику
рук, координацию движений.
Познавательно-
исследователь-
ская деятель-
ность:
«Как снег ста-
новится во-
дой?»
25.
«Мамин
праздник»
«День рожденья ку-
клы Маши»
Продолжать учить детей
выкладывать формы из
влажного песка.
1.Приучать детей
договаривать слова знакомой
сказки
2.Развивать мелкую моторику
рук, координацию движений.
3.Воспитывать сочувствие к
игровым персонажам,
вызывать желание помочь им
1.
Песок.
2.
Кукла –большая.
3.
Формочки.
4.
Подносы.
5.
Совки.
6.
Большой
строительный материал.
-Изготовление
газеты: «Люби-
мая мамочка»
26.
«Весна шагает
по планете»
"Археология"
Раскапывать игрушки
1. Развивать тактильное и
зрительное восприятие, вооб-
ражение
-Наполнение
фотоальбома:
«Деревья у мо-
его детского
сада весной».
«Живая приро-
да. Растения».
-Наполнение
фотоальбома:
«Яблоня в цве-
ту».
-Участие в эко-
логической ак-
ции: «Посади
дерево».
-Наполнение
фотоальбома:
«Цветы в
моём саду вес-
ной».
27.
«Волшебница
вода»
"Свойства воды"
Подвести детей к пони-
манию того, что вода бы-
вает теплая, горячая, хо-
лодная.
Е.А. Мартынова, И.М. Сучко-
ва "Организация опытно-экс-
периментальной деятельно-
сти детей 2-7 лет"
1. вода холодная, горя-
чая, теплая
Познавательно-
исследователь-
ская деятель-
ность:
-«Измерим
лужу палоч-
кой».
-«Рисуем с по-
мощью луж» -
развитие вооб-
ражения, фан-
тазии, коорди-
нации.
-«Рыбалка в
луже» - разви-
тие координа-
ции, изучение
плавучести ма-
териалов.
-«Пускаем в лу-
жах корабли-
ки».
28.
«Здоровейка»
«По ровненькой
дорожке, шагают
наши ножки».
Формировать у детей
навык практического экс-
периментирования с
разными предметами из
разных материалов.
1.Учить детей действовать с
природным материалом.
2.Развивать зрительно –
слуховые связи, мелкую
моторику рук,
координацию движений.
3.Воспитывать
познавательный интерес к
окружающему миру.
1.
Камешки разного
размера
2.
Пёрышки
3.
Таз с водой
4.
Ведёрки
(Фотоотчёт)
Проект: «Здо-
ровейка».
Познавательно-
исследователь-
ская
деятель-
ность
-«Огород на
окошке».
29.
«Мой дом»
«Разноцветная
водичка»
Формировать представле-
ние детей о свойстве
воды - возможность окра-
шивания.
1.Приучать называть основ-
ные цвета.
2.Развивать мелкую моторику
рук.
3.Воспитывать положитель-
ное отношение элементарной
исследовательской деятельно-
сти.
1.
Игрушка- Капитош-
ка.
2.
Одноразовые стакан-
чики с водой.
3.
Гуашевые краски.
4.
Морковный сок.
Познавательно-
исследователь-
ская деятель-
ность
-«Как сосулька
становится
водой».
30.
«Транспорт»
"Кораблики"
Формировать у детей на-
вык практического экспе-
риментирования с разны-
ми предметами из разных
материалов.
1.Формировать у детей навык
практического
экспериментирования с
разными материалами.
2.Развивать мелкую моторику
рук, координацию движений.
3.Развивать артикуляционный
аппарат.
1.
Таз с водой
2.
Бумага
-Наполнение
фотоальбома:
«Машина на-
шей семьи».
«Пристегнись,
Россия!»
Познавательно-
исследователь-
ская деятель-
ность: «Пус-
каем в лужах
кораблики».
31.
«Азбука без-
опасности»
"Надувание
мыльных пузырей"
Научить пускать мыль-
ные пузыри, познакомить
со свойствами мыльной
воды
Е.А. Мартынова, И.М. Сучко-
ва "Организация опытно-экс-
периментальной деятельно-
сти детей 2-7 лет"
5.
Поднос
6.
Мыльный раствор
7.
Соломинка
8.
Стеклянная воронка
Наполнение
фотоальбома:
«Пристегнись
Россия!»
32.
«Маленькие
исследовате-
ли»
"Наблюдение
за природным
материалом"
Сравнивать свойства су-
хого и мокрого песка
1.
Учить способам
обследования материала
(сжать песок в руке и ссыпать
с ладони)
2.
Развивать зрительно-
слуховые связи, мелкую
моторику рук, координацию
движений.
1. Сухой песок, мокрый
песок
2.Ёмкости, палочки
Е.А. Мартынова "Орга-
низация опытно-экспе-
риментальной деятель-
ности детей 2-7 лет"
-Проект: «Ма-
ленькие иссле-
дователи»
-Участие в
фотоконкурсе
«Мои песочные
фантазии».
33.
«Моя семья»
«Речка и ручеёк»
Закрепить знания детей
о свойстве песка - удер-
живать воду.
1. Формировать понятия
«широкий», «узкий»,
«большой», «маленький».
2. Развивать фантазию,
творческие способности.
3.Воспитывать аккуратность в
работе, желание играть рядом
с товарищами.
1.
Песок.
2.
Узкий и широкий
совок.
3.
Мерные стаканчики.
4.
Ведро с водой.
5.
Большой и
маленький бумажные
кораблики.
-Наполнение
фотоальбома
«Белая берёза
под моим ок-
ном».
34.
«Насекомые»
"Налил-вылил"
Переливать воду, зачер-
пывая из таза стаканом и
переливать в другой ста-
кан
1.Формировать у детей навык
практического
экспериментирования с
разными материалами.
2.Развивать мелкую моторику
рук, координацию движений.
-Воздушно-
солнечные ван-
ны на даче,
озере, во дворе
дома.
-Наблюдения
за насекомыми.
-Наполнения
фотоальбома
«Насекомые
летом»
35.
«Цветы»
Подвижная игра:
"Песчинки"
Закрепить знания детей о
песке и его свойствах.
Е.А. Мартынова, И.М. Сучко-
ва "Организация опытно-экс-
периментальной деятельно-
сти детей 2-7 лет"
-Наполнение
фотоальбома
«Цветы из мо-
его сада».
36.
«Здравствуй,
лето»
"Надувание
мыльных пузырей"
Научить пускать мыль-
ные пузыри, познакомить
со свойствами мыльной
Е.А. Мартынова, И.М. Сучко-
ва "Организация опытно-экс-
периментальной деятельно-
9.
Поднос
10.Мыльный раствор
-Принять уча-
стие в экологи-
ческой акции
воды
сти детей 2-7 лет"
11.Соломинка
12.Стеклянная воронка
по озеленению
территории
детского сада
«Цветущий
детский
сад(участок)».
-Участие в
фотоконкурсе
«Мои песочные
фантазии».
-
Наполнения
фотоальбома
«Жители во-
доёма»
Список литературы:
1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
2. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок: Учеб. пособие для педагогич. училищ по специальности Дошкольное образование.
3.Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова "Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет"
4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.
5. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации.
6. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.