Авторы: Сонина Лариса Юрьевна, Проценко Анна Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №9 "Росинка"
Населённый пункт: г.Шадринск Курганская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Праздники как средства развития речи детей"
Раздел: дошкольное образование
Праздники как средство развития речи детей
Сонина Лариса Юрьевна и Проценко Анна Викторовна
Мы знаем, какое громадное значение в жизни детей имеют эмоции,
особенно эмоции положительные, возбуждающие. Отнимите их у детей, и
померкнет их жизнь. Проявление у ребенка внимания, интереса,
стремления к творчеству требуют эмоциональных побуждений.
Особого внимания к себе требуют эмоции радости. Ребенок, жизнь
которого лишена радости, чахнет и физически и психически. Интересы
его развивающейся личности требуют обновляющихся впечатлений,
поддерживающих и питающих чувство радости. Однообразно, уныло
текущая жизнь удручает, ослабляет силы как физические, так и психические;
радостное, в меру представленное разнообразие их питает и поддерживает.
В этом смысле надо отметить громадное положительное
значение праздников. Праздник, педагогически правильно организованный,
нарушает однообразие текущей жизни, вносит в жизнь детей новое ценное
содержание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности все
силы и способности, в том числе и способность речи. Недаром Пирогов в
своей статье «Быть и казаться», написанной по вопросу о
детский праздничных выступлениях, отмечает значение таковых
для развития речи детей.
В подготовке к празднику должны соответственно возрасту и
возможности участвовать сами дети. Под подготовкой к празднику мы
подразумеваем обсуждение его содержания, организацию праздничной
среды и систематизацию репертуарного материала. Совершенно
недопустимы спешное разучивание материала, натаскивание детей,
многочисленные репетиции. Материал для праздника накапливается
постепенно в процессе годовой педагогической работы. Из имеющегося
запаса перед праздником отбирается необходимое.
И подготовка к празднику во всех ее проявления, и проведение
самого праздника предоставляют широкие возможности для выявления
детской самодеятельности и языка; но нас интересует главным образом
центральный момент каждого праздника – предлагаемое детям зрелище,
представление. При этом роль детей может быть двоякая: они могут
являться действующими лицами и могут быть зрителями. В первом случае
проявляется и упражняется их собственная активная речь, во втором – они
слухом воспринимают чужую речь. В интересах их
речевого развития значительно и то и другое. Организуя праздники, мы
должны и тому и другому уделять время и внимание.
Что же мы можем предоставить детям-зрителям? Театральные сказки,
концерты, литературные чтения с волшебным фонарем, сказочных героев.
Бывают случаи, когда материал, предлагаемый детям в виде куплетов,
частушек, может только опошлить вкус детей.
Не менее значителен вопрос об участии самих детей в праздничных
выступлениях. В интересах социального и речевого развития детей такие
выступления имеют огромное значение.
Для того чтобы говорить хорошо всегда и при всех условиях, надо не
только уметь говорить, но надо приобрести привычку говорить публично, не
стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Есть люди с богатым духовным содержанием, прекрасно владеющие
речью, но настолько застенчивые, неуверенные в себе, непривычные к
публичной речи, что достаточно присутствия двух-трех посторонних лиц,
чтобы они не могли произнести ни слова. С этим надо бороться, развивать в
детях уверенность в себе и доверие к своим силам. Привычку к
публичной речи можно создать в человеке только путем приучения его с
малолетства к речи перед посторонней, увеличивающейся в числе
аудиторией.
Поэтому-то так важно, чтобы дети уже в детском саду проникались
сознанием, что они принимают участие в общей работе, в общей беседе,
что их словами все заинтересованы, что они рассказывают товарищам
нечто, что может и должно их всех заинтересовать.
Но недостаточно выступить только перед своими товарищами. К ним
дети привыкают и перестают их стесняться, нисколько не утрачивая в то же
время робости в присутствии новой посторонней аудитории. Поэтому
необходимо приучать детей читать и говорить перед публикой. С этой целью
следует изредка организовывать чтение детей на детских праздниках, на
которые приглашаются родители и знакомые.
Такие выступления детей уже практикуются и в детских садах и в
школах, но организация их не всегда соответствует тем принципам,
которыми при этом следует руководствоваться. Им придается характер
излишней торжественности, исключительности, дети дифференцируются,
выдвигаются избранники, развивается пустое тщеславие, с одной стороны,
зависть-с другой. Эта внешняя отрицательная сторона дела убивает его
внутреннюю сторону - развить во всех детях умение и потребность путем
живого слова воздействовать на слушателя.
Всякий парад, всякая внешняя показная сторона, способствующая
проявлению тщеславия, не должны иметь места. Выступать и читать
должны все дети, без различия из свойств и способностей. Детей робких,
застенчивых следует выдвигать в первую очередь. Необходимо соблюдать
осторожность в расточении похвал, в манере порицания, чтобы не
разжигать тщеславия и не задевать самолюбия.
Дети могут разыгрывать маленькие сценки, сказки, читать стихи,
рассказывать, давать пояснения к картинам.
При этом шлифуется их речь, развивается уверенность в себе,
находчивость, открывается простор для творчества. Составлять небольшие
инсценировки по сказкам, рассказам, басням, по данным детской жизни не
так уж трудно; требования к таким вещицам не слишком велики: были бы
они понятны и интересны по содержанию и грамотны по изложению. Но мы
никогда не должны забывать, что детский спектакль не театральное
представление, в котором участвуют актеры, а методический прием,
имеющий в виду детей. Участвовать в этих спектаклях должны все дети.
Первая категория праздников – сезонные: праздник весны, лета, осени,
зимы. Оформления их может быть очень разнообразно и интересно, с
привлечением различных видов детской деятельности и живого слова.
Вторая категория - праздники литературные, музыкальные, посвященные
памяти и творчеству знакомых детям писателей, поэтов, композиторов; из
нашей дошкольной практике мы можем назвать праздник Пушкина,
повторяющийся каждый год, А. Барто, Моцарта, Бетховена. На них
выступают обычно и дети и взрослые.
Третья категория - праздники труда: посадка деревьев, цветов, сбор
овощей, фруктов.
Четвертая категория – бытовые праздники: дни рождения детей, летом
пикники – походы на природу.
Сюда же следует отнести случайные, мимолетные маленькие праздники.
Детям накануне объявляется: завтра у нас будет праздник. Более
тщательно наводится порядок, организуется «сладкий стол», снимаются
обычные плановые занятия, и устраивается «театр» - час
детской самодеятельности: чтение стихов, пение, пляски, игры. Старшие
дети могут сами придумывать маленькие сценки.
Темы для таких инсценировок дети выбирают сами или их
предлагает педагог: встреча двух друзей, в лесу (сбор грибов, ягод, отдых
под дубом, у костра (дети разжигают костер, располагаются вокруг него, кто-
нибудь рассказывает сказку) и т. п. Декорации никаких не требуется. Все
воображаемое.
Сколько же праздников разного типа можно представить детям в году?
Ответить на этот вопрос определенным числом нельзя. Сколько нужно. Это
должен подсказать педагогический такт и чувство меры.
Праздники и праздничные выступления детей неизменно включают
музыкальные номера, главным образом пение, а потому попутно можно
сказать несколько слов о музыкально-вокальном образовании детей,
несомненно, оказывающем влияние на развитие их языка.
Мы коснемся только одной стороны этого большого вопроса, а именно
пения как фактора развития речи детей. Детям предоставляется
возможность слушать пение и петь самим. Каждая песня связана с
литературным текстом, который дети должны запомнить. К такому тексту
должны быть предъявлены те же требования, что и к любому
литературному произведению, с которым знакомят детей, - абсолютной
грамотности, по возможности художественности. Дети должны понимать
смысл песни, которая им поется, что выдвигает определенные требования к
дикции поющего лица. Литературный текст песни должен быть разучен с
детьми предварительно, это требование обуславливает сотрудничество
педагога и музыкального руководителя.
Музыкальное образование неразрывно связанно с культурой слуха, а
культура слуха – один из важнейших факторов в деле развития речи.
Следует еще отметить роль пения в борьбе с некоторыми
недостатками речи, главным образом с заиканием. Отмечается, что пение, т.
е. протяжное произношение звуков, входящих в слово, пресекает виды
заикания.
Пением пользуются как методом борьбы с видами заикания, не
являющимися неисправными. Но такая работа должна вестись
специалистом.