Напоминание

"Праздники как средства развития речи детей"


Авторы: Сонина Лариса Юрьевна, Проценко Анна Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №9 "Росинка"
Населённый пункт: г.Шадринск Курганская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Праздники как средства развития речи детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Праздники как средство развития речи детей

Сонина Лариса Юрьевна и Проценко Анна Викторовна

Мы знаем, какое громадное значение в жизни детей имеют эмоции,

особенно эмоции положительные, возбуждающие. Отнимите их у детей, и

померкнет их жизнь. Проявление у ребенка внимания, интереса,

стремления к творчеству требуют эмоциональных побуждений.

Особого внимания к себе требуют эмоции радости. Ребенок, жизнь

которого лишена радости, чахнет и физически и психически. Интересы

его развивающейся личности требуют обновляющихся впечатлений,

поддерживающих и питающих чувство радости. Однообразно, уныло

текущая жизнь удручает, ослабляет силы как физические, так и психические;

радостное, в меру представленное разнообразие их питает и поддерживает.

В этом смысле надо отметить громадное положительное

значение праздников. Праздник, педагогически правильно организованный,

нарушает однообразие текущей жизни, вносит в жизнь детей новое ценное

содержание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности все

силы и способности, в том числе и способность речи. Недаром Пирогов в

своей статье «Быть и казаться», написанной по вопросу о

детский праздничных выступлениях, отмечает значение таковых

для развития речи детей.

В подготовке к празднику должны соответственно возрасту и

возможности участвовать сами дети. Под подготовкой к празднику мы

подразумеваем обсуждение его содержания, организацию праздничной

среды и систематизацию репертуарного материала. Совершенно

недопустимы спешное разучивание материала, натаскивание детей,

многочисленные репетиции. Материал для праздника накапливается

постепенно в процессе годовой педагогической работы. Из имеющегося

запаса перед праздником отбирается необходимое.

И подготовка к празднику во всех ее проявления, и проведение

самого праздника предоставляют широкие возможности для выявления

детской самодеятельности и языка; но нас интересует главным образом

центральный момент каждого праздника – предлагаемое детям зрелище,

представление. При этом роль детей может быть двоякая: они могут

являться действующими лицами и могут быть зрителями. В первом случае

проявляется и упражняется их собственная активная речь, во втором – они

слухом воспринимают чужую речь. В интересах их

речевого развития значительно и то и другое. Организуя праздники, мы

должны и тому и другому уделять время и внимание.

Что же мы можем предоставить детям-зрителям? Театральные сказки,

концерты, литературные чтения с волшебным фонарем, сказочных героев.

Бывают случаи, когда материал, предлагаемый детям в виде куплетов,

частушек, может только опошлить вкус детей.

Не менее значителен вопрос об участии самих детей в праздничных

выступлениях. В интересах социального и речевого развития детей такие

выступления имеют огромное значение.

Для того чтобы говорить хорошо всегда и при всех условиях, надо не

только уметь говорить, но надо приобрести привычку говорить публично, не

стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Есть люди с богатым духовным содержанием, прекрасно владеющие

речью, но настолько застенчивые, неуверенные в себе, непривычные к

публичной речи, что достаточно присутствия двух-трех посторонних лиц,

чтобы они не могли произнести ни слова. С этим надо бороться, развивать в

детях уверенность в себе и доверие к своим силам. Привычку к

публичной речи можно создать в человеке только путем приучения его с

малолетства к речи перед посторонней, увеличивающейся в числе

аудиторией.

Поэтому-то так важно, чтобы дети уже в детском саду проникались

сознанием, что они принимают участие в общей работе, в общей беседе,

что их словами все заинтересованы, что они рассказывают товарищам

нечто, что может и должно их всех заинтересовать.

Но недостаточно выступить только перед своими товарищами. К ним

дети привыкают и перестают их стесняться, нисколько не утрачивая в то же

время робости в присутствии новой посторонней аудитории. Поэтому

необходимо приучать детей читать и говорить перед публикой. С этой целью

следует изредка организовывать чтение детей на детских праздниках, на

которые приглашаются родители и знакомые.

Такие выступления детей уже практикуются и в детских садах и в

школах, но организация их не всегда соответствует тем принципам,

которыми при этом следует руководствоваться. Им придается характер

излишней торжественности, исключительности, дети дифференцируются,

выдвигаются избранники, развивается пустое тщеславие, с одной стороны,

зависть-с другой. Эта внешняя отрицательная сторона дела убивает его

внутреннюю сторону - развить во всех детях умение и потребность путем

живого слова воздействовать на слушателя.

Всякий парад, всякая внешняя показная сторона, способствующая

проявлению тщеславия, не должны иметь места. Выступать и читать

должны все дети, без различия из свойств и способностей. Детей робких,

застенчивых следует выдвигать в первую очередь. Необходимо соблюдать

осторожность в расточении похвал, в манере порицания, чтобы не

разжигать тщеславия и не задевать самолюбия.

Дети могут разыгрывать маленькие сценки, сказки, читать стихи,

рассказывать, давать пояснения к картинам.

При этом шлифуется их речь, развивается уверенность в себе,

находчивость, открывается простор для творчества. Составлять небольшие

инсценировки по сказкам, рассказам, басням, по данным детской жизни не

так уж трудно; требования к таким вещицам не слишком велики: были бы

они понятны и интересны по содержанию и грамотны по изложению. Но мы

никогда не должны забывать, что детский спектакль не театральное

представление, в котором участвуют актеры, а методический прием,

имеющий в виду детей. Участвовать в этих спектаклях должны все дети.

Первая категория праздников – сезонные: праздник весны, лета, осени,

зимы. Оформления их может быть очень разнообразно и интересно, с

привлечением различных видов детской деятельности и живого слова.

Вторая категория - праздники литературные, музыкальные, посвященные

памяти и творчеству знакомых детям писателей, поэтов, композиторов; из

нашей дошкольной практике мы можем назвать праздник Пушкина,

повторяющийся каждый год, А. Барто, Моцарта, Бетховена. На них

выступают обычно и дети и взрослые.

Третья категория - праздники труда: посадка деревьев, цветов, сбор

овощей, фруктов.

Четвертая категория – бытовые праздники: дни рождения детей, летом

пикники – походы на природу.

Сюда же следует отнести случайные, мимолетные маленькие праздники.

Детям накануне объявляется: завтра у нас будет праздник. Более

тщательно наводится порядок, организуется «сладкий стол», снимаются

обычные плановые занятия, и устраивается «театр» - час

детской самодеятельности: чтение стихов, пение, пляски, игры. Старшие

дети могут сами придумывать маленькие сценки.

Темы для таких инсценировок дети выбирают сами или их

предлагает педагог: встреча двух друзей, в лесу (сбор грибов, ягод, отдых

под дубом, у костра (дети разжигают костер, располагаются вокруг него, кто-

нибудь рассказывает сказку) и т. п. Декорации никаких не требуется. Все

воображаемое.

Сколько же праздников разного типа можно представить детям в году?

Ответить на этот вопрос определенным числом нельзя. Сколько нужно. Это

должен подсказать педагогический такт и чувство меры.

Праздники и праздничные выступления детей неизменно включают

музыкальные номера, главным образом пение, а потому попутно можно

сказать несколько слов о музыкально-вокальном образовании детей,

несомненно, оказывающем влияние на развитие их языка.

Мы коснемся только одной стороны этого большого вопроса, а именно

пения как фактора развития речи детей. Детям предоставляется

возможность слушать пение и петь самим. Каждая песня связана с

литературным текстом, который дети должны запомнить. К такому тексту

должны быть предъявлены те же требования, что и к любому

литературному произведению, с которым знакомят детей, - абсолютной

грамотности, по возможности художественности. Дети должны понимать

смысл песни, которая им поется, что выдвигает определенные требования к

дикции поющего лица. Литературный текст песни должен быть разучен с

детьми предварительно, это требование обуславливает сотрудничество

педагога и музыкального руководителя.

Музыкальное образование неразрывно связанно с культурой слуха, а

культура слуха – один из важнейших факторов в деле развития речи.

Следует еще отметить роль пения в борьбе с некоторыми

недостатками речи, главным образом с заиканием. Отмечается, что пение, т.

е. протяжное произношение звуков, входящих в слово, пресекает виды

заикания.

Пением пользуются как методом борьбы с видами заикания, не

являющимися неисправными. Но такая работа должна вестись

специалистом.



В раздел образования