Автор: Кущ Галина Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Теремок".
Населённый пункт: Чувашия город Алатырь
Наименование материала: Краткосрочный проект
Тема: "Весенняя природа в музыке".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1« Теремок» города Алатыря Чувашской Республики
Творческий проект
«Весенняя природа в музыке».
Подготовила :
музыкальный руководитель
1 квалификационной
категории
Кущ Г.А.
Алатырь
2017
Аннотация проекта.
Проект направлен на развитие у дошкольников 4-5 лет личностных,
интеллектуальных,
физических
качеств,
творческих,
музыкальных
способностей,
умение воспринимать
окружающий
мир
живым
и
одушевленным,
ощущать
его
красоту
и
беззащитность,
сопереживать
и
сочувствовать ему
Развитию музыкально-творческих способностей способствуют:
-
использование различных видов музыкальной деятельности: восприятие
музыкальных
произведений
о
весне, исполнение ве сенних песен,
музицирование, народные
игры; песенное,
танцевальное,
игровое
творчество;
-
интеграция
образовательных
областей:
художественно-эстетическое
развитие
(восприятие
музыкальных произведений о весне,
изготовление
жаворонков),
физическое развитие
(подвижные
игры,
танцы),
речевое
развитие (стихи, заклички, пословицы. поговорки, загадки), познавательное
развитие
(приметы
ве сны,
знакомство
с народными
весенними
праздниками), социально-коммуникативное
(участие
в
играх,
хороводах.
концертных номерах, празднике «Прилет птиц»);
- совместная деятельность родителей и детей при организации выставки
«Весенняя фантазия».
-
т в о р ч е с к и е
з а д а н и я ,
в
к о т о р ы х ребёнок
проявляет
свою
индивидуальность:
придумай песенку ласточки, воробья, скворца, вороны,
танец солнечных лучиков.
Данный
проект
могут
использовать
в
работе
как
музыкальные
руководители так и воспитатели ДОУ.
По доминирующей деятельности: музыкальный.
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди одной группы.
По продолжительности: краткосрочный (2 марта-9 марта).
Заявитель: дети средней группы.
Актуальность.
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного
детства является эстетическое развитие ребёнка. Понятие эстетического
развития включает в себя две составляющие: формирование эстетического
отношения к миру, в том числе и к освоению и активному преобразованию
окружающего пространства; второе - художественное развитие- приобщение
к искусству и художественной деятельности. Сегодня, когда идет переоценка
ценностей, идет активный поиск новых более соответствующих требованиям
времени
методов
массового
музыкального
образования
и
воспитания,
на
первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего
базовой
культурой
,
формирование
его
культурных
потребностей,
эмоциональной
отзывчивости,
творческих
способностей.
Решению
поставленной
задачи
способствует
народное
творчество,
фольклор.
С
древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь,
природу, общество и человека. Из глубочайшей древности поднимается к нам
народное
понимание
года,
как
круга
жизни
реальной
и
волшебной,
отраженной
в
былинах,
песнях,
сказках,
пословицах,
загадках.
Весну
называют «пролетьем», т.е. временем, с которого собственно и начинается
новый год. Чтобы время не сбивалось с предназначенного ритма, верили
предки, нужно помогать луне, солнцу, звездам, цветению не сбиться с пути. В
народных
праздниках
-
концентрированное
воплощение
этой
заботы.
К
сожалению,
скрытые
возможности
русских
весенних
праздников
ныне
далеко не исчерпаны. Дети имеют недостаточный багаж
знаний о музыке
весны, песнях о весне, народных весенних обычаях, традициях. Приходится с
печалью
и
сожалением
говорить,
что
народная
культура
в
наши
дни
значительно
подорвана.
Вспомним
слова
великого
русского
педагога
К.Р.Ушинского
который
говорил
,
что
воспитание
,
лишенное
народных
корней - бессильно.
Цель проекта.
Через
все
виды
музыкальной
деятельности,
через
интеграцию
образовательных областей: художественно - эстетическое , познавательное,
речевое,
физическое,
социально-коммуникативное
развитие,
как
можно
подробнее раскрыть особенности весны, весенних праздников, приобщить
детей к народному творчеству.
Задачи проекта:
-
создание условий
для
всестороннего
развития
детей,
психических
и
физических качеств;
р а з в и в а т ь
т в о р ч е с к и е ,
м у з ы к а л ь н ы е
с п о с о б н о с т и
д е т е й ,
умение воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать
его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;
- познакомить детей с весенним народным праздниками «Прилет птиц».
-
формировать
умение
воспринимать
и
сравнивать
музыкальные
произведения;
- привлечь родителей к изготовлению рисунков о весне.
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Предполагаемый результат:
- разработать систему реализации проекта,
- провести развлечение «Прилет птиц»,
- организовать работу с родителями посредством организации выставки,
- у детей сформировать личностные качества.
Интеллектуальные качества:
-
способен
совершать
интеллектуальные
операции
(анализ,
обобщение,
сравнение);
-
способен
уверенно
действовать
по
образцу
(инструкции)
педагога
в
процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-
творческой деятельности;
-
демонстрирует понимание
эстетической
ценности
образцов
народного
творчества;
физические качества:
- развиты координация и гибкость, опорно-двигательная система организма,
равновесие,
координация
движений,
крупная
и
мелкая
моторика
рук,
основные движения (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
Первый этап. Подготовительный.
Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к
совместной деятельности участников проекта: дети, педагоги, родители.
Подбор музыкального репертуара, разработка сценария праздника, стратегии
реализации проекта.
Второй этап. Реализация проекта.
Виды музыкальной
деятельности
Задачи
Репертуар и мероприятия
1.Слушание.
а) игры на развитие
голоса и слуха.
а) Песенное
творчество.
Учить детей
связывать средства
музыкальной
выразительности с
содержанием музыки,
вспомнить приметы
весны, стихотворения
о весне. Познакомить
с историей праздника
« Жаворонушки» и
«Пасха». Развивать
умения сравнить
произведения с
одинаковыми
названиями.
Разучивание закличек
к прилёту птиц,
весенних закличек
солнышку.
Совершенствовать
«Подснежник», «Песня
жаворонка» муз.
П.И.Чайковский
«Здравствуй, милая Весна!»
муз. Тиличеевой,
Придумай весеннюю песню
ласточки, воробья , скворца
3.Музыкально-
ритмические
движения.
а) танцы.
б) Игры.
в) Музыкально-
игровое
творчество.
4. Игра на детских
музыкальных
инструментах.
Работа с
педагогами.
Работа с
Родителями.
умение передавать
характер песни,
работать над
певческой установкой.
Совершенствовать
песенное творчество.
Закреплять умение
водить хороводы,
выполнять действия в
соответствии с
песней, совмещать
пение и движение.
Закреплять умение
танцевать с
предметами.
Развивать образность
и выразительность
движений,
воспитывать
самостоятельность в
передаче игровых
образов. Познакомить
детей с народными
играми, стараться
выполнять правила
Учить самостоятельно
подбирать движения
для создания образа.
Учить играть на
самодельных
музыкальных
инструментах,
выдерживая ритм,
выделяя сильную
долю.
Совершенствовать
умение подбирать
инструменты к
музыкальному образу.
Подготовить
развлечение «Прилет
птиц».
«Танец с цветами» , «Танец
птиц» муз. Красева
Игра «Перелет птиц» р.н.м.
Придумай танец воробья,
ласточки, скворца.
«Андрей – воробей» р.н.п.
Выставка рисунков «Весенняя
Развлечение.
Привлечь родителей к
организации
выставки
«Весенняя
фантазия».
фантазия»
«Прилет птиц»
Заключительный этап. Подведение итогов:
В
рамках
проекта
был
проведен
развлечение
«Прилет
птиц»,
организована
выставка
детских
работ
и работ
родителей
«Весенняя
фантазия».
Сформированы личностные,
физические,
интеллектуальные
качества.
Ожидаемые результаты:
разработана система реализации проекта, проведен праздник «Прилет птиц»,
организована
работа
с
родителями,
у
детей
сформированы
личностные
качества:
-
проявляет
активность,
инициативность,
любознательность,
стремится к
получению
новых
знаний, обладает
эмоциональной
отзывчивостью,
уважением к старшим.
-
способен
самостоятельно
привлечь
внимание
взрослого
или
ребенка
с
целью
сообщения
информации,
собственном
продукте
художественно-
творческой деятельности; продукте художественно-творческой деятельности
сверстника.
Перспектива:
-продолжать
знакомить
детей
с
музыкой
известных
композиторов,
посвященной природе;
- продолжать знакомить с весенними народными праздниками («Пасха»),
- продолжать развивать музыкально-творческие способности детей.
Литература:
1. «А у наших у ворот , развеселый хоровод», - сб. Народные праздники,
игры, развлечения», М.А.Михайлова. Ярославль – 2001 – 224 с.
2. Музыкальный руководитель №7 2011г.
3.Музыкальный руководитель №8 2013г.
4. «Детский альбом», - П.И. Чайковский.
5. «Здравствуй», - книга песен ч.1 , автор М.Л. Лазарев.
6. «Праздники в детском саду», - Е.И.Морозова.- Москва - 2009 - 215с.