Напоминание

"Домра с азов"


Автор: Кеняйкина Светлана Геннадьевна
Должность: преподаватель по классу, домра
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ № 4" с. Лопатино
Населённый пункт: муниципального района Волжский Самарской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Домра с азов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДОМРА С АЗОВ

Кеняйкина Светлана Геннадьевна

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей детская школа искусств №4 села Лопатино

муниципального района Волжский Самарской области

Активное развитие домры как сольного инструмента, выход домры в

качестве сольного инструмента на широкую эстраду, как в России, так и за ее

пределами,

все

это

предъявляет

к

современной

методике

обучения

новые

требования. И, пожалуй, в первую очередь эти требования можно отнести к

самому раннему, начальному этапу обучения, когда закладывается основное

зерно, интеллектуальная и техническая база, которая является основой для

всего последующего развития юного музыканта.

Очевидно, что методическая система должна быть глубоко продуманной,

основанной

на

общих

данных

современной

методической

мысли

в

целом,

достижениях современной психологии и физиологии, с обязательным учетом

колоссального опыта столетиями существующих систем обучения на других

музыкальных инструментах и, конечно же, с опорой на традиции российских

домровых школ.

Особое значение имеет первое знакомство ученика с инструментом.

Если

о

таких

инструментах,

как

фортепиано,

скрипка,

флейта,

балалайка,

ребенок уже имеет хотя бы небольшое представление, то о домре чаще всего

ничего не слышал. Поэтому главная задача – так рассказать об инструменте,

чтобы у ребенка появился интерес к последующим занятиям, и ему захотелось

играть на нем.

Для детей пяти – семи лет это знакомство лучше проводить в игровой

форме,

вызывая

яркие

ассоциации

(для

лучшего

запоминания).

Например,

представить домру как новую подружку (друга), удивляя «схожестью» ее с

человеком: головка грифа как голова человека; пяточка есть у домры и у

человека;

кузов

домры

можно

сравнить

с

кузовом

машины,

панцирь

с

панцирем

черепахи;

показывая

гриф,

можно

рассказать

о

существовании

птицы-грифа.

Также нужно обратить внимание на сложные названия: дека, колки,

обечайка, клепки и т.д. При этом обязательно пояснить ребенку, для чего нужны

эти части домры.

Очень важно также звуковое восприятие инструмента: чем больше

преподаватель

играет,

тем

интереснее

ребенку.

Пока

он

еще

не

владеет

инструментом, он должен знать, какая музыка получается при игре на домре.

У ребенка возникает желание научиться делать так же, и при этом начинает

уважать

своего

преподавателя,

который

так

мастерски

владеет

домрой

и

замечательно играет.

Первые уроки.

Особенности начального обучения.

Первые уроки достаточно сложны как для преподавателя, так и для

ученика. Дети приходят на занятия теоретически не подготовленные (за редким

исключением),

и

педагог

первые

занятия

посвящает

музыкальной

грамоте

(рассказу о нотах и расположению их на нотном стане, о ритме и длительностях

и т.д.), совмещая это с обучением игре на домре.

С первых уроков обязательно нужно вводить интонирование песенок

голосом, а затем интонирование пьес на инструменте. Для учеников первые

уроки

очень

трудны

и

важны:

происходит

становление

исполнительского

аппарата, всё, чем они занимаются, ново и непривычно.

В работе преподавателя это один из самых сложных этапов, требующий

большого

терпения

и

внимания,

так

как

у

каждого

ребенка

своя

приспособляемость к инструменту, свои физиологические и психологические

особенности, которые нужно учитывать.

Дети пяти – восьми лет легче приспосабливаются к инструменту,

привыкают к посадке. Именно на посадку должен обратить особое внимание

преподаватель на первых уроках, так как она очень неудобна и непривычна для

ребенка.

Главная

задача

преподавателя

на

первых

занятиях

с

учеником

расположить его к себе, чтобы он не стеснялся и ни в коем случае не боялся

преподавателя, чтобы на уроках была доверительная обстановка общения и в то

же время чтобы ученик уважал преподавателя.

Посадка

Объясняя ребенку, как он должен сидеть, надо обратить внимание,

прежде всего на то, чтобы он не был «зажат», сидел свободно. Лучше всего эти

занятия проводить в подражательной манере («смотри, как делаю я, а теперь

сделай и ты так же»).

Главное, на что преподавателю следует обратить внимание, - свобода:

все

части

тела

ребенка

должны

находиться

в

спокойном,

расслабленном

состоянии. Это достигается прежде всего вниманием ученика, терпением и

постоянным контролем со стороны педагога, а также хорошей психологической

обстановкой на уроке. Ученик не должен бояться или стесняться педагога, он

должен чувствовать в нем друга, который хочет ему помочь.

Работа над произведениями на начальном этапе обучения

Весь музыкальный материал, который будет даваться ученику, должен,

прежде

всего,

соответствовать

уровню

его

подготовленности,

помогать

в

постановке исполнительского аппарата, развивать навыки игры на инструменте,

закреплять игровые движения, необходимые на этом этапе.

Главное при подборе музыкального материала – постепенность, от

простого к сложному, а также доступность произведений (не следует усложнять

программу и перенасыщать ее задачами, поставленными перед ребенком). При

этом нельзя забывать и интересы ученика: пьесы должны ему нравиться. Лучше

всего использовать известные мелодии, детские песенки, народные обработки.

Для музыкального развития ребенка, кроме того, нужно обращаться к музыке

различных жанров и стилей, давать ему больше слушать исполнения других

учеников или записи аудио- и видеокассет.

Особое внимание следует

уделять

старинной

музыке,

зачастую

не

очень

понятной

маленьким

детям,

объяснять им стилистические, жанровые особенности данных музыкальных

произведений.

В активизации музыкального воспитания решающая роль принадлежит

развитию внутреннего слуха учащихся, поэтому с первых же уроков нужно

уделять

вниманию

чтения

с

листа.

Без

формирования

данного

навыка

невозможно совершенствовать обучение чтению с листа, которое так важно для

занятий

не

только

в

классе

по

специальности,

но

и

в

классе

ансамбля

и

оркестра.

Преподаватель, фиксируя внимание ученика на важнейших сторонах

нотного

текста

(лад,

тональность,

размер,

ритм,

ключевые

знаки,

исполнительские

ремарки,

нюансы

динамики),

должен

учить

осмысленно

прочитывать нотную запись. Чтение с листа расширяет аппликатурные навыки,

развивает находчивость, помогает быстро ориентироваться на грифе.

Помогая

ученику

осознать

содержание

произведения,

преподаватель

ограничивается общими сведениями: рассказывает о композиторе, подчеркивает

стилистические,

фактурные

особенности

сочинения,

характеризует

его

жанровые закономерности.

Совершенствование

навыков

чтения

с

листа

зависит

от

общего

музыкального

и технического развития учащихся, от богатства и яркости

получаемых

ими

музыкальных

впечатлений,

от

количества

изучаемых

разноплановых

музыкальных

произведений,

от

теоретических

знаний.

Произведения

для

чтения

с

листа

и

ознакомления

должны

быть

с

запоминающейся

мелодией,

с

небольшим

количеством

знаков

альтерации,

несложным

ритмическим

рисунком.

Переходить

к

разбору

текстов

в

тональностях с большим количеством знаков альтерации нужно постепенно.

Как правило, дети очень разбирать новые пьесы, особенно если это

происходит в форме соревнования друг с другом. Сразу же следует обращать

внимание на музыкальные термины и агогические оттенки. Начинать – с самых

простых, но необходимых терминов.

Весь музыкальный материал должен развивать образное мышление,

музыкальный слух, прививать ритмическую дисциплину.

Основные ошибки, допускаемые на занятиях с учениками

Все ошибки, как правило, появляются исключительно из-за постоянного

стремления сделать все как можно быстрее; забывается главный принцип –

постепенность и движение от простого к сложному, не учитывается то, что на

начальном этапе все подчинено только одному – постановке исполнительского

аппарата и постоянному контролю над ним.

Ошибки начинаются с самых первых уроков. Упражнения, на которые

нужно обратить как можно больше внимания, недостаточно отрабатываются и,

когда на занятиях начинают играть пьесы, уходят на второй план. Этого не

следует допускать, - наоборот, нужно приучить ребенка к тому, чтобы он каждое

свое

занятие

начинал

с

игры

упражнений

и

гамм.

Ученики,

особенно

маленькие, очень любят новые упражнения и с удовольствием их разучивают.

Этим необходимо пользоваться и всячески поощрять.

Ошибки появляются и в связи с несоответствием первых пьес уровню

подготовки ребенка, следствием чего будет закрепление ошибок в постановке

исполнительского аппарата.

Особо

хочется

отметить

чрезмерное

увлечение

динамическими

оттенками. Например: в пьесе указано играть форте, и преподаватель начинает

требовать

от

ученика

его

яркого

исполнения,

вследствие

чего

у

ребенка

«зажимается»

правая

рука,

так

как

он

еще

не

умеет

пользоваться

своими

исполнительскими навыками. Это не значит, что не нужно делать динамические

оттенки, наоборот, этому следует уделять внимание, но обязательно учитывать

техническую

подготовленность

ученика,

чтобы

он

делал

все

нюансы

в

масштабе своих возможностей.

К разряду часто повторяющихся ошибок относится неправильная

организация урока, в котором должны быть три фазы:

1. Игра упражнений, гамм, этюдов – так называемое разыгрывание.

2. Проверка домашнего задания. Прослушивание и анализ самостоятельной

работы.

3. Работа непосредственно над музыкальным материалом: исправление ошибок,

работа над текстом, ритмом, интонацией, динамическими оттенками.

В проведении урока нельзя ставить слишком много задач одновременно,

это

усложняет

восприятие

ребенка

и

затрудняет

точность

исполнения

пожеланий

преподавателя.

Следует

учитывать

возрастные

особенности

учеников. Важно также распланировать занятие, чтобы их внимания хватило на

весь урок (для маленьких детей необходимо делать небольшие перерывы, так

как они могут сосредоточенно работать не больше двадцати минут подряд).

Но

самое

главное

должен

быть

дифференцированный

подход

к

каждому ученику с учетом его музыкальных, технических возможностей и

психологического настроя.

Заключение

Обучение ребенка игре на любом музыкальном инструменте следует

рассматривать

как

важный

этап

приобщения

к

музыкальному

искусству.

Музыка выполняет роль ключа, который открывает для ученика мир, объединяя

видимое

и

слышимое,

расширяя

границы

интеллекта

и

чувств.

Музыка

развивает у детей

творческое воображение и фантазию, способность тонко

чувствовать,

является

важнейшим

средством

самовыражения

и

самоутверждения

личности

ребенка,

способствует

активизации

его

психологических процессов.

Впечатления,

получены

в

детстве,

самые

прочные.

Поэтому

на

начальном этапе музыкального обучения детей от преподавателя требуется не

только

знание

предмета,

но

и

понимание

детской

психологии.

Задачи

музыкального воспитания и обучения необходимо соотносить с возрастными

особенностями ребенка.

Урок по специальности должен иметь гибкую, вариативную структуру

и строиться на разнообразных формах и видах работы с учеником – игре на

инструменте, изучение музыкальной грамоты, пении, подбору по слуху и т.д.

Причем виды работ должны чередоваться.

Учитывая особенности ведущего вида деятельности для детей

младшего возраста – игры, преподаватель должен включить в обучение методы

и приемы, способствующие развитию именно этой сферы деятельности. Это

могут

быть

музыкально-дидактические

игры,

игровые

приемы,

творческие

задания,

проблемные

ситуации,

обмен

ролевыми

функциями

между

преподавателем и учеником.

Выбор музыкального репертуара должен строиться не только на

общепринятых

принципах

педагогической

целесообразности,

доступности,

посильности, но и учитывать особенности образного мышления конкретного

ученика, его интересы, потребности, специфику эмоциональной сферы.

Важнейшим принципом обучения, реализуемым учебный музыкальный

репертуар,

является

принцип

ориентации

на

зону

ближайшего

развития

ребенка.

Помимо непосредственных занятий для ребенка ванна и та культурно-

музыкальная

атмосфера,

которая

его

окружает.

Если

малыш

слушает

классическую

музыку,

посещает

концерты

симфонических

или

народных

оркестров, оперные спектакли, его эмоциональный мир, фантазия, творческий

потенциал

намного

богаче

и

заниматься

с

таким

ребенком

на

любом

инструменте, в том числе на домре, гораздо проще. Не будем забывать о том,

что

любой

ученик

это

в

первую

очередь

Артист,

Личность

(пусть

пока

маленькая)

и

первоочередной

задачей

преподавателя

является

не

только

обучение

ребенка

ремеслу

игре

на

домре,

но

и

воспитание

человека

творческого, способного чувствовать и понимать мир музыки. [1;8]

Межличностное общение преподавателя и ученика имеет также

архиважное

значение,

особенно

при

индивидуальной

форме

организации

музыкального

обучения.

Стиль

общения

должен

строиться

на

основах

сотрудничества, принятия ученика как самоценность, как маленькую личность.

Обоснованным представляется использование игрового общения.

Наконец,

актуальным

направлением

работы

преподавателя

по

специальности

является

его

общение

с

родителями.

Во

многом

успех

музыкального

обучения

ребенка

будет

определяться

тем,

удалось

ли

преподавателю

сделать

родителей

своими

союзниками

и

помощниками

с

учеником. Не следует бояться приглашать родителей на урок: пусть смотрят,

учатся вместе с ребенком, пусть сопереживают, стараются ему помогать.

При подобном подходе преподаватель сможет развить в ребенке не

только

специальные

игровые

навыки

и

умения,

но

и

нравственные

представления,

интеллектуальные

наклонности,

трудолюбие,

усидчивость,

которые пригодятся не только музыканту, но и просто человеку.

В

заключении

хочется

еще

раз

отметить,

что

основная

задача

преподавателя - это воспитать не просто еще одного исполнителя на домре, а

самодостаточную,

творчески-активную

и,

конечно

же,

профессионально

оснащенную личность, музыканта с большой буквы. [2;7]

Список литературы:

1.Лукин,

С.Ф.

Школа

игры

на

трехструнной

домре

[Текст]/С.Ф.Лукин.

Иваново: ООО «Выбор», 2008. – 8 c.

2.Лукин, С.Ф. Уроки мастерства домриста [Текст]/С.Ф.Лукин. – Иваново: ООО

«Выбор», 2008. – 7 с.



В раздел образования