Напоминание

«Создание условий для учебно–познавательной деятельности через использование современных образовательных технологий на уроках географии»


Автор: Мусатова Валентина Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ" Новопоселёновская СОШ"
Населённый пункт: Курский район Курская область
Наименование материала: статья
Тема: «Создание условий для учебно–познавательной деятельности через использование современных образовательных технологий на уроках географии»
Раздел: полное образование





Назад




«Создание условий для учебно-познавательной деятельности через

использование современных образовательных технологий на уроках

географии»

Меня, как учителя географии, всегда интересовала проблема развития познавательной и

творческой активности учащихся. Поэтому на протяжении последних десяти лет соей

педагогической деятельности работаю над созданием условий для активизации учебно-

познавательной деятельности учащихся, стремлюсь приблизить школьника к его главной

цели

формированию

умения

учиться,

развитию

познавательной

и

творческой

активности, живому осмыслению географии, овладению содержанием предмета, развитию

в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни. Как и другие педагоги, я

ищу пути, стимулирующие познавательную и творческую деятельность учащихся. Твердо

убеждена,

что

на

современном

этапе

развития

школьного

образования

проблема

активности познавательной и творческой деятельности учащихся приобретает особенно

важное значение. В связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и

техники, важным для общества является воспитание людей инициативных, творческих,

смелых в принятии решений.

С особой остротой перед школой выдвигаются цели формирования и развития личности

ребёнка

средствами

обучения

и

воспитания,

ведётся

поиск

эффективных

путей

их

достижения.

Это

означает

переход

на

более

высокий

уровень

обучения

школьников,

который

предполагает

развитие

таких

качеств

личности,

как

самостоятельность,

творчество,

активность.

Развивающий

характер

обучения

во

многом

определяется

подвижностью структуры учебного процесса и способами управления познавательной

деятельностью. С этой целью я использую различные нетрадиционные методы и формы

проведения уроков географии, активно использую разнообразные приёмы развивающего

обучения, с помощью которых делаю акцент на развитие мышления и психических

процессов.

Задача общеобразовательной школы на современном этапе – вооружить учеников

основными принципами построения научной картины мира, методами добывания знаний,

приёмами исследования и логикой научного мышления. Только при этом условии, окончив

школу, выпускники её окажутся подготовленными к жизни, к практической работе и

дальнейшему самообразованию.

Я

считаю,

что

одним

из

приоритетных

направлений

современной

школы

является

усиление

развивающей

функции

всего

учебного

процесса,

дальнейшее

обновление

содержания, форм и методов обучения в соответствии с новыми целями и задачами

Современная система образования предоставляет возможность выбрать среди множества

инновационных

методик

«свою»,

по-новому

взглянуть

на

привычные

вещи,

на

собственный

опыт,

на

возможность

нести

ученику

информационную

культуру

действенных знаний. Опыт педагогов за последнее время показывает, что некоторые

методы обучения устарели, и результат их не может удовлетворять требованиям постоянно

развивающегося

общества.

Ранее

преобладали

стандартные

типы

уроков,

которые

подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащихся не

оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо

других источников. Методы обучения, используемые на уроке, играют огромную роль в

развитии интеллектуальной сферы ребёнка. Развивать у детей умение видеть, способность

к внимательному проникновению в суть окружающих их предметов очень важна. От этого

зависит, каким гражданином вырастет ребёнок, что он сумеет увидеть в окружающем

мире. Именно природа – неистощимый источник творчества и наслаждения. Однако не все

люди рождаются чуткими к её красоте, и в этом случае особенно важна работа учителя. На

уроке,

во

внеурочной

работе

необходим

совместный

поиск,

при

котором

ребёнок

стремился

бы

напрягать

свой

ум

в

коллективной

деятельности

со

взрослыми

и

товарищами.

Решение задачи развития творческого мышления обучаемых основано на развитии

познавательной деятельности школьников. Начальным этапом решения учебных проблем

служат

познавательные

задачи.

А

затем

постепенно

из

урока

в

урок

рождается

самостоятельность в творчестве учащихся: от прослушивания материала до отработки его

сначала на репродуктивном уровне, а затем на творческом.

Развивает не само знание, а специальное его конструирование. Учебный предмет не

просто излагает систему знаний, а особым образом организует познание этой системы

ребёнком.

В

результате

творческого

мышления

ребята

способны

самостоятельно

объяснять

и

оценивать

взаимосвязи

между

компонентами

природы,

различные

географические, экономические и др. ситуации; прогнозировать возможные направления

различных явлений и процессов.

На

уроке

целесообразно

создавать

особый

психологический

климат,

особую

ситуацию общения учителя и учащихся. Показателями качества урока уже не может быть

только

эрудиция.

Главный

его

показатель

организация

творческой

деятельности

учащихся, что должно способствовать подготовке их к жизни, к поведению в природе, на

производстве, в обществе.

Психологами установлено, что для продуктивного усвоения знаний важно, чтобы

цель была принята учениками, стала побудительной силой, превратилась в мотив. Для

этого необходима четкая формулировка цели (что узнать, чему научиться), ее значения

(зачем и для чего это нужно), выделение способов достижения. Необходимо, чтобы

ученики осознавали предполагаемые трудности в достижении цели, контролировали себя

в том, насколько успешно идет продвижение. Как правило,

положительная мотивация

формируется на тех уроках, где «главное наглядное пособие- сама жизнь». Изучаемое

содержание становится личностно значимым, если оно связано с реальными социально –

экономическими проблемами, которые касаются всех и проявляются в непосредственном

окружении, поэтому практически каждый урок мы начинаем с обсуждения природных

явлений, политических и экономических событий, происходящих в стране и мире. Особый

интерес вызывают задания, связанные с изучением экономических и демографических

ситуаций в нашем селе, районе. Всё это закладывает основы критического мышления,

способствует

усвоению

социального

опыта,

формированию

личностных

оценок

происходящему.

Развитие познавательной мыслительной деятельности осуществляется на любом

этапе урока, в зависимости от изучаемого материала, ученикам предлагаю что-то доказать.

Возьмём, к примеру, тему «Климат России». Для этого классу задаю сложный и в то же

время

интересный

вопрос:

«Где

вам

может

пригодиться

изучаемый

сейчас

на

уроке

материал?». После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в парах) пытаются

найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают,

что изучаемый материал имеет большую ценность. Я пришла к выводу, что ценность

данного

методического

приема

в

том,

что

ученики

начинают

осознавать

значимость

изучаемого материала. К примеру, ученикам 6 класса даю задание: «Какое внутреннее

строение Земли?» Вопрос им покажется трудным, но надо вселять в детей уверенность,

что они смогут выполнить задание. Эффект неожиданности включает в себя развитие

мышления. Действует механизм «творчества». Каждый ученик идет своим путём к цели.

Здесь развитие слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым

материалом!

Учащиеся

обладают

более

развитыми

творческими

способностями,

что

говорит

об

опережающем

познавательном

развитии

детей.

В

учебной

практике

мыслительная деятельность характеризуется следующими мыслительными операциями:

абстракция, обобщение, сравнение, аналогия, классификация и систематизация, с этой

целью

для

развития

логического

мышления

использую

приёмы:

«Да

-

нетка»,

«Логическая задача», «Лестница», «Географическая почта», «Географический диктант»,

«Географические шарады», «Географическая матрица», «Поиск общего», «Соотношение

понятий»

Для

развития

познавательной

мыслительной

деятельности

учащихся

применяю

методы

прикладной

диалектики:

системный

анализ,

«метод

контрольных

вопросов»,

составление и решение противоречий, «мозговой штурм» и другие.

На уроке физической географии материков и океанов использую один из таких

методов – «мозговой штурм». На карте полушарий помещена картинка с изображением

бурого медведя на материке Евразия, вторая такая же картинка – на материке Северная

Америка, изображение страусов – на материках Австралия, Южная Америка, Африка.

Ребятам предлагаю следующие вопросы:

- Почему похожие или одинаковые животные живут на разных материках, удалённых друг

от друга на большие расстояния? Почему вы так считаете? Другое задание на этом уроке

предлагаю решить с помощью метода «фокальных объектов»:

- Птицы в ледяной зоне не вьют гнёзд, а откладывают яйца на голые скалы. Почему же

яйца не скатываются?

- Решить вам эту задачу поможет обыкновенная лампочка. Я легонько толкну лампочку, а

вы опишите её движения.

Развивающие

задания

должны

не

только

приводить

учащихся

к

пониманию

нового

материала, то есть к установлению системы знаний, но и выполнять корригирующие

функции.

Я

считаю,

что

дидактическим

стержнем

урока

по

новой

системе

является

деятельность самих учащихся: ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает

обычно,

а,

наоборот,

сравнивают,

делают

выводы,

выявляют

закономерности.

Такая

деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление

довести

дело

до

конца,

пробуждаются

интеллектуальные

чувства,

удовлетворение

от

сделанной работы.

Вообще,

высокая

степень

сосредоточенности,

особенно

при

участии

волевого компонента, — процесс весьма утомительный. Как правило, после периода

сосредоточенности наступает период расслабления, при котором внимание или рассе-

ивается, или переключается на другой объект. Для школьников период сосредоточенности

редко превышает 15—20 минут. В то же время, если ребенок увлечен чем-то, этот период

может значительно растянуться во времени. Отсюда мой главный принцип

развития

внимания на уроке — «учение с увлечением». На разных этапах урока использую приём

«Географическая цепочка»

или «Составляем коллективный рассказ», когда от детей

требуется внимание и ответственность, слушая друг друга, не повторяясь назвать страны -

соседи России, или составить описание географического положения страны, материка.

География должна быть предметом интересным, доступным, ценимым учащимися,

а урок

должен быть бесконфликтным и связан с положительными эмоциями, поэтому

стараюсь, чтобы на уроке царила обстановка успеха, одобрения и доброжелательности.

Одним из результатов оценки своего урока считаю следующий критерий: если ученик на

уроке повысил своё самоуважение и ощутил свою компетентность, значит, урок проведён

хорошо, а если он уходит подавленным, разочарованным, значит, урок проведён плохо, и

ученик не видит полезного результата для себя.

Особое внимание в своей работе уделяю работе с картами, так как карта – это

источник

новых

знаний.

Географические

карты

содержат

дополнительные

сведения,

которые расширяют и углубляют обязательный материал, увеличивают объем сведений, в

итоге получают общую картину природы Земли. Уроки понимания карты заставляют

размышлять, побуждают

к исследовательской деятельности, способствуют хорошему

усвоению материала, тренируют географическую зоркость, страноведческую эрудицию.

Я

предлагаю

школьникам

такое

задание:

«На

основе

карт

атласа

составить

комплексную характеристику материка Евразия ».

Оформляется работа в виде следующей таблицы:

№ страницы

Название карты

Информация о Евразии

Думаю, у подобного рода работы много плюсов для учащихся и для учителя, так как

конкретные цели её выполнения перерастают в результаты:

1) предупредить незнание материала;

2) повторить пройденный материал, в частности понятийный аппарат;

3) ликвидировать возможные пробелы в знаниях;

4) продолжать учиться анализировать тематические карты;

5) научить получать с карты новую информацию;

6) продолжать учиться переводить картографическую информацию в словесную;

7) учиться оформлению работы в табличной форме.

Данная работа позволяет увидеть изучаемый материал во всем разнообразии связей

и отношений, дает полное представление о географии материков и океанов. На разных

этапах

урока

всегда

отвожу

время

работе

с

тематическими

картами

атласа,

учу

школьников

правильно

находить

географические

объекты

по

географическим

координатам, решать задачи разной сложности. Зная, что активность работы головного

мозга

во

второй

половине

урока

начинает

снижаться,

использую

учебные

задания

с

небольшими передвижениями по классу. Например, в 7 классе по теме «Природные зоны

земного

шара»,

где

главной

целью

урока

является

определение

особенностей

органического

мира

каждого

материка,

применяю

шаблоны

рисунки

растений

и

животных, которые ученики прикрепляют к настенной карте «Природные зоны мира». Тем

самым они повторяют и закрепляют учебный материал, работая с географической картой.

Такой

методический

приём

положительно

влияет

на

развитие

общих

мыслительных

способностей

учащихся

и

позволяет

выявить

уровень

знания

географической

номенклатуры.

Развитие

творческих

способностей

учащихся

является

главным

аспектом

в

образовании.

На протяжении изучения географии

предлагаю школьникам выполнять

творческие проекты, со временем изучения предмета всё больше усложняющиеся. Такие

работы

являются

источником,

который

способствует

формированию

познавательного

интереса. Ученики, выполняя творческие проекты, активно оперируют приобретенными

знаниями,

умениями,

навыками,

совершают

поисковую,

активную

деятельность

и

поднимаются на новый уровень познания и развития своей личности. В начале изучения

раздела

или

темы

сообщаю

школьникам

название

творческого

проекта,

и

они

на

протяжении всей темы работают над ним. Эта работа проводится только по желанию

учащихся. Виды творческих проектов, которые я предлагаю учащимся, разнообразные.

Приведу примеры некоторых из них:

При изучении темы «Погода» в 6 классе собрать материал и защитить мини- проект

«Местные признаки погоды»

В конце изучения темы “Австралия” в 7 классе с целью обобщения знаний учащиеся

получают

задание:

используя

текст

учебника

составить

“Памятку

для

туриста,

отправляющегося в Австралию”. В памятке должно быть не меньше 10 пунктов, в которых

отразить интересные и опасные стороны природы Австралии, дать рекомендации туристу

по налаживанию быта и составлению плана путешествия.

При

изучении

темы

“Южная

Америка”

7

класс

с

целью

формирования

умения

выбирать из текста необходимую информацию на заданную тему учащиеся получают

задание: выбрать из текста описания природных рекордов материка и красочно оформить

их перечень.

С целью обобщения знаний по теме, отработки понятийного аппарата, закрепления

знания географической номенклатуры даю задание: используя текст учебника составить

кроссворд на заданную тему.

Технология

развивающего

обучения

творческий,

оригинальный

подход

к

обучению, требующий активной поисковой, исследовательской работы школьников. Для

дальнейшего развития познавательной и творческой деятельности учащихся в старших

классах

применяю

усложнённые

задания,

которые

содействует

повышению

интеллектуального

потенциала

учеников.

Ученики

составляют

исследовательские

проекты:

При

изучении

темы

«Природные

зоны»

в

8

классе,

используя

дополнительные

источники, необходимо составить описание природной зоны и выбрать способ защиты: с

помощью компьютерной презентации, иллюстраций, презентации символического герба,

кроссворда, пословиц и загадок. Работа проводится по группам. В заключении изучения

«Географии России дети пишут географическое сочинение или географический рассказ

«Моя Родина –Россия»

В 9 классе при изучении темы АПК одна группа выполняла исследовательский проект

по следующему заданию: оценить потребление продуктов в своей семье, сделать вывод о

сбалансированности

рациона

и

подготовить

проект

рационального

питания

с

учетом

географических условий, подходов к здоровому, полноценному питанию, медицинских

норм, личных и семейных предпочтений. С этой целью:

а) оценить потребление различных продуктов питания в своей семье за месяц;

б) вычислить средний показатель потребления в течение года;

г) сделать выводы;

д) подобрать дополнительную информацию о здоровом питании;

е) составить рацион питания семьи.

Вторая

группа

занималась

социологическим

исследованием

с

целью

изучения

степени осведомленности людей по проблемам агропромышленного комплекса. Обобщить

полученные результаты, построить диаграммы. Подготовить краткое сообщение.

В 10 классе организуется исследование и защита групповых проектов по характеристике

одной

из

отраслей

Мирового

хозяйства

и

итоговый

индивидуальный

проект

по

исследованию одного из регионов мира или страны. Чаще всего ребята уже хорошо

владеют

программой Power

Point и

результатом работы всех групп в конце года

являются электронные справочники «Отрасли Мирового хозяйства» и «Страны мира». В

кабинете географии уже собраны материалы мультимедийных продуктов, созданных

самими

детьми

за

три

года,

которые

наряду

с

другими

электронными

пособиями

оказывают помощь при организации и проведении уроков.

Организация

проектной деятельности способствует

созданию в классе особой

образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных

направлениях

учебной

деятельности.

Она

позволяет:

повысить

мотивацию

изучения

данного

предмета,

реализовать

комплексное

восприятие

географии;

принимать

самостоятельные решения; поверить в свои силы. А учебно-исследовательская работа

учащихся с использованием компьютерной техники позволяет моделировать отдельные

элементы деятельности будущего профессионала, способствует выработке и развитию

логического

мышления,

умению

ориентироваться

в

проблемных

ситуациях,

отделять

основное от второстепенного, систематизировать полученные знания.

Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Трудно создавать

образ той или иной страны, своей малой Родины, используя лишь текст учебника с

небольшим количеством иллюстраций и карт. География должна быть «живой». Мы

должны учить образному мышлению, формированию «географической картины мира».

Применение ИКТ способствует активизации познавательной деятельности учащихся,

стимулирует

и

развивает

психические

процессы,

развитие

мышления,

восприятия,

памяти.

Использование

ИКТ

на

уроках

географии

позволяет

учащимся

в

яркой,

интересной

форме

рассматривать

понятия

и

определения,

видеть

географические

объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что

способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Хотя возможности

сельской школы ограничены для организации и использования ИКТ в полном объёме и

на каждом уроке но, элементы данной технологии применяю, тем самым, дополняя

приёмы и методы технологии развивающего обучения.

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Другого пути

развития познавательных способностей нет. Познавательная активность - это деятельное

состояние

ученика,

которое

характеризуется

стремлением

к

учению,

умственным

напряжением

и

проявлением

волевых

усилий

в

процессе

овладения

знаниями.

Активизировать

познавательную

деятельность

обучающихся,

я

считаю,

позволяет

использование нетрадиционных уроков обобщения. Их использование решает целый ряд

задач, направленных на развитие памяти, внимания, а так же способствуют созданию

благоприятной атмосферы на уроке, объединяя учащихся. В моём арсенале имеются

разнообразные уроки: это и собственные разработки такие как «Всемирный хоровод»,

«Крестики-нолики» и другие и взятые из опыта работы других учителей-практиков:

6 класс: «Урок-соревнование по теме «Атмосфера», «Путешествие по гидросфере»

«Покорение вершины Знаний»;

7 класс: Игра- путешествие «Великие географические открытия», «Сафари по

Африке», игра «Крестики-нолики» по теме Австралия» , «На далёкой Амазонке не бывал я

никогда»;

8 класс: игра-викторина «Знаешь ли ты свою страну?», «Байкальская регата», КВН

по природным зонам;

9 класс: урок-игра «Экономика Российской Федерации», «Я, ты, он, она - вместе

дружная

семья»,

урок-диспут

«Русские

столицы:

Москва

и

Санкт-Петербург»,

путешествие по «Золотому Кольцу»;

10 класс: урок-экспедиция по теме «Население мира»,

урок-пресс-конференция

«Глобальные

проблемы

современности»,

итоговый

урок

по

теме

«Регионы

и

страны

мира», урок-путешествие по Зарубежной Европе.

Анализируя

уроки,

проведённые

с

применением

технологии

развивающего

обучения,

я

выделила

следующие

особенности

развивающей

ситуации

на

уроке:

на

учебных занятиях по развитию познавательной

и творческой деятельности каждый

ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную ступеньку.

Очень важен стиль общения с детьми. В каждом ребёнке я стараюсь видеть личность, не

унижать

его,

верить

в

способности

и

возможности

учеников.

Пусть

слабый

ученик

неправильно выполнил задание, но он думал, искал нужные пути решения. Ему стоит где-

то помочь, подсказать путь к нахождению правильного ответа.

Целенаправленная работа по развитию познавательной и творческой деятельности,

логики

и

анализа

позволяет

не

только

облегчить

усвоение

нового

материала,

разнообразить

познавательную

деятельность,

но

и

сформировать

у

учащихся

представления о географических закономерностях, устойчивых причинно-следственных

связях, происходящих в природе.



В раздел образования