Автор: Ковбас Надежда Степановна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №7"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: «Использование информационных технологий, как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности».
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №7»
Использование
информационных технологий
как средство повышения
познавательного интереса
младших школьников
к учебной деятельности.
Учитель начальных классов
Ковбас Н.С.
г. Новый Уренгой
2018 г.
Слайд 2. Информационные технологии в образовании – это информационные
процессы и методы работы с информацией, представление её с помощью средств
ИКТ с целью обучения.
Использование информационных технологий в учебном процессе являются
актуальными современного школьного образования. Сегодня практически каждый
учитель по любой школьной дисциплине может подготовить и провести урок с
использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно,
информативно, интерактивно.
Слайд 3. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация)
- обеспечивает наглядность
- привлекает большое количество дидактического материала
- повышает объём выполняемой работы на уроке
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
(индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания)
Слайд 4. Применение ИКТ на уроках усиливает:
- положительную мотивацию обучения;
- активизирует познавательную деятельность учащихся.
К наиболее часто используемым мною элементам ИКТ в учебном процессе
относятся:
- готовые электронные продукты, которые позволяют интенсифицировать
деятельность учителя и ученика, позволяют повысить качество обучения по
предметам, воплотив в жизнь принцип наглядности.
Слайд 5. На уроках использую электронное приложение по УМК «Школа
России», которое включает в себя игры, анимации, упражнения, проверочные
работы, задания на развитие речи. Это мне помогает более эффективно
организовать работу на уроке. Разнообразные виды заданий и разные по степени
сложности - развивают познавательные и творческие способности каждого
учащегося.
Кроме этого использую тесты, (слайд 6) тренажёры, кроссворды, схемы,
таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на нетбуках.
Слайд 7. Использую в своей работе развивающую программу «Природа и
человек. Естествознание для начальной школы» для 1-4 классов - это 250
интерактивных заданий. Красочные иллюстрации, интересные задания, загадки и
кроссворды.
Слайд 8. Использую - мультимедийные презентации, которые позволяют
ученику:
- наглядно представить учебный материал;
- отрабатывать учебные навыки с помощью тренажёров и специальных программ;
- самостоятельно контролировать свои знания.
Исходя из педагогического опыта, знаю, что одним из сложнейших предметов
вызывающих трудности, у учащихся в 1 классе является урок обучения грамоте.
(Слайд 9) Поэтому на уроках обучения грамоте использую мультимедийный диск
из серии «Начальная школа» «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1
класс». Материал представлен видеоизображениями и анимированными
интерактивными тренажёрами, а «Уроки тётушки Совы» помогают мне делать эти
уроки яркими, эффектными, эмоциональными, а главное - продуктивными.
Слайд 10. - ресурсы Сети Интернет. Интернет является огромным
информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. В последнее время
в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы,
форумы, сетевые ресурсы по различным предметам, сетевые сообщества учителей
и учеников, сетевые образовательные журналы. Интернет можно считать
способом самообразования и саморазвития.
- использование интерактивной доски
Интерактивная доска в полной мере позволяет работу на уроке сделать
разнообразной, даёт возможность применять игровые моменты в процессе
обучения. Интерактивная доска позволяет учесть особенности каждого
конкретного класса, повысить эффективность урока, разнообразить формы работы
на уроке, эмоционально разрядить обстановку во время учебного процесса за счёт
динамичности, использования анимации и аудио сопровождения.
Использую ИКТ на всех этапах урока: сообщения темы урока, устного счёта,
орфографической разминки, подготовки учащихся к усвоению новых знаний,
контроля знаний, обобщения, рефлексии, физкультминутки.
Систематическое использование ИКТ позволяет мне:
- сделать учебный процесс доступным, интересным для детей;
- рационально использовать время учебного занятия;
- создавать задания для проверки и контроля усвоения материала.
Огромную помощь оказывают информационные технологии в разработке
уроков по развитию речи. Это и использование репродукций картин (сочинение по
картине) и электронные презентации, включающие репродукции картин и
информацию о творчестве художника. При работе с деформированным текстом –
составление предложений из слов, моделирование текста из отдельных
предложений. На уроках обобщения использование яркой красочной презентации
- привлекает внимание детей, позволяет продуктивно обобщить знания по темам.
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки
литературного чтения. Презентации о жизни и творчестве писателей и поэтов,
художников и композиторов, знакомство и с их биографией и творчеством,
доступным детскому пониманию; викторины по изученным произведениям,
составление плана, словарная работа, скороговорки и чистоговорки - всё
становится интересным.
На уроках математики с помощью слайдов может осуществляться
демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счёта, могут быть
организованы математические разминки и самопроверка.
Мои уроки окружающего мира практически не обходятся без презентаций,
видеороликов, фильмов. Презентация с использованием анимации помогает не
только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и
активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над
формированием понятия и его запоминанием. Для проверки знаний также есть
достаточно материала: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок
увлекательным, а значит, запоминающимся.
На уроках технологии и изобразительного искусства презентации
используются также успешно: портреты художников, репродукции, схемы,
последовательность выполнения рисунка, образцы изделий и этапы работы по
проектной деятельности и т.д.
Для развития творческих способностей учащихся и активизации их
познавательной деятельности предлагаю детям творческие задания в виде
создания презентаций, в составлении кроссвордов, ребусов; в подготовке
различных сообщений.
Современные информационные технологии использую и в работе с
одарёнными детьми. Это выполнение исследовательских проектов нацелено на
развитие познавательной деятельности учащихся и их самостоятельной работы по
поиску, сбору, обработке и анализу информации. Защита проекта учащегося
проходит в форме презентации.
Во внеурочной деятельности применение ИКТ просто необходимо. Используя
презентации, провожу беседы, занятия по ПДД и ОБЖ, внеклассные мероприятия,
классные часы, что позволяет красочно и наглядно представить любой материал.
Итогом всех мероприятий служат создание мультимедийных альбомов с
фотографиями, видеороликов.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и
закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают
творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и
желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно
чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных
технологий.
Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает
возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы
выбирает для себя сам ученик.
Слайд 11. ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
•
Повышает качество знаний
•
Продвигает ребёнка в общем развитии
•
Помогает преодолеть трудности
•
Вносит радость в жизнь ребёнка
•
Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
•
Создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя
и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе
•
Повышается мотивация обучения.
Но необходимо отметить, ИКТ должны выполнять определённую
образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке
информации, воспринять её, запомнить, но ни в коем случае не подорвать
здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного
процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего
школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продуманной и
дозированной. Практика показывает, что использование ИКТ оптимизирует
процессы понимания и запоминания учебного материала, положительно
влияет на мотивацию младших школьников, что несомненно повышает
качество обучения.
Слайд 12.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,
2017.
2. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2017.
3. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации
образования 2016..
4. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства
обучения в начальной школе. //Начальная школа.- 2016.- №5.
5. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной
школе/сост. О. В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2015.