Напоминание

Духовно– нравственное воспитание в начальной школе


Автор: Красильникова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Васильевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Село Васильевское, Республика Марий Эл
Наименование материала: Духовно– нравственное воспитание в начальной школе
Тема: Духовно– нравственное воспитание в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Духовно- нравственное воспитание в начальной школе.

В жизни можно по-разному жить,

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя спать,

Вовремя делать гадости.

А можно и так -

На рассвете встать ,

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать ,

И подарить его людям.

Под таким девизом строится вся духовно- нравственная работа в классе.

Важная роль в воспитании младших школьников принадлежит семье.

Семья - важный элемент системы образования, где

системообразующей

основой являются традиции, обычаи, предания. Дом - это дети, отец и мама.

Эмблема,

которую

мы

выбрали

для

духовно-

нравственного

воспитания

говорит об этом.

Начальная школа

- особый период в жизни ребёнка. Именно в это время

закладываются основы будущей личности. Материал для построения модели

своего поведения в окружающем мире, цели, ценности, идеалы, ребёнок

черпает в культуре.

Приобщение детей к духовно- нравственным ценностям позволяет решать

следующие воспитательные и образовательные задачи:

- Воспитывать чувство гордости предками.

-Приобщать детей к отечественным традициям - трапезы, гостеприимства,

сочувствия и помощи другим.

-Способствовать формированию эталонных представлений о добре и зле.

-Воспитывать любовь и уважение к малой родине.

« Дитя воспитать, что храм построить»- говорили наши предки. Мы же

должны

построить

в

душе

ребёнка

тоже

храм,

храм

добра

и

мудрости

родительской.

С

целью

духовно-

нравственного

обогащения

младшего

школьника,

формирование

его

как

личности

в

классе

разработана

целая

система

внеклассных

мероприятий,

уроков

развития

речи,

включающих

этнокультурный материал.

- Это посещение этнографического музея « Деревенская изба» в нашем селе,

посещение

храма

Василия

Великого,

святых

мест

детьми

вместе

с

родителями.

-Проведение концертов и изготовление подарков ко Дню пожилого человека

«Сегодня бабушку и деда я с праздником поздравлю».

-Рождественские посиделки: « Всяк в этот вечер чуда ждёт».

-Крещенские посиделки: «Святы вода и снег сегодня».

-Праздник детей и родителей : « Женская доля».

-Конкурс рисунков: « Я в форме защитного цвета».

« Так как Бог не может поспеть повсюду, он создал мать»- гласит арабская

пословица.

Что

может

быть

более

священным,

чем

имя

«Мать».

Мама,

мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого

близкого, родного, единственного человека. К этому образу мы обращаемся в

светлый и волнующий праздник-День Матери, который появился в нашем

календаре с1998 года. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь,

ласку,

заботу.

Материнство

на

Руси

всегда

было

равноценно

символу

святости.

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин

Женщина с ребёнком на руках.

Вот уже много лет подряд проводим мы в классе мам разных поколений:

«Нет ничего превыше слова Мать». Сколько нежных и добрых слов слышат

мамы в этот день. Обведя на листе бумаги свою ладонь дети на пальчиках

пишут пожелания для мамы, а затем из этих ладошек составляется солнышко,

которое освещает наш класс светом любви и нежности.

Читая ко Дню Победы письма военных лет и увидев военные треугольники,

ребята решили написать для мам письма из будущего, сложив их в виде

треугольников. Немало слёз было на глазах у мам, когда дети читали свои

письма. Андрей написал так: «Здравствуй , дорогая, милая мамочка! Сейчас

я от тебя очень далеко. Так получилось. А знала бы ты, родная , как хочется

мне прижаться к твоей щеке, погладить руки и шепнуть на ушко: « Я тебя

люблю». А Даша написала, что соскучилась по маминым пирогам и хочет

посидеть с ней рядышком.

В конце праздника все мамы зажигают свечи, кладут свою ладонь на голову

своему ребёнку и произносят слова молитвы.

Дети должны помнить и верить, стараться даже в самый хмурый день в году

дарить тепло той, что выносила его под сердцем, любовь которой греет нас до

самой старости. Пусть не только в праздник , но и в будни, мамы чувствуют

нашу заботу, нашу преданную любовь. Ведь не зря говорят: «Чти отца твоего

и матерь твою да благо тебе будет и долголетен будешь на земле». У Андрея

Дементьева есть такие строки:

«Пока малы - за них в ответе мать

От первых слёз и до вечерней сказки.

Но как потом им будет не хватать

Мужской поддержки и отцовской ласки.

Им непрерывно надо подражать

Своим отцам - на то они и дети.

Родную руку молча подержать

Уйти с отцом рыбачить на рассвете»

В году есть два дня, когда мы встречаемся в классе с папами. Это Новый год

и 23 февраля. Пример отца , его мужское слово очень нужно сыну и , конечно,

дочери. Каждому из детей хочется походить вокруг ёлки вместе с папой за

руку и спеть с ним песню «про ёлку». И какое видишь удивление в глазах

ребёнка:

«Оказывается,

он

может

петь

и

знает

слова».

Сколько

радости

вызывает у ребёнка победа отца в каком-либо конкурсе. Дети готовы прыгать

до небес и кричать от радости во весь голос: « Ура! Мой папа выиграл!»

Разве это не духовность? Где ребёнок выплёскивает море радости и гордости

за своего близкого, выражает ему любовь и глубокое уважение.

Считаю, что одной из главных задач в духовно- нравственном воспитании

детей,- научить быть добрыми. Доброта – главное сокровище! Ведь добрый

человек не тот, кто умеет делать добро людям, а тот, кто не умеет делать зла.

Прощайте людям! Прощайте, даже когда хочется грубить, возражать. Если

вас

обидели,

простите

обидчика.

Если

обидели

вы

,

мысленно

просите

прощения, если не можете это сделать лично. Верьте в себя и в свои силы!

Верой спасёте себя, верой обретёте смысл бытия.



В раздел образования