Напоминание

П.П.Ершов "Конек –Горбунок"


Автор: Джавтаева Лиза Имамсолтановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №14
Населённый пункт: город Хасавюрт
Наименование материала: Открытый урок по литературному чтению "Конек –Горбунок"
Тема: П.П.Ершов "Конек –Горбунок"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока литературного чтения

Тема: П.П. Ершов «Конек-Горбунок»

Тип урока: Анализ произведения

Цели:

работать над содержанием сказки, данной в учебнике;

обучать правильному выразительному чтению;

развивать память, речь, мышление, воображение;

отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;

учить понимать поступки героев, давать им характеристики.

Структура урока.

I. Орг. момент. 1 мин.

II. Сообщение целей и темы урока 1 мин.

III. Анализ сказки 10 мин.

IV. Физкультминутка 2 мин.

V. Выборочное чтение и продолжение анализа сказки 15 мин.

VI. Подведение итогов, выставление оценок 5 мин.

VII. Домашнее задание 1 мин.

Ход урока.

I. Орг. момент

Учитель: Встали все правильно. Спинки все выпрямили. Первый ряд –

тихонечко сели, второй ряд – тихонечко сели, третий ряд – тихонечко сели.

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим нашу работу над сказкой П.П.

Ершова «Конек-Горбунок».

III. Анализ сказки

Учитель: У вас было домашнее задание. прочитать сказку «Конек-Горбунок».

Поднимите руки, кто не дочитал сказку до конца.

Учитель: Молодцы! Сказку все знаете, сейчас мы будем по ней работать.

Учитель: Понравилась ли вам эта сказка?

(Дети высказывают своё мнение).

Учитель:

А

что

особенно

вам

понравилось?

Какие

моменты

особенно

запомнились? Зачитайте понравившиеся моменты.

(Дети рассказывают о понравившихся моментах сказки и зачитывают их).

Учитель: Ребята, скажите мне, с чего начинается сказка?

Дети: Сказка начинается с того, что жил старик в одном селе и у него было 3

сына. Старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе

был дурак. Они сеяли пшеницу и продавали её в столице.

Учитель: Давайте зачитаем начало сказки.

Дети: За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе -- на земле

Жил старик в одном селе.

1

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счетом принимали

И с набитою сумой

Возвращалися домой.

Учитель: Как вы понимаете выражение «Средний сын и так и сяк…».

Дети: Это значит он бы не умный, но и не глупый.

Учитель: Ребята, как вы поняли выражения «пшеницу шевелить», «вора

соглядать»?

Дети: Первое предложение значит воровать пшеницу, а второе – вора увидеть

и поймать.

Учитель: Какой выход нашли братья, чтобы поймать, выследить вора?

Дети: Братья решили

«…стоять на карауле,

Хлеб ночами поберечь,

Злого вора подстеречь».

Учитель: Объясните следующие выражения: «боязнь напала», «закопался под

сенник», «не ударил в грязь лицом»?

Дети: Первое выражение значит испугался, второе – зарылся в стог сена,

третье – не опозорился.

Учитель:

Как

караулил

старший

брат?

Что

он

сделал,

чтобы

выглядеть

убедительнее?

Дети:

Старший

брат

всю

ночь

проспал

в

стоге

сена.

Чтобы

выглядеть

убедительнее, он облил себя водой.

Учитель: Зачитайте как это было.

Дети: Ночь ненастная настала,

На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик

Закопался под сенник.

Ночь проходит, день приходит;

С сенника дозорный сходит

И, облив себя водой,

Стал стучаться под избой.

Учитель: Что он сделал, когда пришел домой?

Дети: Караульщик помолился,

Вправо, влево поклонился.

Учитель: Правду ли он рассказал?

Дети: Нет. Он соврал.

2

Учитель: Как отец отнесся к караулу старшего сына?

Дети: Похвалил его отец:

"Ты, Данило, молодец!

Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем,

Не ударил в грязь лицом".

IV. Физкультминутка

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек,

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок!

А затем вприсядку,

Чтоб не замерзли лапки.

V. Выборочное чтение и продолжение анализа сказки

Учитель: Что значат следующие выражения: «Стало сызнова смеркаться»,

« Зубы начали плясать», «ударился бежать», «До животиков промерз»?

(Снова наступает вечер, зубы застучали от холода, побежал, сильно замерз).

Учитель: Как средний брат нес караул, и что он сказал, когда вернулся?

Дети:

Средний

сын

проспал

всю

ночь

у

соседки

под

забором.

А

когда

вернулся, Караульщик помолился,

Вправо, влево поклонился

И сквозь зубы отвечал…

Что всю ночь он не спал, а нес дозор, что было холодно, и он замерз очень.

Учитель: Правду ли он рассказал?

Дети: Нет. Он соврал.

Учитель: Как отец отреагировал на караул Гаврилы?

Дети: И ему сказал отец:

"Ты, Гаврило, молодец!"

Учитель: Как младший сын нес караул? Давайте зачитаем этот момент.

Дети: Поле все Иван обходит,

Озираючись кругом,

И садится под кустом;

Звезды на небе считает

Да краюшку уплетает.

Вдруг о полночь конь заржал...

Караульщик наш привстал,

3

Посмотрел под рукавицу

И увидел кобылицу.

Кобылица та была

Вся, как зимний снег, бела,

Грива в землю, золотая,

В мелки кольца завитая.

"Эхе-хе! так вот какой

Наш воришко!.. Но, постой,

Я шутить ведь, не умею,

Разом сяду те на шею.

Вишь, какая саранча!"

И, минуту улуча,

К кобылице подбегает,

За волнистый хвост хватает

И прыгнул к ней на хребет --

Только задом наперед.

Кобылица молодая,

Очью бешено сверкая,

Змеем голову свила

И пустилась, как стрела.

Вьется кругом над полями,

Виснет пластью надо рвами,

Мчится скоком по горам,

Ходит дыбом по лесам,

Хочет силой аль обманом,

Лишь бы справиться с Иваном.

Но Иван и сам не прост --

Крепко держится за хвост.

Учитель: За что кобылица решила наградить Ивана? Каким образом? Что он

должен был сделать?

Дети: Кобылица наградила Ивана за то, что он смог на ней усидеть. Она

подарила

ему

два

прекрасных

коня

и

ещё

одного

маленького

Конька-

Горбунка. Для этого он должен был ухаживать за кобылицей 3 дня.

Учитель:

Найдите

описание

Конька,

которого

обещала

родить

кобылица.

Объясните, как поняли, каким он будет?

Дети: Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Учитель:

Определите

рост

Конька

(Ростом

только

в

три

вершка

приблизительно 75 см)

Учитель: Зачитайте отрывок, который показывает, как Иван вернулся домой.

Дети: Вот он всходит на крыльцо,

Вот хватает за кольцо,

Что есть силы в дверь стучится,

Чуть что кровля не валится,

4

И кричит на весь базар,

Словно сделался пожар.

Братья с лавок поскакали,

Заикаяся вскричали:

"Кто стучится сильно так?" --

"Это я, Иван-дурак!"

Братья двери отворили,

Дурака в избу впустили

И давай его ругать, --

Как он смел их так пугать!

А Иван наш, не снимая

Ни лаптей, ни малахая,

Отправляется на печь

И ведет оттуда речь

Про ночное похожденье,

Всем ушам на удивленье…

Учитель: Правду ли рассказал Иван братьям и отцу?

Дети: Иван приврал немного, но зато он честно нес дозор и всю ночь не спал,

как его братья.

Учитель: Как вы думаете, он действительно дурак, как сам себя называет?

Дети: На самом деле он не дурак.

Учитель: Почему же он так вел себя?

Дети: Он просто лентяй и ему нравилась такая праздная жизнь.

Учитель: Как старик отнесся к рассказу младшего сына?

Дети: Он не поверил ему и рассмеялся вместе с братьями.

Сам старик не мог сдержаться,

Чтоб до слез не посмеяться,

Хоть смеяться -- так оно

Старикам уж и грешно.

Учитель: Объясните значение выражений: «Чудо разом хмель посбило», «Так

и дуют босиком».

Дети: Протрезвел, бегут босиком.

Учитель: Как автор показывает состояние старших братьев от увиденного в

сарае? Зачитайте.

Дети: Братья так на них смотрели,

Что чуть-чуть не окривели.

Учитель: Что они решили сделать?

Дети: Они решили украсть коней и продать их, а деньги оставить себе.

Учитель: Зачитайте, как обнаружил Иван пропажу?

Дети: Вечер к ночи пробирался;

На ночлег Иван собрался;

Вдоль по улице идет,

Ест краюшку да поет.

Вот он поля достигает,

Руки в боки подпирает

5

И с прискочкой, словно пан,

Боком входит в балаган.

Все по-прежнему стояло,

Но коней как не бывало;

Лишь игрушка-горбунок

У его вертелся ног,

Хлопал с радости ушами

Да приплясывал ногами.

Как завоет тут Иван,

Опершись о балаган:

"Ой вы, кони буры-сивы,

Добры кони златогривы!

Я ль вас, други, не ласкал,

Да какой вас черт украл?

Чтоб пропасть ему, собаке!

Чтоб издохнуть в буераке!

Чтоб ему на том свету

Провалиться на мосту!

Ой вы, кони буры-сивы,

Добры кони златогривы!"

Учитель: Как он узнал о том, кто украл коней?

Дети: Тут конек ему заржал.

"Не тужи, Иван, -- сказал, --

Велика беда, не спорю,

Но могу помочь я горю.

Ты на черта не клепли:

Братья коников свели.

Учитель: Как он сумел отыскать воров?

Дети: Конек помог ему. Он быстро посадил на себя Ивана и догнал братьев.

VI. Подведение итогов, выставление оценок

Учитель: Как вы относитесь к поступку братьев?

Дети: Братья поступили очень плохо. Они украли коней у собственного брата.

Это не честно и очень подло.

Учитель: Какие сказки вы знаете, где действуют три брата?

Дети: Иван-Царевич и Серый Волк, Царевна Лягушка и т.д.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали.

VII. Домашнее задание

Учитель:

Кто

не

дочитал

сказку,

дочитать

до

конца.

Подумайте

над

характеристиками трех братьев и кратко запишите в тетрадь, подтверждая

цитатами из текста.

Учитель: Урок окончен. Можете идти отдыхать.

6



В раздел образования