Автор: Болотова Светлана Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ гимназия №30
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа по обществознанию"
Раздел: среднее образование
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса ( индивидуальное обучение)составлена в соответствии со следующими нормативными
документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями от 3 июля
2016 года №306-ФЗ);
Федерального государственного образовательного стандарта ООО
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ гимназии №30
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
организациях, реализующих программы общего образования соответствующего уровня образования
Программа «Обществознание» состоит из 17.5 ч.( из расчета 0.5 в неделю)
Преподавание ведется по учебнику «Обществознание», 8 класс. Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая. Обществознание.
Просвещение, М., 2014 г.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости подержания
гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически
сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для
общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в
контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в
рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и
правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в
доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставле ния, оценки
объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор
знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для
корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этиче ских и правовых норм,
экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
Личность и Общество
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать
на
примерах
взаимосвязь
природы
и
общества,
раскрывать роль природы в жизни человека;
распознавать
на
основе
приведенных
данных
основные
типы
обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к
другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать
экономические,
социальные,
политические,
культурные
явления и процессы общественной жизни;
выполнять
несложные
познавательные
и
практические
задания,
основанные
на
ситуациях
жизнедеятельности
человека
в
разных
сферах
общества;
характеризовать
экологический
кризис
как
глобальную
проблему
наблюдать
и
характеризовать
явления
и
события,
происходящие в различных сферах общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных
явлений и характеризовать основные направления общественного
развития;
осознанно содействовать защите природы.
человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации
на общество и личность;
конкретизировать
примерами
опасность
международного
терроризма.
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной
жизни и поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически
осмысливать
информацию
морально-нравственного
характера,
полученную
из
разнообразных
источников,
систематизировать,
анализировать полученные данные; применять полученную информацию для
определения
собственной
позиции,
для
соотнесения
своего
поведения
и
поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить
примеры
проявления
этих
качеств
из
истории
и
жизни
современного
общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и
особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать
негативные
последствия
наиболее
опасных
форм
отклоняющегося поведения.
использовать
элементы
причинно-следственного
анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие
общества и человека;
оценивать
социальную
значимость
здорового
образа
жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры,
выражать свое мнение о явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
описывать
процессы
создания,
сох ран е н ия ,
трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать
основные
направления
развития
отечественной культуры в современных условиях;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и
проблемах развития культуры из адаптированных источников различного
типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать
собственное отношение к ним;
объяснять
необходимость
непрерывного
образования
в
современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления
своей будущей профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать
особенности
искусства
как
формы
духовной
культуры.
критически
воспринимать
сообщения
и
рекламу
в
СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры,
как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
описывать
социальную
структуру
в
обществах
разного
типа,
характеризовать основные социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать
ведущие
направления
социальной
политики
Российского государства;
выделять
параметры,
определяющие
социальный
статус
личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать
межнациональные
отношения
в
современном
мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные
пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные
раскрывать
понятия
«равенство»
и
«социальная
справедливость» с позиций историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по
актуальным проблемам молодежи;
выполнять
несложные
практические
задания
по
анализу
ситуаций,
связанных
с
различными
способами
разрешения
семейных
конфликтов;
выражать
собственное
отношение
к
различным
способам
разрешения
семейных
конфликтов;
формировать
положительное
отношение
к
необходимости
соблюдать
здоровый
образ
жизни;
корректировать
собственное
поведение
в
соответствии
с
требованиями безопасности жизнедеятельности;
использовать
элементы
причинно-следственного
анализа при характеристике семейных конфликтов;
функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни;
осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий
жизни;
выполнять
несложные
практические
задания
по
анализу
ситуаций,
связанных
с
различными
способами
разрешения
семейных
конфликтов.
Выражать
собственное
отношение
к
различным
способам
разрешения семейных конфликтов.
находить
и
извл екать
социальную
информацию
о
государственной
семейной
политике
из
адаптированных
источников различного типа.
Экономика
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать
основных
участников
экономической
деятельности:
производителей
и
потребителей,
предпринимателей
и
наемных
работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической
деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать
о сновные
экономиче ские
с и с т е м ы ,
экономические
явления
и
процессы,
сравнивать
их;
анализировать
и
систематизировать полученные данные об экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять
роль
государства
в
регулировании
рыночной
экономики; анализировать структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать
социально-экономическую
роль
и
функции
предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества
из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
формулировать
и
аргументировать
собственные
суждения,
анализировать
с
опорой
на
полученные
знания
несложную
экономическую
информацию,
получаемую
из
неадаптированных источников;
выполнять
практические
задания,
основанные
на
ситуациях,
связанных
с
описанием
состояния
российской
экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических
знаний
сложившиеся
практики
и
модели
поведения
потребителя;
р е ш а т ь
с
о п о р о й
н а
п ол у ч е н н ы е
з н а н и я
познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в
экономической сфере деятельности человека;
грамотно
применять
полученные
знания
для
определения экономически рационального поведения и порядка
действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять
свои
потребности
и
возможности,
оптимально
распределять
свои
материальные
и
трудовые
ресурсы, составлять семейный бюджет.
касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на
экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания
при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
оценивать
этические
нормы
трудовой
и
предпринимательской
деятельности;
раскрывать
рациональное
поведение
субъектов
экономической
деятельности;
характеризовать
экономику
семьи;
анализировать
структуру
семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения
участников экономической деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
2. СОДЕРЖАНИ Е УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава I. Личность и общество
Понятие общества, его основные признаки. Основные сферы общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни. Мировое
сообщество.
Природа как основа жизнедеятельности человека и общества. Взаимоотношения природы, общества, человека. Экологические проблемы.
Как защитить среду обитания человека.
Современные подходы к типологии обществ. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Человечество в XXI в.
Основные закономерности развития общества. Закон неравномерности развития народов и наций мира. Социальный прогресс. Реформа и
революция.
Личность. Индивидуальность. Человек. Что оказывает влияние на человеческую личность?
Человек и его потребности. Сущность и иерархия потребностей. Потребности и наша жизнь. Свобода и ответственность. Деятельность
человека и ее основные формы. Мотивы деятельности, ее структура.
Социализация: содержание и стадии процесса. Воспитание и социализация, сходство и различие.Воспитание в семье.
Понятие общения. Виды общения. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения.
Глава II. Сфера духовной культуры
Духовная сфера жизни общества. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России.
Мораль, нравственность. Добро и зло.
Долг и совесть. Что такое долг. Долг общественный и долг моральный. Совесть.
Моральный выбор-это ответственность. Свобода-это ответственность. Моральные знания и практическое проведение личности.
Образование. Приоритетность образования. Непрерывность образования.
Что такое наука? Возрастание роли современной науки.
Религия. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совесть,
свобода вероисповедания.
Глава III. Экономика.
Что такое экономическая наука. Структура экономики. Основные виды ресурсов экономики.
Что такое товар. Свойства товара. Услуги.Что такое деньги. История возникновения денег. Основные функции денег. Виды
денег, инфляция.
Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Предложение как факторы рыночной экономики. Величина предложения. Закон предложения.
Что такое маркетинг. Роль маркетинга в рыночной экономике. Рынок и его типы, признаки разновидности. Условия, необходимые для
существования рынка. Цена и основные ее функции. Рынок, конкуренция, монополия. Конкуренция
производителей и продавцов. Конкуренция покупателей.
Что важно знать предпринимателю. Производство и его сущность. Описание структуры экономики. Экономика и факторы
производства. Поведение в экономической сфере субъектов и объектов (предпринимателя, менеджера, работника.
Предпринимательство. Содержание и функции предпринимательства. Предприниматель: экономический статус, поведение.
Формы предпринимательства. Функции. Малый бизнес и его роль в экономике.
Способы воздействия государства на экономику. Типы экономических систем. Основные экономические функции государства в
современном мире. Налоги, их виды, значение. Налогообложение. Социальная политика государства.
Глава IV. Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальный статус, социальная роль, их взаимосвязь. Социальная группа. Имидж.
Социальная стратификация, ее критерии. Классы как основа стратификации. Социальная дифференциация. Престиж.
Богатство. Образ жизни, критерии богатства. Источники доходов. Уровень жизни.
Бедность как экономическое, социальное и культурное явление. Порог бедности, нищета. Прожиточный минимум.
Этнос: понятия и признаки. Факторы, влияющие на образование этносов, их роль в развитии общества. Племена, народности,
нации.
Межнациональные отношения и их сущность. Формирование многонациональных государств. Этнические конфликты. Этноцентризм.
Толерантность.
Понятие конфликта. Сущность, типы и причины конфликтов. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
Понятие семьи. Жизненный цикл семьи. Стадии роста семьи. Нуклеарная семья. Мотивы и повод к разводу.
В
соответствии
с
Федеральным
законом
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
элементом
системы
образования
выступают
образовательные
программы
различного
вида,
уровня
и
(или)
направленности.
Образовательные
программы
определяют
содержание
образования,
которое
должно
содействовать
взаимопониманию
и
сотрудничеству
между
людьми,
народами
независимо
от
расовой,
национальной,
этнической,
религиозной
и
социальной
принадлежности,
учитывать
разнообразие
мировоззренческих
подходов,
способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого
человека,
формирование
и
развитие
его
личности
в
соответствии
с
принятыми
в
семье
и
обществе
духовно-нравственными
и
социокультурными ценностями.
Формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в рамках реализации образовательных программ является комплексной
задачей, основанной на требованиях федерального закона и образовательных стандартов различного уровня образования.Учебный предмет
«Обществознание» в рамках образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования
обеспечивает
формирование
у
обучающихся
личностных
представлений
об
основах
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания,
навыков
определения
собственной
активной
позиции
в
общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, а также - основ правосознания для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством
Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами.
3.Тематический план
№
Тема раздела
Количество
часов
п/п
по рабочей программе
1
Раздел I. Личность и общество.
4
2
Раздел II. Сфера духовной жизни
3.5
3
Раздел III. Экономика
6,5
4
Раздел IV. Социальная сфера
3,5
Итого:
17,5
Тема
урока
Кол-во часов
Тип
урока
/форма
проведени
я
Планируемые результаты
Форма
организации
УПД
Система
контроля
Дата
предметные
метапредметные
личностные
п.
ф.
Раздел I. Личность и общество.
Быть
личность.
Что
такое
1
Урок-
изучение
нового
материала,
закрепления
Учащиеся
смогут
объяснить
смысл
понятий:
Знать признаки
индивидуальности,
индивида и личности,
типы мировоззрения,
этапы социализации
Уметь высказывать
свое мнение,
работать с текстом
учебника, отвечать
на поставленные
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я
§1 прочитать,
повторить
з а п и с и
в
тетради.
Сферы
обществен
ной жизни.
0,5
Урок-
изучение
нового
материала, и
обобщения
Учащиеся
смогут дать
определения
основным
понятиям
Научатся
определять
влияние
человека
на
природу,
экологические
проблемы
Учащиеся должны
знать какую роль в
жизни общества и
отдельного человека
играет природа.
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§2 прочитать,
Выучить
з а п и с и
в
тетради.
Общество
как
форма
жизнедеят
ельности
людей. *
0,5
Урок-
изучение
нового
материала,
закрепления
и обобщения
Учащиеся
смогут
объяснять
понятия:
общество,
государство,
страна,
мировое
сообщество.
Называть
сферы
общественной
жизни и давать
краткую
характеристику
.
Знать сущность
общечеловеческих
ценностей, сферы
жизнедеятельности
общества и
государства, роль
социальных норм в
жизни общества.
Уметь описывать
основные социальные
объекты, выделяя их
существенные
признаки, работать с
текстом учебника, с
презентацией,
выделять главное,
заниматься проектной
деятельностью
Уметь анализировать
проблемную
ситуацию.бщество
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§3 прочитать,
подготовить
сообщение.
Типы
общества.
0,5
Урок-
изучение
нового
материала,
практикум,
Учащиеся
смогут
объяснить
смысл
понятий:
З н а т ь
с у т ь
эволюционного
развития
общества,
закономерности
общественных
Указывать
характерные
черты
доиндустриального,
индустриального
и
постиндустриальног
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§4 прочитать,
ответить
н а
вопросы.
Социальн
ый
прогресс. *
0.5
Урок-
изучение
нового
материала,
практикум,
Учащиеся
смогут
объяснить
смысл
понятий:
Смогут
р аз лич ат ь
п о н и м а н и е
с л о в
человек,
индивидуальность,
личность;
Учащиеся
должны
уметь
вести
диалог
н а
о с н о в е
равноправных
отношений
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§5
прочитать,пов
торить записи
в тетради.
Развитие
общества.
Личность
и
с о ц
сфера
1
Повторитель
но-
обобщающи
й урок
Учащиеся
смогут
объяснить
смысл
понятий:
З н а т ь
в л и я н и е
современного
о б щ е с т в а
н а
индивида.
Уметь
с р а в н и ват ь
Учащиеся
должны
сохранять
м о т и в а ц и ю
к
учебной
деятельности,
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
В о п р о с ы
к
главе.
Раздел II. Сфера духовной жизни
Сфера
духовной
жизни
0.5
Урок-
изучение
нового
материала,
практикум,
Учащиеся
смогут
рассказать
о
духовной
сфере
жизни
Знать сущность
понятия «культура»,
взгляды древних
ученых о духовной
сфере.
Уметь
высказывать
с в о е
м н е н и е ,
работать
с
текстом
учебника,
отвечать
на поставленные
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§6 прочитать,
в о п р о с ы
к
параграфу
Мораль
0.5
Урок-
изучение
нового
материала,
практикум,
Учащиеся
смогут
рассказать что
такое мораль,
зачем она
Уметь сравнивать
мораль и
нравственность
решать
познавательные и
Учащиеся должны
уметь вести диалог
на основе
равноправных
отношений
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§7 прочитать,
ответить
н а
вопросы
параграфа
Д о л г
и
совесть.
0.5
Комбиниров
анный урок
Учащиеся
смогут
рассказать что
такое долг.
Объективные
Знать сущность
понятий долг и
совесть, их роль в
жизни человека.
Учащиеся должны
уметь вести диалог
на основе
равноправных
отношений
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§8
прочитать,
ответить
н а
вопросы.
Моральны
й выбор –
это
ответствен
ность.
0.5
Урок-
изучение
нового
материала
Учащиеся
смогут
рассказать о
выборе
поведения
человека и
животного.
Свобода
выбора. Что
такое
моральный
выбор.
Взаимосвязь
свободы и
ответственност
и. Гарантии
выполнения
моральных
норм
Знать факторы,
определяющие выбор
человека и
животного,
взаимосвязь свободы
и ответственности
Объяснять
взаимосвязи
изученных
социальных объектов
Умение сравнивать,
обобщать,
прогнозировать,
рассуждать,
участвовать в
дискуссии,
высказывать и
отстаивать свое
мнение
Уметь высказывать
свое мнение,
работать с текстом
учебника, отвечать
на поставленные
вопросы, давать
определение
понятий, ис-
пользовать
изученный материал
для решения
познавательных
социальных задач
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§9 прочитать.
Образован
ие. *
0.5
Урок-
изучение
нового
материала.
Учащиеся
смогут
рассказать, что
такое
образование.
Возрастание
значимости
образования в
информационн
ом обществе.
Связь
конкурентоспо
собности
страны и
образования.
Основные
элементы
образовательно
й системы РФ.
З н а т ь
с у щ н о с т ь
структуры
и
роль
о б р а з о в а н и я
в
современном
обществе,
элементы
образовательной
системы РФ
Использовать
приобретенные
з н а н и я
д л я
первичного
сбора
и
анализа
информации
Умение
сравнивать,
обобщать,
прогнозировать,
рассуждать
Учащиеся должны
уметь вести диалог
на основе
равноправных
отношений
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§ 1 0
прочитать,
подготовить
сообщение.
Наука в
современн
ом
обществе.
0.5
Урок-
изучение
нового
материала,
практикум,
закрепления
и обобщения
Учащиеся
смогут
рассказать о
науке как об
особой системе
знаний.
Отличительные
черты науки
как системы
государственн
ых и
общественных
организаций,
вырабатывающ
их, хранящих и
распространяю
щих научные
знания. Роль
науки в
современном
обществе.
Знать отличительные
ч е р т ы
н ау к и ,
е е
возрастающую
роль
в жизни общества.
Объяснять
взаимосвязи
изученных
социальных объектов
Умение
сравнивать,
обобщать,
прогнозировать,
рассуждать,
у ч а с т в о в а т ь
в
дискуссии,
решать
проблемные
Уметь анализировать
проблемную
ситуацию.
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§11
прочитать,
в о п р о с ы
к
параграфу
Религия
как одна из
форм
культуры.
0.5
Урок-
изучение
нового
материала,
практикум,
закрепления
и обобщения
Учащиеся
смогут
рассказать
что
такое
религия.
Характерные
черты
религиозной
в е р ы .
Р о л ь
р е л и г и и
в
жизни
общества.
Основные
виды
религиозных
организаций.
Сущность
принципа
свободы
совести
З н а т ь
с у щ н о с т ь
религиозных
п р е д с т а в л е н и й
о
мире
и
обще стве,
характерные
черты
религиозной веры.
Уметь
работать
с
текстом
учебника,
схемой,
задавать
и
отвечать на вопросы,
у ч а с т в о в а т ь
в
дискуссии
Уметь высказывать
свое мнение,
работать с текстом
учебника, отвечать
на поставленные
вопросы, давать
определение
понятий, ис-
пользовать
изученный материал
для решения
познавательных
социальных задач
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§12
прочитать,
подготовить
сообщение.
Раздел III. Экономика
Экономика
и ее роль в
жизни
общества.
*
0.5
Урок-
изучение
нового
материала
Учащиеся
смогут
рассказать о
потребности и
ресурсах.
Проблемах
ограниченност
и ресурсов.
Свободные и
экономические
блага.
Экономически
й выбор.
Альтернативна
я стоимость
Знать главные
вопросы экономики,
сущность экономики
как науки.
Использовать
приобретенные
знания для
полноценного
выполнения
типичных для
подростка
социальных ролей
Умение работать с
текстом учебника,
схемой, задавать и
отвечать на вопросы,
участвовать в
дискуссии
Учащиеся должны
уметь вести диалог
на основе
равноправных
отношений
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§ 1 7
прочитать,
ответить
н а
вопросы.
Главные
вопросы
экономики
. *
0.5
Урок-
изучение
нового
материала,
обобщения
Учащиеся
смогут
рассказать о
главных
вопросах
экономики: что
производить,
как
производить,
для кого
производить.
Экономическая
система и ее
функции. Типы
экономических
систем:
традиционная,
командная,
рыночная.
Смешанная
экономика.
З н а т ь
с у щ н о с т ь
экономической
эффективности
о б щ е с т в а ,
т и п ы
экономических
систем
Уметь
сравнивать,
обобщать,
прогнозировать,
рассуждать.
Умение
работать
с
текстом
учебника,
схемой,
задавать
и
отвечать
н а
в о п р о с ы ,
у ч а с т в о в а т ь
в
дискуссии
Уметь высказывать
свое мнение,
работать с текстом
учебника, отвечать
на поставленные
вопросы, давать
определение
понятий, ис-
пользовать
изученный материал
для решения
познавательных
социальных задач
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§ 1 8
прочитать зад.
в раб тетради.
Собственн
ость.
0.5
Урок-
изучение
нового
материала,
обобщения
Учащиеся
смогут
рассказать о
имущественны
х отношениях.
Сущность
понятия
собственности
как
экономической
и юридической
категории.
Формы
собственности:
частная,
коллективная,
общественная,
муниципальная
,
государственна
я. Защита
права
собственности
З н а т ь
с у щ н о с т ь
имущественных
о т н о ш е н и й
в
о б щ е с т в е ,
т и п ы
формы
собственности,
с п о с о б ы
з а щ и т ы
права собственности
Использовать
приобретенные
знания
для
общей
о р и е н т а ц и и
в
актуальных
общественных
с о б ы т и я х
и
процессах
Умение
работать
с
текстом
учебника,
схемой,
задавать
и
отвечать
н а
в о п р о с ы ,
у ч а с т в о в а т ь
в
дискуссии
Учащиеся должны
уметь вести диалог
на основе
равноправных
отношений
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§19
прочитать,
в о п р о с ы
к
параграфу,
викторина
Рыночная
экономика.
*
0.5
Комбиниров
анный урок
Учащиеся
смогут
рассказать о
рынке и
условиях его
функционирова
ния. Спрос и
предложение
на рынке.
Рыночное
равновесие.
Механизм
установления
рыночной
цены. Принцип
«невидимой
руки» рынка.
Основные
функции цен
З н ат ь ,
ч то
т а ко е
р ы н о к ,
у с л о в и я
успешного
функционирования
рыночной экономики.
Объяснять
взаимосвязи
изученных
экономических
о бъ е кто в
Ум е н и е
анализировать,
обобщать,
работать
со
схемой,
отвечать
н а
п р о б л е м н ы е
вопросы
Уметь анализировать
проблемную
ситуацию.
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§20
прочитать,
подготовить
сообщение.
Производс
т в о
–
основа
экономики
. *
0.5
Комбиниров
анный урок
Учащиеся
смогут
рассказать о
роли
производства в
З н а т ь
о с н о в ы
производства,
источники
экономических благ
Решать
Уметь высказывать
свое мнение,
работать с текстом
учебника, отвечать
на поставленные
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§21
прочитать,
подготовить
сообщение.
Предприни
мательская
деятельнос
ть. *
0.5
Урок-
изучение
нового
материала
Учащиеся
смогут
рассказать о
экономическом
содержании и
З н а т ь
о с н о в ы
и
сущность
предпринимательско
й деятельности.
Использовать
Учащиеся должны
уметь вести диалог
на основе
равноправных
отношений
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§22
прочитать,
подготовить
сообщение.
Роль
государств
а
в
экономике.
0.5
Комбиниров
анный урок
Учащиеся
смогут
рассказать о
экономической
роли
З н а т ь
р о л ь
г о с у д а р с т в а
в
экономике
страны,
способы
влияния
на
экономику.
Уметь анализировать
проблемную
ситуацию.
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§23
прочитать,
подготовить
сообщение,
заполнить
Распределе
ние
доходов.
0.5
Урок-
изучение
нового
материала
Учащиеся
смогут
рассказать о
доходах
граждан и
З н а т ь
о с н о в н ы е
принципы
распределения
доходов
в
обществе,
экономические
меры
Уметь высказывать
свое мнение,
работать с текстом
учебника, отвечать
на поставленные
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§24
прочитать,
подготовить
сообщение.
Потреблен
ие.
0.5
Комбиниров
анный урок
Учащиеся
смогут
рассказать о
факторах,
влияющих на
З н а т ь
с т р у к т у р у
расходов
п о т р е б и т е л е й
и
факторы
влияния
на
структуру расходов.
Учащиеся должны
уметь вести диалог
на основе
равноправных
отношений
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§25
прочитать,
подготовить
презентацию.
Инфляция
и семейная
экономика.
0.5
Урок-
изучение
нового
материала
Учащиеся
смогут
рассказать о
влиянии
инфляции на
З н а т ь
с у щ н о с т ь
и н ф л я ц и и
и
е е
влияние
на
жизнь
общества.
Объяснять
Уметь анализировать
проблемную
ситуацию.
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§26прочитать,
подготовить
проект.
Безработи
ц а ,
е е
причины и
последств
ия.
0.5
Комбиниров
анный урок
Учащиеся
смогут
рассказать о
безработице -
спутнике
Знать виды, причины
и
п о с л е д с т в и я
безработицы
Уметь
сравнивать,
обобщать,
Учащиеся должны
уметь вести диалог
на основе
равноправных
отношений
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§27
прочитать,
ответить
н а
вопросы
параграфа.
Мировое
хозяйство
и
междунаро
дная
0.5
Урок-
изучение
нового
материала
Учащиеся
смогут
рассказать о
мировом
хозяйстве.
З н а т ь
о с н о в ы
мирового хозяйства и
международной
торговли
Объяснять
Уметь высказывать
свое мнение,
работать с текстом
учебника, отвечать
на поставленные
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§28
прочитать,
задания в раб.
Тетради.
Урок
обобщения
0.5
Повторитель
но-
обобщающи
й урок
Учащиеся
смогут
рассказать о
становлении
рыночного
З н а т ь
о с н о в ы
экономической
деятельности
человека
Решать
Учащиеся должны
сохранять
мотивацию к
учебной
деятельности,
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
В о п р о с ы
к
главе.
Раздел IV. Социальная сфера
Социальна
я
структура
общества*
0.5
Урок-
изучение
нового
материала,
практикум,
закрепления
и обобщения
Учащиеся
смогут
рассказать
о
социальной
структуре
общества.
Социальная
мобильность:
горизонтальная
и вертикальная.
Многообразие
социальных
групп.
Знать
социальную
структуру,
социальные группы и
причины социальных
конфликтов.
Объяснять
взаимосвязи
изученных
социальных объектов
Умение
сравнивать,
обобщать,
прогнозировать,
рассуждать
Учащиеся
должны
уметь
вести
диалог
н а
о с н о в е
равноправных
отношений
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§13
прочитать.
Социальн
ые статусы
и роли*
0.5
Урок-
изучение
нового
материала,
практикум,
Учащиеся
смогут
рассказать
о
социальной
позиции
З н а т ь
с у щ н о с т ь
социального
статуса
человека,
особенности
социального
статуса
Уметь высказывать
свое мнение,
работать с текстом
учебника, отвечать
на поставленные
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§14
прочитать,
выполнить
з а д а н и я
в
тетради.
Социальн
ый
конфликт
05
комбинирова
нный
Знать понятие и виды
социального
конфликта
Уметь разрешать
социальные
конфликты
Фронтальная
индивидуальна
я
Записи в тет
Нации и
межнацио
нальные
отношения
.
0.5
Урок-
изучение
нового
материала,
практикум,
Учащиеся
смогут
рассказать
о
Нации.
Соотношение
З н а т ь
с у щ н о с т ь
межнациональных
о т н о ш е н и й ,
и х
сложности
Ум е т ь
о б ъ я с н я т ь
Уметь анализировать
проблемную
ситуацию.
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§15
прочитать,
в о п р о с ы
к
параграфу.
Отклоняю
щееся
поведение.
0.5
Урок-
практикум,
закрепления
и обобщения
Учащиеся
смогут
рассказать о
разновидности
отклоняющегося
Знать сущность и
причины
отклоняющегося
поведения, факторы,
влияющие на
Уметь высказывать
свое мнение,
работать с текстом
учебника, отвечать
на поставленные
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
§16
прочитать,
в о п р о с ы
к
параграфу.
Повторени
епо
разделу.
0.5
Повторитель
но-
обобщающи
й урок
Учащиеся
смогут
рассказать о
социальной
структуре
Знать основы
социальной жизни
общества.
Уметь объяснять
взаимосвязи
Учащиеся должны
сохранять
мотивацию к
учебной
деятельности,
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
В о п р о с ы
к
главе.
Повторени
е по курсу.
0.5
Повторитель
но-
обобщающи
й урок
Учащиеся
смогут
рассказать о
личности и
обществе.
З н а т ь
о с н о в н ы е
т е о р е т и ч е с к и е
и
практические
знания
по курсу
Уметь
работать
с
Учащиеся сделают
выводы о важности и
значении изучения
курса
«обществознания»
Фронтальная,
групповая,
индивидуальна
я.
Повторить
з а п и с и
в
тетради.