Напоминание

Особенности подготовки юных бегунов на выносливость


Автор: Шлейн Мариетта Юрьевна
Должность: тренер– преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО " Детско– юношеская спортивная школа"
Населённый пункт: города Тулуна
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности подготовки юных бегунов на выносливость
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка:

Тема : Особенности подготовки юных бегунов на выносливость

Подготовила: Шлейн М. Ю

Известно, что бег- одно из наиболее эффективных средств укрепления здоровья и

повышения уровня физической подготовленности, так как он оказывает благоприятное

воздействие на сердечно -сосудистую систему и другие органы человека. В частности,

оздоровительный бег завоевал огромную популярность во многих странах мира благодаря

своей общедоступности, а так же возможности заниматься круглый год. И хотя бег даже в

чистом виде весьма полезен для здоровья и благоприятно сказывается на повышение

выносливости человека. В группах бегунов использовавших помимо чисто беговых

тренировок в виде равномерного, кроссового, переменного и интервального бега и другие

средства повышения уровня общей выносливости, в частности езду на велосипеде, ходьбу

на лыжах классическим способом ,спортивные игры, плавание, наблюдались

закономерный рост и стабильность спортивных результатов в беге на средние и длинные

дистанции. Разнообразные нагрузки применяемые молодыми бегунами от 17 до 25 лет.

Способствовали их более гармоничному развитию и созданию достаточно высокого

уровня обшей физической подготовленности, среди средств беговой тренировки,

применяемых молодыми бегунами в восстановительном периоде, следует особо отметить

фартлек или игру скоростей то есть бег с переменной скоростью на отрезках

произвольной длины который проводится ( в лесу, в поле, на берегу реки). Применяя

фартлек, бегуны на довольно короткий период времени вновь добивались определённого

прогресса , а главное восстанавливались психологически. Фартлек как вид бега

применяется для развития общей выносливости и может охватывать различные уровни

аэробной тренировки с различными величинами частоты сердечных сокращений. В тоже

время ускорения, характерные для бегуна , способствуют развитию анаэробных

процессов. Наиболее эффективна продолжительность фартлека от 30 мин до 2 ч, а

интенсивность бегав зависит от скорости и длины и длины ускорений которая может

колебаться от 100м до 2-3 км. При этом бегун никогда жёстко не планирует ни длину ни

интенсивность этих ускорений, ни время отдыха, носящего характер мало-интенсивного

бега. Бегун всегда может варьировать скорость бега по своему самочувствию. При этом

величина ЧСС колеблется от 130-190уд.мин, а иногда доходит до 200-220 уд/ мин. В

фартлеке бегун часть ускорений может заменять специальными беговыми или

прыжковыми упражнениями для развития силовой выносливости. Бегунам для

тренировок следует выбирать маршруты, где мягкий земляной грунт чередуется с

асфальтом. 1. Какие цели должен преследовать тренер работая с юными бегунами.

Следует помнить, что занятия бегом должны приносить пользу юным спортсменам, а не

прославлять тренеров. Тренер работающий с юными бегунами должен преследовать

следующие цели: 1 Создать условия для занятий бегом с увлечением; укреплять

дружеские взаимоотношения между учениками группы. 2. Формировать хорошие

здоровые привычки у своих воспитанников во время занятий бегом. 3. Создать

возможность для занимающихся в группе учеников участвовать во многих соревнованиях

по бегу.4. Дать юным бегунам такую беговую подготовку, которая гарантировала бы им

дальнейшее совершенствование спортивного мастерства в юниорском возрасте . 5.

Прививать юным бегунам необходимые гигиенические навыки в ходе занятий бегом. Все

цели указанные должны достигаться с помощью : а) определённых видов тренировок. Для

этого возраста исходя из уровня физического развития. б) тренировок проводимых

специалистами с высшим или средним образованием. в) предоставления возможности

каждому мальчике или девочке потренироваться или поучаствовать в соревнованиях. г)

контроля за спортивны ростом юных бегунов оказание особо одарённым материальной

поддержки. Только в этом случаи в дальнейшем можно ожидать высоких спортивных

результатов. 2 В каком возрасте юные бегуны должны приступать к регулярным

тренировкам. Подростки 12-14 лет могут начинать регулярную тренировку с пользой для

себя при условии, что они делают это добросовестно, основываясь на постоянном

интересе и энтузиазме. 3.Сколько должен тренироваться бегун в юношеском возрасте.

Некоторые специалисты которые наблюдают тренировку подростков пробегающих

ежедневно 10-20км обычно с большим опасением относятся к такой нагрузке. В результате

чего возникают вопросы, " Не приводит ли столь длительный бег к задержке физического

развития подростка или девушки? Не скажется ли отрицательно такая нагрузка на работе

сердца. Существует обязательное требование по которому каждый занимающийся в

группе бега должен пройти медицинское обследование. Заключение врача- это гарантия

для тренера . что данная тренировка не приносит вреда здоровью подростка. Часть

специалистов считают что юные бегуны которые показывали высокие результаты в этом

возрасте в дальнейшем не прогрессируют. Один из важнейших факторов роста бегунов в

юношеском возрасте- время их физиологического созревания. Подростки 13-14 лет могут

тренироваться 3-4 раза в неделю, а юноши 15-17 лет 4-5 раз включая зарядку 3-8 км.

Специализация в раннем возрасте может помешать юному бегуну пробовать свои силы на

других дистанциях. А это может привести к тому что спортсмен не раскроет своих

потенциальных возможностей как бегун универсал. Универсальный бегун- это спортсмен

показывающий высокие результаты на двух и более дистанциях. Следовательно

тренировка юного бегуна в основном должна быть направлена на универсализацию, а

позднее уже во взрослом спорте на специализацию, т.е на основной дистанции. 4. Как

тренер должен подходить к набору и отбору в группу юных бегунов на выносливость.

Далеко не последнюю роль в занятиях бегом играют и сами спортсмены так как они могут

самостоятельно выбрать для себя ту или иную дистанцию на которой хотят

совершенствовать своё спортивное мастерство. И всё же при наборе юных бегунов в

группу решающее слово остаётся за тренером, так как его рекомендации основываются

на соответствующих знаниях и практическом опыте. В первую очередь обращать

внимание на состояние здоровья юного бегуна. Важно что не было никаких серьёзных

отклонений в сердечно- сосудистой системе. болезней печени, плоскостопия. Юный бегун

должен оценен как личность сего желаниями и потребностями. с помощью грамотно

построенной системы тренировок наставники могут помочь достичь отличных

результатов и менее талантливым юным бегунам на выносливость. Многие тренеры

считают что работать над развитием скорости бегуна надо в основном когда спортсмен

достиг 18 лет или станет юниором. Другими словами тренеры недооценивают природную

скорость юного бегуна и как правильно мало работают над ней. Наилучшая дистанция

проверки качества скорости бегуна это дистанция 200м кроме природной быстроты

необходимо учитывать и то, как бегун переносит нагрузку на выносливость. Поэтому

учёные рекомендуют бег со скоростью равной 60% от максимальной скорости бега на

30м сходу. Необходимо заметить что с определением уровня выносливости не следует

торопиться, здесь требуется длительное наблюдение. Тренировка в большинстве случаев

должна быть соразмерна физическим и психологическим силам юных бегунов на

выносливость. Иными словами тренировка должна быть не слишком лёгкой и не слишком

тяжёлой. Если тренировочные занятия изо дня в день будут напряженные воспитанники

могут потерять интерес к подобным занятиям так как они будут постоянно испытывать

чувство утомления. Которое приводит к плохому самочувствию юных бегунов. Когда

бегун обладает средними возможностями, да ещё и не проявляет старания на тренировках.

Тут пожалуй всё ясно. А если подросток или девочка буквально вон из кожи лезут, но у

них ничего не получается? Как поступить с ними. Как быть тренеру? Десятки раз

проверь всё ли ты делаешь правильно. чтобы помочь бегунам быть квалифицированными.

К тому же нельзя не учитывать тот факт- что юный бегун на выносливость придя на

занятия к тренеру уже умеет бегать. Другими словами, тренер по бегу своих юных

воспитанников не обучает технике бега, а сразу же приступает к совершенствованию их

технического мастерства. Сам собою напрашивается вопрос " А как юные бегуны на

выносливость научились бегать?" ребёнок учится бегать методом проб и ошибок,

поскольку в этом возрасте он ещё не в состоянии понять законы которым подчиняются

движения человека. Он овладевает техникой бега наблюдая за взрослыми или детьми и

пытаясь подрожать им. Как известно дети обычно обладают необыкновенной мягкостью

бега. Они бегают свободно с полным расслаблением и большой частотой бегового шага .

Как правило когда дети становятся подростками или юношами. Они в большинстве

случаев теряют природную естественность и свободу движений, снижается у них так же

частота бегового шага и увеличивается длина . На практике тренировочную или

соревновательную скорость юноши и девушки в беге на выносливость поддерживают 3

способами: 1. За счёт частоты бегового шага при относительном сохранении его длины. 2.

За счёт длины бегового шага при относительной стабилизации его частоты. 3. за счёт

обоих показателей 9 длины и частоты). Закономерен вопрос: " С чем это связано? ". В

основном с индивидуальными особенностями ( ростом, весом, центральной нервной

системой ) того или иного юного бегуна, а также с тем, какой показатель бегового шага

( длину или частоту). Тренер считает ведущим в поддержании соревновательной скорости

на дистанции. Следует отметить что у тренеров специалистов по бегу на выносливость и

учёных до сего дня нет единого мнения о том за счёт какого показателя частоты или длины

бегового шага спортсмены показывают высокие или рекордные результаты. Характерными

чертами высокоэкономичной и рациональной техники бега является: широкий шаг,

достаточно высокий подъём бёдер законченное отталкивание корпус держится ровно ( с

лёгким наклоном вперёд, широкое и активное сведение и разведение бёдер, активная

работа согнутыми в локтях руками, голова держится прямо. В заключении скажу, что у

многих тренеров- специалистов по бегу на выносливость, которые работают с юными

бегунами существует однобокая ориентация на приоритет функциональной подготовки

спортсмена.



В раздел образования