Автор: Юринская Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Усолье–Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Активные методы обучения смысловому чтению на уроках литературы"
Раздел: начальное образование
Активные методы обучения смысловому чтению на уроках литературы
Окружающий мир и социум так устроен, что вчерашняя информация устаревает уже сегодня. Не
только
взрослые,
но
уже
и
дети
разных
возрастов
каждую
минуту
развиваются,
самосовершенствуются, то есть шагают в ногу со временем. Так как большую часть своего
времени
дети
проводят
в
школах,
на
учителей
возлагается
огромная
ответственность.
Им
необходимо также развиваться и самосовершенствоваться, чтобы найти общий язык с учащимися.
Ведь не только каждый класс, но и каждый ребенок требует в наше время индивидуального
подхода к себе. Время не стоит на месте, меняется соответственно формат учебного процесса в
школьных
заведениях,
также
меняет
свой
облик
и
содержание.
Сейчас,
к
сожалению,
заинтересовать детей бывает очень непросто, но благодаря новейшим современным технологиям,
учебным пособиям, квалифицированным педагогам сделать это можно.
Так
необходимо
в
процессе
школьного
изучения
литературы
создать
систему
роста
и
постепенного усложнения эстетической деятельности, конкретно определить пути формирования
читательских умений ученика, развития его сознания, устной и письменной речи.
Никто
не
будет
отрицать
необходимость
внутренней
преемственности
между
различными
этапами
школьного
литературного
образования.
Преемственность
заключается
в
разработке
сквозных
линий
углубления
идеологических,
нравственных
и
эстетических
проблем,
в
постепенном
освоении
творчества
великих
писателей,
в
развитии
читательских
умений,
необходимых для общения с художественным произведением, в развитии навыков смыслового
чтения.
Таким
образом,
проблема
преемственности
между
этапами
школьного
литературного
образования на сегодняшний день является одной из самых актуальных.
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных
способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
В концепции универсальных учебных действий, наряду со многими универсальными
действиями, выделены действия смыслового чтения.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все
детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и
проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то
у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много,
необходимо их использовать как можно чаще наряду с упражнениями совершенствования техники
чтения
с
целью
формирования
навыков
осмысленного
чтения.
Указанные
приёмы
могут
использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Можно по-разному сочетать эти приёмы. Это
зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д.
Вот некоторые общие приёмы работы с текстом во время чтения. Их можно применять как на
уроках литературного чтения в начальных класса, так и на уроках литературы в среднем и старшем
звене.
«Чтение в кружок»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача –
читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли
он читаемый текст».
2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы
по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его
поправляют.
«Чтение про себя с вопросами»
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы
автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
«Чтение с остановками»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель
предлагает
работать
с
текстом
в
следующем
ключе:
"Мы
будем
читать
текст
с
остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены
на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".
«Ассоциативный куст»
Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.
Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или
сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения,
ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы.
«Ромашка вопросов или ромашка Блума»
Цель: научить детей анализировать информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать
ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы.
«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.
Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и
воспроизвести определенную информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?».
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь,
что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?».
Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи
относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации,
отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3.
Интерпретационные
(объясняющие)
вопросы.
Обычно
начинаются
со
слова
«Почему?»
и
направлены на установление причинно-следственных связей. Если ответ на этот вопрос известен,
он
из
интерпретационного
«превращается»
в
простой.
Следовательно,
данный
тип
вопроса
«срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы
условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы ...», «Что будет, если ...?», «Как вы
думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?».
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных
событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается
от другого?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?» и т.д.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между
теорией и практикой: «Как можно применить ...?», «Что можно сделать из ...?», «Где вы в обычной
жизни можете наблюдать ...?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
«Чтение в парах – обобщение в парах»
Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать
проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно
выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент
– слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
«Читаем и спрашиваем»
Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать
вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики
объединяются
в
пары
и
обсуждают,
какие
ключевые
слова
следует
выделить
в
прочитанном.
3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
«Дневник двойных записей»
Цель:
формирование
умений
задавать
вопросы
во
время
чтения,
критически
оценивать
информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил,
напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный
комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли
натолкнул.
«Чтение с пометками»
Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли
автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему
алгоритму:
V
Знакомая информация
+
Новая информация
--
Я думал (думала) иначе
?
Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
«Чтение с составлением таблицы, диаграммы»
Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.
1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.
2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу
или диаграмму.
«Метод шести шляп»
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи,
синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
1. Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально
должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
2.Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).
Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть
доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
Желтая —
солнечная,
радостная,
позитивная.
Участники
этой
группы
ищут
выгоды
предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти
аргументы против.
Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной
ситуации, без обоснования своих выводов.
Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной
ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики,
которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.
Вспоминаются слова А.С. Пушкина: «Только осмысленное и прочувствованное чтение –
совершенство».