Напоминание

"Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования"


Автор: Алексейчук Татьяна Викторовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназии №2 г. Сальска
Населённый пункт: Ростовская область г. Сальск
Наименование материала: Статья
Тема: "Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования"
Раздел: среднее образование





Назад




Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества

образования.

Сетевое взаимодействие сегодня становится высокоэффективной инновационной

технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать в

постоянно меняющемся информационном обществе, но и динамично развиваться.

По словам Э. Тофлера, американского философа и социолога, неграмотным человеком

завтрашнего

дня

будет

не тот, кто

не умеет

читать,

а тот,

кто

не научился

учиться.

Традиционная система образования сегодня не способна обеспечить достижение новых

образовательных

результатов

в

рамках

традиционного

содержания

образования

и

традиционной образовательной среды. При всем огромном потенциале инноваций мы не

можем повысить эффективность образовательного процесса, поскольку новые технологии

не могут гармонично влиться в старую среду. Следовательно, нужно говорить о создании

новой информационно-образовательной среды, находящейся в постоянном динамическом

развитии, способствующей достижению нового качества образования. Одной из важных

составляющих

современного

востребованного

обществом

качественного

образования

является

владение

информационными

технологиями.

Таким

образом,

в

связи

с

требованиями государственного стандарта второго поколения учителя нашей гимназии

испытывают

потребность

в

освоении

информационно-коммуникационных

технологий,

создании

собственных

электронных

ресурсов,

использовании

различных

программ

и

сервисов, в активном использовании образовательной медиасреды как в учебном, так и

воспитательном процессе.

6 декабря 2016 года МБОУ гимназия № 2 г. Сальска заключила договор о научно-

педагогическом

сотрудничестве

с Федеральным

государственным

автономным

образовательным

учреждением

высшего

образования

«Южный

федеральный

университет».

Целью договора была организация научно-педагогического сетевого взаимодействия

(сотрудничества)

для

создания

в

рамках

проекта

«Цифровая

школа

ЮФУ»

«Электронного класса Университета» – специализированного класса, нацеленного на

профильное

и

предпрофильное

обучение

старших

школьников c

использованием

электронных

информационно-образовательных

ресурсов

Ун и ве рс и те т а .

Предварительно было проведено анкетирование родителей и обучающихся с целью

определения набора предметов школьной программы, по которым Электронный класс

получит доступ к ресурсам и инструментам Информационной Образовательной Среды.

После этого на базе гимназии был создан Электронный класс из числа обучающихся

физико-математического 10-го

класса

(11

человек)

с

целью

профессиональной

ориентации

учащихся

гимназии

на

направления

подготовки

Университета

и

повышения

качества

образования

за

счёт

профилизации

обучения,

внедрения

современных

образовательных

технологий

и

интерактивных

электронных

информационно-образовательных ресурсов.

Учащиеся и преподаватели Электронного класса получали дистанционно доступ к

специализированной

информационно-образовательной

среде

(ИОС)

Центра

довузовской

подготовки Университета.

И О С Центра

довузовской

подготовки

Университета содержит

по

предметам

школьной

программы

современные

интерактивные

электронные

образовательные

ресурсы:

лекции

(уроки),

тренажёры,

тесты

самоконтроля,

тренинги,

тематические

тесты,

контрольные

работы,

а

также

инструменты, которые позволяют автоматически оценивать, видеть, корректировать и

стимулировать

учебную

деятельность

каждого

учащегося

и

класса

в

целом.

Преподаватели Электронного класса по своему усмотрению использовали ресурсы и

инструменты ИОС при проведении аудиторных занятий и планировании домашней

работы

учащихся.

Доступ

к ИОС

возможен

в

сетевых

компьютерных

классах

гимназии или с любого другого компьютера, подключённого к глобальной сети.

Главная особенность работы участников Электронного класса

состоит

в том, что во

время

занятий

преподаватель

и

все

обучающиеся

могут

работать

в

локальной

или

глобальной сети с современными электронными образовательными ресурсами по схеме

«один ученик – один компьютер» и использовать при этом все сервисы и инструменты

ИОС.

Предлагаемая

в

проекте

образовательная

практика

смешанного

обучения

последовательно

соединяет

преимущества

очного

обучения,

связанные

с

непосредственным

общением

во

время

занятий,

с

технологическими

возможностями

электронного

обучения

и

обеспечивает

нелинейное

усиление

от

их

суммирования.

Достижение нового качества образования предполагалось за счёт увеличения активности

каждого ученика, роста производительности всех учебных действий, смещения характера

учебной работы в сторону осмысленного добывания знаний и практического закрепления

приобретаемых интеллектуальных умений (компетенций).

Сотрудничая с «Цифровой школой ЮФУ», преподаватели и обучающиеся выделили для

себя три основных преимущества:

1.Возможность готовиться к занятиям: дети имеют круглосуточный доступ к ресурсам

ИОС.

Домашние

задания

выполняют

в

режимах on-line

или

off-line

с

введением

результата

в

режиме on-line,

все

результаты

фиксируются

в

базах

данных

ИОС

и

автоматически обрабатываются, а учащиеся и преподаватели получают возможность их

анализа, обсуждения и сравнения с эталонными решениями.

2.Аудиторные занятия. Происходит значительная активизация всех учащихся за счёт их

одновременного вовлечения во взаимодействие с деятельностными элементами ИОС.

При этом кардинально меняется роль преподавателя: он перестаёт быть основным

источником информации и становится организатором групповой или самостоятельной

учебной деятельности учащихся, стимулируя и направляя её в нужное русло. Характер его

общения с учащимися переходит от монолога к диалогу.

3.

Автоматизированный

учёт

действий.

Все

учебные

достижения

учитываются

и

сохраняются в образовательной среде. Учащиеся и их родители 24 часа в сутки имеют

доступ к персональным данным об успеваемости и посещаемости занятий, а специально

подобранные

для

каждого

контрольные

и

тренировочные

работы

позволяют

реально

управлять процессом продвижения каждого по личной образовательной траектории.

Сервисы ИОС избавляют преподавателя от рутинной части своей работы, они позволяют

отслеживать,

корректировать

и

стимулировать

деятельность

каждого

учащегося.

Преподавателю нет необходимости тратить время на проверку тестов и других заданий,

он автоматически получает подробный анализ.

Стержнем проекта является ИОС предпрофильного и профильного обучения- для этого

предусмотрена избыточность ресурсов и инструментов ИОС.

В 2016-2017 учебном году предметы школьной программы, по которым Электронный

класс получал доступ к ресурсам и инструментам ИОС – это физика и математика. В

2017-2018 учебном году МБОУ гимназия № 2 г. Сальска продолжила сотрудничество с

Федеральным

государственным

автономным

образовательным

учреждением

высшего

образования

«Южный

федеральный

университет»,

но

мы

увеличили

количество предметов школьной программы, по которым Электронный класс получал

доступ к ресурсам и инструментам ИОС, дополнив предметами:

русский язык и

математика

в 9-ых

классах. Таким образом,

в гимназии были

созданы и успешно

работали «Электронны е классы Университета» – специализированны е классы из

обучающихся 9-ых, 10-ых и 11-ых классов, нацеленные на профильное и предпрофильное

обучение

старших

школьников c

использованием

электронных

информационно-

образовательных ресурсов с целью профессиональной ориентации учащихся гимназии на

направления

подготовки

Университета

и

повышения

качества

образования

за

счёт

профилизации

обучения,

внедрения

современных

образовательных

технологий

и

интерактивных

электронных

информационно-образовательных

ресурсов.

Занятия

в

Электронных классах проводили штатные преподаватели гимназии.

Для оценки эффективности обучения в рамках проекта «Цифровая школа ЮФУ»

проводился

мониторинг

учебных

достижений

учащихся

«Электронного

класса

университета»,

по

итогам

мониторинга

обучающиеся

и

преподаватели

получили

благодарственные

письма

«Цифровой

школы

ЮФУ»,

другим

показателем

является

успешная сдача экзамена промежуточной аттестации по физике классом Электронной

школы: УО-100%, КЗ – 85%, диагностическая работа по математике в 10 «Б» классе: УО-

100%, КЗ – 63,6%.

В 9-ых классах 20 марта 2018 года была проведена контрольная тестовая работа по

русскому языку и математике по заданию УО. Результаты работы по русскому языку: УО

-97,7% (одна «2»), КЗ – 73,48% . Результаты работы по математике: УО -97,56%, КЗ –

68,29% (одна «2»). Эти два класса являются участниками проекта «Цифровая школа

ЮФУ». Итоговая аттестация в 9-ых классах также является подтверждением успешной

работы обучающихся в рамках Цифровой школы ЮФУ.

Результаты экзаменов отражают таблицы

Русский язык

Сдавали

(кол-во)

5

4

3

2

УО

КЗ

Подтвердили

результат

Улучшили

результат

Ухудшили

результат

47

(100%)

26

16

5

0

100%

89%

25 чел.-53%

21 чел.-

44%

1 чел.- 2%

Алгебра

Сдавали

(кол-во)

5

4

3

2

УО

КЗ

Подтвердили

результат

Улучшили

результат

Ухудшили

результат

47(100%)

8

36

3

0

100%

94%

53% -25

чел.

18 чел.-

38%

4 чел.-8%

Итоговая аттестация 11-ых классов, конкретно обучающихся Электронного класса ЮФУ,

по математике, физике, русскому языку подтвердила целесообразность сотрудничества

гимназии с ЮФУ: ученики Цифровой школы набрали высокие баллы по названным

предметам. Так, физику сдавали 9 обучающихся, все они выпускники

электронного

класса – это 29% всех обучающихся: средний балл по гимназии

составил 67 баллов,

максимальный балл – 90. Из 20 выпускников, выбравших для ГИА предмет профильная

математика – 11 обучающихся участники проекта «Цифровая школа ЮФУ», средний балл

среди сдававших (11 человек) – 58 баллов, максимальный балл – 80.

Результаты экзаменов 2018г. отражает таблица:

Предмет

Количество

выпускников,

сдававших

экзамен

Средний балл по

району

Средний балл по

гимназии

Порог,

установлен-

ный Рособр-

надзором

Максималь-

ный балл

Минималь-

ный балл

Количество

выпускников, не

преодолевших

порог

Русский язык

31-100%

84

24

98

51

0

Математика

(базовый)

31-100%

17

20

7

0

Математика

(профильный)

20-65%

64

27

80

33

0

Физика

9 – 29%

67

36

90

44

0

Необходимо отметить, что в 2018 году мы выпустили первых учеников Электронного

класса, успешно прошедших двухгодичный курс обучения, получивших зачётные книжки

будущих студентов ЮФУ с тремя баллами для поступления в ВУЗы, входящие в состав

ЮФУ. Воспользовались дополнительными

баллами трое выпускников.

Кроме этого,

ученики Цифровой школы

успешно поступили в технические

ВУЗы:

МФТИ по

направлению «Прикладные математика и физика»,

Военно-Космическая академия им.

Можайского, Санкт-Петербург,

Ульяновский институт гражданской авиации, факультет

«Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетной техники», ДГТУ, факультет

информатики

и

вычислительной

техники,

ДГТУ,

факультет

«Автоматизация

технологических процессов»), РГУПС, факультет «Управление процессами перевозок»)

В 2018-2019 учебном году мы продолжим наше сотрудничество с ЮФУ в рамках проекта

«Цифровая

школа

ЮФУ.

Электронный

класс»,

так

как

на

практике

убедились

в

целесообразности и пользе сетевого взаимодействия,

способствующего

достижению

нового качества образования.



В раздел образования