Напоминание

Применение «Кейс–метода» внутри технологии деятельностного обучения.


Автор: Гайфутдинова Фарида Фаязовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ СОШ имени генерал–лейтенанта В.Г.Асапова с.Калинино Малмыжского района
Населённый пункт: Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Применение «Кейс–метода» внутри технологии деятельностного обучения.
Раздел: полное образование





Назад




Применение «Кейс-метода» внутри технологии деятельностного

обучения.

Актуальность и полезность. В соответствии с Федеральным

государственным образовательным стандартом второго поколения

основным результатом деятельности современной школы должна стать не

сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс

компетентностей в различных областях деятельности. Необходимо учить

ребенка так, чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать

возникающие жизненные проблемы.

Для

этого

от

учителя

требуется

организовать

деятельность

обучающихся

в

поисковом

режиме.

Одной

из

современных

образовательных

технологий, способствующей

развитию

умения

анализировать жизненные ситуации, оценивать альтернативы, выбирать

оптимальный

вариант

и

планировать

его

осуществление,

является

технология кейс-стади или метод конкретных ситуаций. Если такой подход

в течение учебного цикла применяется многократно, то у обучающихся

вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

История возникновения

Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XXв. в Школе

бизнеса Гарвардского университета (США). Название его произошло от

латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай.

Кейс – технология

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на

обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Суть

его

в

том,

что

учащимся

предлагают

осмыслить

реальную

жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только

какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный

комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной

проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность

разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с

информацией.

Акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку,

на сотворчество учителя и ученика!

Создание кейса

Вначале нужно ответить на три вопроса:

1.Для кого и чего пишется кейс?

2.Чему должны научиться дети?

3.Какие уроки они из этого извлекут?

Цель

обучения

Структурирование

учебного

материала

Выбор

организационных

форм, методов и

средств обучения

Алгоритм использования кейс-стади может быть следующим:

1.Подготовка к уроку учителем начинается с разработки кейса. Ситуации,

описываемые в кейсе, должны быть проблемными и не иметь очевидного

решения.

2.Учитель объявляет форму проведения мероприятия (индивидуальная

или групповая), передает кейс и, не оглашая тему, поясняет, в чем

заключается их деятельность, и по каким критериям она будет оцениваться

3.Индивидуальная самостоятельная работа учеников с кейсом.

4.Работа обучающихся в микрогруппах. Работа в микрогруппах занимает

центральное место в технологии кейсов, так как это самый хороший метод

изучения и обмена опытом. Именно при работе в микрогруппах

происходит разбор ситуаций. Члены коллектива совместно ищут решение

проблемы. Они слушают друг друга, говорят сами, записывают,

наблюдают, анализируют полученный результат. При этом спорят, строят

гипотезы, проектируют решения, готовят презентацию своего

исследования.

5. Презентация своей работы.

6.Подведение итогов учителем.

Работа ученика с кейсом

I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

II этап — выделение основной проблемы;

III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких

вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы,

механизмы их предотвращения и решения.

Источники кейсов

Кейс представляет собой результат отражательной деятельности

учителя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники.

Схематически их можно отразить следующим образом:

Источники кейсов

Реальная

жизнь

Художественная

литература

Средства

массовой

информаци

и

ции

Анализа

научных

статей

монографий

Статистичес-

кие материалы

материалы

Интернет

Методы кейс-технологии

Метод инцидентов.

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель

метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие –

обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором,

систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть

письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать

как особенно приближенную к практике, где получение информации

составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»).

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той

или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором

документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с

«входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она

подразумевает.

Игровое проектирование.

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет

разрабатывать свой проект.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа:

исследовательский, поисковый, творческий, аналитический,

прогностический.

Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы

творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления

сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

Ситуационно-ролевая игра.

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую

историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем

дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Ролевая игра – способ расширить опыт участников анализа, предъявляя им

неожиданную ситуацию, в которой предлагается принять позицию (роль)

участников и затем выработать способ, который позволит привести эту

ситуацию к достойному завершению.

Отличительная особенность ролевых игр состоит в том, что участнику

выдаётся не только описание ситуации, но и инструкция, в которой

предписано, как вести свою роль, какой характер изображать, какие

интересы отстаивать.

Метод дискуссии.

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с

более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и

межгрупповые дискуссии.

Кейс – стади.

Самый распространённый метод ситуационного анализа – традиционный

анализ конкретных ситуаций – глубокое и детальное исследование

реальной или имитированной ситуации.

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо

описания случая предоставляется и весь объем информации, которым

могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез

проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся

проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты

проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой

предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Кейсы по теме «Давление твердых тел» (7класс)

Работа с кейсами производится в группах по плану:

I. Ознакомьтесь с материалами кейса.

II. Изучите ситуацию, обсудите её, встречаются ли такие ситуации в жизни.

Ш. Ответьте на вопросы после кейса. Для выполнения задания можно

использовать любою информацию из кейса.

Групповая работа

1 группа.

Кейс : Бригадиру тракторной бригады Волкову Сергею Ивановичу был

объявлен выговор за срыв работ по вспашке поля после уборки сахарной

свёклы. Сергей Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в

этой ситуации был виноват тракторист, который неправильно выбрал

агрегат для вспашки и выехал в поле на колёсном тракторе «Беларусь».

Вопросы к кейсу :

- Почему так важен правильный выбор пахотного агрегата?

- Справедливо ли был наказан бригадир Сергей Иванович?

2 группа.

Кейс : В городе сорвались цирковые выступления конной труппы.

Директор цирка обвинил в безответственности организаторов гастролей,

потому что они пропустили в договоре пункт, в котором было указано, что

для выступления лошадей необходим манеж с большим количеством

опилок. По мнению организаторов, конной труппе можно было выступать

и на деревянном манеже, выстеленном мягкой тканью.

Вопросы к кейсу :

- Кто прав: директор цирка или организаторы?

- Чем грозило выступление конной труппы на деревянном полу, покрытом

мягкой тканью?

3 группа.

Кейс . На соревнованиях фигуристов всем парам за технику катания были

выставлены низкие оценки. За плохую подготовку фигуристов к

соревнованиям тренерам было сделано замечание. Тренеры же выступили

с заявлением о том, что в сложившейся ситуации были виноваты

заливщики льда, которые не проследили за температурным режимом. В

результате фигуристам было сложно катать свои программы, так как

коньки утопали во льду.

Вопросы к кейсу :

- Справедливое замечание получили тренеры?

- Могли ли последствия быть более серьёзными?

4 группа

Кейс : Свои выходные Виктор Петров, молодой инженер компьютерной

фирмы, впервые проводил в деревне у родственника – егеря лесхоза

«Шипов лес». Рано утром егерь ушёл в лес, покормить зверей, а Виктор,

проснувшись, решил пробежаться на лыжах, полюбоваться красотами

зимнего пейзажа. Молодой человек из двух пар лыж выбрал новенькие,

длинные и узкие, а на другие, старые и широкие, даже не обратил

внимания. Неприятности начались почти сразу. Снег был глубокий и

рыхлый, идти было очень неудобно. - Какой я всё-таки молодец, догадался

надеть лыжи! – подумал Виктор и повернул обратно.

Вопросы к кейсу :

- Действительно ли «молодец» Виктор Петров?

- Какую важную ошибку допустил молодой человек? Что могло случиться?

Тема «Электризация» (8 класс)

КЕЙС №1

Мастеру

прядильного

цеха

Волохову

Степану

Ивановичу

был

объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху.

По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка

путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он

считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили

за работой станка.

Вопросы к кейсу:

- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной

промышленности

- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?

- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении

влажностного режима более серьёзными?

КЕЙС №2

Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена

тем,

что

несколько

раз

в

день

печатные

(ротационные)

машины

отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению,

снижало

производительность

труда,

повышало

себестоимость

печатной

продукции.

Мастер

цеха

Петров

Иван

Иванович

объяснил,

что

это

необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с

бумаги

и

машины,

для

предотвращения

замятия,

разрыва

бумаги

и

возможности пожара.

Вопросы к кейсу:

- Кто прав? Иван Иванович или комиссия?

-

Как

повысить

производительность

труда

и

себестоимость

печатной продукции?

КЕЙС №3

Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич

не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на

его

бензовозе

цепь

утратила

несколько

звеньев

и

была

недостаточно

длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс,

так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был

остановлен

и

отправлен

на

принудительную

стоянку

за

несоблюдение

правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён

водительских прав сроком на 1 год.

Вопросы к кейсу:

- Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?

- Прав ли был механик автоколонны?

- Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?

КЕЙС №4

Неприятность

в

дороге

произошла

с

водителем-любителем

Смирновой

Ольгой

Ивановной.

Её

автомобиль

не

доехав

немного

до

автозапраки остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда

возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую, симпатичную,

пластиковую канистру с бензином.

- Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила

бензин в бензобак и поехала дальше.

Вопросы к кейсу:

- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна?

-

Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло

случиться?

- Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не

случилась в дороге?

Кейсы по теме «Молекулярно-кинетическая теория строения

вещества» (10 класс)

Кейс №1

1.В

недавнее

время

в

научной

литературе

стали

вновь

появляться

сообщения о странных явлениях у пролетных стрижей и ласточек. То в

одном, то в другом укромном месте обнаруживали большие скопления

оцепеневших птиц. Такие случаи наблюдались, как правило, во время,

осенних или весенних перелетов в холодную, пасмурную погоду. Во время

оцепенения у стрижей температура снижается до 20°С —25°С.

2. В Эстонии в конце августа 1959 г. во время похолодания,

сопровождавшегося сильным ветром и дождем, там погибло множество

ласточек, среди которых 70—80% оказались молодыми деревенскими

ласточками. Данные о гибели птиц поступили тогда из 71 пункта. Всего

было найдено 4500 мертвых ласточек.

3.Колибри - семейство мелких птиц, которое единственное в отряде

колибриобразных. Существует свыше трехсот видов. Температура тела -

неустойчивая. Теплокровными они бывают во время движения, то есть в

течение всего дня, а с наступлением сумерек, птицы спешат сесть на ветку.

При этом температура тела резко снижается до 17°С и колибри впадает в

оцепенение.

Вопросы:

1.Почему впадают в оцепенение или погибают птицы во время

похолодания?

2.Как можно помочь птицам?

Кейс №2

26 января 2009 года о факте массовой гибели птиц от мазута, разлитого в

Анивском заливе, сообщило РИА Новости. На побережье залива

наблюдается огромное количество морских птиц, покрытых мазутной

пленкой. Среди животных - и мертвые особи, и еще живые, находящиеся в

морской воде. Среди них – утки-морянки, гагары, кайры, чаек нет.

Пострадавшими и уже мертвыми птицами покрыто около 3 км побережья.

Добровольцы уносят живые особи в мешках домой, чтобы очистить от

мазута.

В случае загрязнения птиц нефтью зимой в открытом море около 60-70%

погибает и тонет, не добравшись до берега. Еще какая-то часть становится

добычей хищников. Зимой, при минусовых температурах воздуха и воды,

практически 100% птиц, оперение которых испачкано нефтепродуктами,

обречены на смерть.

Статья 252 УК (уголовного кодекса) РФ Загрязнение морской среды

Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо

вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных

средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и

материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо

препятствующих правомерному использованию морской среды, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере

заработной платы или иного дохода осужденного за период до

восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные

должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти

лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на

срок до четырех месяцев.

Вопросы:

1.Почему с точки зрения физики произошла массовая гибель птиц?

2.Не слишком ли суровым вам кажется мера наказания за это

преступление?

Кейс №3

Как известно в 2011 году произошло повышение тарифов на горячее и

холодное водоснабжение примерно на 15%, поэтому возможность снизить

коммунальные платежи стала еще более актуальной. По статистическим

данным, счетчик холодной или горячей воды позволяет сократить расходы

на оплату счетов за воду в 2,5 раза, и это при условии, что вы будете

продолжать тратить воду в привычном объеме.

Такая существенная экономия легко объяснима. Дело в том, что при

выставлении счетов за воду, общая сумма делится равномерно между

всеми жильцами дома. То есть вы платите не только за свои объемы

расхода, но еще и за своих соседей. В связи с чем, мы и рекомендуем

установить счетчик. Такая мера позволит вам контролировать свои расходы

и, соответственно, существенно снизить сумму оплаты коммунальных

услуг.

Принцип действия счетчика очень прост - под напором потока воды

вращается крыльчатка. Число ее оборотов пропорционально объему

протекшей жидкости. Крыльчатка особым образом связана с механическим

счетным механизмом. Этот механизм и производит накопление показаний

расходов.

Вопросы:

1.У некоторых (в основном Российских или Китайских) производителей

можно встретить так называемые "универсальные" модели, то есть

приборы учета холодной и горячей жидкости - это физически один и тот

же прибор. Хорошо это или плохо? (Уточните, для кого)

Кейс №4

Ваш товарищ просит вас помочь выбрать аквариум. В магазине

предлагают самые разные аквариумы: и большие, и маленькие, и круглые,

и прямоугольные, с крышками и без них. Ясно, что при покупке следует

учитывать, что рыбы хорошо живут и размножаются только в таком

аквариуме, где для них созданы условия, сходные с природными.

Вопросы:

1. Какой аквариум лучше выбрать по объему: большой или маленький?

Почему?

2. Какой аквариум вы выберете: прямоугольный или круглый?

3. Нужна ли для аквариума крышка? Стоит ли ее купить или лучше сделать

самому?

Кейс №5

Вы отдали загрязненные вещи в химчистку. И получили, к сожалению,

одежду с неочищенными пятнами. Технологи химчистки в ответ на вашу

претензию выдали заключение: «трудноудалимое и

неудалимоезагрязнение».

Вопросы:

1.Могут ли пятна быть «неудалимыми» или это отговорки нерадивых

работников химчистки?

2.Как надо поступить, чтобы гарантированно очистить одежду от пятен?

Результаты работы.

1.Английская пословица говорит: «Можно привести лошадь к водопою, но

нельзя заставить ее напиться».Самым значимым результатом применения

технологии case-study является то, что учащиеся оказываются в ситуации,

когда знания на уроке приходится добывать самостоятельно,

«вырабатывая» их в ходе в активной исследовательской и творческой

деятельности.65% школьников после урока, проведенного по технологии

case-study, как раз отмечают, что самостоятельность в выработке решений

является для них особенно привлекательной.

2.К сожалению, дети очень часто убеждены в том, что между уроком

физики и их жизнью лежит пропасть. Кейсы же предлагают ситуации из

настоящей действительности, о которых школьники могли увидеть сюжет

по телевидению или прочитать в журнале. 69% учащихся высоко оценили

тот факт, что знания, полученные ими на уроке, помогли решить реальную

жизненную проблему.

3. 95% детей отметили, что на уроке им было комфортно, потому что, страх

совершить ошибку ушел, зато пришли инициатива и творчество.

4. Следует отметить, что решение ситуационных задач развивает

логическое мышление школьников, умение выделять причинно-

следственные связи, делать обоснованные выводы. Эта технология учит

детей видеть проблему в целом, с разных позиций, т.е. дает навыки

системного анализа.

5. Воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке, а

не после него. Технология case-study позволяет формировать активную

гражданскую позицию, экологическую грамотность, человечность и

гуманность ребенка средствами разбора и оценки реальных жизненных

ситуаций.



В раздел образования