Напоминание

"Активные методы обучения смысловому чтению на уроках литературы"


Автор: Юринская Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Усолье–Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Активные методы обучения смысловому чтению на уроках литературы"
Раздел: начальное образование





Назад




Активные методы обучения смысловому чтению на уроках литературы

Окружающий мир и социум так устроен, что вчерашняя информация устаревает уже сегодня. Не

только

взрослые,

но

уже

и

дети

разных

возрастов

каждую

минуту

развиваются,

самосовершенствуются, то есть шагают в ногу со временем. Так как большую часть своего

времени

дети

проводят

в

школах,

на

учителей

возлагается

огромная

ответственность.

Им

необходимо также развиваться и самосовершенствоваться, чтобы найти общий язык с учащимися.

Ведь не только каждый класс, но и каждый ребенок требует в наше время индивидуального

подхода к себе. Время не стоит на месте, меняется соответственно формат учебного процесса в

школьных

заведениях,

также

меняет

свой

облик

и

содержание.

Сейчас,

к

сожалению,

заинтересовать детей бывает очень непросто, но благодаря новейшим современным технологиям,

учебным пособиям, квалифицированным педагогам сделать это можно.

Так

необходимо

в

процессе

школьного

изучения

литературы

создать

систему

роста

и

постепенного усложнения эстетической деятельности, конкретно определить пути формирования

читательских умений ученика, развития его сознания, устной и письменной речи.

Никто

не

будет

отрицать

необходимость

внутренней

преемственности

между

различными

этапами

школьного

литературного

образования.

Преемственность

заключается

в

разработке

сквозных

линий

углубления

идеологических,

нравственных

и

эстетических

проблем,

в

постепенном

освоении

творчества

великих

писателей,

в

развитии

читательских

умений,

необходимых для общения с художественным произведением, в развитии навыков смыслового

чтения.

Таким

образом,

проблема

преемственности

между

этапами

школьного

литературного

образования на сегодняшний день является одной из самых актуальных.

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных

способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.

В концепции универсальных учебных действий, наряду со многими универсальными

действиями, выделены действия смыслового чтения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все

детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и

проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то

у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много,

необходимо их использовать как можно чаще наряду с упражнениями совершенствования техники

чтения

с

целью

формирования

навыков

осмысленного

чтения.

Указанные

приёмы

могут

использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Можно по-разному сочетать эти приёмы. Это

зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д.

Вот некоторые общие приёмы работы с текстом во время чтения. Их можно применять как на

уроках литературного чтения в начальных класса, так и на уроках литературы в среднем и старшем

звене.

«Чтение в кружок»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача –

читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли

он читаемый текст».

2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы

по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его

поправляют.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы

автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

«Чтение с остановками»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель

предлагает

работать

с

текстом

в

следующем

ключе:

"Мы

будем

читать

текст

с

остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены

на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".

«Ассоциативный куст»

Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.

Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или

сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения,

ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы.

«Ромашка вопросов или ромашка Блума»

Цель: научить детей анализировать информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать

ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы.

«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.

Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и

воспроизвести определенную информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?».

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь,

что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?».

Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи

относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации,

отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3.

Интерпретационные

(объясняющие)

вопросы.

Обычно

начинаются

со

слова

«Почему?»

и

направлены на установление причинно-следственных связей. Если ответ на этот вопрос известен,

он

из

интерпретационного

«превращается»

в

простой.

Следовательно,

данный

тип

вопроса

«срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы

условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы ...», «Что будет, если ...?», «Как вы

думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?».

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных

событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается

от другого?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?» и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между

теорией и практикой: «Как можно применить ...?», «Что можно сделать из ...?», «Где вы в обычной

жизни можете наблюдать ...?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

«Чтение в парах – обобщение в парах»

Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать

проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно

выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент

– слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

«Читаем и спрашиваем»

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать

вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики

объединяются

в

пары

и

обсуждают,

какие

ключевые

слова

следует

выделить

в

прочитанном.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

«Дневник двойных записей»

Цель:

формирование

умений

задавать

вопросы

во

время

чтения,

критически

оценивать

информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил,

напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный

комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли

натолкнул.

«Чтение с пометками»

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли

автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему

алгоритму:

V

Знакомая информация

+

Новая информация

--

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

«Чтение с составлением таблицы, диаграммы»

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.

2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу

или диаграмму.

«Метод шести шляп»

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи,

синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

1. Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально

должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.

2.Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть

доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

Желтая

солнечная,

радостная,

позитивная.

Участники

этой

группы

ищут

выгоды

предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти

аргументы против.

Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной

ситуации, без обоснования своих выводов.

Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной

ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики,

которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

Вспоминаются слова А.С. Пушкина: «Только осмысленное и прочувствованное чтение –

совершенство».



В раздел образования