Напоминание

"Перспективный план игр–экспериментов с учётом социального партнерства. 2–ая группа раннего возраста"


Автор: Доронина Екатерина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №7
Населённый пункт: г. Снежинск Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Перспективный план игр–экспериментов с учётом социального партнерства. 2–ая группа раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Что я слышу — забываю.

Что я вижу — я помню.

Что я делаю — я помню.

Конфуций

Опыт — воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с

целью исследования, испытания. Известно, что ребёнок познаёт окружающий мир через исследование или опыт. Именно опыт помогает

ребенку приобрести необходимые знания о жизни.

Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмёт этот предмет, даже если он будет

холодным, потому что приобрел свой опыт. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир,

развивая интеллект. Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как

личность.

«...Ребенок,

почувствовавший

себя

исследователем,

овладевший

искусством

эксперимента,

побеждает

нерешительность

и

неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать неудачи и достигать успеха, умение оценивать,

переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища — готовность прийти ему на помощь».

Профессор Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков, проанализировав и обогатив свой опыт исследовательской работы в

системе

дошкольного

образования,

пришел

к

заключению,

что

в

детском

возрасте

ведущим

видом

деятельности

является

экспериментирование. Эта идея была не понята и не принята, потому что все считали ведущим видом деятельности игру. Еще Л.С.

Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Н.Н. Подъяков доказал, что если

детей дошкольного возраста лишить экспериментирования, то у них возникают серьезные психические нарушения, которые негативно

сказываются на развитии ребёнка в дальнейшем и способности обучаться. Он доказал, что деятельность экспериментирования пронизывает

все

сферы

жизни,

в

том

числе

и

игру.

Но

авторитарная

педагогика

этого

открытия

не

признавала,

а

детская

самостоятельность

в

экспериментах расценивалась как нарушение дисциплины. В действительности же экспериментирование — эффективный способ обучения

детей.

Перспективный план игр-экспериментов с учётом социального партнерства.

2-ая группа раннего возраста

темы

Тема недели

Название игры

Цель

Задачи

Оборудование

Социальное

партнёрство

1.

«Здравствуй,

детский сад»

"Заводные плаваю-

щие игрушки"

Знакомство со свойства-

ми воды.

1. Способствовать физическо-

му развитию ребенка.

2. Знакомить детей с окружа-

ющим миром

3. Расширять и обогащать

словарь детей.

1. Заводные плавающие

игрушки.

2. Ёмкость с водой

-Фотоотчёт:

«Будем знако-

мы»

2.

«Игрушки»

"Веселая рыбалка"

Учить детей вылавливать

ложкой различные пред-

меты.

1. Способствовать физическо-

му развитию ребенка.

2.Знакомить детей с окружаю-

1. Ёмкость с водой.

2. Ложка.

3. Различные предметы.

-Пополнение

уголка экспе-

риментатора:

щим миром

3. Расширять и обогащать

словарь детей.

камушками,

ракушками,

шишками

3.

«Овощи»

«Мы ходили

в огород»

Закрепить умение детей

выкладывать формы из

влажного песка.

1.Учить находить на ощупь и

по названиям спрятанные в

песке овощи.

2.Развивать тактильно-

кинестетическую

чувствительность. Умение

инсценировать знакомую

сказку.

3.Воспитывать

положительное отношение к

персонажу.

1.

Песок.

2.

Кукла-дед

3.

Овощи-муляжи (лук,

чеснок, свекла, морковь,

репа).

4.

Шапочки

персонажей сказки

«Репка».

5.

Корзинка.

6.

Формочки, разносы,

совки (по кол-ву детей)

7.

Лейка с водой.

-Изготовить ро-

дителям ша-

почки персона-

жей сказки

«Репка».

-Изготовление

поделки из ово-

щей для вы-

ставки-конкур-

са в ДОУ.

-Наполнение

фотоальбома

«Урожай ово-

щей из моего

сада».

4.

«Фрукты»

«Отпечатки

наших рук»

Закрепить знания детей

о свойстве влажного пес-

ка сохранять форму пред-

мета.

1.Учить детей делать

отпечатки ладони, кулачка,

ребра ладони.

2.Развивать фантазию,

творческие способности.

3.Воспитывать

положительное отношение к

своей работе, работам своих

товарищей.

1.

Песок.

2.

Разноцветные

камушки.

-Наполнение

фотоальбома

«Фрукты из

моего сада».

5.

«Краски осе-

ни»

«Сыпем, лепим»

Формировать знания о

свойствах сухого и влаж-

ного песка.

1.Учить способам

обследования материала

(сжать песок в руке и ссыпать

с ладони)

2.Развивать зрительно-

слуховые связи, мелкую

моторику рук, координацию

движений.

3.Воспитывать

положительное отношение к

элементарной

экспериментальной

деятельности.

1.

Центр « Вода-

песок».

2.

Формочки для песка.

Коллекциони-

рование: «Гер-

барий

осенних

листьев»,

«Природный

материал».

-«Измерим

лужу палоч-

кой».

-«Рыбалка в

луже» - разви-

тие координа-

ции, изучение

плавучести ма-

териалов,

-«Пускаем в лу-

жах корабли-

ки».

6.

«Домашние

птицы. Пету-

шок с семьёй»

"Выжми мочалку"

Закрепить знания детей

о свойстве воды

Показать, как с помощью

губки можно переносить воду

из одной посуды в другую

-Наполнение

фотоальбома

«У меня

живёт…

7.

«Домашние

животные.

Кошка с котя-

тами»

"Вода льется

из крана"

Продолжать знакомить со

свойствами воды.

1. Воспитывать бережное от-

ношение к воде.

Е.А. Мартынова, И.М.

Сучкова "Организация

опытно-эксперимен-

тальной деятельности

детей 2-7 лет"

-Наполнение

фотоальбома

«У меня

живёт...

8.

«Домашние

животные. Со-

бака со щеня-

тами»

"Заводные плаваю-

щие игрушки"

Знакомство со свойства-

ми воды.

1. Способствовать физическо-

му развитию ребенка.

2.Знакомить детей с окружаю-

щим миром

3. Расширять и обогащать

словарь детей.

1. Заводные плавающие

игрушки.

2. Ёмкость с водой

-Наполнение

фотоальбома

«У меня

живёт…

9.

«Домашние

животные. Ло-

шадь с же-

ребёнком»

«Речка и ручеёк»

Закрепить знания детей

о свойстве песка - удер-

живать воду.

1.Формировать понятия

«широкий», «узкий»,

«большой», «маленький».

2.Развивать фантазию,

творческие способности.

3. Воспитывать аккуратность

в работе.

1.Песок.

2.Узкий и широкий

совок.

3.Мерные стаканчики.

4.Ведро с водой.

5.Большой и маленький

бумажные кораблики.

-Наполнение

фотоальбома

«У меня

живёт…

10.

«Домашние

животные. Ко-

рова с телён-

ком»

Развивающая игра:

"Камешки"

Дети группируют камеш-

ки по размеру, цвету, фор-

ме.

Е.А. Мартынова, И.М. Сучко-

ва "Организация опытно-экс-

периментальной деятельно-

сти детей 2-7 лет"

1. Камни

-Наполнение

фотоальбома

«У меня

живёт…

11.

«Я- человек»

"Вода жидкая – она

может течь"

Познакомить со свойства-

ми воды – текучесть.

Е.А. Мартынова, И.М. Сучко-

ва "Организация опытно-экс-

периментальной деятельно-

сти детей 2-7 лет"

1. Вода

2. Две ёмкости, твердый

предмет

- «Пальчиковые

игры», изготов-

ление макета

человека из па-

пье-маше, тря-

почные куклы.

12.

«Народное

творчество»

"Лепка печений для

кукол

Закрепить знания детей

о песке и его свойствах,

Е.А. Мартынова, И.М. Сучко-

ва "Организация опытно-экс-

1. Сухой песок, вода,

глина.

-Создание

фотоальбома:

познакомить с глиной

и её свойствами.

периментальной деятельно-

сти детей 2-7 лет"

2.Формочки, емкости,

салфетки.

«Народное

творчество»

-Выставка из-

делий:

«Каслинсое

литьё»

13.

«Здравствуй,

зимушка-

зима»

« Снеговик в гостях

у детей»

Дать представление о

свойстве снега превра-

щаться в воду.

1.Формировать у детей навык

практического

экспериментирования с

разными материалами.

2.Развивать мелкую моторику

рук, координацию движений.

3.Воспитывать

положительное отношение к

персонажу-Снеговику.

1.Снеговик -игрушка

2.Формочки для песка

3.Совочки

4.Подносы

5.Цветные льдинки

Чистый снег в тазу

-Элементарные

опыты со сне-

гом «Во что

превратился

снег?».

-Наполнение

фотоальбома

«Зима в моём

дворе/городе».

-«Починим с

папой (дедуш-

кой) метёлку,

лопатку и при-

несём в груп-

пу».

14.

«Одежда.

Обувь.»

«Постираем кукле

платье»

Формировать у детей

умение называть темпе-

ратуру воды.

1.Упражнять в назывании

предметов одежды, белья.

2.Развивать представление о

некоторых трудовых

действиях и предметах,

необходимых для стирки

(вода, мыло, таз).

3.Воспитывать интерес к

трудовым действиям

взрослых.

1.

Кукла

2.

Тазик

3.

По ведру с горячей,

холодной водой.

4.

Мыло

5.

Мыльница

-Прогулка в

зимний парк,

лес.

-Речевая игра

«Что наденем

на прогулку?»

15.

«Зимние заба-

вы»

"Поймай льдинку"

Закрепить знания детей

о свойстве воды, разви-

вать координацию движе-

ний

1.Формировать у детей навык

практического

экспериментирования с

разными материалами.

2.Развивать мелкую моторику

рук, координацию движений.

-Проведение

опыта «Как

вода превра-

щается в лёд».

-Проведение

опыта «Как

снег стано-

вится водой».

16.

«Праздник но-

вогодней

"Надувание мыль-

ных пузырей"

Научить пускать мыль-

ные пузыри, познакомить

Е.А. Мартынова, И.М. Сучко-

ва "Организация опытно-экс-

1.

Поднос

2.

Мыльный раствор

-Создание кол-

лекции шишек:

ёлки»

со свойствами мыльной

воды

периментальной деятельно-

сти детей 2-7 лет"

3.

Соломинка

4.

Стеклянная воронка

сосновых, ело-

вых, листвен-

ницы, кедро-

вых.

-Наполнение

фотоальбома

«Наша ново-

годняя ёлка».

17.

«Неделя ска-

зок»

Подвижная игра:

"Песчинки"

Закрепить знания детей о

песке и его свойствах.

Е.А. Мартынова, И.М. Сучко-

ва "Организация опытно-экс-

периментальной деятельно-

сти детей 2-7 лет"

-Звуковая охота

«Зима» (скрип

снега под нога-

ми, треск лома-

ющихся на

луже льдинок).

18.

«Птицы зи-

мой»

«Тонет, не тонет,

плавает»

Познакомить детей со

свойствами резины, кам-

ней. Резина лёгкая она

плавает в воде. Камень

тяжёлый - тонет.

1.Учить детей действовать с

резиновыми игрушками,

природными материалами –

камушками.

2.Развивать умение

проговаривать знакомую

потешку, показывать её при

помощи пальчиковой

гимнастики.

3.Воспитывать

положительное отношение к

персонажу

1.

Центр- вода – песок.

2.

Маленькие

резиновые мячики по

количеству детей.

3.

Разноцветные

камушки

4.

Резиновая утка.

Принести

пёрышки птиц.

-Изготовление

кормушку для

птиц на вы-

ставку-конкурс

«Каждой пи-

чужке - наши

кормушки».

-Наполнение

фотоальбома

«Птицы зи-

мой».

-Наполнение

фотоальбома

«Птичьи доми-

ки».

19.

«Лесные зве-

ри. Заяц,

лиса»

«Лисичка в гостях

у ребят»

Закрепить умение опре-

делять свойства сухого

(сыпется) и мокрого (дер-

жит форму) песка.

1.Учить детей набирать песок

совком, наполнять форму.

Закрепить умение

пользоваться ситом.

2.Развивать общую и мелкую

моторику.

1.

Игрушка-Лисичка.

2.

Шнур.

3.

Песок в прозрачных

стаканах.(по количеству

детей)

4.

Сита (по количеству

детей).

5.

Формочки, поднос

-Чтение

р.н.сказки «За-

юшкина избуш-

ка».

20.

«Лесные зве-

ри. Волк, мед-

ведь»

«Отпечатки

наших рук»

Закрепить знания детей

о свойстве влажного пес-

ка – сохранять форму

1.Учить детей делать

отпечатки ладони, кулачка,

ребра ладони.

1.Песок.

2.Разноцветные

-Наполнение

фотоальбома:

«Медведица с

предмета.

2.Развивать фантазию,

творческие способности.

3.Воспитывать

положительное отношение к

своей работе, работам своих

товарищей.

камушки.

медвежата-

ми».

-Чтение

р.н.сказки

«Маша и мед-

ведь».

21.

«Мебель»

"Камни"

Познакомить с камнями,

различными по форме

и текстуре.

Е.А. Мартынова, И.М.

Сучкова "Организация

опытно-экспериментальной

деятельности детей 2-7 лет"

1. Камни

2. Вода

-Изготовление

мебели из бро-

сового матери-

ала: спичечные

коробки, пла-

стиковые бу-

тылки, коро-

бочки от ле-

карств.

22.

«Посуда»

"В час по чайной

ложке"

Переливание воды из ста-

кана в стакан ложкой

1.

Формировать у детей

навык практического

экспериментирования с

разными материалами.

2.

Развивать мелкую

моторику рук, координацию

движений.

-Выставка:

«Где моя

большая лож-

ка» (Хохлом-

ская посуда)

23.

«Наши защит-

ники»

"Волшебные

картинки"

Формировать у детей на-

вык практического экспе-

риментирования с разны-

ми предметами из разных

материалов.

1. Учить детей действовать с

природным материалом.

2. Развивать зрительно –

слуховые связи, мелкую

моторику рук,

координацию движений.

3. Воспитывать

познавательный интерес к

окружающему миру.

1. Плоский поднос

2. Центр "песка"

-Изготовление

газеты: «Наш

папа лучше

всех».

24.

«Народные иг-

рушки»

"В час по чайной

ложкe"

Переливание воды из ста-

кана в стакан ложкой

1. Формировать у детей

навык практического

экспериментирования с

разными материалами.

2. Развивать мелкую оторику

рук, координацию движений.

Познавательно-

исследователь-

ская деятель-

ность:

«Как снег ста-

новится во-

дой?»

25.

«Мамин

праздник»

«День рожденья ку-

клы Маши»

Продолжать учить детей

выкладывать формы из

влажного песка.

1.Приучать детей

договаривать слова знакомой

сказки

2.Развивать мелкую моторику

рук, координацию движений.

3.Воспитывать сочувствие к

игровым персонажам,

вызывать желание помочь им

1.

Песок.

2.

Кукла –большая.

3.

Формочки.

4.

Подносы.

5.

Совки.

6.

Большой

строительный материал.

-Изготовление

газеты: «Люби-

мая мамочка»

26.

«Весна шагает

по планете»

"Археология"

Раскапывать игрушки

1. Развивать тактильное и

зрительное восприятие, вооб-

ражение

-Наполнение

фотоальбома:

«Деревья у мо-

его детского

сада весной».

«Живая приро-

да. Растения».

-Наполнение

фотоальбома:

«Яблоня в цве-

ту».

-Участие в эко-

логической ак-

ции: «Посади

дерево».

-Наполнение

фотоальбома:

«Цветы в

моём саду вес-

ной».

27.

«Волшебница

вода»

"Свойства воды"

Подвести детей к пони-

манию того, что вода бы-

вает теплая, горячая, хо-

лодная.

Е.А. Мартынова, И.М. Сучко-

ва "Организация опытно-экс-

периментальной деятельно-

сти детей 2-7 лет"

1. вода холодная, горя-

чая, теплая

Познавательно-

исследователь-

ская деятель-

ность:

-«Измерим

лужу палоч-

кой».

-«Рисуем с по-

мощью луж» -

развитие вооб-

ражения, фан-

тазии, коорди-

нации.

-«Рыбалка в

луже» - разви-

тие координа-

ции, изучение

плавучести ма-

териалов.

-«Пускаем в лу-

жах корабли-

ки».

28.

«Здоровейка»

«По ровненькой

дорожке, шагают

наши ножки».

Формировать у детей

навык практического экс-

периментирования с

разными предметами из

разных материалов.

1.Учить детей действовать с

природным материалом.

2.Развивать зрительно –

слуховые связи, мелкую

моторику рук,

координацию движений.

3.Воспитывать

познавательный интерес к

окружающему миру.

1.

Камешки разного

размера

2.

Пёрышки

3.

Таз с водой

4.

Ведёрки

(Фотоотчёт)

Проект: «Здо-

ровейка».

Познавательно-

исследователь-

ская

деятель-

ность

-«Огород на

окошке».

29.

«Мой дом»

«Разноцветная

водичка»

Формировать представле-

ние детей о свойстве

воды - возможность окра-

шивания.

1.Приучать называть основ-

ные цвета.

2.Развивать мелкую моторику

рук.

3.Воспитывать положитель-

ное отношение элементарной

исследовательской деятельно-

сти.

1.

Игрушка- Капитош-

ка.

2.

Одноразовые стакан-

чики с водой.

3.

Гуашевые краски.

4.

Морковный сок.

Познавательно-

исследователь-

ская деятель-

ность

-«Как сосулька

становится

водой».

30.

«Транспорт»

"Кораблики"

Формировать у детей на-

вык практического экспе-

риментирования с разны-

ми предметами из разных

материалов.

1.Формировать у детей навык

практического

экспериментирования с

разными материалами.

2.Развивать мелкую моторику

рук, координацию движений.

3.Развивать артикуляционный

аппарат.

1.

Таз с водой

2.

Бумага

-Наполнение

фотоальбома:

«Машина на-

шей семьи».

«Пристегнись,

Россия!»

Познавательно-

исследователь-

ская деятель-

ность: «Пус-

каем в лужах

кораблики».

31.

«Азбука без-

опасности»

"Надувание

мыльных пузырей"

Научить пускать мыль-

ные пузыри, познакомить

со свойствами мыльной

воды

Е.А. Мартынова, И.М. Сучко-

ва "Организация опытно-экс-

периментальной деятельно-

сти детей 2-7 лет"

5.

Поднос

6.

Мыльный раствор

7.

Соломинка

8.

Стеклянная воронка

Наполнение

фотоальбома:

«Пристегнись

Россия!»

32.

«Маленькие

исследовате-

ли»

"Наблюдение

за природным

материалом"

Сравнивать свойства су-

хого и мокрого песка

1.

Учить способам

обследования материала

(сжать песок в руке и ссыпать

с ладони)

2.

Развивать зрительно-

слуховые связи, мелкую

моторику рук, координацию

движений.

1. Сухой песок, мокрый

песок

2.Ёмкости, палочки

Е.А. Мартынова "Орга-

низация опытно-экспе-

риментальной деятель-

ности детей 2-7 лет"

-Проект: «Ма-

ленькие иссле-

дователи»

-Участие в

фотоконкурсе

«Мои песочные

фантазии».

33.

«Моя семья»

«Речка и ручеёк»

Закрепить знания детей

о свойстве песка - удер-

живать воду.

1. Формировать понятия

«широкий», «узкий»,

«большой», «маленький».

2. Развивать фантазию,

творческие способности.

3.Воспитывать аккуратность в

работе, желание играть рядом

с товарищами.

1.

Песок.

2.

Узкий и широкий

совок.

3.

Мерные стаканчики.

4.

Ведро с водой.

5.

Большой и

маленький бумажные

кораблики.

-Наполнение

фотоальбома

«Белая берёза

под моим ок-

ном».

34.

«Насекомые»

"Налил-вылил"

Переливать воду, зачер-

пывая из таза стаканом и

переливать в другой ста-

кан

1.Формировать у детей навык

практического

экспериментирования с

разными материалами.

2.Развивать мелкую моторику

рук, координацию движений.

-Воздушно-

солнечные ван-

ны на даче,

озере, во дворе

дома.

-Наблюдения

за насекомыми.

-Наполнения

фотоальбома

«Насекомые

летом»

35.

«Цветы»

Подвижная игра:

"Песчинки"

Закрепить знания детей о

песке и его свойствах.

Е.А. Мартынова, И.М. Сучко-

ва "Организация опытно-экс-

периментальной деятельно-

сти детей 2-7 лет"

-Наполнение

фотоальбома

«Цветы из мо-

его сада».

36.

«Здравствуй,

лето»

"Надувание

мыльных пузырей"

Научить пускать мыль-

ные пузыри, познакомить

со свойствами мыльной

Е.А. Мартынова, И.М. Сучко-

ва "Организация опытно-экс-

периментальной деятельно-

9.

Поднос

10.Мыльный раствор

-Принять уча-

стие в экологи-

ческой акции

воды

сти детей 2-7 лет"

11.Соломинка

12.Стеклянная воронка

по озеленению

территории

детского сада

«Цветущий

детский

сад(участок)».

-Участие в

фотоконкурсе

«Мои песочные

фантазии».

-

Наполнения

фотоальбома

«Жители во-

доёма»

Список литературы:

1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

2. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок: Учеб. пособие для педагогич. училищ по специальности Дошкольное образование.

3.Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова "Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет"

4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.

5. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации.

6. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.



В раздел образования