Автор: Алекова Надежда Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Усолье–Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе"
Раздел: начальное образование
«Час ученичества»
«Развитие креативного мышления на уроках русского языка и
литературного чтения в начальной школе»
Всё наше достоинство – в способности
мыслить
Только мысль возносит нас, а не
пространство и время, в которых мы
ничто.
Постараемся же мыслить достойно –
в этом основа нравственности.
Б. Паскаль.
Что такое «креативное мышление»?
Аналога в русском языке слову «креативное», пожалуй нет, креативность
означает «творчество». Это способность порождать новые идеи, отклоняясь в
мышлении от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычным
способом.
Креативность
делает
процесс
мышления
увлекательным
и
помогает находить новые решения старых проблем.
Для развития креативного мышления на уроках русского языка можно
использовать
различные приемы
«усиления»
орфограмм,
приемы
для
заучивания
правил,
упражнения
на
изобретательность,
запоминание
,
построение плана действий, использование пиктограмм и т.д. Составление
пиктограмм на уроках русского языка – один из приемов развития гибкости и
широты
креативного
мышления.
Изображение
отвлечённых
понятий
с
помощью пиктограмм
поможет
глубже
усвоить
такие
понятия,
как
подлежащее, сказуемое, имя существительное, имя прилагательное, глагол,
омонимы, синонимы, антонимы.
Слово пиктограмма (от латинского pictus – нарисованный и греческого
grapho – пишу) означает изображение слова рисунками, символами.
Как же выполнить пиктограмму предмета, которого не существует? Надо
суметь «оживить» понятие, создать его зрительный образ. В пиктограмме
важна не техника рисунка, а то, как дети умеют представлять «невидимые»
предметы, фантазировать, понимать главную суть этих отвлечённых понятий.
Один мудрый человек сказал: «Когда я пишу, я узнаю о том, о чём я думаю».
То же можно сказать обо всех графических формах работы с информацией: о
схемах, таблицах, графиках, условных знаках и, конечно, рисунках – когда мы
используем, мы лучше понимаем себя и то, что изучаем.
Графические
формы
можно
использовать
не
только
как
рефлексию
пройденного материала, но и как способ пробуждения у учащихся интереса к
теме занятия, побуждения их к дальнейшему исследованию.
Ребята
начинают
развитие
креатива
с
формирования
простейших
мыслительных навыков: умение ставить вопросы, обобщать, выделять часть
из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения.
1.
Изучение любой темы целесообразно начинать с вопросов «что я
знаю об этом» и «чего не знаю». Учитель на доске пишет тему урока.
Учащиеся получают задание поставить к этой теме вопросы, на которые они
знают
ответ. Одни учащиеся по очереди задают классу вопросы, другие
отвечают на них. Когда все вопросы к тому «что я знаю» исчерпаны, идут
вопросы,
на которые учащиеся не знают ответа, а хотели бы узнать. Эти
вопросы звучат без ответа. Эти вопросы учитель записывает на доске.
Чего мы добились? Конечно, побуждения интереса к данной теме, к
поискам
правильного
ответа,
к
включению
учащихся
в
процесс
поиска
верной идеи еще до основного исследования.
Учащиеся делают попытки
предварительной
систематизации
материала,
высказывают
свои
идеи
в
интересной форме рисунка.
2.
Способ
решения
любой
задачи
индивидуален
для
каждого
ученика.
И
в
данной
работе
учтены
индивидуальные
возможности
творчества, поиска правильного ответа, систематизации знаний. Учащиеся
свободны в поиске решений заданной проблемы, а для нас важны все их
предположения, ведь именно они, эти прогнозы. Заставили детей размышлять
по данному вопросу до того, как они приступили к его изучению.
3.
Для формирования творческой активности учащихся необходимо,
чтобы
уроки
в
школе
были
уроками,
на
которых
проводилась
бы
индивидуальная деятельность самих учащихся.
Свободная
атмосфера
в
школе,
в
классе:
без
авторитарности,
возможности выбора вида деятельности. Достижение результата лишь в том
случае, если учитель не чужд к творчеству, постоянному поиску, созиданию.
Придерживаясь данных факторов, стараюсь вести урок эмоционально,
творчески. Это заставляет и учеников заниматься с интересом.
На уроках применяю игровые приемы. Игра на уроке – прежде всего
обучающая,
она
должна
приковывать
неустойчивое
внимание
ребенка
к
материалу урока, давать новые знания, заставляя их напряжённо мыслить,
развивать воображение. Любят дети уроки-сказки. Для развития творческих
способностей
детей
я
использую
методический
приём
– интерпретация
сказки. Интерпретируя произведения, каждый ученик имеет возможность
творчески проявить себя, выступая в новой роли. Вот примеры некоторых
заданий:
Опишите характер главного героя до встречи с …. И после.
Расскажите
сюжет
известной
сказки
от
имени
персонажей
или
предметов – участников событий.
«Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым,
жадный – щедрый и т.д.)
Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой.
Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
Сочинительство
сказок
–
это
один
из
эффективных
приёмов
для
развития
творческих
способностей
детей,
способствует
самовыражению
младшего школьника. Очень часто вместе с детьми создаем диафильмы по
прочитанному
произведению
или
какой-то
теме.
Каждый
рисует
кадр
диафильма, составляет текст.
Развитию
творческого
мышления
помогают интегрированные
уроки,
уроки
–исследования,
литературные
конференции,
на
которых
учащиеся
активизируют умственную деятельность, анализируют, делают выводы.
Ввожу в свои уроки написание синквейна.
Этот
способ
уместен
на
любом
этапе
урока,
изучения,
повторения,
является формой свободного творчества. Применение синквейнов в учебном
процессе
может
служить
отличным
приёмом
для
развития
потенциала
ученика,
раскрытия
его
индивидуальных
возможностей,
способствует
познанию внутреннего мира ребёнка. Это увлекательное занятие для моих
учеников.
Развитие
речи
учащегося
напрямую
связано
с
его
творческими
способностями и помогают из развитию. Учащиеся любят такие занятия:
1)
Загадки на договаривание
2)
Придумай рифму к слову
3)
Сочинение чистоговорок
4)
Разгадай ребус и составь стишок
5)
Собери стихотворение
6)
Напиши стихотворение по заданному началу
Упражнения, тренирующие мышление, внимание, воображение, чистоту
речи, управление голосом, рождают детскую смелость, веру в свои силы.
Развитие
креативного
мышления
на
уроках
возможно
только
при
условии творческого подхода всех участников образовательного процесса и
детей, и учителя и, обязательно, помощь родителей. Речь идёт о совместно
поиске,
творчестве.
В
результате
систематической
и
целенаправленной
работы у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается
воображение,
мышление,
появляется
положительная
мотивационная
направленность
на
поиск
нового,
нестандартного,
оригинального.
Это
хорошо
проявляется
при
разработке
исследовательских
проектов.
Где
большую роль играет любознательность ученика, опыт и знания учителя,
заинтересованность родителей.
Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества –
огромная радость, которую она даёт и ученику и учителю. Творите сами,
проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут
ваши ученики.