Напоминание

"Формирование здорового образа жизни детей среднего дошкольного возраста"


Автор: Илишева Мария Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 92"
Населённый пункт: Пермский край, г. Березники
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование здорового образа жизни детей среднего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




М.В.Илишева

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 92», г. Березники

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация.

В статье представлено формирование основ ЗОЖ детей среднего

дошкольного

возраста,

понятие

здоровьесберегающего

пространства.

Приведены беседы с детьми из опыта работы.

Цель.

Ознакомление

читателей

с

основами

здорового

образа

жизни

детей

среднего дошкольного возраста.

Жизнь в 21веке ставит перед

нами

много

новых

проблем,

среди

к о т о р ы х

с а м о й актуальной на

с е год н я ш н и й

д е н ь

я в л я е т с я

проблема

сохранения

здоровья,

воспитание

привычки

к

здоровому

образу

жизни.

Наше

будущее-это

наши

дети.

Наша

Родина

только

тогда будет сильной, процветающей

и конкурентно – способной страной,

к о г д а

б у д е т

з д о р о в ы м

е ё

подрастающее поколение.

Нет задачи важнее и вместе с

тем

сложнее,

чем

в ы р а с т и т ь

здорового человека. А чтобы понять

всю многогранность этой проблемы,

необходимо

уточнить,

что

такое

здоровье. «Здоровье - это состояние

полного физического, психического,

социального

благополучия,

а

не

просто

отсутствие

болезней

или

физических

дефектов».

Выпадение

хоть

одной

из

этих

структурных

частей приводит к утрате целого.

Здоровье,

здоровый

образ

жизни

та

ценность,

которая

о с т а е т с я

н е и с с я к а е м о й

н а

протяжении

всей

жизни

человека.

Привычка к здоровому образу жизни

может стать тем условием, которое

позволит

расти

и

развиваться

каждому ребенку.

Формирование

основ

ЗОЖ

у

д е т е й

д о ш кол ь н о го

в о з р а с т а

я в л я е т с я

о д н о й

и з

с а м ы х

э м о ц и о н а л ь н ы х

п р о б л е м ,

дошкольного

возраста,

так

как

з а б о т я с ь

о

з д о р о в ь е

и

о

всестороннем

развитии

детей,

мы

прививаем,

поддерживаем

у

них

бодрое, жизнерадостное настроение,

воспитываем бережное отношение к

с в о е м у

з д о р о в ь ю

и м е н н о

с

дошкольного возраста.

Работу

по

формированию

п р и в ы ч е к

З О Ж

н е о б х о д и м о

р е а л и з о в ы в а т ь

в

ч е т ы р ё х

направлениях:

в

организации

з д о р о в ь е

с б е р е г а ю щ е г о

пространства, во взаимодействии с

родителями и педагогами, в работе с

детьми.

В

понятие

здоровьесберегающего

пространства входят:

-

у л у ч ш е н н о е

к а ч е с т в о

в

помещениях детского сада (проводят

регулярные

одно сторонние

и

с к в о з н ы е

п р о в е т р и в а н и я ,

обрабатывают помещения аппаратом

«Кварц»);

- закаливающие процедуры водой и

воздухом

(воздушные

процедуры

после сна, световоздушные ванны во

время прогулок в теплое время года,

умывание

прохладной

в од о й ,

контрастное закаливание кистей рук,

полоскание рта после приема пищи,

босо

хождение

по

массажным

коврикам;

-

по

медицинским

показаниям

проводят занятия ЛФК;

-

оборудование

уголков

здоровья,

оформление

книжных

уголков

раскрасками

и

дидактическими

играми по теме.

Взаимодействие

с

педагогами

осуществляется

через

совместное

проведение для детей праздников и

досугов,

получение

необходимых

ко н с ул ьт а ц и й ,

о р г а н и з а ц и ю

музыкального

сопровождения

и

ме тод и ч е с к и х

р е ко м е н д а ц и й .

О р г а н и з а ц и ю

п е д с о в е т о в

и

п о д б о р о м

л и т е р а т у р ы

в

методическом кабинете.

Взаимосвязь

с

родителями

осуществляется

в

их

вовлечение

в

досуговые

и

оздоровительные

мероприятия

детского

сада

п о д г о т о в к у

и

п р о в е д е н и е

праздников,

досугов,

выставок,

с п о р т и в н ы х

с о р е в н о в а н и й ,

театрализованных

представлений.

Важным

условием

эффективной

образовательной

работы

с

целью

повышения знаний родителей о ЗОЖ

является

организация

для

них

консультаций, практических занятий

и наглядной агитации.

Формирование

ЗОЖ

у

детей

среднего

дошкольного

возраста

заключается

в

том,

чтобы учить

детей заботиться о своем здоровье,

воспитывать

стремление

быть

здоровыми. В

р а б от е

с

д е т ь м и

формируются

навыки

л и ч н о й

гигиены,

знать

и

называть

части

тела, прививать привычку полоскать

рот

питьевой

водой

после

приема

пищи. (Для усвоения гигиенических

навыков

дидактические

игры

и

сюжетно – ролевые игры, такие как

«Лекарственные

растения»,

«Кукла

Маша принимает гостей», «Солнце,

воздух

и

вода

наши

лучшие

друзья»),

т акже

знакомить

с

предметами

личной

гигиены

через

игры.

Игры

помогают

повышать

осведомленность ребенка в вопросах

по

уходу

за

собой.

(«Водичка-

водичка», «Расти, коса, до пояса»)

Большое внимание в работе с

детьми

уделяется формированию

навыков

самообслуживания.

Важно

научить детей правильно одеваться и

раздеваться.

Обращать

внимание

детей, что очень важно одеваться в

соответствии

со

временем

года,

чтобы

сохранять

свое

здоровье.

Одежда должна быть свободной, не

стеснять

движений,

обувь

должна

соответствовать размером ноги. Ведь

неудобная

спадающая

с

ноги

или

слишком тесная обувь может стать

причиной

травм.

Рассматривая

одежду, вместе с детьми выясняем,

для чего надеваем носки, колготки,

шарф,

шапку,

варежки.

Все

эти

беседы помогают обогатить знания

детей,

словарь,

развивают

знание

беречь свое тело.

Большая

работа

по

ЗОЖ

проводится в разных видах в играх,

н а

п р о г у л к е ,

в

т р у д о в о й

деятельности, на занятиях.

Рассказывая

об

устройстве

и

р а б от е

о р г а н и зм а ,

о б р а щ а т ь

внимание

детей

на

хрупкость

и

сложность,

а

также

необходимость

бережного отношения к своему телу,

уходу за ним.

Проводимые беседы:

1) «Откуда берутся болезни» - цель

этой

бе с еды

-

с ф о рм и р о в ат ь

представления о здоровье, болезнях,

микробах,

сообщала

элементарные

с в е д е н и я

о б

и н ф е к ц и о н н ы х

з а б о л е в а н и я х ,

с п о с о б а х

распространения

болезней,

научить

заботиться о своем здоровье.

2)

«Чтобы

кожа

была

здоровой»,

с лед ит ь

за

е е

ч ис тотой,

гд е

знакомила со строением кожи, учила

бережному

обращению

с

нею,

закрепляла правила ухода за кожей.

3)

«Для

чего

нужна

зарядка»

-

приобщать

детей

к

регулярным

занятиям физкультурой.

Изучая тему «Моя семья», учу детей

называть имена родителей, кто, где

работает.

Беседуя

с

детьми,

обращать

внимание на то, как важно беречь

свое

здоровье,

заботиться

о

нем,

избегать ситуаций, приносящих вред

здоровью.

У ч и т ь

с о б л ю д а т ь

о сторожно сть

в

обращении

с

режущими

предметами,

нельзя

принимать

никаких

лекарств

и

витаминов без контроля со стороны

взрослых, а также брать угощенье и

подарки

от

незнакомых

людей.

Также

необходимо

приучать

быть

осторожными

при

контакте

с

н е зн а ком ы м и

и

т е м

б ол е е

с

бездомными

животными,

обучать

основным

правилам

безопасного

поведения на улицах.

Таким

образом,

все

игры,

задания

позволяют

формировать

у

детей

правильное

отношение

к

своему

здоровью. Особое значение

и м е е т

р е ж и м

д н я

с

е г о

составляющими:

пребывания

на

свежем

воздухе,

сон,

занятия,

игровая деятельность, отдых, прием

пищи,

личная

гигиена,

занятия

физкультурой.

З О Ж

с о з д а е т

у

д е т е й

мотивацию

и

стремление

быть

зд о р о в ы м и ,

ц е н и т ь

хо р о ш е е

настроение,

самочувствие,

уметь

защитить себя своих сверстников от

в р е д н ы х

в л и я н и й

с р е д ы

и

нежелательных контактов.

Литература:

1. Анохина

И.А.

Приобщение

дошкольников

к

здоровому

образу

жизни:

методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.

2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.- М: Айрис-

Пресс, 2006.-136с.

3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в

ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.- 44с.

4.

Гаврючина

Л.В.

Здоровьесберегающие

технологии

в

ДОУ:

методическое

пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.

5. Исаев А.Б. Если хочешь быть здоров. М., Физкультура и спорт, 2008.- 339с.



В раздел образования