Автор: Берикова Роза Лиджиевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Булуктинская СОШ"
Населённый пункт: поселок Бурата
Наименование материала: План конспект урока в 5 классе
Тема: "Уравнение"
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Слободчиковская ООШ»
Окружной конкурс «Мой лучший урок по ФГОС»
Номинация: «Уроки с учетом требований ФГОС и с применением ИКТ и ЭОР »
Конспект урока математики в 5 классе
по теме: «Уравнение»
Учитель математики:
Черемисова О. В.
Слободчики - 2015
1
Цели деятельности учителя
Главная дидактическая цель:
1.
Закрепление, первичная проверка и коррекция знаний, умений и навыков по теме: «Уравнение».
2.
Способность развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания,
наглядно-деятельностного мышления;
3.
Воспитывать интерес к предмету, сформировать у учащихся положительный мотив учения, умение
преодолевать посильные трудности; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе,
индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Регулятивные: уметь определять и формировать цели на уроке; проговаривать последовательность
действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения
действий на уроке; планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей; высказывать свое
предположение.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с
помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, используя
информацию, полученную на уроке).
Планируемые
образовательные результаты
Предметные: уметь решать уравнения.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
осознавать ответственность за общее дело; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формировать цели на урок с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действий на урок; планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей; высказывать свое предположение; коммуникативные - уметь оформлять свои
мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли с достаточной
полнотой и точностью; познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое
от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя
учебник, используя информацию, полученную на уроке); уметь осознан и произвольно строить речевые
высказывания; строить логическую цепочку рассуждений.
Основные понятия
Уравнение, корень уравнения, решать уравнение.
Ресурсы
Учебник «математика» 5 класс, Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, «Москва»,
2
2007.).
Презентация «Уравнение».
Карточки с заданиями.
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа.
Тип урока
Урок закрепления, первичной проверки знаний и умений.
Основные этапы урока:
1.
Организационный момент.
2.
Включение учащихся в активную деятельность (разминка – устный счет).
3.
Постановка цели и задачи урока.
4.
Актуализация опорных знаний умений и навыков.
5.
Закрепление и первичная проверка изучено материала.
6.
Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению.
7.
Рефлексия деятельности.
8.
Итог урока.
Ход урока
Этапы урока
Хро
ноло
гия
урок
а
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы
обучения
Формы
организа
ции
познават
ельной
деятельн
ости
Реальный
результат
Организаци
онный
момент
1
мин.
Слайд 1. Вводное слово учителя.
Учитель организует учащихся для работы
на уроке; проверяет готовность класса;
вопросы по домашнему заданию.
Слушают учителя
Словесный
Общекл
ассная
Готовность
учащихся к
уроку.
Включение
учащихся в
активную
деятельност
ь (разминка
– устный
3
мин.
Слайд 2. Учитель раздает заготовленные
карточки с заданием устного счета по
одной на ряд (приложение 1).
Слайд 3. Проверяет правильность
решения.
Каждый учащийся
выполняет один пример,
заполняя пустые кружочки и
итоговый ответ в квадрат, и
передает карточку соседу.
Наглядный,
практический.
Индиви
дуальна
я,
группов
ая
Учащиеся
включаются в
активную
деятельность.
Определяется
победитель
3
счет)
(весь ряд).
Учитывается
верность и
скорость
решения.
Постановка
цели и
задачи
урока.
3
мин.
Слайд 4. Предлагает разгадать ребус и
узнать тему урока. Сообщает тему,
записывает на доске; говорит о важности
данной темы, о связи темы с ранее
изученным материалом.
Слайд 5. Наводит учащихся для
определения главной цели урока.
Разгадывают ребус и узнают
тему урока.
Слушают учителя,
записывают тему и дату
урока.
Определяют цель урока.
Наглядный,
словесный
Общекл
ассная
Определение
темы урока.
Постановка
цели и задачи
урока.
Актуализац
ия опорных
знаний
умений и
навыков.
7
мин.
Слайд 6. Опрос учителя по теории:
1. Назовите компоненты при сложении?
2. Назовите компоненты при вычитании?
3. Как найти неизвестное слагаемое?
4. Как найти неизвестное вычитаемое?
5. Как найти неизвестное уменьшаемое?
Слайд 7. На доске заготовлены простые
примеры на применение свойств
вычитания.
6. Как называются эти свойства?
120-(20+15)=120-20-15=85
(свойство вычитания суммы из числа)
(50+12)-10=50-10+12=52
(свойство вычитания числа из суммы).
Как еще можно решить эти примеры?
Опрос с места.
Удобно ли? Учебная проблема как
вопрос.
Ученики с места отвечают на
поставленные вопросы по
поднятию руки.
2 ученика выходят к доске и
во время теоретических
вопросов решают примеры.
Когда опрос закончен, эти
ученики называют свойства
вычитания и комментируют
их решения.
Ученики с места предлагают
второе решение.
Нет. Ученики делают вывод
о важности свойств
вычитания: «значит, свойства
вычитания применяют для
Словесный,
практический,
наглядный,
репродуктивн
ый.
Фронтал
ьная,
индивид
уальная.
Проверка,
полученных
ранее,
теоретических
знаний и
умения
применять их на
простейших
примерах.
4
7. Слайд 8. Учитель раздает каждому
ученику карточку с вопросами и
ответами. Ребятам нужно установить
соответствие и показать стрелочкой
(приложение 2)
удобства вычисления».
Каждый работает по
карточке, когда все учащиеся
выполнили, меняются
карточками и проверяют друг
у друга с ответами на слайде.
Закрепление
и первичная
проверка
изучено
материала.
9
мин.
1
мин.
Слайд 9. Работа с учебником: № 395 (а,
в, д) – решение простейших уравнений.
Учитель записывает номер на доске.
а) 395+х=864, в) 300-у=206, д) 166=m-
34
Ответы: а) х=469, в) х=94, д) х=200
(приложение 3).
Слайд 10. № 376 (б, д) – решить
уравнение с двумя действиями двумя
способами.
Учитель записывает номер на доске.
б) (24+х)-21=10; х=7.
д) 56-(х+12)=24; х=20.
(приложение 4).
Слайд 11. Проводит физкультминутку.
Уравненья мы решали и, конечно же,
устали,
А
теперь
мы
дружно
встали,
свои
косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два
в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на
4 — к небесам,
Хорошо
прогнулись,
и
друг
другу
улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми
Пример под буквой а и в
ученики решают
самостоятельно тетради и
озвучивают ответ. Под
буквой д один ученик решает
у доски и разбирает его
решение.
Все решают в тетради а два
ученика решают по очереди
у доски. Ученики с места
исправляют ошибки
(корректируют), если их
допустили ученики у доски.
Встают из-за парты и
выполняют
физкультминутку.
Ученики получают карточки
Наглядный,
практический,
словесный.
Практический
Индиви
дуальна
я,
общекла
ссная.
Применение
знаний и
умений.
Учебно-
5
8
мин.
3
мин.
5
мин.
всегда мы будем.
Слайд 12. Учитель раздает карточки и
предлагает классу решить 6 уравнений и
отгадать слово, исходя из которого,
догадаются, чем займемся дальше на
уроке. На слайде и на карточке записаны
6 уравнений, в бланке ответов под
каждой цифрой написана буква.
(приложение 5)
Ключевое слово: ЗАДАЧА.
Слайд 13. Учитель предлагает решить
задачу с помощью уравнения. № 377 (б)
(х+14)-12=75 Ответ: х=73.
(приложение6)
Слайд 14-15. Учитель: «А теперь
положите ручки. Ребята, вы знаете что, у
меня в гостях был Незнайка и оставил
свою тетрадку и фотографию. В тетради
очень много ошибок. Наша задача найти
и исправить его ошибки». На отвороте
доски несколько уравнений с ошибками.
(Приложение 7)
в которых написаны
уравнения и даны ответы с
буквами. Они решают по
порядку уравнения и находят
буквы при этом составить
ключевое слово.
К доске идет один ученик и
решает задачу с
оформлением. (Приложение
6). Остальные работают в
своих тетрадях.
Выбираются 4 ученика
исправить эти ошибки с
помощью цветных мелков.
Ребята с места поправляют
их в случае необходимости.
, частично-
поисковый,
наглядный.
Наглядный,
практический.
Практический
, частично-
поисковый,
наглядный
Индиви
дуальна
я,
общекла
ссная.
Индиви
дуальна
я,
общекла
ссная
Индиви
дуальна
я,
фронтов
ая
коммуникативн
ые умения
учащихся.
Умение
применять
знания в
незнакомой
ситуации.
Применение
знаний и
умений.
Логическое
отыскание
решений.
Информаци
я о
домашнем
задании,
инструкция
по его
выполнени
ю.
2
мин.
Слайд 16. Учитель сообщает домашнее
задание, которое дается
диффиринцированно на «3», «4», «5».
«3» - № 395 (б, г, е);
«4» - № 396;
«5» - № 397 (в).
Ученики записывают
домашнее задание в дневник.
Словесный,
наглядный.
Общекл
ассная.
Результат
домашнего
задания
проверяется на
следующем
уроке.
Рефлексия
деятельнос
ти.
2
мин.
Слайд 17. Учитель проводит рефлексию
«Дерево успеха». Каждому ученику
раздает листочек, на котором они должны
Подписывают на листике
свое имя и по очереди, по
одному выходят к доске и
Наглядный.
Общекл
ассная.
Результат
учениками
своей работы на
6
написать свое имя и прикрепить на
заготовленное на доске дерево.
(приложение 8).
наклеивают свой листик на
дерево, учитывая свои
успехи на уроке.
протяжении
урока.
Итог урока
1
мин.
Учитель анализирует работу класса,
выставляет оценки учащимся за работу
на уроке.
Слайд 18.
Ученики слушают,
выставляют оценки в
дневник.
Словесный.
Общекл
ассная.
Достижение
цели урока.
Учащиеся в
течении урока
имели
возможность
корректировать
и проверять
свои знания.
Литература
1.
Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 21-е изд.,
стер. – М.: Мнемозина, 2007 – 280с.: ил.
2.
Математика. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Н.Я.Виленкин,
В.И.Жохов,
А.С.Чесноков,
С.И.
Шварцбурд. I
полугодие / авт.-сост. И.Б. Чаплыгина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 288 с.
Приложение 1.
Какое число стоит в конце цепочки?
7
Приложение 2
Вопрос
Ответ
Что такое уравнение?
Найти все его корни (или убедиться,
что это уравнение не имеет ни одного
корня).
Корень уравнения?
Равенство, содержащее букву,
значение которой надо найти.
Решить уравнение?
Значение буквы, при котором из
уравнения получается верное
числовое равенство.
Приложение 3.
№ 395 (а, в, д)
Решение:
а) 395+х=864 в) 300-у=206 д) 166=m-34
х=864-395 у=300-206 m=166+34
х=469 у=94 m=200
Приложение 4.
8
№ 376 (б, д)
Решение:
1 ученик
2 ученик
1 способ
2 способ
1 способ
2 способ
(24+х)-21=10
56-(х+12)=24
24+х=10+21
24+х=31
х=31-24
х=7
24-21+х=10
3+х=10
х=10-3
х=7
х+12=56-24
х+12=32
х=32-12
х=20
56-х-12=24
44-х=24
х=44-24
х=20
Приложение 5.
1. х+43=54
2. 75-х=33
3. 72+х=98
4. х-25=44
5. (23+х)-27=5
6. 55-(х-15)=30
26
9
11
69
40
42
Д
Ч
З
А
А
А
Решение уравнений.
1. х+43=54, 2. 75-х=33, 3. 72+х=98, 4. х-25=44, 5. (23+х)-27=5, 6. 55-(х-15)=30
х=54-43 х=75-33 х=98-72 х=44+25 23+х=23+5 х-15=55-30
х=11(З) х=42(А) х=26 (Д) х=69 (А) 23+х=28 х-15=25
х=28-27 х=25+15
х=9 (Ч) х=40 (А)
Приложение 6.
№ 377 (б)
9
Решение:
Пусть х- задуманное число, если к этому числу прибавить 14 (х+14), к полученной сумме прибавить 18 ((х+14)+18), то получится 75
((х+14)-12=75). Мы получили уравнение: (х+14)-12=75, решаем его и получаем:
х+14=75+12
х+14=87
х=87-14
х=73
Ответ: Маша задумала число 73.
Приложение 7.
Эскиз отворота доски
1 ученик
2 ученик
у+92=142 х-215=115
у=142+92 х=215-115
у=234 х=100
3 ученик
4 ученик
100-х=63 28-(х+7)=17
х=100+63 х+7=28+17
х=163 х+7=45
х=45-7
х=38
Эскиз отворота доски в исправленном учениками варианте
10
1 ученик
2 ученик
у+92=142 х-215=115
у=142+92 х=215-115
у=234 50 х=100 330
3 ученик
4 ученик
100-х=63 28-(х+7)=17
х=100+63 х+7=28+17
х=163 37 х+7=45 11
х=11 45-7
х=38 4
Приложение 8.
«Дерево успеха»
11
Анкета-заявка
Участника конкурса «Мой лучший урок по ФГОС»
ФИО – Черемисова Ольга Васильевна.
Школа – МАОУ «Слободчиковская ООШ».
12
Учащиеся
должны
на листке
подписать
свое имя и
приклеить,
учитывая
свои успехи
на уроке.
Чем лучше
усвоил
материал,
тем листик
выше
Преподаваемый предмет – математика, физика.
Педагогический стаж – 1 год.
Квалификационная категория – нет.
Направление – уроки с учетом требований ФГОС и с применением ИКТ и ЭОР.
Название раоты - конспект урока математики в 5 классе по теме: «Уравнение».
Контактный телефон – 43-1-24.
13
Учащиеся
должны
на листке
подписать
свое имя и
приклеить,
учитывая
свои успехи
на уроке.
Чем лучше
усвоил
материал,
тем листик
выше