Напоминание

"Исторические источники как средство формирования и развития самостоятельной и социально – активной личности"


Автор: Моргунова Ирина Васильевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОБУ "Спасская средняя общеобразовательная школя"
Населённый пункт: д.Спасское Медвенский район Курская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Исторические источники как средство формирования и развития самостоятельной и социально – активной личности"
Раздел: среднее образование





Назад




Исторические источники как средство формирования и развития

самостоятельной и социально – активной личности.

История наука интересная

Но как же нам узнать её?

Там много дат, понятий, терминов

Что просто не запомнить ничего.

В современное время всё чаще стоит вопрос о том, что дети не знают

историю своей страны, мало читают. А современные события показывают

необходимость изучения своего прошлого, чтобы найти правильное решение

в настоящем. Задача учителя истории помочь детям узнать историю своей

страны: увидеть её падения и взлёты, легендарные страницы истории,

самобытную культуру.

Работа с историческими источниками рассматривается сегодня не просто как

один из способов познакомиться с историей, но и как важнейшее средство

формирования исторического мышления учащихся. Работа с документом

приближает учеников к изучаемому событию, создает особый

эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать свое

собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс

приобретает исследовательский характер. Поэтому, современный урок

истории немыслим без документов, исторических первоисточников,

произведений выдающихся историков.

Работа с первоисточниками должна выстраиваться поэтапно.

1.

Учащиеся должны иметь алгоритм работы с первоисточником. Его

важно не просто разобрать вместе с учителем, но и иметь перед

глазами (запись в тетради, карточка и т. п.).

2.

Разбор документа учителем.

3.

Разбор документа учащимися под непосредственным руководством

учителя.

4.

Самостоятельная работа учащихся с документами на уроке по заданию

учителя. Подготовка учителя к использованию первоисточников на

уроке предусматривает предварительный их отбор и педагогическую

обработку. Чем больше обработан документ, тем легче он вос-

принимается учениками и тем меньше трудностей представляет для

самостоятельной работы. В классе всегда найдутся дети, имеющие

повышенную мотивацию в обучении по какому либо предмету. Такие

учащиеся могут самостоятельно подбирать документы по теме.

При самостоятельной работе учащихся с источниками целесообразно

использовать систему заданий, ориентированных на три уровня

познавательной деятельности:

1 уровень – воспроизводящий. Предполагает выписки основных

понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы,

требующие уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы

по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного

на понимание текста; составление простого плана и т.д.

2 уровень – преобразующий. Вопросы и задания могут включать

рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста,

выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений

источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный

отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для

раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов,

конспекта, текстовых таблиц, схем; самостоятельную постановку

вопросов к документу; подготовку рефератов, докладов и др.

3 уровень – творческо-поисковый. На данном уровне учащимся

предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и

сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких

документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и

составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения

теоретических положений документа для доказательства,

аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных

проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его

анализу и систематизации по определенной теме, подготовки

творческих сочинений, эссе и др.

Источниками при изучении курса истории могут выступать:

отрывки из произведений историков, философов, ученых прошлого;

мемуары, дневники современников, очевидцев исторических событий;

фрагменты из современной научной, научно-популярной,

художественной литературы;

фрагменты документов (нормативных, программных, международных,

правовых и др.);

газетная информация и публицистические материалы;

справочные, статистические материалы;

наглядные средства обучения;

видео и фото материалы.

А среди множества приемов работы с историческими текстами можно

выделить следующие:

чтение и анализ;

выписки определений понятий, основных положений, выделение

главной идеи;

комментированное чтение;

коллективный разбор текста;

формулирование вопросов к тексту;

обобщение фактического и теоретического материала в целях

конкретизации изучаемых общественных явлений;

выявление различных подходов к общественно-историческому

развитию;

анализ аргументации авторов;

нахождение разных способов решения проблем на основе

сопоставления нескольких источников;

формулирование обобщенных выводов;

выявление причинно-следственных связей и построение логической

цепи суждений;

составление текстовых, сравнительно-обобщающих и

конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов

(развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов,

конспекта;

подготовка сообщений, рефератов и т.д.

Сегодня работа с документами на уроках и во внеурочное время помогает

решить ещё одну задачу - подготовить детей к сдаче ЕГЭ.



В раздел образования