Автор: Савоськина Людмила Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 656 имени А.С. Макаренко"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Конспект учебгого занятия
Тема: "Кого можно назвать человеком?"
Раздел: начальное образование
Тема урока: «Кого можно назвать человеком?»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: формирование представления о человеке (врожденные и приобретенные признаки)
Задачи урока:
1.Формировать умение работать с текстом как с источником получения новых знаний.
2.Развивать способность анализировать, сравнивать, делать выводы на основе изученной информации, оце-
нивать свою деятельность.
3.Развивать коммуникационные умения высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, работать в
паре.
объяснять, почему нельзя стать полноценным человеком вне общества людей;
создать первичное представление о биологической (врожденной) и общественной или социальной (приобре-
тенной) природе человека;
познакомить с факторами, которые в большей степени влияют на формирование личности человека;
дать представления о врожденных и приобретенных признаках. Объяснить разницу между ними;
учиться выделять особенности внутреннего духовного мира человека.
Этот урок создаст первичное представление о биологической (врожденной) и общественной или социальной (приоб-
ретенной) природе человека. Познакомит ребят с одной из научных проблем, определяющих, какие факторы в
большей степени влияют на формирование личности. Даст представление о таких понятиях, как врожденные и при-
обретенные признаки человека. Объяснит разницу между ними.
Цели и задачи урока:
объяснять, почему нельзя стать полноценным человеком вне общества людей;
создать первичное представление о биологической (врожденной) и общественной или социальной (приобре-
тенной) природе человека;
познакомить с факторами, которые в большей степени влияют на формирование личности человека;
дать представления о врожденных и приобретенных признаках. Объяснить разницу междуними;
учиться выделять особенности внутреннего духовного мира человека.
Основные понятия: врожденные и приобретенные признаки, внутренний духовный мир
Оборудование: учебник «Окружающий мир», 4 класс, II часть (автор Вахрушев А.А.), карточки с таблицей
(врожденные, приобретенные признаки), лист самооценки ученика, презентация, компьютер, проектор,
экран.
Этапы
урока
Учитель
Учащиеся
1.орг.моме
нт
Прозвенел и смолк звонок.
Нам пора начать урок.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
-Сегодня у нас много гостей, и мы как гостеприимные
хозяева, окажем им внимание.
-Спасибо! Будем надеяться, что наши гости порадуются
нашим успехам.
Итак, начинаем урок окружающего мира, который мы
проедем, работая в группах. На уроке вы должны быть
Выступление детей.
1.Мы рады приветствовать
В классе Вас нашем,(Маша
Е.)
2.Возможно есть классы
И лучше, и краше (Лера)
3.Но пусть в нашем классе вам
будет светло.
Пусть будет уютно
И очень легко.(Саша)
внимательны, активно участвовать в обсуждении вопросов,
не стесняться высказывать свое мнение, а также уметь
контролировать свои действия.
-Сегодня мы начинаем изучение второй части учебника
«Окружающий мир», который называется «Человек и
человечество». Нас окружает огромный и интересный мир, в
котором мы живем, который мы видим, слышим и ощущаем.
Наука об окружающем мире рассказывает нам, как устроен
мир, как в нем жить, как найти в этом мире свое достойное
место.
-Чему же мы будем учиться на уроках окружающего мира?
-Откройте учебники на стр.126-127. Прочитайте название
двух разделов в содержании учебника.
-Как называется первый раздел?
-На какие вопросы мы будем искать ответы, изучая этот
раздел?
-Прочитайте название второго раздела.
-Чему мы будем учиться, изучая этот раздел?
1 раздел называется «Чело-
век».
-Кого можно назвать человеком?
-Что такое общество?
-И какие права имеет человек,
живя в обществе.
2 раздел называется
«Человече-
ство»
*Будем учиться отличать друг от
друга разные эпохи в истории че-
ловечества.
*Какие расы и народы живут на
нашей планете.
*Объяснять, какие интересы
объединяют всех людей Земли в
одно человечество.
Слайд1.
-Откройте учебники на с.8.
-Рассмотрите картинку в верхнем левом углу.
-Кого из сказочных героев вам напоминает мальчик?
-Почему вы так решили?
-Редьярд Киплинг написал замечательную сказку про
Маугли, мальчика, который жил в джунглях среди диких зве-
рей.
-А знаете ли вы, что существуют реальные маугли. Это дети,
которые действительно жили среди зверей.
-Я предлагаю вам посмотреть видеоролик о детях, которых
воспитывали животные.
-После просмотра подумайте и скажите, можно ли назвать
человеком героев этого сюжета и почему? ( Просмотр видео
до 5 мин.10с)
Научить человека говорить, читать и писать, общаться с
людьми можно только в самом младшем возрасте. Это связа-
но с особенностями развития человека, его мозга. Именно
поэтому дети, которые долгое время находились среди жи-
вотных, не общались с существами, себе подобными, не мо-
гут стать полноценными членами общества и более того –
они очень рано умирают.
Маугли.
Живет среди волков, стоит на
четвереньках, ест сырое мясо.
Просмотр видео
-Не совсем, т.к. у этих детей
остались повадки животных, от
которых они в будущем так и не
смогли избавиться.
Слайд2.
Так какой у вас возникает вопрос?
Кого можно назвать человеком?
- Это и будет тема нашего урока.
Давайте подумаем, какие задачи поставим, чтобы решить их
на уроке?
А сформулировать их нам помогут выделенные в тексте
жирным шрифтом выражения.
1.Выяснить, какие врожденные
и приобретенные признаки есть
у человека.
2. Найти информацию, чем
отличаются врожденные и
приобретенные признаки
человека.
3.Найти ответ на вопрос, что
такое внутренний духовный
мир человека
4. Сделать выводы на основе
полученной информации.
Врожденн
ые
признаки
человека
Слайд 3.
Итак, приступаем.
-Прочитайте, как называется первая часть параграфа.
-Найдите последний абзац на с.9, который начинается со
слов «Мой юный друг…»
-Прочитайте его, а также на стр.10 и обсудите в группе, что
человеку дано природой?
-Вы должны найти 4 показателя.
Сделаем вывод. Как называются в науке признаки человека,
которые ему природой?
Итак, мы решили первую задачу урока.
Первая часть параграфа называ-
ется «Что человеку дано приро-
дой?»
У человека есть
1.ноги для ходьбы
2.руки для работы
3.головной мозг для
обдумывания того, что
происходит вокруг, для
принятия решений.
4.особые черты внешности.
Врожденные признаки
человека.
Физ/мин
А сейчас отдохнем. Проведем физ.мин. «Аплодисменты!»
Встаньте, те, кто похож на маму? Аплодисменты!
Встаньте, те кто похож на папу? Аплодисменты!
Поднимите руки те, у кого глаза карие. Аплодисменты!
Поднимите руки те, у кого глаза голубые или зеленые.
Аплодисменты!
Сядьте на свои места те, у кого длинные волосы.
Аплодисменты!
Сядьте на места те, у кого короткие волосы. Аплодисменты!
- Какие признаки человека мы использовали, чтобы
выполнить физминутку?
Дети встают.
Врожденные признаки челове-
ка.
Приобрете
нные
признаки
человека
Слайд 4.
-Давайте ещё раз обратимся к слайду. (слайд 3)
-Достаточно ли этих признаков, чтобы быть полноценным
человеком и жить среди людей?
-Прочитайте вторую часть параграфа.
-Что такое общество?
-Поработаем со словарем. Откройте словарь на стр.122 и
прочитайте определение.
-У вас на столах лежит карточка. На ней записаны словосо-
четания, которые обозначают признаки человека. Среди них
найдите и подчеркните качества, которые можно приобре-
сти, только живя в обществе. Начинаем поиск.
Нет.
-Что дает человеку общество?
Общество – так можно назвать
людей, у которых есть общие
интересы.
(карточки со словосочетаниями: чтение книги, беседа с
мамой, две руки, высокий рост, игра на скрипке, умение
пользоваться компьютером).
-Как можно назвать все эти качества человека?
-почему эти признаки получили такое название?
-Так что же такое приобретённые признаки человека?
-Итак, мы решили вторую задачу урока.
Приобретенные признаки чело-
века.
Т.к. их можно получить только
живя среди людей.
Это признаки человека, сфор-
мированные благодаря жизни в
обществе.
Внутренн
ий мир
человека
Слайд 5.
_________
Работа в
тетради
-Как вы думаете, приобретенные признаки человека у всех
людей одинаковые?
-Нам нравятся одинаковые книги, музыка, одежда и т.д.?
Почему?
-Назовите, какие у вас интересы и увлечения, чем вы любите
заниматься?
-Прочитайте последний абзац на с.10 и найдите в тексте, как
называется круг наших интересов и увлечений.
-Рассмотрите иллюстрации и обсудите в группах , как можно
обогатить свой внутренний мир.
-Для чего это нужно человеку, живущему в обществе.
___________________________________________________
Откройте рабочие тетради на стр.2.
-Выполните задание №1.
-Итак, что составляют мысли, интересы и увлечения челове-
ка?
- Что надо делать, чтобы обогатить свой внутренний мир?
-Мы решили ещё одну задачу урока.
Нет.
Потому что мы все разные и у
нас разные интересы и
увлечения.
(ответы людей)
Чтение
Внутренний духовный мир
человека.
___________________________
Внутренний духовный мир че-
ловека.
Общаться с другими людьми,
узнавать новое, создавать что-то
самому.
Выраже-
ние реше-
ния
проблемы
Возвращаясь к теме сегодняшнего урока «Кого можно на-
звать человеком?», найдите вывод в конце параграфа на
стр.11
Закрепле-
ние
У вас на столах лежит задание на карточке. Вам надо, посо-
вещавшись, вставить в текст пропущенные слова.
Проведем взаимопроверку. Выполнение работы проверит
другая группа. (сверка со слайдом)
Итог, ре-
флексия
- Наш урок подошел к концу.
- Зачем нам был нужен этот урок?
- Какие ставили задачи? Справились?
- Ответили на вопрос: «Кого можно назвать человеком?»
- Так кого же можно назвать человеком?
- Оцените свою работу на уроке.
-Зелёный кружок – я был активен и доволен своей работой.
-Жёлтый – я старался, но у меня её не всё получилось.
-Красный – я работал не достаточно хорошо.
-Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в
«Рабочей тетради»
Спасибо за урок.