Автор: Козяева Татьяна Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Буратино"
Населённый пункт: р.Хакасия, с.Белый яр
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Система работы по гражданско-патриотическому
воспитанию дошкольников»
Разработка воспитателя:
Козяевой Татьяны Фёдоровны
МБДОУ Детский сад «Буратино», с. Белый Яр
2017 год
Дошкольное
детство
–
важнейший
период
становления
личности
человека,
когда
закладываются
основы
гражданских
качеств,
формируются
первые
представления
детей
об
окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми
сторонами жизни ребенка. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из
важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого
общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на
современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без
воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Цель: Формирование любви к родной земле, правильного отношения к обществу, людям труда,
своим обязанностям.
Задачи:
1. Формировать правовое сознание дошкольников.
2.Воспитывать у ребенка любовь, привязанность к своей семье, дому.
3.Воспитывать уважение к людям труда.
4.Развивать у детей стремление к созидательной деятельности.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей
семье, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь к родной стране, к ее
истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»
Д.С.Лихачев
Уже несколько лет с детьми своей группы МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино»
работаем в направлении воспитания чувства патриотизма
и на сегодняшний день имеем
собственный
опыт
методических
приемов
и
эффективных
средств,
позволяющих
решать
задачи, нравственно – патриотического развития и воспитания детей
В группе создана целостная система работы по гражданско-патриотическому воспитанию
дошкольников, в реализации которой принимают участие
родители, дети и воспитатели.
Задачи по патриотическому воспитанию детей в нашей группе реализуются в течение трех лет.
Работа ведется в трех направлениях:
«Мир социальных отношений»
«Гражданство»
«Истоки народной культуры»
Каждое
направление
содержит
несколько
тематических
блоков,
включающих
в
себя
специально организованную познавательную деятельность:
- игровую деятельность детей;
- продуктивную деятельность;
- практические ситуации;
- проектную совместную деятельность детей и взрослых:
Работу по патриотическому воспитанию своих воспитанников начала с реализации первого
направления «Мир социальных отношений» включающего следующие блоки:
1.Блок. «Кто Я? Какой Я?
-
Цель: Сформировать у детей представление о себе как личности, имеющей право на
индивидуальные отличия
-
от других. Реализация цели осуществлялась через следующие формы работы с детьми и
родителями.
Специально организованная образовательная деятельность
Дидактические игры
Проектная деятельность
2.Блок. «Тепло родного очага»
Он позволил дать детям представления о сообществах (семья, дом, родственники, соседи) и
помог понять собственную значимость в сердцах своих родителей.
Проведенные мероприятия в рамках данного блока: «О чем рассказал семейный альбом»,
«Расскажи о членах своей семьи». «Мой день дома»
Продуктивная деятельность: - лепка «Я и моя семья», - выставка «Руками детей, родителей»
Игровая деятельность: сюжетно ролевая игра «Семья»
Проектная деятельность: - организация проектов «Семейные традиции».
Досуг «День именинника»
3. Блок. «Хорошо у нас в саду»
Призван сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный
мир, занять достойное место в системе отношений с окружающим.
Проводились экскурсии по детскому саду и знакомство с трудом его сотрудников;
Беседы: о важности труда людей, работающих в детском саду, «Наша группа», «Наш
участок», «Как мы дежурим».
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Продуктивная деятельность: - рисование «Хорошо у нас в саду!
2.Блок. «Родная страна»
Формирование представлений о своей стране, знакомство детей с символикой государства,
бережного отношения к природе.
Познавательная деятельность: - беседы о столице Родины; рассматривание герба и флага
России, прослушивание гимна России.
Дид. и словесные игры « Кто, где живет?», «Чей флаг?»
Игровая деятельность: «На чем мы можем доехать до Москвы»;
Продуктивная
деятельность:
-
аппликация
«Флаг
России»,
рисование
«Моя
Москва»,
конструирование «Кремль»
Работа
третьего
направления
«Истоки
народной
культуры»
направлена
на
воспитание
уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия. Данное направление
включает два блока:
«Здесь русский дух, тут Русью пахнет»
«Родник родной земли»
Данная система предполагает очень интересные и разнообразные формы работы с детьми.
Опыт работы показал, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при
условии совместной работы родителей. Поэтому работа
спланирована и построена таким
образом, что родители являются равноправными участниками развивающего процесса.
1. Блок. «Здесь русский дух, тут Русью пахнет»
Приобщение детей к русскому народному творчеству. Знакомство с русским бытом, традициям
и праздникам.
Знакомимся с русскими народными сказками, песнями и танцами
Организуем театрально игровую деятельность детей и взрослых.
2.Блок. «Родник родной земли».
Приобщение
детей
к
культуре
хакасского
народа;
разучиваем
с
детьми
пословицы,
поговорки, хакасского народа, хакасские народные игры, с муз. руководителем готовим и
проводим фольклорные праздники.
Работа
на
всех
этапах
предусматривает
большое
количество
наглядного
материала
и
дидактических
пособий,
создание
которых
объединяет
детей
и
взрослых,
развивает
их
творческие способности.
Такой комплексный подход способствует расширению знаний дошкольников о Родной
стране;
развивает
у
детей
чувство
гордости
и
уважения
к
Родине,
её
людям;
дает
положительные результаты в воспитании настоящих патриотов.
С
детьми
участвовали
во
Всероссийской
познавательной
викторины
по
патриотическому
воспитанию «Люблю тебя, моя Россия».
Оформлены альбомы «Моя семья», «Достопримечательности села», «Хакасия – мой край
родной». Неоднократно рассматривали фотографии с изображением родных и близких детей
Изготовили подарки для пап и мам. Одновременно заучивали песни, стихи, посвященные этим
датам. Особое внимание уделяли обогащению знаний о республики, в которой мы живем.