Автор: Алексейчук Татьяна Викторовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназии №2 г. Сальска
Населённый пункт: Ростовская область г. Сальск
Наименование материала: Статья
Тема: "Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования"
Раздел: среднее образование
Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества
образования.
Сетевое взаимодействие сегодня становится высокоэффективной инновационной
технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать в
постоянно меняющемся информационном обществе, но и динамично развиваться.
По словам Э. Тофлера, американского философа и социолога, неграмотным человеком
завтрашнего
дня
будет
не тот, кто
не умеет
читать,
а тот,
кто
не научился
учиться.
Традиционная система образования сегодня не способна обеспечить достижение новых
образовательных
результатов
в
рамках
традиционного
содержания
образования
и
традиционной образовательной среды. При всем огромном потенциале инноваций мы не
можем повысить эффективность образовательного процесса, поскольку новые технологии
не могут гармонично влиться в старую среду. Следовательно, нужно говорить о создании
новой информационно-образовательной среды, находящейся в постоянном динамическом
развитии, способствующей достижению нового качества образования. Одной из важных
составляющих
современного
востребованного
обществом
качественного
образования
является
владение
информационными
технологиями.
Таким
образом,
в
связи
с
требованиями государственного стандарта второго поколения учителя нашей гимназии
испытывают
потребность
в
освоении
информационно-коммуникационных
технологий,
создании
собственных
электронных
ресурсов,
использовании
различных
программ
и
сервисов, в активном использовании образовательной медиасреды как в учебном, так и
воспитательном процессе.
6 декабря 2016 года МБОУ гимназия № 2 г. Сальска заключила договор о научно-
педагогическом
сотрудничестве
с Федеральным
государственным
автономным
образовательным
учреждением
высшего
образования
«Южный
федеральный
университет».
Целью договора была организация научно-педагогического сетевого взаимодействия
(сотрудничества)
для
создания
в
рамках
проекта
«Цифровая
школа
ЮФУ»
«Электронного класса Университета» – специализированного класса, нацеленного на
профильное
и
предпрофильное
обучение
старших
школьников c
использованием
электронных
информационно-образовательных
ресурсов
Ун и ве рс и те т а .
Предварительно было проведено анкетирование родителей и обучающихся с целью
определения набора предметов школьной программы, по которым Электронный класс
получит доступ к ресурсам и инструментам Информационной Образовательной Среды.
После этого на базе гимназии был создан Электронный класс из числа обучающихся
физико-математического 10-го
класса
(11
человек)
с
целью
профессиональной
ориентации
учащихся
гимназии
на
направления
подготовки
Университета
и
повышения
качества
образования
за
счёт
профилизации
обучения,
внедрения
современных
образовательных
технологий
и
интерактивных
электронных
информационно-образовательных ресурсов.
Учащиеся и преподаватели Электронного класса получали дистанционно доступ к
специализированной
информационно-образовательной
среде
(ИОС)
Центра
довузовской
подготовки Университета.
И О С Центра
довузовской
подготовки
Университета содержит
по
предметам
школьной
программы
современные
интерактивные
электронные
образовательные
ресурсы:
лекции
(уроки),
тренажёры,
тесты
самоконтроля,
тренинги,
тематические
тесты,
контрольные
работы,
а
также
инструменты, которые позволяют автоматически оценивать, видеть, корректировать и
стимулировать
учебную
деятельность
каждого
учащегося
и
класса
в
целом.
Преподаватели Электронного класса по своему усмотрению использовали ресурсы и
инструменты ИОС при проведении аудиторных занятий и планировании домашней
работы
учащихся.
Доступ
к ИОС
возможен
в
сетевых
компьютерных
классах
гимназии или с любого другого компьютера, подключённого к глобальной сети.
Главная особенность работы участников Электронного класса
состоит
в том, что во
время
занятий
преподаватель
и
все
обучающиеся
могут
работать
в
локальной
или
глобальной сети с современными электронными образовательными ресурсами по схеме
«один ученик – один компьютер» и использовать при этом все сервисы и инструменты
ИОС.
Предлагаемая
в
проекте
образовательная
практика
смешанного
обучения
последовательно
соединяет
преимущества
очного
обучения,
связанные
с
непосредственным
общением
во
время
занятий,
с
технологическими
возможностями
электронного
обучения
и
обеспечивает
нелинейное
усиление
от
их
суммирования.
Достижение нового качества образования предполагалось за счёт увеличения активности
каждого ученика, роста производительности всех учебных действий, смещения характера
учебной работы в сторону осмысленного добывания знаний и практического закрепления
приобретаемых интеллектуальных умений (компетенций).
Сотрудничая с «Цифровой школой ЮФУ», преподаватели и обучающиеся выделили для
себя три основных преимущества:
1.Возможность готовиться к занятиям: дети имеют круглосуточный доступ к ресурсам
ИОС.
Домашние
задания
выполняют
в
режимах on-line
или
off-line
с
введением
результата
в
режиме on-line,
все
результаты
фиксируются
в
базах
данных
ИОС
и
автоматически обрабатываются, а учащиеся и преподаватели получают возможность их
анализа, обсуждения и сравнения с эталонными решениями.
2.Аудиторные занятия. Происходит значительная активизация всех учащихся за счёт их
одновременного вовлечения во взаимодействие с деятельностными элементами ИОС.
При этом кардинально меняется роль преподавателя: он перестаёт быть основным
источником информации и становится организатором групповой или самостоятельной
учебной деятельности учащихся, стимулируя и направляя её в нужное русло. Характер его
общения с учащимися переходит от монолога к диалогу.
3.
Автоматизированный
учёт
действий.
Все
учебные
достижения
учитываются
и
сохраняются в образовательной среде. Учащиеся и их родители 24 часа в сутки имеют
доступ к персональным данным об успеваемости и посещаемости занятий, а специально
подобранные
для
каждого
контрольные
и
тренировочные
работы
позволяют
реально
управлять процессом продвижения каждого по личной образовательной траектории.
Сервисы ИОС избавляют преподавателя от рутинной части своей работы, они позволяют
отслеживать,
корректировать
и
стимулировать
деятельность
каждого
учащегося.
Преподавателю нет необходимости тратить время на проверку тестов и других заданий,
он автоматически получает подробный анализ.
Стержнем проекта является ИОС предпрофильного и профильного обучения- для этого
предусмотрена избыточность ресурсов и инструментов ИОС.
В 2016-2017 учебном году предметы школьной программы, по которым Электронный
класс получал доступ к ресурсам и инструментам ИОС – это физика и математика. В
2017-2018 учебном году МБОУ гимназия № 2 г. Сальска продолжила сотрудничество с
Федеральным
государственным
автономным
образовательным
учреждением
высшего
образования
«Южный
федеральный
университет»,
но
мы
увеличили
количество предметов школьной программы, по которым Электронный класс получал
доступ к ресурсам и инструментам ИОС, дополнив предметами:
русский язык и
математика
в 9-ых
классах. Таким образом,
в гимназии были
созданы и успешно
работали «Электронны е классы Университета» – специализированны е классы из
обучающихся 9-ых, 10-ых и 11-ых классов, нацеленные на профильное и предпрофильное
обучение
старших
школьников c
использованием
электронных
информационно-
образовательных ресурсов с целью профессиональной ориентации учащихся гимназии на
направления
подготовки
Университета
и
повышения
качества
образования
за
счёт
профилизации
обучения,
внедрения
современных
образовательных
технологий
и
интерактивных
электронных
информационно-образовательных
ресурсов.
Занятия
в
Электронных классах проводили штатные преподаватели гимназии.
Для оценки эффективности обучения в рамках проекта «Цифровая школа ЮФУ»
проводился
мониторинг
учебных
достижений
учащихся
«Электронного
класса
университета»,
по
итогам
мониторинга
обучающиеся
и
преподаватели
получили
благодарственные
письма
«Цифровой
школы
ЮФУ»,
другим
показателем
является
успешная сдача экзамена промежуточной аттестации по физике классом Электронной
школы: УО-100%, КЗ – 85%, диагностическая работа по математике в 10 «Б» классе: УО-
100%, КЗ – 63,6%.
В 9-ых классах 20 марта 2018 года была проведена контрольная тестовая работа по
русскому языку и математике по заданию УО. Результаты работы по русскому языку: УО
-97,7% (одна «2»), КЗ – 73,48% . Результаты работы по математике: УО -97,56%, КЗ –
68,29% (одна «2»). Эти два класса являются участниками проекта «Цифровая школа
ЮФУ». Итоговая аттестация в 9-ых классах также является подтверждением успешной
работы обучающихся в рамках Цифровой школы ЮФУ.
Результаты экзаменов отражают таблицы
Русский язык
Сдавали
(кол-во)
5
4
3
2
УО
КЗ
Подтвердили
результат
Улучшили
результат
Ухудшили
результат
47
(100%)
26
16
5
0
100%
89%
25 чел.-53%
21 чел.-
44%
1 чел.- 2%
Алгебра
Сдавали
(кол-во)
5
4
3
2
УО
КЗ
Подтвердили
результат
Улучшили
результат
Ухудшили
результат
47(100%)
8
36
3
0
100%
94%
53% -25
чел.
18 чел.-
38%
4 чел.-8%
Итоговая аттестация 11-ых классов, конкретно обучающихся Электронного класса ЮФУ,
по математике, физике, русскому языку подтвердила целесообразность сотрудничества
гимназии с ЮФУ: ученики Цифровой школы набрали высокие баллы по названным
предметам. Так, физику сдавали 9 обучающихся, все они выпускники
электронного
класса – это 29% всех обучающихся: средний балл по гимназии
составил 67 баллов,
максимальный балл – 90. Из 20 выпускников, выбравших для ГИА предмет профильная
математика – 11 обучающихся участники проекта «Цифровая школа ЮФУ», средний балл
среди сдававших (11 человек) – 58 баллов, максимальный балл – 80.
Результаты экзаменов 2018г. отражает таблица:
Предмет
Количество
выпускников,
сдававших
экзамен
Средний балл по
району
Средний балл по
гимназии
Порог,
установлен-
ный Рособр-
надзором
Максималь-
ный балл
Минималь-
ный балл
Количество
выпускников, не
преодолевших
порог
Русский язык
31-100%
84
24
98
51
0
Математика
(базовый)
31-100%
17
20
7
0
Математика
(профильный)
20-65%
64
27
80
33
0
Физика
9 – 29%
67
36
90
44
0
Необходимо отметить, что в 2018 году мы выпустили первых учеников Электронного
класса, успешно прошедших двухгодичный курс обучения, получивших зачётные книжки
будущих студентов ЮФУ с тремя баллами для поступления в ВУЗы, входящие в состав
ЮФУ. Воспользовались дополнительными
баллами трое выпускников.
Кроме этого,
ученики Цифровой школы
успешно поступили в технические
ВУЗы:
МФТИ по
направлению «Прикладные математика и физика»,
Военно-Космическая академия им.
Можайского, Санкт-Петербург,
Ульяновский институт гражданской авиации, факультет
«Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетной техники», ДГТУ, факультет
информатики
и
вычислительной
техники,
ДГТУ,
факультет
«Автоматизация
технологических процессов»), РГУПС, факультет «Управление процессами перевозок»)
В 2018-2019 учебном году мы продолжим наше сотрудничество с ЮФУ в рамках проекта
«Цифровая
школа
ЮФУ.
Электронный
класс»,
так
как
на
практике
убедились
в
целесообразности и пользе сетевого взаимодействия,
способствующего
достижению
нового качества образования.