Автор: Джавтаева Лиза Имамсолтановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №14
Населённый пункт: город Хасавюрт
Наименование материала: Открытый урок по литературному чтению "Конек –Горбунок"
Тема: П.П.Ершов "Конек –Горбунок"
Раздел: начальное образование
Конспект урока литературного чтения
Тема: П.П. Ершов «Конек-Горбунок»
Тип урока: Анализ произведения
Цели:
работать над содержанием сказки, данной в учебнике;
обучать правильному выразительному чтению;
развивать память, речь, мышление, воображение;
отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;
учить понимать поступки героев, давать им характеристики.
Структура урока.
I. Орг. момент. 1 мин.
II. Сообщение целей и темы урока 1 мин.
III. Анализ сказки 10 мин.
IV. Физкультминутка 2 мин.
V. Выборочное чтение и продолжение анализа сказки 15 мин.
VI. Подведение итогов, выставление оценок 5 мин.
VII. Домашнее задание 1 мин.
Ход урока.
I. Орг. момент
Учитель: Встали все правильно. Спинки все выпрямили. Первый ряд –
тихонечко сели, второй ряд – тихонечко сели, третий ряд – тихонечко сели.
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим нашу работу над сказкой П.П.
Ершова «Конек-Горбунок».
III. Анализ сказки
Учитель: У вас было домашнее задание. прочитать сказку «Конек-Горбунок».
Поднимите руки, кто не дочитал сказку до конца.
Учитель: Молодцы! Сказку все знаете, сейчас мы будем по ней работать.
Учитель: Понравилась ли вам эта сказка?
(Дети высказывают своё мнение).
Учитель:
А
что
особенно
вам
понравилось?
Какие
моменты
особенно
запомнились? Зачитайте понравившиеся моменты.
(Дети рассказывают о понравившихся моментах сказки и зачитывают их).
Учитель: Ребята, скажите мне, с чего начинается сказка?
Дети: Сказка начинается с того, что жил старик в одном селе и у него было 3
сына. Старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе
был дурак. Они сеяли пшеницу и продавали её в столице.
Учитель: Давайте зачитаем начало сказки.
Дети: За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе -- на земле
Жил старик в одном селе.
1
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счетом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
Учитель: Как вы понимаете выражение «Средний сын и так и сяк…».
Дети: Это значит он бы не умный, но и не глупый.
Учитель: Ребята, как вы поняли выражения «пшеницу шевелить», «вора
соглядать»?
Дети: Первое предложение значит воровать пшеницу, а второе – вора увидеть
и поймать.
Учитель: Какой выход нашли братья, чтобы поймать, выследить вора?
Дети: Братья решили
«…стоять на карауле,
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь».
Учитель: Объясните следующие выражения: «боязнь напала», «закопался под
сенник», «не ударил в грязь лицом»?
Дети: Первое выражение значит испугался, второе – зарылся в стог сена,
третье – не опозорился.
Учитель:
Как
караулил
старший
брат?
Что
он
сделал,
чтобы
выглядеть
убедительнее?
Дети:
Старший
брат
всю
ночь
проспал
в
стоге
сена.
Чтобы
выглядеть
убедительнее, он облил себя водой.
Учитель: Зачитайте как это было.
Дети: Ночь ненастная настала,
На него боязнь напала,
И со страхов наш мужик
Закопался под сенник.
Ночь проходит, день приходит;
С сенника дозорный сходит
И, облив себя водой,
Стал стучаться под избой.
Учитель: Что он сделал, когда пришел домой?
Дети: Караульщик помолился,
Вправо, влево поклонился.
Учитель: Правду ли он рассказал?
Дети: Нет. Он соврал.
2
Учитель: Как отец отнесся к караулу старшего сына?
Дети: Похвалил его отец:
"Ты, Данило, молодец!
Ты вот, так сказать, примерно,
Сослужил мне службу верно,
То есть, будучи при всем,
Не ударил в грязь лицом".
IV. Физкультминутка
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек,
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок!
А затем вприсядку,
Чтоб не замерзли лапки.
V. Выборочное чтение и продолжение анализа сказки
Учитель: Что значат следующие выражения: «Стало сызнова смеркаться»,
« Зубы начали плясать», «ударился бежать», «До животиков промерз»?
(Снова наступает вечер, зубы застучали от холода, побежал, сильно замерз).
Учитель: Как средний брат нес караул, и что он сказал, когда вернулся?
Дети:
Средний
сын
проспал
всю
ночь
у
соседки
под
забором.
А
когда
вернулся, Караульщик помолился,
Вправо, влево поклонился
И сквозь зубы отвечал…
Что всю ночь он не спал, а нес дозор, что было холодно, и он замерз очень.
Учитель: Правду ли он рассказал?
Дети: Нет. Он соврал.
Учитель: Как отец отреагировал на караул Гаврилы?
Дети: И ему сказал отец:
"Ты, Гаврило, молодец!"
Учитель: Как младший сын нес караул? Давайте зачитаем этот момент.
Дети: Поле все Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом;
Звезды на небе считает
Да краюшку уплетает.
Вдруг о полночь конь заржал...
Караульщик наш привстал,
3
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу.
Кобылица та была
Вся, как зимний снег, бела,
Грива в землю, золотая,
В мелки кольца завитая.
"Эхе-хе! так вот какой
Наш воришко!.. Но, постой,
Я шутить ведь, не умею,
Разом сяду те на шею.
Вишь, какая саранча!"
И, минуту улуча,
К кобылице подбегает,
За волнистый хвост хватает
И прыгнул к ней на хребет --
Только задом наперед.
Кобылица молодая,
Очью бешено сверкая,
Змеем голову свила
И пустилась, как стрела.
Вьется кругом над полями,
Виснет пластью надо рвами,
Мчится скоком по горам,
Ходит дыбом по лесам,
Хочет силой аль обманом,
Лишь бы справиться с Иваном.
Но Иван и сам не прост --
Крепко держится за хвост.
Учитель: За что кобылица решила наградить Ивана? Каким образом? Что он
должен был сделать?
Дети: Кобылица наградила Ивана за то, что он смог на ней усидеть. Она
подарила
ему
два
прекрасных
коня
и
ещё
одного
маленького
Конька-
Горбунка. Для этого он должен был ухаживать за кобылицей 3 дня.
Учитель:
Найдите
описание
Конька,
которого
обещала
родить
кобылица.
Объясните, как поняли, каким он будет?
Дети: Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Учитель:
Определите
рост
Конька
(Ростом
только
в
три
вершка
–
приблизительно 75 см)
Учитель: Зачитайте отрывок, который показывает, как Иван вернулся домой.
Дети: Вот он всходит на крыльцо,
Вот хватает за кольцо,
Что есть силы в дверь стучится,
Чуть что кровля не валится,
4
И кричит на весь базар,
Словно сделался пожар.
Братья с лавок поскакали,
Заикаяся вскричали:
"Кто стучится сильно так?" --
"Это я, Иван-дурак!"
Братья двери отворили,
Дурака в избу впустили
И давай его ругать, --
Как он смел их так пугать!
А Иван наш, не снимая
Ни лаптей, ни малахая,
Отправляется на печь
И ведет оттуда речь
Про ночное похожденье,
Всем ушам на удивленье…
Учитель: Правду ли рассказал Иван братьям и отцу?
Дети: Иван приврал немного, но зато он честно нес дозор и всю ночь не спал,
как его братья.
Учитель: Как вы думаете, он действительно дурак, как сам себя называет?
Дети: На самом деле он не дурак.
Учитель: Почему же он так вел себя?
Дети: Он просто лентяй и ему нравилась такая праздная жизнь.
Учитель: Как старик отнесся к рассказу младшего сына?
Дети: Он не поверил ему и рассмеялся вместе с братьями.
Сам старик не мог сдержаться,
Чтоб до слез не посмеяться,
Хоть смеяться -- так оно
Старикам уж и грешно.
Учитель: Объясните значение выражений: «Чудо разом хмель посбило», «Так
и дуют босиком».
Дети: Протрезвел, бегут босиком.
Учитель: Как автор показывает состояние старших братьев от увиденного в
сарае? Зачитайте.
Дети: Братья так на них смотрели,
Что чуть-чуть не окривели.
Учитель: Что они решили сделать?
Дети: Они решили украсть коней и продать их, а деньги оставить себе.
Учитель: Зачитайте, как обнаружил Иван пропажу?
Дети: Вечер к ночи пробирался;
На ночлег Иван собрался;
Вдоль по улице идет,
Ест краюшку да поет.
Вот он поля достигает,
Руки в боки подпирает
5
И с прискочкой, словно пан,
Боком входит в балаган.
Все по-прежнему стояло,
Но коней как не бывало;
Лишь игрушка-горбунок
У его вертелся ног,
Хлопал с радости ушами
Да приплясывал ногами.
Как завоет тут Иван,
Опершись о балаган:
"Ой вы, кони буры-сивы,
Добры кони златогривы!
Я ль вас, други, не ласкал,
Да какой вас черт украл?
Чтоб пропасть ему, собаке!
Чтоб издохнуть в буераке!
Чтоб ему на том свету
Провалиться на мосту!
Ой вы, кони буры-сивы,
Добры кони златогривы!"
Учитель: Как он узнал о том, кто украл коней?
Дети: Тут конек ему заржал.
"Не тужи, Иван, -- сказал, --
Велика беда, не спорю,
Но могу помочь я горю.
Ты на черта не клепли:
Братья коников свели.
Учитель: Как он сумел отыскать воров?
Дети: Конек помог ему. Он быстро посадил на себя Ивана и догнал братьев.
VI. Подведение итогов, выставление оценок
Учитель: Как вы относитесь к поступку братьев?
Дети: Братья поступили очень плохо. Они украли коней у собственного брата.
Это не честно и очень подло.
Учитель: Какие сказки вы знаете, где действуют три брата?
Дети: Иван-Царевич и Серый Волк, Царевна Лягушка и т.д.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали.
VII. Домашнее задание
Учитель:
Кто
не
дочитал
сказку,
дочитать
до
конца.
Подумайте
над
характеристиками трех братьев и кратко запишите в тетрадь, подтверждая
цитатами из текста.
Учитель: Урок окончен. Можете идти отдыхать.
6