Автор: Соктоева Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №4 "Малыш"
Населённый пункт: с.Петропавловка
Наименование материала: статья
Тема: Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного
возраста
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества,
носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная
деятельность.
Дошкольный
возраст
–
это
период
активного
развития
речи,
а
ведущим
видом
деятельности
в
этом
возрасте
является
игра.
Следовательно,
театрализованная
деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором
наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только
ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания,
памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских,
двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие
ребенка.
Стимулирует
активную
речь
за
счет
расширение
словарного
запаса,
совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка.
Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их
поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.
Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий,
их
развитие
и
причинную
обусловленность.
Театрализованные
игры
способствуют
усвоению
элементов
речевого
общения
(мимика,
жест,
поза,
интонация,
модуляция
голоса).
Знакомство
с
театром
происходит
в
атмосфере
волшебства,
праздничности,
приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.
Именно
в
этом
возрасте
формируется
интерес
к
театрализованным
играм,
складывающийся
в
процессе
просмотра
небольших
кукольных
спектаклей,
которые
показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или
сказок.
Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый
и кукольный театры.
Пальчиковый театр– способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует
пространственные
представления,
развивает
ловкость,
точность,
выразительность,
координацию
движений,
повышает
работоспособность,
тонус
коры
головного
мозга.
Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на
пальчики
фигурки
и
пытаться
рассказать
сказки
(разные,
но
обязательно
по
оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию
речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс
речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и
знания
многих
поколений,
но
и
исследования
физиологов,
которые
доказали,
что
двигательные
импульсы
пальцев
рук
влияют
на
формирование
«речевых»
зон
и
положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук
помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки
взрослого
к
самостоятельной
игровой
деятельности.
Дети
осваивают
разные
виды
настольного
театра:
вязаный
театр,
конусный
театр,
театр
народной
игрушки
и
плоскостных фигур и мягкой игрушки.
Театр
картинок –
этот
вид
театра
способствует
внесению
разнообразия
игры
в
группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их
эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но
если
картинки
показать
двигающими,
действующими,
они
получат
еще
большее
удовольствие.
В
старшем
дошкольном
возрасте
дети
освобождаются
от
комплексов
и
активно
участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми,
позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол
различных систем.
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми
характеристиками
героев,
трудными
для
постановки
мизансценами,
в
них
действуют
наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление
кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.
При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и
актёром,
и
режиссером,
и
сценаристом
своего
спектакля.
Он
придумывает
сюжет,
проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает
богатство
русского
языка,
выразительные
средства
речи,
различные
интонации
персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во
время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт
общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный
запас.
Игра
с
куклами
оказывает
непрямое
и
незаметное
всестороннее
лечебно-
воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в
которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям
возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка
должны
оживить
кукол
и
дать
им
настроение,
характер.
Играя
с
куклами,
ребенок
открывает
свои
затаенные
чувства
не
только
словесно,
но
и
выражением
лица,
жестикуляцией.
С
расширением
кругозора
детей,
сценические
представления
усложняются:
увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей.
По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными
видами.
Вот некоторые примеры.
Театр
на
палочке
-
вырабатывается
ловкость
рук,
умение
управлять
своими
движениями,
концентрировать
внимание
на
одном
виде
деятельности,
соотносить
движения с речью.
Вязаный
театр
–развивает
моторно-двигательную,
зрительную,
слуховую
координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и
активный словарь.
Конусный театр– помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать
движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр –топатушки– помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и
тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения,
игры, счета.
Театр
на
перчатке. Кукла
–
перчатка
способна
оказывать
потрясающее
терапевтическое
воздействие.
На
занятии
ребенок
избавляется
от
мучивших
его
переживаний
или
страха
путем
решения
конфликтной
ситуации
в
игре
с
куклой
–
перчаткой.
Куклотерапия
дает
очень
хорошие
результаты
при
работе
с
детьми
с
нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций,
которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут
успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.
Таким
образом,
театрализованная
деятельность
–
это
не
просто
игра,
а
еще
и
прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также
развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической
основой правильной речи.
Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников
интересной
и
содержательной,
наполняем
ее
яркими
впечатлениями
и
радостью
творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях,
зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Список литературы
1.
Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей
дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.
2.
Гончарова,
О.В.
Театральная
палитра:
Программа
художественно-
эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128
с.
3.
Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] /
Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л. — М.: Просвещение, 1994. – 128с.
4.
Маханева,
М.Д.
Театрализованные
занятия
в
детском
саду:
Пособие
для
работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.