Автор: Моргунова Ирина Васильевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОБУ "Спасская средняя общеобразовательная школя"
Населённый пункт: д.Спасское Медвенский район Курская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Исторические источники как средство формирования и развития самостоятельной и социально – активной личности"
Раздел: среднее образование
Исторические источники как средство формирования и развития
самостоятельной и социально – активной личности.
История наука интересная
Но как же нам узнать её?
Там много дат, понятий, терминов
Что просто не запомнить ничего.
В современное время всё чаще стоит вопрос о том, что дети не знают
историю своей страны, мало читают. А современные события показывают
необходимость изучения своего прошлого, чтобы найти правильное решение
в настоящем. Задача учителя истории помочь детям узнать историю своей
страны: увидеть её падения и взлёты, легендарные страницы истории,
самобытную культуру.
Работа с историческими источниками рассматривается сегодня не просто как
один из способов познакомиться с историей, но и как важнейшее средство
формирования исторического мышления учащихся. Работа с документом
приближает учеников к изучаемому событию, создает особый
эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать свое
собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс
приобретает исследовательский характер. Поэтому, современный урок
истории немыслим без документов, исторических первоисточников,
произведений выдающихся историков.
Работа с первоисточниками должна выстраиваться поэтапно.
1.
Учащиеся должны иметь алгоритм работы с первоисточником. Его
важно не просто разобрать вместе с учителем, но и иметь перед
глазами (запись в тетради, карточка и т. п.).
2.
Разбор документа учителем.
3.
Разбор документа учащимися под непосредственным руководством
учителя.
4.
Самостоятельная работа учащихся с документами на уроке по заданию
учителя. Подготовка учителя к использованию первоисточников на
уроке предусматривает предварительный их отбор и педагогическую
обработку. Чем больше обработан документ, тем легче он вос-
принимается учениками и тем меньше трудностей представляет для
самостоятельной работы. В классе всегда найдутся дети, имеющие
повышенную мотивацию в обучении по какому либо предмету. Такие
учащиеся могут самостоятельно подбирать документы по теме.
При самостоятельной работе учащихся с источниками целесообразно
использовать систему заданий, ориентированных на три уровня
познавательной деятельности:
1 уровень – воспроизводящий. Предполагает выписки основных
понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы,
требующие уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы
по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного
на понимание текста; составление простого плана и т.д.
2 уровень – преобразующий. Вопросы и задания могут включать
рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста,
выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений
источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный
отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для
раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов,
конспекта, текстовых таблиц, схем; самостоятельную постановку
вопросов к документу; подготовку рефератов, докладов и др.
3 уровень – творческо-поисковый. На данном уровне учащимся
предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и
сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких
документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и
составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения
теоретических положений документа для доказательства,
аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных
проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его
анализу и систематизации по определенной теме, подготовки
творческих сочинений, эссе и др.
Источниками при изучении курса истории могут выступать:
отрывки из произведений историков, философов, ученых прошлого;
мемуары, дневники современников, очевидцев исторических событий;
фрагменты из современной научной, научно-популярной,
художественной литературы;
фрагменты документов (нормативных, программных, международных,
правовых и др.);
газетная информация и публицистические материалы;
справочные, статистические материалы;
наглядные средства обучения;
видео и фото материалы.
А среди множества приемов работы с историческими текстами можно
выделить следующие:
чтение и анализ;
выписки определений понятий, основных положений, выделение
главной идеи;
комментированное чтение;
коллективный разбор текста;
формулирование вопросов к тексту;
обобщение фактического и теоретического материала в целях
конкретизации изучаемых общественных явлений;
выявление различных подходов к общественно-историческому
развитию;
анализ аргументации авторов;
нахождение разных способов решения проблем на основе
сопоставления нескольких источников;
формулирование обобщенных выводов;
выявление причинно-следственных связей и построение логической
цепи суждений;
составление текстовых, сравнительно-обобщающих и
конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов
(развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов,
конспекта;
подготовка сообщений, рефератов и т.д.
Сегодня работа с документами на уроках и во внеурочное время помогает
решить ещё одну задачу - подготовить детей к сдаче ЕГЭ.