Автор: Шлейн Мариетта Юрьевна
Должность: тренер– преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО " Детско– юношеская спортивная школа"
Населённый пункт: города Тулуна
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности подготовки юных бегунов на выносливость
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка:
Тема : Особенности подготовки юных бегунов на выносливость
Подготовила: Шлейн М. Ю
Известно, что бег- одно из наиболее эффективных средств укрепления здоровья и
повышения уровня физической подготовленности, так как он оказывает благоприятное
воздействие на сердечно -сосудистую систему и другие органы человека. В частности,
оздоровительный бег завоевал огромную популярность во многих странах мира благодаря
своей общедоступности, а так же возможности заниматься круглый год. И хотя бег даже в
чистом виде весьма полезен для здоровья и благоприятно сказывается на повышение
выносливости человека. В группах бегунов использовавших помимо чисто беговых
тренировок в виде равномерного, кроссового, переменного и интервального бега и другие
средства повышения уровня общей выносливости, в частности езду на велосипеде, ходьбу
на лыжах классическим способом ,спортивные игры, плавание, наблюдались
закономерный рост и стабильность спортивных результатов в беге на средние и длинные
дистанции. Разнообразные нагрузки применяемые молодыми бегунами от 17 до 25 лет.
Способствовали их более гармоничному развитию и созданию достаточно высокого
уровня обшей физической подготовленности, среди средств беговой тренировки,
применяемых молодыми бегунами в восстановительном периоде, следует особо отметить
фартлек или игру скоростей то есть бег с переменной скоростью на отрезках
произвольной длины который проводится ( в лесу, в поле, на берегу реки). Применяя
фартлек, бегуны на довольно короткий период времени вновь добивались определённого
прогресса , а главное восстанавливались психологически. Фартлек как вид бега
применяется для развития общей выносливости и может охватывать различные уровни
аэробной тренировки с различными величинами частоты сердечных сокращений. В тоже
время ускорения, характерные для бегуна , способствуют развитию анаэробных
процессов. Наиболее эффективна продолжительность фартлека от 30 мин до 2 ч, а
интенсивность бегав зависит от скорости и длины и длины ускорений которая может
колебаться от 100м до 2-3 км. При этом бегун никогда жёстко не планирует ни длину ни
интенсивность этих ускорений, ни время отдыха, носящего характер мало-интенсивного
бега. Бегун всегда может варьировать скорость бега по своему самочувствию. При этом
величина ЧСС колеблется от 130-190уд.мин, а иногда доходит до 200-220 уд/ мин. В
фартлеке бегун часть ускорений может заменять специальными беговыми или
прыжковыми упражнениями для развития силовой выносливости. Бегунам для
тренировок следует выбирать маршруты, где мягкий земляной грунт чередуется с
асфальтом. 1. Какие цели должен преследовать тренер работая с юными бегунами.
Следует помнить, что занятия бегом должны приносить пользу юным спортсменам, а не
прославлять тренеров. Тренер работающий с юными бегунами должен преследовать
следующие цели: 1 Создать условия для занятий бегом с увлечением; укреплять
дружеские взаимоотношения между учениками группы. 2. Формировать хорошие
здоровые привычки у своих воспитанников во время занятий бегом. 3. Создать
возможность для занимающихся в группе учеников участвовать во многих соревнованиях
по бегу.4. Дать юным бегунам такую беговую подготовку, которая гарантировала бы им
дальнейшее совершенствование спортивного мастерства в юниорском возрасте . 5.
Прививать юным бегунам необходимые гигиенические навыки в ходе занятий бегом. Все
цели указанные должны достигаться с помощью : а) определённых видов тренировок. Для
этого возраста исходя из уровня физического развития. б) тренировок проводимых
специалистами с высшим или средним образованием. в) предоставления возможности
каждому мальчике или девочке потренироваться или поучаствовать в соревнованиях. г)
контроля за спортивны ростом юных бегунов оказание особо одарённым материальной
поддержки. Только в этом случаи в дальнейшем можно ожидать высоких спортивных
результатов. 2 В каком возрасте юные бегуны должны приступать к регулярным
тренировкам. Подростки 12-14 лет могут начинать регулярную тренировку с пользой для
себя при условии, что они делают это добросовестно, основываясь на постоянном
интересе и энтузиазме. 3.Сколько должен тренироваться бегун в юношеском возрасте.
Некоторые специалисты которые наблюдают тренировку подростков пробегающих
ежедневно 10-20км обычно с большим опасением относятся к такой нагрузке. В результате
чего возникают вопросы, " Не приводит ли столь длительный бег к задержке физического
развития подростка или девушки? Не скажется ли отрицательно такая нагрузка на работе
сердца. Существует обязательное требование по которому каждый занимающийся в
группе бега должен пройти медицинское обследование. Заключение врача- это гарантия
для тренера . что данная тренировка не приносит вреда здоровью подростка. Часть
специалистов считают что юные бегуны которые показывали высокие результаты в этом
возрасте в дальнейшем не прогрессируют. Один из важнейших факторов роста бегунов в
юношеском возрасте- время их физиологического созревания. Подростки 13-14 лет могут
тренироваться 3-4 раза в неделю, а юноши 15-17 лет 4-5 раз включая зарядку 3-8 км.
Специализация в раннем возрасте может помешать юному бегуну пробовать свои силы на
других дистанциях. А это может привести к тому что спортсмен не раскроет своих
потенциальных возможностей как бегун универсал. Универсальный бегун- это спортсмен
показывающий высокие результаты на двух и более дистанциях. Следовательно
тренировка юного бегуна в основном должна быть направлена на универсализацию, а
позднее уже во взрослом спорте на специализацию, т.е на основной дистанции. 4. Как
тренер должен подходить к набору и отбору в группу юных бегунов на выносливость.
Далеко не последнюю роль в занятиях бегом играют и сами спортсмены так как они могут
самостоятельно выбрать для себя ту или иную дистанцию на которой хотят
совершенствовать своё спортивное мастерство. И всё же при наборе юных бегунов в
группу решающее слово остаётся за тренером, так как его рекомендации основываются
на соответствующих знаниях и практическом опыте. В первую очередь обращать
внимание на состояние здоровья юного бегуна. Важно что не было никаких серьёзных
отклонений в сердечно- сосудистой системе. болезней печени, плоскостопия. Юный бегун
должен оценен как личность сего желаниями и потребностями. с помощью грамотно
построенной системы тренировок наставники могут помочь достичь отличных
результатов и менее талантливым юным бегунам на выносливость. Многие тренеры
считают что работать над развитием скорости бегуна надо в основном когда спортсмен
достиг 18 лет или станет юниором. Другими словами тренеры недооценивают природную
скорость юного бегуна и как правильно мало работают над ней. Наилучшая дистанция
проверки качества скорости бегуна это дистанция 200м кроме природной быстроты
необходимо учитывать и то, как бегун переносит нагрузку на выносливость. Поэтому
учёные рекомендуют бег со скоростью равной 60% от максимальной скорости бега на
30м сходу. Необходимо заметить что с определением уровня выносливости не следует
торопиться, здесь требуется длительное наблюдение. Тренировка в большинстве случаев
должна быть соразмерна физическим и психологическим силам юных бегунов на
выносливость. Иными словами тренировка должна быть не слишком лёгкой и не слишком
тяжёлой. Если тренировочные занятия изо дня в день будут напряженные воспитанники
могут потерять интерес к подобным занятиям так как они будут постоянно испытывать
чувство утомления. Которое приводит к плохому самочувствию юных бегунов. Когда
бегун обладает средними возможностями, да ещё и не проявляет старания на тренировках.
Тут пожалуй всё ясно. А если подросток или девочка буквально вон из кожи лезут, но у
них ничего не получается? Как поступить с ними. Как быть тренеру? Десятки раз
проверь всё ли ты делаешь правильно. чтобы помочь бегунам быть квалифицированными.
К тому же нельзя не учитывать тот факт- что юный бегун на выносливость придя на
занятия к тренеру уже умеет бегать. Другими словами, тренер по бегу своих юных
воспитанников не обучает технике бега, а сразу же приступает к совершенствованию их
технического мастерства. Сам собою напрашивается вопрос " А как юные бегуны на
выносливость научились бегать?" ребёнок учится бегать методом проб и ошибок,
поскольку в этом возрасте он ещё не в состоянии понять законы которым подчиняются
движения человека. Он овладевает техникой бега наблюдая за взрослыми или детьми и
пытаясь подрожать им. Как известно дети обычно обладают необыкновенной мягкостью
бега. Они бегают свободно с полным расслаблением и большой частотой бегового шага .
Как правило когда дети становятся подростками или юношами. Они в большинстве
случаев теряют природную естественность и свободу движений, снижается у них так же
частота бегового шага и увеличивается длина . На практике тренировочную или
соревновательную скорость юноши и девушки в беге на выносливость поддерживают 3
способами: 1. За счёт частоты бегового шага при относительном сохранении его длины. 2.
За счёт длины бегового шага при относительной стабилизации его частоты. 3. за счёт
обоих показателей 9 длины и частоты). Закономерен вопрос: " С чем это связано? ". В
основном с индивидуальными особенностями ( ростом, весом, центральной нервной
системой ) того или иного юного бегуна, а также с тем, какой показатель бегового шага
( длину или частоту). Тренер считает ведущим в поддержании соревновательной скорости
на дистанции. Следует отметить что у тренеров специалистов по бегу на выносливость и
учёных до сего дня нет единого мнения о том за счёт какого показателя частоты или длины
бегового шага спортсмены показывают высокие или рекордные результаты. Характерными
чертами высокоэкономичной и рациональной техники бега является: широкий шаг,
достаточно высокий подъём бёдер законченное отталкивание корпус держится ровно ( с
лёгким наклоном вперёд, широкое и активное сведение и разведение бёдер, активная
работа согнутыми в локтях руками, голова держится прямо. В заключении скажу, что у
многих тренеров- специалистов по бегу на выносливость, которые работают с юными
бегунами существует однобокая ориентация на приоритет функциональной подготовки
спортсмена.