Напоминание

Вовлечение родителей к созданию развивающей предметно–пространственной среды в группе в период адаптации детей.


Автор: Хохлова Наталия Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБПО СПО ЧГК им.О.Колычева
Населённый пункт: Г.Чапаевск Самарская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Вовлечение родителей к созданию развивающей предметно–пространственной среды в группе в период адаптации детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Министерство образования и науки Самарской области

Министерство имущественных отношений Самарской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Самарской области

«Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева»

Привлечение родителей к созданию развивающей

предметно-пространственной среды в группе в период

адаптации детей.

Воспитатель группы «Кроха» Хохлова Н.В.

Актуальность.

Поступление

ребенка

в

детский

сад

-

важный

этап

в

его

жизни,

сопровождающийся

изменением

привычной

обстановки,

режима

дня,

разлукой с близкими людьми. Все это создает стрессовую ситуацию для

малыша.

Для

обеспечения

оптимальной

адаптации

необходим

индивидуальный подход к каждому со стороны специалистов ДОУ, а также

слаженная работа педагогов с детьми и их родителями.

Цель.

Обеспечение

максимальной

реализации

образовательного

потенциала

пространства группы, а также территории, прилегающей к Организации,

материалов,

оборудования

и

инвентаря

для

развития

детей

младшего

дошкольного возраста,

укрепления их здоровья и психо-эмоционального

состояния в соответствии с особенностями адаптационного периода.

Задачи.

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение

компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны

и укрепления здоровья детей в период адаптации к детскому саду.

преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период

адаптации к детскому саду;

создание необходимой предметно-развивающей среды для организации

деятельности адаптационной группы;

Одним

из

важных

условий

эффективной

работы

по

развитию

и

совершенствованию

предметной

деятельности

и

адаптации

детей

к

ДОУ

является

правильно

организованная

предметно-развивающая

среда.

Внимание многих ученых (Р. Б. Стеркиной, Н.А. Ветлугиной, Г.Н. Пантелева,

В.С. Мухиной, В.А. Горяниной) к этой теме подтверждает ее актуальность,

особенно

в

связи

с

введением

нового

Федерального

государственного

образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.

Развивающая

предметно-пространственная

среда –

ч а с т ь

образовательной среды,

представленная

специально организованным

пространством (помещениями, участками и т. д, материалами, оборудованием

и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с

особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,

учета особенностей и коррекции недостатков их развития).

Развивающая

предметно-пространственная

среда

в

соответствии

с

ФГОС

должна

быть

содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям

детей и содержанию Программы. Необходимо присутствие материалов для

детей более старшего возраста для обеспечения Зоны Ближайшего Развития.

Для

детей

раннего

возраста

образовательное

пространство

должно

предоставлять

необходимые

и

достаточные

возможности

для

движения,

предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений

предметно-пространственной

среды

в

зависимости

от

образовательной

ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Однако

следует

учесть,

что

в

период

адаптации

маленькие

дети

плохо

реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают

стабильность. Не рекомендуется часто переставлять оборудование в младших

группах, лучше тщательно спланировать обстановку в помещении до прихода

детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих

предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей,

ширм и т.д.;

наличие

в

Организации

или

Группе

полифункциональных

(не

обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов,

в том числе природных материалов, пригодных для использования в

разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-

заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры,

конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов,

игр,

игрушек

и

оборудования,

обеспечивающих

свободный

выбор

детей;

периодическую

сменяемость

игрового

материала,

появление

новых

предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и

исследовательскую активность детей.

Важно помнить, что ребенок раннего возраста многое видит впервые и

воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода, эталон, с которым будет

сравнивать

все

увиденное

позже.

Поэтому

все

предметы,

игрушки,

их

изображения

должны

соответствовать

реальным

объектам

мира,

быть

приближенными к ним по внешнему облику. Не рекомендуется включать в

обстановку

младших

групп

объекты

шаржеобразного,

карикатурного

характера, с искаженными пропорциями, неестественного цвета.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными

возможностями

здоровья

и

детей-инвалидов,

всех

помещений,

где

осуществляется образовательная деятельность;

свободный

доступ

детей,

в

том

числе

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,

обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6

) Безопасность предметно-пространственной

среды

предполагает

соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и

безопасности их использования.

Для предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада

основой является педагогическая идея -

адаптация ребенка к условиям

детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждого

ребенка:

возраст,

уровень

развития,

интересы,

склонности,

способности,

личностные характеристики.

Для обеспечения эффективности адаптационного процесса необходима

предварительная работа, в том числе работа с родителями , которая состоит

из:

предварительной

психологической

консультации,

на

которой

происходит первичное установление контакта с ребенком и родителем;

анкеты знакомства;

анкеты предварительного прогноза адаптации;

сбора анамнеза и информации о ребенке, его особенностях, привычках

и предпочтениях в игровой деятельности;

памятки о протекании адаптационного периода;

организации

предметно-развивающей

среды

в

группе

с

учетом

индивидуальных предпочтений детей;

рекомендации

родителям

по

организации

предметно-развивающей

среды в домашних условиях.

Дети эмоционально тяжело переживают разлуку с мамой, поэтому в

группе присутствует плакат с семейными фотографиями, глядя на который

ребенок может найти свою маму и немного успокоится.

Успешная

адаптация

к

детскому

саду

без

взаимодействия

педагога

с

родителями

невозможна.

В

раздевалке

группы

оформлены

стенды

с

информацией

о

возрастных

особенностях

детей,

протекании

периода

адаптации,

режиме

дня

и

многое

другое.

Также

присутствует

плакат

с

фотографиями

детей

в

разной

деятельности

и

в

различные

режимные

моменты в саду, что помогает родителям лучше понять, что происходит в

детском учреждении с их ребенком и лучше осуществить преемственность

педагогических воздействий на ребенка. Все это обеспечивает психолого-

педагогическую поддержку семьи и повышает компетентность родителей в

вопросах

развития

и

образования,

охраны

и

укрепления

здоровья

детей.

Создание рабочего диалога и конструктивное сотрудничество работников

сада и родителей дает хороший потенциал благополучной адаптации ребенка.

Непривычная

обстановка,

отсутствие

родных

и

близких

людей,

незнакомые

взрослые

и

сверстники,

иной

характер

общения

-

все

это

настораживает,

волнует,

угнетает

малыша,

нередко

вызывает

слезы,

отрицательно

сказывается

на

физическом

и

эмоциональном

состоянии.

Благотворно действуют на детей игры с песком, который находится в группе.

Такие

игры

имеют

большие

развивающие

возможности,

но

в период

адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Песок - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком и если

ребенок

еще

плохо

говорит

и

не

может

сказать

взрослому

о

своих

переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая

волнующую ситуацию, создавая картину из песка, ребенок освобождается от

напряжения

и

беспокойства. П е с о к

-

в е л и кол е п н о е

с р е д с т в о

психопрофилактики.

Очень важен, особенно для вновь прибывших детей, Уголок уединения

в

группе,

так

как

он

дает

возможность

ребенку

осуществить

период

присматривания

перед

непосредственным

включением

в

деятельность

группы. Это уголок тишины и изоляции от обилия сенсорных раздражителей,

к которым домашний ребенок еще не приспособлен.

Для

обеспечения

эмоционального

комфорта

в

группе

представлена

фонотека

со

спокойной

классической

музыкой,

ритуализированными

песенками-зарядками и веселыми детскими музыкальными произведениями.

Также большой ресурс в отреагировании эмоциональных состояний,

особенно

негативных,

дает

уголок

изотворчества.

Ребенок,

используя

различные художественные материалы, выплескивает свои переживания на

бумагу, пластилин и т.д., одновременно осуществляя гармонизацию своего

внутреннего

состояния,

развитие

художественных

навыков

и

мелкой

моторики.

Правильное размещение игровых зон будет стимулировать развитие

различных видов детской деятельности и поможет избежать конфликтов.

Важным объектом развивающей среды является театральный уголок, с

которого можно начать объединение группы. Использование кукол би-ба-бо,

может

облегчить

процесс

знакомства

детей

друг

с

другом,

вхождения

в

группу

и

эмоциональной

поддержки.

Несформированные

у

большинства

детей

коммуникативные

навыки

хорошо

развиваются

посредством

проигрывания

проблемных

ситуаций

в

сценках

кукольного

театра

(как

попросить игрушку, поменяться, чем заменить драку, что делать, если хочешь

пить, в туалет и т.д.) . К тому же театрализованные представления дают много

положительных эмоций и радости, что является основой психологического

здоровья ребенка.

Дети раннего возраста еще не владеют пространственно-временными

представлениями

и

в

незнакомой

обстановке,

без

близкого

взрослого

чувствуют себя потерянными и беспомощными. Испытывая беспокойство,

дети

постоянно

спрашивают:

«

Когда

придет

моя

мама?»

Для

создания

чувства безопасности и основ самоконтроля поведения в группе полезна

визуализация различных элементов деятельности,

наглядная информация,

которая размещена на уровне глаз ребенка (различные маркеры, картинки-

алгоритмы, картинный режим дня, где ориентируясь на последовательность

событий ребенку можно показать, когда придет мама и т.д.).

В

этом

возрасте

закладывается

база

для

развития

интеллекта

сенсорные способности ребенка. Поэтому предметная среда группы должна

стимулировать

развитие

восприятия

детей,

способствовать

развитию

анализаторов,

«подсказывать»

способы

обследования

и

действий.

Достаточное

наличие

дидактических

игр

и пособий

(кубики,

мозаика,

настольно-печатные

игры,

образные

дидактиче ские

и г ру ш к и

с застегивающими

и прилипающими

элементами

(

молнией,

пуговицами,

шнуровками, кнопками, липучками) обеспечит занятость малыша.

В группе имеются уголки по различным сюжетно-ролевым играм. Для

реализации

гендерных

подходов

к

воспитанию

детей

при

создании

предметно-развивающей среды учитываются интересы мальчиков и девочек.

Детям

раннего

возраста

необходимо

реализовывать

потребность

в

двигательной активности, чему способствует наполнение спортивного уголка.

Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на

физическое

и

умственное

развитие,

состояние

здоровья

детей,

снимает

излишнее напряжение и создает позитивный эмоциональный фон.

Создавая

предметно-развивающую

среду

учитывались

требования

ФГОС

во всех уголках группы. Предметно – развивающая среда сделана

разнообразной, интересной, информационно насыщенной, для того чтобы

максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском

саду, создать эмоционально благополучную атмосферу в группе, обеспечить

индивидуальный подход и всестороннее гармоничное развитие ребенка.



В раздел образования