Напоминание

"Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе"


Автор: Алекова Надежда Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Усолье–Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




«Час ученичества»

«Развитие креативного мышления на уроках русского языка и

литературного чтения в начальной школе»

Всё наше достоинство – в способности

мыслить

Только мысль возносит нас, а не

пространство и время, в которых мы

ничто.

Постараемся же мыслить достойно –

в этом основа нравственности.

Б. Паскаль.

Что такое «креативное мышление»?

Аналога в русском языке слову «креативное», пожалуй нет, креативность

означает «творчество». Это способность порождать новые идеи, отклоняясь в

мышлении от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычным

способом.

Креативность

делает

процесс

мышления

увлекательным

и

помогает находить новые решения старых проблем.

Для развития креативного мышления на уроках русского языка можно

использовать

различные приемы

«усиления»

орфограмм,

приемы

для

заучивания

правил,

упражнения

на

изобретательность,

запоминание

,

построение плана действий, использование пиктограмм и т.д. Составление

пиктограмм на уроках русского языка – один из приемов развития гибкости и

широты

креативного

мышления.

Изображение

отвлечённых

понятий

с

помощью пиктограмм

поможет

глубже

усвоить

такие

понятия,

как

подлежащее, сказуемое, имя существительное, имя прилагательное, глагол,

омонимы, синонимы, антонимы.

Слово пиктограмма (от латинского pictus – нарисованный и греческого

grapho – пишу) означает изображение слова рисунками, символами.

Как же выполнить пиктограмму предмета, которого не существует? Надо

суметь «оживить» понятие, создать его зрительный образ. В пиктограмме

важна не техника рисунка, а то, как дети умеют представлять «невидимые»

предметы, фантазировать, понимать главную суть этих отвлечённых понятий.

Один мудрый человек сказал: «Когда я пишу, я узнаю о том, о чём я думаю».

То же можно сказать обо всех графических формах работы с информацией: о

схемах, таблицах, графиках, условных знаках и, конечно, рисунках – когда мы

используем, мы лучше понимаем себя и то, что изучаем.

Графические

формы

можно

использовать

не

только

как

рефлексию

пройденного материала, но и как способ пробуждения у учащихся интереса к

теме занятия, побуждения их к дальнейшему исследованию.

Ребята

начинают

развитие

креатива

с

формирования

простейших

мыслительных навыков: умение ставить вопросы, обобщать, выделять часть

из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения.

1.

Изучение любой темы целесообразно начинать с вопросов «что я

знаю об этом» и «чего не знаю». Учитель на доске пишет тему урока.

Учащиеся получают задание поставить к этой теме вопросы, на которые они

знают

ответ. Одни учащиеся по очереди задают классу вопросы, другие

отвечают на них. Когда все вопросы к тому «что я знаю» исчерпаны, идут

вопросы,

на которые учащиеся не знают ответа, а хотели бы узнать. Эти

вопросы звучат без ответа. Эти вопросы учитель записывает на доске.

Чего мы добились? Конечно, побуждения интереса к данной теме, к

поискам

правильного

ответа,

к

включению

учащихся

в

процесс

поиска

верной идеи еще до основного исследования.

Учащиеся делают попытки

предварительной

систематизации

материала,

высказывают

свои

идеи

в

интересной форме рисунка.

2.

Способ

решения

любой

задачи

индивидуален

для

каждого

ученика.

И

в

данной

работе

учтены

индивидуальные

возможности

творчества, поиска правильного ответа, систематизации знаний. Учащиеся

свободны в поиске решений заданной проблемы, а для нас важны все их

предположения, ведь именно они, эти прогнозы. Заставили детей размышлять

по данному вопросу до того, как они приступили к его изучению.

3.

Для формирования творческой активности учащихся необходимо,

чтобы

уроки

в

школе

были

уроками,

на

которых

проводилась

бы

индивидуальная деятельность самих учащихся.

Свободная

атмосфера

в

школе,

в

классе:

без

авторитарности,

возможности выбора вида деятельности. Достижение результата лишь в том

случае, если учитель не чужд к творчеству, постоянному поиску, созиданию.

Придерживаясь данных факторов, стараюсь вести урок эмоционально,

творчески. Это заставляет и учеников заниматься с интересом.

На уроках применяю игровые приемы. Игра на уроке – прежде всего

обучающая,

она

должна

приковывать

неустойчивое

внимание

ребенка

к

материалу урока, давать новые знания, заставляя их напряжённо мыслить,

развивать воображение. Любят дети уроки-сказки. Для развития творческих

способностей

детей

я

использую

методический

приём

– интерпретация

сказки. Интерпретируя произведения, каждый ученик имеет возможность

творчески проявить себя, выступая в новой роли. Вот примеры некоторых

заданий:

Опишите характер главного героя до встречи с …. И после.

Расскажите

сюжет

известной

сказки

от

имени

персонажей

или

предметов – участников событий.

«Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.

Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым,

жадный – щедрый и т.д.)

Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой.

Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.

Сочинительство

сказок

это

один

из

эффективных

приёмов

для

развития

творческих

способностей

детей,

способствует

самовыражению

младшего школьника. Очень часто вместе с детьми создаем диафильмы по

прочитанному

произведению

или

какой-то

теме.

Каждый

рисует

кадр

диафильма, составляет текст.

Развитию

творческого

мышления

помогают интегрированные

уроки,

уроки

–исследования,

литературные

конференции,

на

которых

учащиеся

активизируют умственную деятельность, анализируют, делают выводы.

Ввожу в свои уроки написание синквейна.

Этот

способ

уместен

на

любом

этапе

урока,

изучения,

повторения,

является формой свободного творчества. Применение синквейнов в учебном

процессе

может

служить

отличным

приёмом

для

развития

потенциала

ученика,

раскрытия

его

индивидуальных

возможностей,

способствует

познанию внутреннего мира ребёнка. Это увлекательное занятие для моих

учеников.

Развитие

речи

учащегося

напрямую

связано

с

его

творческими

способностями и помогают из развитию. Учащиеся любят такие занятия:

1)

Загадки на договаривание

2)

Придумай рифму к слову

3)

Сочинение чистоговорок

4)

Разгадай ребус и составь стишок

5)

Собери стихотворение

6)

Напиши стихотворение по заданному началу

Упражнения, тренирующие мышление, внимание, воображение, чистоту

речи, управление голосом, рождают детскую смелость, веру в свои силы.

Развитие

креативного

мышления

на

уроках

возможно

только

при

условии творческого подхода всех участников образовательного процесса и

детей, и учителя и, обязательно, помощь родителей. Речь идёт о совместно

поиске,

творчестве.

В

результате

систематической

и

целенаправленной

работы у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается

воображение,

мышление,

появляется

положительная

мотивационная

направленность

на

поиск

нового,

нестандартного,

оригинального.

Это

хорошо

проявляется

при

разработке

исследовательских

проектов.

Где

большую роль играет любознательность ученика, опыт и знания учителя,

заинтересованность родителей.

Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества –

огромная радость, которую она даёт и ученику и учителю. Творите сами,

проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут

ваши ученики.



В раздел образования