Напоминание

"Кого можно назвать человеком?"


Автор: Савоськина Людмила Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 656 имени А.С. Макаренко"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Конспект учебгого занятия
Тема: "Кого можно назвать человеком?"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: «Кого можно назвать человеком?»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: формирование представления о человеке (врожденные и приобретенные признаки)

Задачи урока:

1.Формировать умение работать с текстом как с источником получения новых знаний.

2.Развивать способность анализировать, сравнивать, делать выводы на основе изученной информации, оце-

нивать свою деятельность.

3.Развивать коммуникационные умения высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, работать в

паре.

объяснять, почему нельзя стать полноценным человеком вне общества людей;

создать первичное представление о биологической (врожденной) и общественной или социальной (приобре-

тенной) природе человека;

познакомить с факторами, которые в большей степени влияют на формирование личности человека;

дать представления о врожденных и приобретенных признаках. Объяснить разницу между ними;

учиться выделять особенности внутреннего духовного мира человека.

Этот урок создаст первичное представление о биологической (врожденной) и общественной или социальной (приоб-

ретенной) природе человека. Познакомит ребят с одной из научных проблем, определяющих, какие факторы в

большей степени влияют на формирование личности. Даст представление о таких понятиях, как врожденные и при-

обретенные признаки человека. Объяснит разницу между ними.

Цели и задачи урока:

объяснять, почему нельзя стать полноценным человеком вне общества людей;

создать первичное представление о биологической (врожденной) и общественной или социальной (приобре-

тенной) природе человека;

познакомить с факторами, которые в большей степени влияют на формирование личности человека;

дать представления о врожденных и приобретенных признаках. Объяснить разницу междуними;

учиться выделять особенности внутреннего духовного мира человека.

Основные понятия: врожденные и приобретенные признаки, внутренний духовный мир

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 4 класс, II часть (автор Вахрушев А.А.), карточки с таблицей

(врожденные, приобретенные признаки), лист самооценки ученика, презентация, компьютер, проектор,

экран.

Этапы

урока

Учитель

Учащиеся

1.орг.моме

нт

Прозвенел и смолк звонок.

Нам пора начать урок.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-Сегодня у нас много гостей, и мы как гостеприимные

хозяева, окажем им внимание.

-Спасибо! Будем надеяться, что наши гости порадуются

нашим успехам.

Итак, начинаем урок окружающего мира, который мы

проедем, работая в группах. На уроке вы должны быть

Выступление детей.

1.Мы рады приветствовать

В классе Вас нашем,(Маша

Е.)

2.Возможно есть классы

И лучше, и краше (Лера)

3.Но пусть в нашем классе вам

будет светло.

Пусть будет уютно

И очень легко.(Саша)

внимательны, активно участвовать в обсуждении вопросов,

не стесняться высказывать свое мнение, а также уметь

контролировать свои действия.

-Сегодня мы начинаем изучение второй части учебника

«Окружающий мир», который называется «Человек и

человечество». Нас окружает огромный и интересный мир, в

котором мы живем, который мы видим, слышим и ощущаем.

Наука об окружающем мире рассказывает нам, как устроен

мир, как в нем жить, как найти в этом мире свое достойное

место.

-Чему же мы будем учиться на уроках окружающего мира?

-Откройте учебники на стр.126-127. Прочитайте название

двух разделов в содержании учебника.

-Как называется первый раздел?

-На какие вопросы мы будем искать ответы, изучая этот

раздел?

-Прочитайте название второго раздела.

-Чему мы будем учиться, изучая этот раздел?

1 раздел называется «Чело-

век».

-Кого можно назвать человеком?

-Что такое общество?

-И какие права имеет человек,

живя в обществе.

2 раздел называется

«Человече-

ство»

*Будем учиться отличать друг от

друга разные эпохи в истории че-

ловечества.

*Какие расы и народы живут на

нашей планете.

*Объяснять, какие интересы

объединяют всех людей Земли в

одно человечество.

Слайд1.

-Откройте учебники на с.8.

-Рассмотрите картинку в верхнем левом углу.

-Кого из сказочных героев вам напоминает мальчик?

-Почему вы так решили?

-Редьярд Киплинг написал замечательную сказку про

Маугли, мальчика, который жил в джунглях среди диких зве-

рей.

-А знаете ли вы, что существуют реальные маугли. Это дети,

которые действительно жили среди зверей.

-Я предлагаю вам посмотреть видеоролик о детях, которых

воспитывали животные.

-После просмотра подумайте и скажите, можно ли назвать

человеком героев этого сюжета и почему? ( Просмотр видео

до 5 мин.10с)

Научить человека говорить, читать и писать, общаться с

людьми можно только в самом младшем возрасте. Это связа-

но с особенностями развития человека, его мозга. Именно

поэтому дети, которые долгое время находились среди жи-

вотных, не общались с существами, себе подобными, не мо-

гут стать полноценными членами общества и более того –

они очень рано умирают.

Маугли.

Живет среди волков, стоит на

четвереньках, ест сырое мясо.

Просмотр видео

-Не совсем, т.к. у этих детей

остались повадки животных, от

которых они в будущем так и не

смогли избавиться.

Слайд2.

Так какой у вас возникает вопрос?

Кого можно назвать человеком?

- Это и будет тема нашего урока.

Давайте подумаем, какие задачи поставим, чтобы решить их

на уроке?

А сформулировать их нам помогут выделенные в тексте

жирным шрифтом выражения.

1.Выяснить, какие врожденные

и приобретенные признаки есть

у человека.

2. Найти информацию, чем

отличаются врожденные и

приобретенные признаки

человека.

3.Найти ответ на вопрос, что

такое внутренний духовный

мир человека

4. Сделать выводы на основе

полученной информации.

Врожденн

ые

признаки

человека

Слайд 3.

Итак, приступаем.

-Прочитайте, как называется первая часть параграфа.

-Найдите последний абзац на с.9, который начинается со

слов «Мой юный друг…»

-Прочитайте его, а также на стр.10 и обсудите в группе, что

человеку дано природой?

-Вы должны найти 4 показателя.

Сделаем вывод. Как называются в науке признаки человека,

которые ему природой?

Итак, мы решили первую задачу урока.

Первая часть параграфа называ-

ется «Что человеку дано приро-

дой?»

У человека есть

1.ноги для ходьбы

2.руки для работы

3.головной мозг для

обдумывания того, что

происходит вокруг, для

принятия решений.

4.особые черты внешности.

Врожденные признаки

человека.

Физ/мин

А сейчас отдохнем. Проведем физ.мин. «Аплодисменты!»

Встаньте, те, кто похож на маму? Аплодисменты!

Встаньте, те кто похож на папу? Аплодисменты!

Поднимите руки те, у кого глаза карие. Аплодисменты!

Поднимите руки те, у кого глаза голубые или зеленые.

Аплодисменты!

Сядьте на свои места те, у кого длинные волосы.

Аплодисменты!

Сядьте на места те, у кого короткие волосы. Аплодисменты!

- Какие признаки человека мы использовали, чтобы

выполнить физминутку?

Дети встают.

Врожденные признаки челове-

ка.

Приобрете

нные

признаки

человека

Слайд 4.

-Давайте ещё раз обратимся к слайду. (слайд 3)

-Достаточно ли этих признаков, чтобы быть полноценным

человеком и жить среди людей?

-Прочитайте вторую часть параграфа.

-Что такое общество?

-Поработаем со словарем. Откройте словарь на стр.122 и

прочитайте определение.

-У вас на столах лежит карточка. На ней записаны словосо-

четания, которые обозначают признаки человека. Среди них

найдите и подчеркните качества, которые можно приобре-

сти, только живя в обществе. Начинаем поиск.

Нет.

-Что дает человеку общество?

Общество – так можно назвать

людей, у которых есть общие

интересы.

(карточки со словосочетаниями: чтение книги, беседа с

мамой, две руки, высокий рост, игра на скрипке, умение

пользоваться компьютером).

-Как можно назвать все эти качества человека?

-почему эти признаки получили такое название?

-Так что же такое приобретённые признаки человека?

-Итак, мы решили вторую задачу урока.

Приобретенные признаки чело-

века.

Т.к. их можно получить только

живя среди людей.

Это признаки человека, сфор-

мированные благодаря жизни в

обществе.

Внутренн

ий мир

человека

Слайд 5.

_________

Работа в

тетради

-Как вы думаете, приобретенные признаки человека у всех

людей одинаковые?

-Нам нравятся одинаковые книги, музыка, одежда и т.д.?

Почему?

-Назовите, какие у вас интересы и увлечения, чем вы любите

заниматься?

-Прочитайте последний абзац на с.10 и найдите в тексте, как

называется круг наших интересов и увлечений.

-Рассмотрите иллюстрации и обсудите в группах , как можно

обогатить свой внутренний мир.

-Для чего это нужно человеку, живущему в обществе.

___________________________________________________

Откройте рабочие тетради на стр.2.

-Выполните задание №1.

-Итак, что составляют мысли, интересы и увлечения челове-

ка?

- Что надо делать, чтобы обогатить свой внутренний мир?

-Мы решили ещё одну задачу урока.

Нет.

Потому что мы все разные и у

нас разные интересы и

увлечения.

(ответы людей)

Чтение

Внутренний духовный мир

человека.

___________________________

Внутренний духовный мир че-

ловека.

Общаться с другими людьми,

узнавать новое, создавать что-то

самому.

Выраже-

ние реше-

ния

проблемы

Возвращаясь к теме сегодняшнего урока «Кого можно на-

звать человеком?», найдите вывод в конце параграфа на

стр.11

Закрепле-

ние

У вас на столах лежит задание на карточке. Вам надо, посо-

вещавшись, вставить в текст пропущенные слова.

Проведем взаимопроверку. Выполнение работы проверит

другая группа. (сверка со слайдом)

Итог, ре-

флексия

- Наш урок подошел к концу.

- Зачем нам был нужен этот урок?

- Какие ставили задачи? Справились?

- Ответили на вопрос: «Кого можно назвать человеком?»

- Так кого же можно назвать человеком?

- Оцените свою работу на уроке.

-Зелёный кружок – я был активен и доволен своей работой.

-Жёлтый – я старался, но у меня её не всё получилось.

-Красный – я работал не достаточно хорошо.

-Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в

«Рабочей тетради»

Спасибо за урок.



В раздел образования