Напоминание

«Использование информационных технологий, как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности».


Автор: Ковбас Надежда Степановна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №7"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: «Использование информационных технологий, как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности».
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №7»

Использование

информационных технологий

как средство повышения

познавательного интереса

младших школьников

к учебной деятельности.

Учитель начальных классов

Ковбас Н.С.

г. Новый Уренгой

2018 г.

Слайд 2. Информационные технологии в образовании – это информационные

процессы и методы работы с информацией, представление её с помощью средств

ИКТ с целью обучения.

Использование информационных технологий в учебном процессе являются

актуальными современного школьного образования. Сегодня практически каждый

учитель по любой школьной дисциплине может подготовить и провести урок с

использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно,

информативно, интерактивно.

Слайд 3. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация)

- обеспечивает наглядность

- привлекает большое количество дидактического материала

- повышает объём выполняемой работы на уроке

- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения

(индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания)

Слайд 4. Применение ИКТ на уроках усиливает:

- положительную мотивацию обучения;

- активизирует познавательную деятельность учащихся.

К наиболее часто используемым мною элементам ИКТ в учебном процессе

относятся:

- готовые электронные продукты, которые позволяют интенсифицировать

деятельность учителя и ученика, позволяют повысить качество обучения по

предметам, воплотив в жизнь принцип наглядности.

Слайд 5. На уроках использую электронное приложение по УМК «Школа

России», которое включает в себя игры, анимации, упражнения, проверочные

работы, задания на развитие речи. Это мне помогает более эффективно

организовать работу на уроке. Разнообразные виды заданий и разные по степени

сложности - развивают познавательные и творческие способности каждого

учащегося.

Кроме этого использую тесты, (слайд 6) тренажёры, кроссворды, схемы,

таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на нетбуках.

Слайд 7. Использую в своей работе развивающую программу «Природа и

человек. Естествознание для начальной школы» для 1-4 классов - это 250

интерактивных заданий. Красочные иллюстрации, интересные задания, загадки и

кроссворды.

Слайд 8. Использую - мультимедийные презентации, которые позволяют

ученику:

- наглядно представить учебный материал;

- отрабатывать учебные навыки с помощью тренажёров и специальных программ;

- самостоятельно контролировать свои знания.

Исходя из педагогического опыта, знаю, что одним из сложнейших предметов

вызывающих трудности, у учащихся в 1 классе является урок обучения грамоте.

(Слайд 9) Поэтому на уроках обучения грамоте использую мультимедийный диск

из серии «Начальная школа» «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1

класс». Материал представлен видеоизображениями и анимированными

интерактивными тренажёрами, а «Уроки тётушки Совы» помогают мне делать эти

уроки яркими, эффектными, эмоциональными, а главное - продуктивными.

Слайд 10. - ресурсы Сети Интернет. Интернет является огромным

информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. В последнее время

в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы,

форумы, сетевые ресурсы по различным предметам, сетевые сообщества учителей

и учеников, сетевые образовательные журналы. Интернет можно считать

способом самообразования и саморазвития.

- использование интерактивной доски

Интерактивная доска в полной мере позволяет работу на уроке сделать

разнообразной, даёт возможность применять игровые моменты в процессе

обучения. Интерактивная доска позволяет учесть особенности каждого

конкретного класса, повысить эффективность урока, разнообразить формы работы

на уроке, эмоционально разрядить обстановку во время учебного процесса за счёт

динамичности, использования анимации и аудио сопровождения.

Использую ИКТ на всех этапах урока: сообщения темы урока, устного счёта,

орфографической разминки, подготовки учащихся к усвоению новых знаний,

контроля знаний, обобщения, рефлексии, физкультминутки.

Систематическое использование ИКТ позволяет мне:

- сделать учебный процесс доступным, интересным для детей;

- рационально использовать время учебного занятия;

- создавать задания для проверки и контроля усвоения материала.

Огромную помощь оказывают информационные технологии в разработке

уроков по развитию речи. Это и использование репродукций картин (сочинение по

картине) и электронные презентации, включающие репродукции картин и

информацию о творчестве художника. При работе с деформированным текстом –

составление предложений из слов, моделирование текста из отдельных

предложений. На уроках обобщения использование яркой красочной презентации

- привлекает внимание детей, позволяет продуктивно обобщить знания по темам.

Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки

литературного чтения. Презентации о жизни и творчестве писателей и поэтов,

художников и композиторов, знакомство и с их биографией и творчеством,

доступным детскому пониманию; викторины по изученным произведениям,

составление плана, словарная работа, скороговорки и чистоговорки - всё

становится интересным.

На уроках математики с помощью слайдов может осуществляться

демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счёта, могут быть

организованы математические разминки и самопроверка.

Мои уроки окружающего мира практически не обходятся без презентаций,

видеороликов, фильмов. Презентация с использованием анимации помогает не

только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и

активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над

формированием понятия и его запоминанием. Для проверки знаний также есть

достаточно материала: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок

увлекательным, а значит, запоминающимся.

На уроках технологии и изобразительного искусства презентации

используются также успешно: портреты художников, репродукции, схемы,

последовательность выполнения рисунка, образцы изделий и этапы работы по

проектной деятельности и т.д.

Для развития творческих способностей учащихся и активизации их

познавательной деятельности предлагаю детям творческие задания в виде

создания презентаций, в составлении кроссвордов, ребусов; в подготовке

различных сообщений.

Современные информационные технологии использую и в работе с

одарёнными детьми. Это выполнение исследовательских проектов нацелено на

развитие познавательной деятельности учащихся и их самостоятельной работы по

поиску, сбору, обработке и анализу информации. Защита проекта учащегося

проходит в форме презентации.

Во внеурочной деятельности применение ИКТ просто необходимо. Используя

презентации, провожу беседы, занятия по ПДД и ОБЖ, внеклассные мероприятия,

классные часы, что позволяет красочно и наглядно представить любой материал.

Итогом всех мероприятий служат создание мультимедийных альбомов с

фотографиями, видеороликов.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и

закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают

творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и

желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно

чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных

технологий.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает

возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы

выбирает для себя сам ученик.

Слайд 11. ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

Повышает качество знаний

Продвигает ребёнка в общем развитии

Помогает преодолеть трудности

Вносит радость в жизнь ребёнка

Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

Создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя

и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе

Повышается мотивация обучения.

Но необходимо отметить, ИКТ должны выполнять определённую

образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке

информации, воспринять её, запомнить, но ни в коем случае не подорвать

здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного

процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего

школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продуманной и

дозированной. Практика показывает, что использование ИКТ оптимизирует

процессы понимания и запоминания учебного материала, положительно

влияет на мотивацию младших школьников, что несомненно повышает

качество обучения.

Слайд 12.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,

2017.

2. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2017.

3. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации

образования 2016..

4. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства

обучения в начальной школе. //Начальная школа.- 2016.- №5.

5. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной

школе/сост. О. В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2015.



В раздел образования