Напоминание

"Роль семьи в речевом развитии ребёнка"


Автор: Давыденко Виктория Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с "Журавушка"
Населённый пункт: город Лянтор
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи в речевом развитии ребёнка"
Раздел: начальное образование





Назад




Роль семьи в речевом развитии ребёнка

Воспитатель:

Давыденко В.А.

Воспитание

культуры

речи

проблема

нравственная,

имеющая

социальную

значимость,

так

как,

передавая

из

поколения

в

поколение

богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времён, традиций и

дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении

оформлять

мысль

в

слове,

в

манере

говорить

и

общаться,

в

богатстве

словарного запаса.

Не

секрет,

что

многие

из

нас

не

обладают

хорошо

поставленным

голосом,

не

умеют

ясно

и

грамматически

правильно

говорить,

излагать

собственные мысли в свободной устной форме и выражать свои эмоции

разнообразными

интонационными

средствами,

не

соблюдают

речевую

культуру и не развивают умение общаться.

Когда-то существовал эталон культурной и грамотной русской речи. В

эфире Всесоюзного радио и телевидения звучала безукоризненно грамотная

речь. Радио считалось университетом культуры, речь дикторов – эталонной.

Слушая радио, учились правильной речи и взрослые, и дети.

Сегодня

таких

ориентиров

не

стало.

К

сожалению,

плохо

владеют

языком

даже

те

люди,

для

которых

речь

неотъемлемая

составляющая

профессии, - телеведущие, артисты, журналисты, политики. Целые сутки

отовсюду звучит

неграмотная

реклама,

«прикольные

хиты»

и

«крутые

клипы» порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу.

Конечно, с

этим

надо

бороться,

но

не

установлением

табу,

а

поиском

действительных

средств

и

методов

работы

по

развитию

речи,

речевой

культуры и речевого творчества.

Очень важно пробудить у детей интерес к звучащему правильно слову,

почувствовать его истинный вкус и назначение.

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в

результате

чего

формируется

восприятие,

развивается

речевая

культура.

Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли,

эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не

является обособленным процессом.

Развитие

речи

в

дошкольном

возрасте,

овладение

родным

языком,

является

процессом

многоаспектным по

своей

природе

и

органически

связано с умственным развитием человека.

В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности,

которые выражаются в постепенности процесса.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого

общения

у

окружающих

его

взрослых

прежде

всего

родителей),

т.е.

овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка

речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную,

грамотную речь.

В статье № 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители

являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического,

нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем

детском возрасте».

Родители

должны

знать,

что

важной

стороной

речевого

развития

являются

правильное

произношение

звуков.

Ошибки

в

произношении

основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечёткой речью не

уверены

в

себе,

неохотно

вступают

в

общение

со

сверстниками

и

взрослыми. Обратите

внимание:

ребёнок

5

лет

должен

правильно

произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь

на

то,

что

речевые

недостатки

исчезнут

сами

собой.

Самое

лучшее

обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи

дошкольника имеет его общение с вами. Не уходите от ответов на вопросы

ребёнка.

Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребёнком

рассматривать

иллюстрации

в

книгах,

энциклопедиях

для

детей.

Художественные

тексты

являются

хорошим

помощником

родителям

в

развитии речи ребёнка.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти,

умения

внимательно

слушать

произведения

художественной

литературы,

сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – всё это способствует

формированию и развитию речевого общения.

Необходимо

знакомить

детей

с

фольклором,

рассказывать

и

читать

сказки,

загадки,

песенки,

потешки.

Они

не

только приобщают

ребят

к

национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту,

честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают

желание высказываться, поговорить о героях сказки.

Родители должны помочь своим детям:

-овладеть правильным звукопроизношением,

-чётко и ясно говорить,

-иметь определённый словарный запас,

-грамматически правильную речь.

К моменту поступления в школу ребёнок должен уметь:

-строить различные по конструкции предложения,

-свободно пользоваться монологической речью,

-рассказывать содержание сказки, какого-либо события.

В

норме,

имея

достаточно

развитую,

активную

речь,

ребёнок

рассказывает или отвечает на вопросы так, что окружающим понятен смысл

высказывания.

Развитая

речь

значительно

облегчает

вхождение

ребёнка

в

новый

коллектив,

сближение

с

незнакомыми

детьми,

это

даёт

ощущение

уверенности в себе, необходимое при общении с окружающими.

Но это произойдёт только в том случае, если родители будут оказывать

большую помощь своему ребёнку:

-своевременно исправлять речевые ошибки,

-правильно самим использовать различные речевые формы и категории.

Уровень речевой культуры родителей должен быть эталоном, образцом

грамотной русской речи.

Совместная

работа

семьи

и

детского

сада

в

этом

вопросе

ускорит

полноценное речевое развитие ребёнка.



В раздел образования