Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"


Автор: Хухорова Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 26 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое

воспитание детей дошкольного возраста»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано

много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,

гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и

изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,

его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к

культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое

воспитание

ребенка

-

сложный

педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию,

климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и

быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая

связь

людей

ведет

к

формированию

их

духовного

подобия.

Сходство

в

духовной

жизни

способствует

общению

и

взаимодействию,

что

в

свою

очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое

своеобразие культуре.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к

самым

близким

людям

-

к

матери,

отцу,

бабушке,

дедушке.

Это

корни,

связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя

многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через

детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

патриота.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном

или

дочерью,

необходимо

ощутить

духовную

жизнь

своего

народа

и

творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру

страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических

ошибках

своего

народа,

на

недостатках

его

характера

и

культуры.

Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному

застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди

других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством,

литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших

памятниках,

литературе,

языке,

живописи…

Национальные

отличия

сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не

только передачей знаний».

Именно

поэтому

родная

культура,

как

отец

и

мать,

должна

стать

неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В

нравственно-патриотическом

воспитании

огромное

значение

имеет

пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из

жизни

старших

членов

семьи

(дедушек

и

бабушек,

участников

Великой

Отечественной

войны,

их

фронтовых

и

трудовых

подвигов)

необходимо

привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к

Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести

ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена

увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты

памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но

подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и

переживается

индивидуально.

Он

прямо

связан

с

личной

духовностью

человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-

новому

начинаем

относиться

к

старинным

праздникам,

традициям,

фольклору,

художественным

промыслам,

декоративно-прикладному

искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных

достижений, просеянных сквозь сито веков.

1.

Окружающие

предметы,

впервые

пробуждающие

душу

ребенка,

воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть

национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что

они — часть великого русского народа.

2.

Необходимо

широко

использовать

все

виды

фольклора

(сказки,

песенки,

пословицы,

поговорки,

хороводы

и

т.д.).

В

устном

народном

творчестве

как

нигде

сохранились

особенные

черты

русского

характера,

присущие

ему

нравственные

ценности,

представления

о

добре,

красоте,

правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками,

загадками,

пословицами,

сказками,

мы

тем

самым

приобщаем

их

к

общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то

особенным

образом

сочетаются

слово,

музыкальный

ритм,

напевность.

Адресование

детям

потешки,

прибаутки,

заклички

звучат

как

ласковый

говорок,

выражая

заботу,

нежность,

веру

в

благополучное

будущее.

В

пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции,

высмеиваются

недостатки,

восхваляются

положительные

качества

людей.

Особое

место

в

произведениях

устного

народного

творчества

занимают

уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих

рук.

Благодаря

этому,

фольклор

является

богатейшим

источником

познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны

занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные

веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года,

погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем

эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами

общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.

Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным

изобразительным искусством.

Обобщая

сказанное,

можно

заключить,

что

образовательная

цель

программы

состоит

в

приобщении

детей

ко

всем

видам

национального

искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до

театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной

культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача,

решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная,

систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,

общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова

и

поступки

могут

дать

положительные

результаты

и

стать

основой

для

дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.



В раздел образования