Автор: Красильникова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Васильевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Село Васильевское, Республика Марий Эл
Наименование материала: Духовно– нравственное воспитание в начальной школе
Тема: Духовно– нравственное воспитание в начальной школе
Раздел: начальное образование
Духовно- нравственное воспитание в начальной школе.
В жизни можно по-разному жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя спать,
Вовремя делать гадости.
А можно и так -
На рассвете встать ,
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать ,
И подарить его людям.
Под таким девизом строится вся духовно- нравственная работа в классе.
Важная роль в воспитании младших школьников принадлежит семье.
Семья - важный элемент системы образования, где
системообразующей
основой являются традиции, обычаи, предания. Дом - это дети, отец и мама.
Эмблема,
которую
мы
выбрали
для
духовно-
нравственного
воспитания
говорит об этом.
Начальная школа
- особый период в жизни ребёнка. Именно в это время
закладываются основы будущей личности. Материал для построения модели
своего поведения в окружающем мире, цели, ценности, идеалы, ребёнок
черпает в культуре.
Приобщение детей к духовно- нравственным ценностям позволяет решать
следующие воспитательные и образовательные задачи:
- Воспитывать чувство гордости предками.
-Приобщать детей к отечественным традициям - трапезы, гостеприимства,
сочувствия и помощи другим.
-Способствовать формированию эталонных представлений о добре и зле.
-Воспитывать любовь и уважение к малой родине.
« Дитя воспитать, что храм построить»- говорили наши предки. Мы же
должны
построить
в
душе
ребёнка
тоже
храм,
храм
добра
и
мудрости
родительской.
С
целью
духовно-
нравственного
обогащения
младшего
школьника,
формирование
его
как
личности
в
классе
разработана
целая
система
внеклассных
мероприятий,
уроков
развития
речи,
включающих
этнокультурный материал.
- Это посещение этнографического музея « Деревенская изба» в нашем селе,
посещение
храма
Василия
Великого,
святых
мест
детьми
вместе
с
родителями.
-Проведение концертов и изготовление подарков ко Дню пожилого человека
«Сегодня бабушку и деда я с праздником поздравлю».
-Рождественские посиделки: « Всяк в этот вечер чуда ждёт».
-Крещенские посиделки: «Святы вода и снег сегодня».
-Праздник детей и родителей : « Женская доля».
-Конкурс рисунков: « Я в форме защитного цвета».
« Так как Бог не может поспеть повсюду, он создал мать»- гласит арабская
пословица.
Что
может
быть
более
священным,
чем
имя
«Мать».
Мама,
мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого
близкого, родного, единственного человека. К этому образу мы обращаемся в
светлый и волнующий праздник-День Матери, который появился в нашем
календаре с1998 года. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь,
ласку,
заботу.
Материнство
на
Руси
всегда
было
равноценно
символу
святости.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребёнком на руках.
Вот уже много лет подряд проводим мы в классе мам разных поколений:
«Нет ничего превыше слова Мать». Сколько нежных и добрых слов слышат
мамы в этот день. Обведя на листе бумаги свою ладонь дети на пальчиках
пишут пожелания для мамы, а затем из этих ладошек составляется солнышко,
которое освещает наш класс светом любви и нежности.
Читая ко Дню Победы письма военных лет и увидев военные треугольники,
ребята решили написать для мам письма из будущего, сложив их в виде
треугольников. Немало слёз было на глазах у мам, когда дети читали свои
письма. Андрей написал так: «Здравствуй , дорогая, милая мамочка! Сейчас
я от тебя очень далеко. Так получилось. А знала бы ты, родная , как хочется
мне прижаться к твоей щеке, погладить руки и шепнуть на ушко: « Я тебя
люблю». А Даша написала, что соскучилась по маминым пирогам и хочет
посидеть с ней рядышком.
В конце праздника все мамы зажигают свечи, кладут свою ладонь на голову
своему ребёнку и произносят слова молитвы.
Дети должны помнить и верить, стараться даже в самый хмурый день в году
дарить тепло той, что выносила его под сердцем, любовь которой греет нас до
самой старости. Пусть не только в праздник , но и в будни, мамы чувствуют
нашу заботу, нашу преданную любовь. Ведь не зря говорят: «Чти отца твоего
и матерь твою да благо тебе будет и долголетен будешь на земле». У Андрея
Дементьева есть такие строки:
«Пока малы - за них в ответе мать
От первых слёз и до вечерней сказки.
Но как потом им будет не хватать
Мужской поддержки и отцовской ласки.
Им непрерывно надо подражать
Своим отцам - на то они и дети.
Родную руку молча подержать
Уйти с отцом рыбачить на рассвете»
В году есть два дня, когда мы встречаемся в классе с папами. Это Новый год
и 23 февраля. Пример отца , его мужское слово очень нужно сыну и , конечно,
дочери. Каждому из детей хочется походить вокруг ёлки вместе с папой за
руку и спеть с ним песню «про ёлку». И какое видишь удивление в глазах
ребёнка:
«Оказывается,
он
может
петь
и
знает
слова».
Сколько
радости
вызывает у ребёнка победа отца в каком-либо конкурсе. Дети готовы прыгать
до небес и кричать от радости во весь голос: « Ура! Мой папа выиграл!»
Разве это не духовность? Где ребёнок выплёскивает море радости и гордости
за своего близкого, выражает ему любовь и глубокое уважение.
Считаю, что одной из главных задач в духовно- нравственном воспитании
детей,- научить быть добрыми. Доброта – главное сокровище! Ведь добрый
человек не тот, кто умеет делать добро людям, а тот, кто не умеет делать зла.
Прощайте людям! Прощайте, даже когда хочется грубить, возражать. Если
вас
обидели,
простите
обидчика.
Если
обидели
вы
,
мысленно
просите
прощения, если не можете это сделать лично. Верьте в себя и в свои силы!
Верой спасёте себя, верой обретёте смысл бытия.