Автор: Хохлова Наталия Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБПО СПО ЧГК им.О.Колычева
Населённый пункт: Г.Чапаевск Самарская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Вовлечение родителей к созданию развивающей предметно–пространственной среды в группе в период адаптации детей.
Раздел: дошкольное образование
Министерство образования и науки Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Самарской области
«Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева»
Привлечение родителей к созданию развивающей
предметно-пространственной среды в группе в период
адаптации детей.
Воспитатель группы «Кроха» Хохлова Н.В.
Актуальность.
Поступление
ребенка
в
детский
сад
-
важный
этап
в
его
жизни,
сопровождающийся
изменением
привычной
обстановки,
режима
дня,
разлукой с близкими людьми. Все это создает стрессовую ситуацию для
малыша.
Для
обеспечения
оптимальной
адаптации
необходим
индивидуальный подход к каждому со стороны специалистов ДОУ, а также
слаженная работа педагогов с детьми и их родителями.
Цель.
Обеспечение
максимальной
реализации
образовательного
потенциала
пространства группы, а также территории, прилегающей к Организации,
материалов,
оборудования
и
инвентаря
для
развития
детей
младшего
дошкольного возраста,
укрепления их здоровья и психо-эмоционального
состояния в соответствии с особенностями адаптационного периода.
Задачи.
•
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны
и укрепления здоровья детей в период адаптации к детскому саду.
•
преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период
адаптации к детскому саду;
•
создание необходимой предметно-развивающей среды для организации
деятельности адаптационной группы;
Одним
из
важных
условий
эффективной
работы
по
развитию
и
совершенствованию
предметной
деятельности
и
адаптации
детей
к
ДОУ
является
правильно
организованная
предметно-развивающая
среда.
Внимание многих ученых (Р. Б. Стеркиной, Н.А. Ветлугиной, Г.Н. Пантелева,
В.С. Мухиной, В.А. Горяниной) к этой теме подтверждает ее актуальность,
особенно
в
связи
с
введением
нового
Федерального
государственного
образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.
Развивающая
предметно-пространственная
среда –
ч а с т ь
образовательной среды,
представленная
специально организованным
пространством (помещениями, участками и т. д, материалами, оборудованием
и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учета особенностей и коррекции недостатков их развития).
Развивающая
предметно-пространственная
среда
в
соответствии
с
ФГОС
должна
быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям
детей и содержанию Программы. Необходимо присутствие материалов для
детей более старшего возраста для обеспечения Зоны Ближайшего Развития.
Для
детей
раннего
возраста
образовательное
пространство
должно
предоставлять
необходимые
и
достаточные
возможности
для
движения,
предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно-пространственной
среды
в
зависимости
от
образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Однако
следует
учесть,
что
в
период
адаптации
маленькие
дети
плохо
реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают
стабильность. Не рекомендуется часто переставлять оборудование в младших
группах, лучше тщательно спланировать обстановку в помещении до прихода
детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей,
ширм и т.д.;
наличие
в
Организации
или
Группе
полифункциональных
(не
обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов,
в том числе природных материалов, пригодных для использования в
разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-
заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов,
игр,
игрушек
и
оборудования,
обеспечивающих
свободный
выбор
детей;
периодическую
сменяемость
игрового
материала,
появление
новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
Важно помнить, что ребенок раннего возраста многое видит впервые и
воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода, эталон, с которым будет
сравнивать
все
увиденное
позже.
Поэтому
все
предметы,
игрушки,
их
изображения
должны
соответствовать
реальным
объектам
мира,
быть
приближенными к ним по внешнему облику. Не рекомендуется включать в
обстановку
младших
групп
объекты
шаржеобразного,
карикатурного
характера, с искаженными пропорциями, неестественного цвета.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов,
всех
помещений,
где
осуществляется образовательная деятельность;
свободный
доступ
детей,
в
том
числе
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6
) Безопасность предметно-пространственной
среды
предполагает
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования.
Для предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада
основой является педагогическая идея -
адаптация ребенка к условиям
детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждого
ребенка:
возраст,
уровень
развития,
интересы,
склонности,
способности,
личностные характеристики.
Для обеспечения эффективности адаптационного процесса необходима
предварительная работа, в том числе работа с родителями , которая состоит
из:
предварительной
психологической
консультации,
на
которой
происходит первичное установление контакта с ребенком и родителем;
анкеты знакомства;
анкеты предварительного прогноза адаптации;
сбора анамнеза и информации о ребенке, его особенностях, привычках
и предпочтениях в игровой деятельности;
памятки о протекании адаптационного периода;
организации
предметно-развивающей
среды
в
группе
с
учетом
индивидуальных предпочтений детей;
рекомендации
родителям
по
организации
предметно-развивающей
среды в домашних условиях.
Дети эмоционально тяжело переживают разлуку с мамой, поэтому в
группе присутствует плакат с семейными фотографиями, глядя на который
ребенок может найти свою маму и немного успокоится.
Успешная
адаптация
к
детскому
саду
без
взаимодействия
педагога
с
родителями
невозможна.
В
раздевалке
группы
оформлены
стенды
с
информацией
о
возрастных
особенностях
детей,
протекании
периода
адаптации,
режиме
дня
и
многое
другое.
Также
присутствует
плакат
с
фотографиями
детей
в
разной
деятельности
и
в
различные
режимные
моменты в саду, что помогает родителям лучше понять, что происходит в
детском учреждении с их ребенком и лучше осуществить преемственность
педагогических воздействий на ребенка. Все это обеспечивает психолого-
педагогическую поддержку семьи и повышает компетентность родителей в
вопросах
развития
и
образования,
охраны
и
укрепления
здоровья
детей.
Создание рабочего диалога и конструктивное сотрудничество работников
сада и родителей дает хороший потенциал благополучной адаптации ребенка.
Непривычная
обстановка,
отсутствие
родных
и
близких
людей,
незнакомые
взрослые
и
сверстники,
иной
характер
общения
-
все
это
настораживает,
волнует,
угнетает
малыша,
нередко
вызывает
слезы,
отрицательно
сказывается
на
физическом
и
эмоциональном
состоянии.
Благотворно действуют на детей игры с песком, который находится в группе.
Такие
игры
имеют
большие
развивающие
возможности,
но
в период
адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Песок - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком и если
ребенок
еще
плохо
говорит
и
не
может
сказать
взрослому
о
своих
переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая
волнующую ситуацию, создавая картину из песка, ребенок освобождается от
напряжения
и
беспокойства. П е с о к
-
в е л и кол е п н о е
с р е д с т в о
психопрофилактики.
Очень важен, особенно для вновь прибывших детей, Уголок уединения
в
группе,
так
как
он
дает
возможность
ребенку
осуществить
период
присматривания
перед
непосредственным
включением
в
деятельность
группы. Это уголок тишины и изоляции от обилия сенсорных раздражителей,
к которым домашний ребенок еще не приспособлен.
Для
обеспечения
эмоционального
комфорта
в
группе
представлена
фонотека
со
спокойной
классической
музыкой,
ритуализированными
песенками-зарядками и веселыми детскими музыкальными произведениями.
Также большой ресурс в отреагировании эмоциональных состояний,
особенно
негативных,
дает
уголок
изотворчества.
Ребенок,
используя
различные художественные материалы, выплескивает свои переживания на
бумагу, пластилин и т.д., одновременно осуществляя гармонизацию своего
внутреннего
состояния,
развитие
художественных
навыков
и
мелкой
моторики.
Правильное размещение игровых зон будет стимулировать развитие
различных видов детской деятельности и поможет избежать конфликтов.
Важным объектом развивающей среды является театральный уголок, с
которого можно начать объединение группы. Использование кукол би-ба-бо,
может
облегчить
процесс
знакомства
детей
друг
с
другом,
вхождения
в
группу
и
эмоциональной
поддержки.
Несформированные
у
большинства
детей
коммуникативные
навыки
хорошо
развиваются
посредством
проигрывания
проблемных
ситуаций
в
сценках
кукольного
театра
(как
попросить игрушку, поменяться, чем заменить драку, что делать, если хочешь
пить, в туалет и т.д.) . К тому же театрализованные представления дают много
положительных эмоций и радости, что является основой психологического
здоровья ребенка.
Дети раннего возраста еще не владеют пространственно-временными
представлениями
и
в
незнакомой
обстановке,
без
близкого
взрослого
чувствуют себя потерянными и беспомощными. Испытывая беспокойство,
дети
постоянно
спрашивают:
«
Когда
придет
моя
мама?»
Для
создания
чувства безопасности и основ самоконтроля поведения в группе полезна
визуализация различных элементов деятельности,
наглядная информация,
которая размещена на уровне глаз ребенка (различные маркеры, картинки-
алгоритмы, картинный режим дня, где ориентируясь на последовательность
событий ребенку можно показать, когда придет мама и т.д.).
В
этом
возрасте
закладывается
база
для
развития
интеллекта
–
сенсорные способности ребенка. Поэтому предметная среда группы должна
стимулировать
развитие
восприятия
детей,
способствовать
развитию
анализаторов,
«подсказывать»
способы
обследования
и
действий.
Достаточное
наличие
дидактических
игр
и пособий
(кубики,
мозаика,
настольно-печатные
игры,
образные
дидактиче ские
и г ру ш к и
с застегивающими
и прилипающими
элементами
(
молнией,
пуговицами,
шнуровками, кнопками, липучками) обеспечит занятость малыша.
В группе имеются уголки по различным сюжетно-ролевым играм. Для
реализации
гендерных
подходов
к
воспитанию
детей
при
создании
предметно-развивающей среды учитываются интересы мальчиков и девочек.
Детям
раннего
возраста
необходимо
реализовывать
потребность
в
двигательной активности, чему способствует наполнение спортивного уголка.
Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на
физическое
и
умственное
развитие,
состояние
здоровья
детей,
снимает
излишнее напряжение и создает позитивный эмоциональный фон.
Создавая
предметно-развивающую
среду
учитывались
требования
ФГОС
во всех уголках группы. Предметно – развивающая среда сделана
разнообразной, интересной, информационно насыщенной, для того чтобы
максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском
саду, создать эмоционально благополучную атмосферу в группе, обеспечить
индивидуальный подход и всестороннее гармоничное развитие ребенка.