Автор: Тесаева Ирина Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 67 им.О.И. Янковскаого"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемно – творческое обучение на уроках музыки."
Раздел: среднее образование
Проблемно – творческое обучение на уроках музыки.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе – это одно из
самых
сильных
и
ярких
средств
воспитания
человека.
Чем
больше
мы
вдумываемся в сущность музыки, тем больше убеждаемся в том, что она и есть
сама жизнь. Все вокруг нас звучит, поет в природе – в песнях птиц, в воздухе, в
шуме водопада, в разговорной речи и в возгласах людей. Музыка тайно или
явно содержит в себе широчайший круг духовных ориентиров.
Единого
шаблона,
по
которому
можно
преподавать
музыку
в
любом
классе не существует. Учителю, важно помнить: какие бы серьезные проблемы
в музыкальном воспитании и образовании детей он ни решал, нужно начинать
всегда с близкого в данный момент ребятам музыкального материала, который
волновал бы их, был интересен, и, найдя эмоциональный отклик, разумно
строить репертуарную политику в нужном направлении.
Традиционное
обучение,
основы
которого
заложены
в
начале
века,
культивирует,
в
основном,
эмпирический
тип
мышления.
Известно,
что
умственное творческое развитие учащегося характеризуется не только объемом
и
качеством
усвоенных
знаний,
но
и
структурой
мыслительного
процесса.
Ограниченность действия традиционного обучения стала весьма очевидной.
Оно
не
способствует
в
полной
мере
формированию
системы
внутренних
мотивов учения как основы целенаправленного развития мышления, привитию
навыков самостоятельной познавательной деятельности, развитию творческих
способностей,
умственной
деятельности
для
решения
практических
музыкальных
проблем,
применению
уже
имеющихся
знаний
для
освоения
нового
учебного
материала.
При
традиционном
обучении
учащийся
приобретает навыки и умения в так называемом «готовом» виде.
Традиционно
учитель
был
обязан
дать
ученику
глубокие
и
прочные
знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни
сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся
в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться
в течение всей жизни. И как следствие, смена цели во ФГОС 2009-2012 вместо
передачи суммы знаний –
развитие личности учащегося на основе способов
деятельности. Но это не значит,
что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы
просто
меняем
приоритеты.
Предметное
содержание
перестает
быть
ц е н т р а л ь н о й
ч а с т ь ю
с т а н д а р т а .
Увидев
необходимость
нового
ученика,
возникает необходимость
в
новом
учителе, по-новому мыслящего и обучающего. Мы привыкли к традиционному
уроку: учитель проверяет домашнее задание, учитель объясняет тему и ставит
оценки. В жизни мы попадаем в проблемную ситуацию, формулируем сами
цель: «чего мы хотим добиться?», мы обдумываем решения, определяем, хватит
ли нам знаний и умений, мы пытаемся решить проблему, добыть недостающие
знания и получаем результат, который сравниваем с целью и делаем вывод –
добились своего или нет. Если рассмотреть структуру жизненной проблемы, то
мы увидим, что это структура проблемного урока: учитель создает проблемную
ситуацию, ученики формулируют, в чем заключается проблема, актуализируют
свои
знания,
ищут
решения
проблемы,
выражение
решения
проблемы
и
применение нового знания на практике. В традиционном уроке ведущую роль
берет на себя учитель, а в проблемном она отведена ученику. Как впрочем, и в
жизни. Если на первое место мы ставим умения, то, как же быть с объемом
знаний? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается, отсюда
требуется умение отбирать главное.
Цель
ФГОС
–
адаптированный
к
современной
жизни
человек,
не
боящийся
её.
Как
следствие,
возникают
актуальные
проблемы,
которые
предстоит
решать
в
процессе
реализации
стандартов:
освоение
учителем
новых технологий системно-деятельностного подхода, диагностика и оценка
новых образовательных результатов, организация образовательного процесса,
нацеленного на достижение планируемых результатов, организация коллектива
учителей
единомышленников,
а
так
же
организация
творческого
взаимодействия
учителей
начальной
школы,
учителей
предметников
и
п е д а г о г о в
д о ш к о л ь н о г о
о б р а з о в а н и я ,
а
т а к
ж е
р о д и т е л е й .
Время
не
стоит
на
месте:
наука,
техника,
информационное
пространство
развиваются весьма скоротечно, да и сам
человек меняется в духе требований
современного
мира.
Жить
в
таком
современном
обществе
и
учить
по
устаревшим программам и стандартам невозможно. И образование не может
оставаться на вчерашнем уровне.
Сегодняшняя
жизнь
ставит
новые
проблемы
и
перед
музыкальным
образованием массовой школы. Они порождены новой социально-культурной
ситуацией:
с
1993
года
ученые
констатируют
обесценивание
знаний
как
духовного богатства человека, над умами властвует примитивное материальное
(денежное) богатство.
Современной массовой школе нужна концепция музыкального образования
с духовно-нравственными акцентами, с ориентацией на творческое развитие в
процессе
формирования
общей
музыкальной
культуры:
не
только
слушать
музыку,
но
и
создать
условия
для
музыкально-творческого
самораскрытия
природного
дара
каждого
ребенка,
-
только
в
этом
случае
музыкальное
воспитание и образование может стать целостным и гармоничным.
Задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и
образования
к
информации,
а
средствами
искусства
учить
мыслить,
чувствовать,
сопереживать,
чтобы
у
школьников
развивался
не
только
интеллект, но и душа.
Проблемное обучение – не абсолютно новое явление в педагогике. В
прошлом с ним связаны известные имена: Сократа, Руссо, Дистерверга, Дьюи.
В настоящее время многими вопросами проблемного обучения занимаются
М.И.Махмудов, Т.В.Кудрявцев, Г.К.Селевко.
Суть
проблемного
обучения
состоит
в
том,
что
в
процессе
обучения
преподаватель ставит перед учащимися проблемные задачи, решая которые
ученики приобретают новые знания. Психологическая наука приходит к выводу,
что не нужно устранять всех трудностей с пути ученика. Лишь в ходе их
преодоления
он
сможет
сформировать
свои
умственные
способности.
Активизация воспитательной и познавательной функции путем формирования
творчески - теоретического мышления – характерная примета проблемного
обучения.
Использование методов проблемного обучения не означает отрицания
традиционных пояснительно - иллюстративных методов. “Дозы” их сочетания
следует
определить
в
зависимости
от
конкретных
условий.
Таких,
как,
например, уровень музыкального кругозора учащегося, его теоретической и
исполнительской подготовки, характер изучаемых произведений и т.д., как и
традиционные,
проблемные
занятия
проводятся
в
полном
соответствии
с
требованиями учебного плана, их отличительные черты – последовательность и
систематичность в освоении всех разделов основного курса обучения. При
проблемном
обучении
все
вопросы
решаются
учащимся
под
руководством
учителя путем активного творческого поиска новых знаний, навыков, умений.
Технология
проблемного
обучения
представляет
ребенку
возможность
самостоятельного
приобретения
знаний.
Знания,
приобретенные
детьми
на
занятиях с использованием технологии проблемного обучения не даются ему в
готовом
виде,
а
задаются
как
предмет
поиска.
Ребенок
встает
в
позицию
первооткрывателя и, как результат, происходит обогащение его субъектного
опыта
и
формирование
творческого
мышления.
В
технологии
проблемного
обучения учтены все условия успешного обучения: проблематизация учебного
материала
(истинные
знания
рождаются
в
результате
удивления
и
любопытства), активность и «субъектность» ребенка в приобретении знаний,
связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Методическими основами проблемного обучения на уроках музыки
являются:
1.
Самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые
включаются в процесс активного познания музыкального искусства.
2.
Открытие нового, неизвестного.
Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных
компонента:
потребность
в
поисковой
деятельности,
неизвестное,
которое
должно
быть
открыто
в
возникшей
проблемной
ситуации,
доступность
в
выполнении
проблемного
музыкального
задания. Все
вышеперечисленные
компоненты
активно
проявляются
при
вокально
–
хоровой
работе.
Кропотливая, систематическая вокально-хоровая работа помогает
развивать
память,
прививает
любовь
к
хоровому
пению,
формирует
положительные
эмоции
и
удовлетворение
от
исполнения
музыкального
произведения. Пение
«вслух»
и
«про
себя»
в
виде
цепочки,
исполнение
скороговорок, сочинение попевок, частушек – повышает интерес к хоровому
пению, способствует накоплению певческого репертуара, развивает активность,
инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на
творчество.
Такие приёмы как инсценирование песен, театрализации, ритмопластика
(исполнение
придуманных
движений,
соответствующих
характеру
музыки)
способствуют
разностороннему
музыкальному
развитию
учащихся,
углубленному освоению музыкального материала урока, позволяют проявить
самостоятельность,
создают
положительную
мотивацию
на
уроке,
снимают
физическую усталость и напряженность, активизируют творческую фантазию
учащихся. Эти приёмы позволяют решать вопросы творческого поиска новых
знаний,
являющихся
сутью
проблемного
обучения
в
рамках
ФГОС
нового
поколения.
Поиск новых знаний осуществляется на основе изучения детских песен,
вокальных произведений современных композиторов и эстрадных песен. При
освоении песенного репертуара расширяются знания ребят об истории Родины,
ее певческой культуре, воспитывается и прививается любовь и уважение к
человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций. Всё это
стало возможным благодаря полной свободе при выборе песенного репертуара
учителем.
Ребёнок
учится
воспринимать
музыку,
вокальные
произведения
как
важную
часть
жизни
каждого
человека.
Обучается
основам
музыкальной
грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
У обучающихся формируются навыки и умения исполнения простых и
сложных
вокальных
произведений,
двухголосное
исполнение
песен,
эмоциональная отзывчивость, любовь к окружающему миру, потребность в
общении с музыкой.
На основе исполняемых произведений, при
использовании различных
приемов
вокального
исполнения
развиваются
индивидуальные
творческие
способности детей. Создаётся атмосфера радости, значимости, увлеченности,
успешности каждого члена коллектива, прививаются основы художественного
вкуса.
Реализация вышеперечисленных задач возможна через различные виды
вокальной деятельности:
• сольное и ансамблевое пение,
• интерпретация песен,
• пластическое интонирование,
• добавление элементов импровизации,
• движения под музыку,
• элементы театрализации.
Проблемно – творческое обучение воспитывает гармонически развитую
творческую
личность,
способную
логически
мыслить,
находить
решение
в
различных проблемных ситуациях, а так же систематизировать и накапливать
знания.
Кроме
того
у
ребёнка
появляется
способность
к
самоанализу,
саморазвитию, самокоррекции, именно поэтому проблемное обучение можно
назвать развивающим.
Творчество
ребенка,
связанное
с
самостоятельными
действиями
и
предполагающее отказ от стереотипных представлений тренирует и развивает
память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремлённость, логику,
интуицию. По мере творческого развития учащихся происходят определенные
качественные
изменения
психики,
такие
как
перестройка
психических
функций, становление качеств, присущих творческой личности.
Проблемно – творческое обучение на уроках музыки помогает развивать
различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении,
импровизации, размышлении не только о музыке, но и о мире вообще. Именно
эти творческие умения создают условия для обучения и развития в течение всей
жизни, что является целью ФГОС нового поколения