Автор: Хухорова Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 26 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано
много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и
изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,
его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов.
Нравственно-патриотическое
воспитание
ребенка
-
сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию,
климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и
быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая
связь
людей
ведет
к
формированию
их
духовного
подобия.
Сходство
в
духовной
жизни
способствует
общению
и
взаимодействию,
что
в
свою
очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое
своеобразие культуре.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к
самым
близким
людям
-
к
матери,
отцу,
бабушке,
дедушке.
Это
корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя
многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности
патриота.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном
или
дочерью,
необходимо
ощутить
духовную
жизнь
своего
народа
и
творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру
страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических
ошибках
своего
народа,
на
недостатках
его
характера
и
культуры.
Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному
застою.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди
других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством,
литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших
памятниках,
литературе,
языке,
живописи…
Национальные
отличия
сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не
только передачей знаний».
Именно
поэтому
родная
культура,
как
отец
и
мать,
должна
стать
неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В
нравственно-патриотическом
воспитании
огромное
значение
имеет
пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из
жизни
старших
членов
семьи
(дедушек
и
бабушек,
участников
Великой
Отечественной
войны,
их
фронтовых
и
трудовых
подвигов)
необходимо
привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к
Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести
ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена
увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты
памятники.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но
подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и
переживается
индивидуально.
Он
прямо
связан
с
личной
духовностью
человека, ее глубиной.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-
новому
начинаем
относиться
к
старинным
праздникам,
традициям,
фольклору,
художественным
промыслам,
декоративно-прикладному
искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных
достижений, просеянных сквозь сито веков.
1.
Окружающие
предметы,
впервые
пробуждающие
душу
ребенка,
воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть
национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что
они — часть великого русского народа.
2.
Необходимо
широко
использовать
все
виды
фольклора
(сказки,
песенки,
пословицы,
поговорки,
хороводы
и
т.д.).
В
устном
народном
творчестве
как
нигде
сохранились
особенные
черты
русского
характера,
присущие
ему
нравственные
ценности,
представления
о
добре,
красоте,
правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками,
загадками,
пословицами,
сказками,
мы
тем
самым
приобщаем
их
к
общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то
особенным
образом
сочетаются
слово,
музыкальный
ритм,
напевность.
Адресование
детям
потешки,
прибаутки,
заклички
звучат
как
ласковый
говорок,
выражая
заботу,
нежность,
веру
в
благополучное
будущее.
В
пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции,
высмеиваются
недостатки,
восхваляются
положительные
качества
людей.
Особое
место
в
произведениях
устного
народного
творчества
занимают
уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих
рук.
Благодаря
этому,
фольклор
является
богатейшим
источником
познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны
занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные
веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года,
погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем
эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами
общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.
Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным
изобразительным искусством.
Обобщая
сказанное,
можно
заключить,
что
образовательная
цель
программы
состоит
в
приобщении
детей
ко
всем
видам
национального
искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до
театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной
культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача,
решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная,
систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,
общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова
и
поступки
могут
дать
положительные
результаты
и
стать
основой
для
дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.