Автор: Илишева Мария Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 92"
Населённый пункт: Пермский край, г. Березники
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование здорового образа жизни детей среднего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
М.В.Илишева
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 92», г. Березники
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация.
В статье представлено формирование основ ЗОЖ детей среднего
дошкольного
возраста,
понятие
здоровьесберегающего
пространства.
Приведены беседы с детьми из опыта работы.
Цель.
Ознакомление
читателей
с
основами
здорового
образа
жизни
детей
среднего дошкольного возраста.
Жизнь в 21веке ставит перед
нами
много
новых
проблем,
среди
к о т о р ы х
с а м о й актуальной на
с е год н я ш н и й
д е н ь
я в л я е т с я
проблема
сохранения
здоровья,
воспитание
привычки
к
здоровому
образу
жизни.
Наше
будущее-это
наши
дети.
Наша
Родина
только
тогда будет сильной, процветающей
и конкурентно – способной страной,
к о г д а
б у д е т
з д о р о в ы м
е ё
подрастающее поколение.
Нет задачи важнее и вместе с
тем
сложнее,
чем
в ы р а с т и т ь
здорового человека. А чтобы понять
всю многогранность этой проблемы,
необходимо
уточнить,
что
такое
здоровье. «Здоровье - это состояние
полного физического, психического,
социального
благополучия,
а
не
просто
отсутствие
болезней
или
физических
дефектов».
Выпадение
хоть
одной
из
этих
структурных
частей приводит к утрате целого.
Здоровье,
здоровый
образ
жизни
–
та
ценность,
которая
о с т а е т с я
н е и с с я к а е м о й
н а
протяжении
всей
жизни
человека.
Привычка к здоровому образу жизни
может стать тем условием, которое
позволит
расти
и
развиваться
каждому ребенку.
Формирование
основ
ЗОЖ
у
д е т е й
д о ш кол ь н о го
в о з р а с т а
я в л я е т с я
о д н о й
и з
с а м ы х
э м о ц и о н а л ь н ы х
п р о б л е м ,
дошкольного
возраста,
так
как
з а б о т я с ь
о
з д о р о в ь е
и
о
всестороннем
развитии
детей,
мы
прививаем,
поддерживаем
у
них
бодрое, жизнерадостное настроение,
воспитываем бережное отношение к
с в о е м у
з д о р о в ь ю
и м е н н о
с
дошкольного возраста.
Работу
по
формированию
п р и в ы ч е к
З О Ж
н е о б х о д и м о
р е а л и з о в ы в а т ь
в
ч е т ы р ё х
направлениях:
в
организации
з д о р о в ь е
с б е р е г а ю щ е г о
пространства, во взаимодействии с
родителями и педагогами, в работе с
детьми.
В
понятие
здоровьесберегающего
пространства входят:
-
у л у ч ш е н н о е
к а ч е с т в о
в
помещениях детского сада (проводят
регулярные
одно сторонние
и
с к в о з н ы е
п р о в е т р и в а н и я ,
обрабатывают помещения аппаратом
«Кварц»);
- закаливающие процедуры водой и
воздухом
(воздушные
процедуры
после сна, световоздушные ванны во
время прогулок в теплое время года,
умывание
прохладной
в од о й ,
контрастное закаливание кистей рук,
полоскание рта после приема пищи,
босо
хождение
по
массажным
коврикам;
-
по
медицинским
показаниям
проводят занятия ЛФК;
-
оборудование
уголков
здоровья,
оформление
книжных
уголков
раскрасками
и
дидактическими
играми по теме.
Взаимодействие
с
педагогами
осуществляется
через
совместное
проведение для детей праздников и
досугов,
получение
необходимых
ко н с ул ьт а ц и й ,
о р г а н и з а ц и ю
музыкального
сопровождения
и
ме тод и ч е с к и х
р е ко м е н д а ц и й .
О р г а н и з а ц и ю
п е д с о в е т о в
и
п о д б о р о м
л и т е р а т у р ы
в
методическом кабинете.
Взаимосвязь
с
родителями
осуществляется
в
их
вовлечение
в
досуговые
и
оздоровительные
мероприятия
детского
сада
–
п о д г о т о в к у
и
п р о в е д е н и е
праздников,
досугов,
выставок,
с п о р т и в н ы х
с о р е в н о в а н и й ,
театрализованных
представлений.
Важным
условием
эффективной
образовательной
работы
с
целью
повышения знаний родителей о ЗОЖ
является
организация
для
них
консультаций, практических занятий
и наглядной агитации.
Формирование
ЗОЖ
у
детей
среднего
дошкольного
возраста
заключается
в
том,
чтобы учить
детей заботиться о своем здоровье,
воспитывать
стремление
быть
здоровыми. В
р а б от е
с
д е т ь м и
формируются
навыки
л и ч н о й
гигиены,
знать
и
называть
части
тела, прививать привычку полоскать
рот
питьевой
водой
после
приема
пищи. (Для усвоения гигиенических
навыков
дидактические
игры
и
сюжетно – ролевые игры, такие как
«Лекарственные
растения»,
«Кукла
Маша принимает гостей», «Солнце,
воздух
и
вода
–
наши
лучшие
друзья»),
т акже
знакомить
с
предметами
личной
гигиены
через
игры.
Игры
помогают
повышать
осведомленность ребенка в вопросах
по
уходу
за
собой.
(«Водичка-
водичка», «Расти, коса, до пояса»)
Большое внимание в работе с
детьми
уделяется формированию
навыков
самообслуживания.
Важно
научить детей правильно одеваться и
раздеваться.
Обращать
внимание
детей, что очень важно одеваться в
соответствии
со
временем
года,
чтобы
сохранять
свое
здоровье.
Одежда должна быть свободной, не
стеснять
движений,
обувь
должна
соответствовать размером ноги. Ведь
неудобная
спадающая
с
ноги
или
слишком тесная обувь может стать
причиной
травм.
Рассматривая
одежду, вместе с детьми выясняем,
для чего надеваем носки, колготки,
шарф,
шапку,
варежки.
Все
эти
беседы помогают обогатить знания
детей,
словарь,
развивают
знание
беречь свое тело.
Большая
работа
по
ЗОЖ
проводится в разных видах в играх,
н а
п р о г у л к е ,
в
т р у д о в о й
деятельности, на занятиях.
Рассказывая
об
устройстве
и
р а б от е
о р г а н и зм а ,
о б р а щ а т ь
внимание
детей
на
хрупкость
и
сложность,
а
также
необходимость
бережного отношения к своему телу,
уходу за ним.
Проводимые беседы:
1) «Откуда берутся болезни» - цель
этой
бе с еды
-
с ф о рм и р о в ат ь
представления о здоровье, болезнях,
микробах,
сообщала
элементарные
с в е д е н и я
о б
и н ф е к ц и о н н ы х
з а б о л е в а н и я х ,
с п о с о б а х
распространения
болезней,
научить
заботиться о своем здоровье.
2)
«Чтобы
кожа
была
здоровой»,
с лед ит ь
за
е е
ч ис тотой,
гд е
знакомила со строением кожи, учила
бережному
обращению
с
нею,
закрепляла правила ухода за кожей.
3)
«Для
чего
нужна
зарядка»
-
приобщать
детей
к
регулярным
занятиям физкультурой.
Изучая тему «Моя семья», учу детей
называть имена родителей, кто, где
работает.
Беседуя
с
детьми,
обращать
внимание на то, как важно беречь
свое
здоровье,
заботиться
о
нем,
избегать ситуаций, приносящих вред
здоровью.
У ч и т ь
с о б л ю д а т ь
о сторожно сть
в
обращении
с
режущими
предметами,
нельзя
принимать
никаких
лекарств
и
витаминов без контроля со стороны
взрослых, а также брать угощенье и
подарки
от
незнакомых
людей.
Также
необходимо
приучать
быть
осторожными
при
контакте
с
н е зн а ком ы м и
и
т е м
б ол е е
с
бездомными
животными,
обучать
основным
правилам
безопасного
поведения на улицах.
Таким
образом,
все
игры,
задания
позволяют
формировать
у
детей
правильное
отношение
к
своему
здоровью. Особое значение
и м е е т
р е ж и м
д н я
с
е г о
составляющими:
пребывания
на
свежем
воздухе,
сон,
занятия,
игровая деятельность, отдых, прием
пищи,
личная
гигиена,
занятия
физкультурой.
З О Ж
с о з д а е т
у
д е т е й
мотивацию
и
стремление
быть
зд о р о в ы м и ,
ц е н и т ь
хо р о ш е е
настроение,
самочувствие,
уметь
защитить себя своих сверстников от
в р е д н ы х
в л и я н и й
с р е д ы
и
нежелательных контактов.
Литература:
1. Анохина
И.А.
Приобщение
дошкольников
к
здоровому
образу
жизни:
методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.
2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.- М: Айрис-
Пресс, 2006.-136с.
3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в
ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.- 44с.
4.
Гаврючина
Л.В.
Здоровьесберегающие
технологии
в
ДОУ:
методическое
пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
5. Исаев А.Б. Если хочешь быть здоров. М., Физкультура и спорт, 2008.- 339с.