Напоминание

"Применение различных форм оценки образовательных результатов учащихся на уроках математики"


Автор: Шайхутдинова Миляуша Назифовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОБУ СОШ №1
Населённый пункт: с.Буздяк МР Буздякский район Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Применение различных форм оценки образовательных результатов учащихся на уроках математики"
Раздел: полное образование





Назад




Применение различных форм оценки образовательных

результатов учащихся на уроках математики

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда

имела и имеет место в практике работы школы. Контроль и оценка в учебной

деятельности позволяет учителю и ученику определять уровень усвоения учебного

материала и выявить проблемы, наметить индивидуальную и групповую

коррекционную работу.

Основной целью контроля и оценки качества знаний ученика учителем

является определение качества усвоения учащимися программного материала –

уровня овладения ими знаниями, умениями, навыками, предусмотренными

стандартом по математике.

У многих учащихся отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться,

низкий уровень развития познавательных интересов. Это создает определенные

сложности в организации учебного процесса. Поэтому в первый месяц обучения

мною, как и всеми учителями нашего образовательного учреждения, провожу

вводной контроль. Он позволяет определить уровень подготовленности каждого

обучающегося (низкий, средний) по математике и выявить пробелы в знаниях,

которые мешают успешно осваивать материал. Вот и приходится задумываться о

поиске новых путей улучшения качества преподавания математики. Поэтому на

уроках стараюсь применять разнообразные формы контроля и оценки знаний

учащихся (тестирование, срез знаний, самостоятельная работа, контрольная

работа). Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные

карточки – консультации, опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы решений.

Условно контроль знаний учащихся можно подразделить на следующие виды:

• текущий контроль;

• тематический контроль;

• итоговый контроль.

Текущий контроль – это контроль за усвоением знаний, умений и навыков

учащимися на каждом уроке, на отдельных этапах урока. Это самостоятельные

работы, тесты, устные опросы; кроссворды и ребусы; задания «Найди ошибку»,

«Истинно – ложно» с использованием сигнальных карточек, система плюсов-

минусов, проверка самоподготовки. Оценивание при текущем контроле оказывает

огромное воспитательное воздействие. Объективная оценка может поддержать,

подбодрить ученика. Оценку правильнее ставить за работу в течение всего урока, а

не за единичный ответ. Обучение математике, как известно, сопровождается

записями в тетрадях, поэтому проверка тетрадей учащихся является необходимым

элементом текущего контроля и учитываются при оценке успеваемости. Оценки за

письменные работы играют ведущую роль в определении итоговой оценки. Как бы

не осуществлялась оценочная деятельность учителя, педагогическая оценка должна

быть: объективной; стимулирующей; дифференцированной; заинтересованной.

Также распространенной формой текущего контроля являются кратковременные

контрольные работы, математические диктанты, тесты, контрольный устный счет,

уплотненный фронтальный опрос и так далее. Все оценки за эти виды работ

выставляются учителем в журнал.

Остановлюсь подробнее на некоторых формах текущего контроля

Математические диктанты – хорошо известная форма контроля знаний. Проверку

знаний и умений учащихся можно провести и в виде математического диктанта. Я

применяю диктанты для проверки формул, основных понятий и правил на разных

темах. Провожу диктанты, которые позволяют судить об уровне навыков решения

несложных задач.

На этапе обучения можно дать математический диктант с самопроверкой или

взаимопроверкой. Например, при изучении формул приведения, после того, как дан

алгоритм на составление формул, предлагаю самостоятельную работу в виде

диктанта. Я читаю начало формулы, учащиеся дописывают формулу целиком.

Затем проводим самопроверку или взаимопроверку (учащиеся меняются

тетрадями). Я читаю формулу, учащиеся отмечают «+» или « - » соответственно

правильный или неправильный ответ и говорят мне результаты. И сразу по

количеству «+» и « - » выставляю оценку. Диктант провожу при закреплении

изученного материала Однако я провожу их редко по следующим причинам:

• не по любой теме можно провести диктант,

• не все учащиеся способны хорошо воспринимать задания на слух, если не

презентация.

Но наряду с недостатками можно отметить и достоинство.

Ответы на вопросы диктанта показывают, усвоено ли основное содержание

изложенного материала.

В последнее время широкое распространение получили тесты

Все тесты можно подразделить на две группы:

• Проверяющие логические способности учащихся

• Проверяющие основные знания и умения ученика.

Я чаще всего использую тесты второй группы, они могут быть использованы

как подготовительные перед контрольной работой, или как тренировочные, или же

в качестве самоподготовки учащегося и самоконтроля. Однако тесты имеют

главное преимущество перед обычной контрольной работой – оперативность: его

можно провести и проверить быстрее, а оценки можно объявить сразу по

окончании. Разнообразие тестов, их большое количество позволяет учителю

проводить их так часто, как ему это необходимо в зависимости от цели урока,

наличия учебного времени, уровня подготовки учащихся. Однако система тестов не

может полностью заменить традиционную форму контроля – самостоятельную

работу.

Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время её

выполнения отвечали основным целям обучения данной темы на данном этапе.

Оценивание знаний (для разных целей) может происходить всегда, в том числе во

время изучения нового материала и выполнения тренировочных упражнений. При

оценивании

знаний

(качества

усвоения

информации)

и

некоторых

интеллектуальных

умений

педагог

может

применять

специальные

опросы

и

контрольные работы. Как правило, педагог отводит особое время на занятии (или

целое

занятие)

для

оценивания

обучающихся

(опрос,

контрольные

работы,

проведение «контрольных» упражнений, тренажеров) или предлагает специальное

домашнее задание, которое подлежит оцениванию. Иногда для оценивания давно

практикуемых умений и навыков (работа в малых группах, краткое выступление)

педагог

может

совмещать

оценивание

с

выполнением

«тренировочного»

упражнения по другой теме или по отработке иных умений и навыков.

В качестве примеров методов оценивания можно назвать следующие:

1.

Тест.

2.

Экспресс-опрос («летучка»).

3.

Расширенный опрос.

4.

Игровые методы оценивания.

5.

Контрольное упражнение.

6.

Наблюдение.

7.

Самооценка.

8.

Беседа (общая дискуссия, обсуждение, подведение итогов) и др.

Исходя

и

определяемых

задач

оценочная

деятельность

учителя

должна

строиться на основе следующих общих принципов:

1.Оценивание

является

постоянным

процессом,

естественным

образом

интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения

используется

диагностическое

(стартовое,

текущее)

и

срезовое

(тематическое,

промежуточное,

рубежное,

итоговое)

оценивание.

При

этом

итоговая

отметка

может

быть

выставлена

как

обобщенный

результат

накопленных

за

период

обучения отметок.

2.Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями

оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и

критерии

оценивания,

алгоритм

выставления

отметки

известны

заранее

и

педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности

ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать

можно только то, чему учат.

4.Система

оценивания

выстраивается

таким

образом,

чтобы

учащиеся

включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку

к самооценке и взаимооценке.

5.В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип

распределения ответственности между различными участниками образовательного

процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться

принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.



В раздел образования