Автор: Давыденко Виктория Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с "Журавушка"
Населённый пункт: город Лянтор
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи в речевом развитии ребёнка"
Раздел: начальное образование
Роль семьи в речевом развитии ребёнка
Воспитатель:
Давыденко В.А.
Воспитание
культуры
речи
–
проблема
нравственная,
имеющая
социальную
значимость,
так
как,
передавая
из
поколения
в
поколение
богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времён, традиций и
дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении
оформлять
мысль
в
слове,
в
манере
говорить
и
общаться,
в
богатстве
словарного запаса.
Не
секрет,
что
многие
из
нас
не
обладают
хорошо
поставленным
голосом,
не
умеют
ясно
и
грамматически
правильно
говорить,
излагать
собственные мысли в свободной устной форме и выражать свои эмоции
разнообразными
интонационными
средствами,
не
соблюдают
речевую
культуру и не развивают умение общаться.
Когда-то существовал эталон культурной и грамотной русской речи. В
эфире Всесоюзного радио и телевидения звучала безукоризненно грамотная
речь. Радио считалось университетом культуры, речь дикторов – эталонной.
Слушая радио, учились правильной речи и взрослые, и дети.
Сегодня
таких
ориентиров
не
стало.
К
сожалению,
плохо
владеют
языком
даже
те
люди,
для
которых
речь
–
неотъемлемая
составляющая
профессии, - телеведущие, артисты, журналисты, политики. Целые сутки
отовсюду звучит
неграмотная
реклама,
«прикольные
хиты»
и
«крутые
клипы» порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу.
Конечно, с
этим
надо
бороться,
но
не
установлением
табу,
а
поиском
действительных
средств
и
методов
работы
по
развитию
речи,
речевой
культуры и речевого творчества.
Очень важно пробудить у детей интерес к звучащему правильно слову,
почувствовать его истинный вкус и назначение.
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в
результате
чего
формируется
восприятие,
развивается
речевая
культура.
Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли,
эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не
является обособленным процессом.
Развитие
речи
в
дошкольном
возрасте,
овладение
родным
языком,
является
процессом
многоаспектным по
своей
природе
и
органически
связано с умственным развитием человека.
В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности,
которые выражаются в постепенности процесса.
Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого
общения
у
окружающих
его
взрослых
(и
прежде
всего
родителей),
т.е.
овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка
речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную,
грамотную речь.
В статье № 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители
являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем
детском возрасте».
Родители
должны
знать,
что
важной
стороной
речевого
развития
являются
правильное
произношение
звуков.
Ошибки
в
произношении
–
основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечёткой речью не
уверены
в
себе,
неохотно
вступают
в
общение
со
сверстниками
и
взрослыми. Обратите
внимание:
ребёнок
5
лет
должен
правильно
произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь
на
то,
что
речевые
недостатки
исчезнут
сами
собой.
Самое
лучшее
–
обратиться за помощью к логопеду.
Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи
дошкольника имеет его общение с вами. Не уходите от ответов на вопросы
ребёнка.
Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребёнком
рассматривать
иллюстрации
в
книгах,
энциклопедиях
для
детей.
Художественные
тексты
являются
хорошим
помощником
родителям
в
развитии речи ребёнка.
Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти,
умения
внимательно
слушать
произведения
художественной
литературы,
сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – всё это способствует
формированию и развитию речевого общения.
Необходимо
знакомить
детей
с
фольклором,
рассказывать
и
читать
сказки,
загадки,
песенки,
потешки.
Они
не
только приобщают
ребят
к
национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту,
честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают
желание высказываться, поговорить о героях сказки.
Родители должны помочь своим детям:
-овладеть правильным звукопроизношением,
-чётко и ясно говорить,
-иметь определённый словарный запас,
-грамматически правильную речь.
К моменту поступления в школу ребёнок должен уметь:
-строить различные по конструкции предложения,
-свободно пользоваться монологической речью,
-рассказывать содержание сказки, какого-либо события.
В
норме,
имея
достаточно
развитую,
активную
речь,
ребёнок
рассказывает или отвечает на вопросы так, что окружающим понятен смысл
высказывания.
Развитая
речь
значительно
облегчает
вхождение
ребёнка
в
новый
коллектив,
сближение
с
незнакомыми
детьми,
это
даёт
ощущение
уверенности в себе, необходимое при общении с окружающими.
Но это произойдёт только в том случае, если родители будут оказывать
большую помощь своему ребёнку:
-своевременно исправлять речевые ошибки,
-правильно самим использовать различные речевые формы и категории.
Уровень речевой культуры родителей должен быть эталоном, образцом
грамотной русской речи.
Совместная
работа
семьи
и
детского
сада
в
этом
вопросе
ускорит
полноценное речевое развитие ребёнка.