Автор: Давыденко Виктория Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с "Журавушка"
Населённый пункт: город Лянтор
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
Раздел: дополнительное образование
Особенности развития познавательной активности детей дошкольного
возраста
Консультация
для
родителей
на
тему
: «
Роль
семьи
в
развитии
познавательной
активности
дошкольников
»
Составила
:
воспитатель
Давыденко
Виктория
Александровна
Рекомендации
по
«
Организации
развивающей
среды
в
семье
для
познавательной
активности
детей
»
Источником
воспитания
ребёнка
является
семья
.
Значение
семьи
в
воспитании
определено
тем
,
что
в
семье
ребенок
находится
в
течение
значительной
части
своей
жизни
.
Познавательная
активность
не
является
врождённой
.
Она
формируется
на
протяжении
всей
сознательной
жизни
человека
.
Семья
служит
первой
ступенью
,
от
которой
зависит
,
перейдёт
ли
потенциальная
возможность
в
реальную
действительность
.
Уровень
развития
познавательной
активности
определяется
индивидуально
-
психологическими
особенностями
и
условиями
воспитания
.
Важный
источник
познавательной
активности
дошкольника
–
опыт
его
творческой
деятельности
,
которая
базируется
на
системе
знаний
и
умений
.
Организация
познавательной
деятельности
должна
опираться
на
уже
развитые
потребности
,
прежде
всего
на
потребности
ребенка
в
общении
с
взрослыми
,
в
одобрении
его
действий
,
поступков
,
рассуждений
,
мыслей
.
Родителям
необходимо
помнить
,
оптимальной
является
такая
организация
деятельности
ребёнка
,
во
время
которой
он
может
решать
поставленное
задание
различными
способами
,
каждый
из
которых
является
правильным
и
заслуживает
высокую
оценку
.
В
таких
условиях
ребёнок
сможет
сам
избрать
способ
решения
и
оценить
сделанное
как
удачное
или
нет
.
Необходимо
знать
основные
принципы
построения
общения
с
детьми
:
-
Любознательные
дети
растут
у
любознательных
родителей
.
Открывайте
мир
вместе
с
вашим
ребёнком
.
-
Говорите
с
ребёнком
–
рассуждайте
вслух
и
обосновывайте
свои
суждения
.
-
Задавайте
ребёнку
как
можно
чаще
вопрос
«
Как
ты
думаешь
?»
-
Всегда
внимательно
выслушивайте
рассуждения
ребёнка
и
никогда
не
смейтесь
над
ними
.
-
По
возможности
путешествуйте
с
ребёнком
.
-
Приглашайте
в
дом
интересных
людей
,
при
общении
с
ними
не
отправляйте
ребёнка
«
поиграть
в
соседней
комнате
».
-
Ходите
с
ребёнком
в
музеи
.
-
Проводите
совместные
наблюдения
и
опыты
.
-
Эмоционально
поддерживайте
исследовательскую
деятельность
ребёнка
.
Поощряйте
его
инициативу
и
самостоятельность
.
Создавайте
условия
для
реализации
его
творческих
замыслов
.
-
Сделайте
свои
увлечения
предметом
общения
с
ребёнком
.
В
развивающую
(
домашнюю
)
среду
можно
включить
:
-
измерительные
приборы
и
инструменты
:
весы
разного
вида
,
термометры
,
мерные
стаканы
,
линейки
,
сантиметры
;
-
познавательные
детские
энциклопедии
с
картинками
(
звери
должны
быть
нарисованы
реалистично
,
иметь
нормальные
пропорции
и
природную
окраску
)
или
хорошими
фотографиями
;
-
азбуки
картинные
,
книги
для
первого
чтения
;
-
былины
,
мифы
,
легенды
;
-
часы
настенные
и
календарь
;
-
настольно
-
печатные
игры
–
лото
,
пазлы
;
-
настольные
игры
–
домино
,
шашки
,
шахматы
;
-
чистые
листы
белой
бумаги
,
фломастеры
,
краски
акварельные
и
карандаши
,
восковые
мелки
,
кисти
,
банки
для
воды
,
тряпочки
,
бумага
в
клетку
и
в
линейку
,
клей
,
цветная
бумага
,
ножницы
,
пластилин
;
-
оборудованное
,
место
для
занятий
по
типу
учебной
зоны
школьника
.
Организация
интересной
совместной
деятельности
способствует
установлению
более
продуктивных
контактов
между
родителями
и
детьми
,
даёт
возможность
выработать
новые
формы
и
иные
нормы
совместных
действий
,
а
также
критически
оценить
собственный
стиль
взаимодействия
с
ребёнком
.
Сотрудничество
сплачивает
семью
.
Рекомендую
провести
дома
с
детьми
:
Эксперименты
,
которые
семья
ребёнка
дошкольного
возраста
может
проводить
в
домашних
условиях
.
Волшебные
краски
(
от
3
до
7
лет
)
На
вопрос
: «
Чем
можно
рисовать
?» -
дети
отвечают
,
что
рисовать
можно
красками
,
карандашами
,
мелом
,
забывая
,
что
в
раннем
возрасте
пытались
рисовать
кашей
и
компотом
.
Можно
обсудить
вопрос
: «
Откуда
берутся
краски
?», «
Из
чего
люди
делали
краски
?».
Важно
отметить
,
что
природа
даёт
нам
разные
натуральные
краски
.
Если
вы
предложите
ребёнку
листы
плотной
бумаги
,
тёртую
свеклу
,
морковку
,
зелень
(
петрушку
,
укроп
,
базилик
и
др
.),
несколько
ягодок
(
клубника
,
малина
,
смородина
и
др
.),
у
него
появится
возможность
оставить
след
на
листе
бумаги
с
помощью
овощей
,
ягод
и
зелени
,
проверить
,
когда
рисунки
получаются
более
яркими
,
какого
цвета
эти
натуральные
краски
.
Волшебный
материал
(
для
детей
старшего
дошкольного
возраста
)
Предложить
детям
слепить
что
-
нибудь
из
песка
и
глины
,
после
чего
проверить
прочность
построек
.
Дети
делают
вывод
о
вязкости
влажной
глины
и
сохранении
формы
после
высыхания
.
Выясняют
,
что
сухой
песок
форму
не
сохраняет
.
Рассуждают
,
можно
ли
сделать
посуду
из
песка
и
глины
.
Дети
проверяют
свойства
песка
и
глины
,
вылепив
из
них
посуду
и
высушив
ее
.
Слепки
с
природы
(
от
3
до
5
лет
)
Из
глины
или
игрушечного
теста
можно
делать
не
только
фигурки
,
но
и
слепки
.
К
примеру
,
кусочек
глины
,
прижатый
к
коре
дерева
,
передаст
все
изгибы
и
трещинки
на
его
поверхности
.
Предложите
ребёнку
проделать
это
с
разными
породами
деревьев
в
саду
или
в
парке
.
Если
деревьев
поблизости
не
окажется
,
то
можно
снимать
слепки
с
кирпича
или
бетонной
поверхности
.
Такие
игры
–
занятия
знакомят
детей
с
многообразием
фактур
материалов
.
Песочные
часы
Показать
детям
песочные
часы
.
Пусть
они
последят
за
тем
,
как
пересыпается
песок
.
Дайте
детям
возможность
ощутить
длительность
минуты
.
Попросить
детей
набрать
в
ладошку
как
можно
больше
песка
,
сжать
кулачок
и
смотреть
,
как
бежит
струйка
песка
.
Дети
не
должны
разжимать
свой
кулачок
до
тех
пор
,
пока
не
высыплется
весь
песок
.
Предложить
поразмышлять
над
поговоркой
"
Время
как
песок
", "
Время
как
вода
".
Музыкальные
бутылочки
(
от
3
до
5
лет
)
Даже
взрослые
иногда
получают
удовольствие
от
музыкального
эффекта
,
возникающего
при
помешивании
ложкой
в
стакане
с
водой
.
Маленьким
детям
это
нравится
вдвойне
:
они
в
восторге
и
от
производимого
шума
,
и
от
чувства
первооткрывателя
этого
явления
.
Если
вы
предложите
ребёнку
несколько
одинаковых
бутылок
,
поставленных
в
ряд
,
разных
палочек
и
немного
воды
,
у
него
появится
возможность
для
собственных
экспериментов
:
менять
уровень
воды
в
бутылках
,
подкрасить
жидкость
вареньем
или
соком
.
Развлекаясь
,
ребёнок
постигает
различную
высоту
звуков
в
соответствии
с
наполняемостью
бутылки
;
у
ребенка
развивается
мышление
,
воображение
,
интерес
к
исследованиям
.
Реактивный
шарик
Предложить
детям
надуть
воздушный
шар
и
отпустить
его
,
обратить
внимание
на
траекторию
и
длительность
его
полета
.
Дети
делают
вывод
,
что
для
того
,
чтобы
шарик
летел
дольше
,
надо
его
больше
надуть
,
т
.
к
.
воздух
,
вырываясь
из
шарика
,
заставляет
его
двигаться
в
противоположную
сторону
.
Рассказать
детям
,
что
такой
же
принцип
используется
в
реактивных
двигателях
.
Свеча
в
банке
Предложить
детям
выяснить
,
как
можно
погасить
свечу
(
пламя
),
не
прикасаясь
ни
к
свече
,
ни
к
пламени
и
не
задувая
ее
.
Вместе
с
детьми
проделать
следующее
:
зажечь
свечу
,
накрыть
ее
банкой
и
понаблюдать
до
тех
пор
,
пока
она
не
погаснет
.
Подвести
детей
к
выводу
о
том
,
что
для
горение
нужен
кислород
,
который
при
этом
превращается
в
другой
газ
.
Поэтому
когда
доступ
кислорода
к
огню
затруднен
,
огонь
гаснет
.
Люди
используют
это
для
тушения
огня
при
пожарах
.
Почему
не
выливается
?
Предложить
детям
перевернуть
стакан
с
водой
,
не
пролив
из
него
воды
.
Дети
высказывают
предположения
,
пробуют
.
Затем
наполнить
стакан
водой
до
краев
,
покрыть
его
почтовой
открыткой
и
,
слегка
придерживая
ее
пальцами
,
перевернуть
стакан
вверх
дном
.
Убираем
руку
-
открытка
не
падает
,
вода
не
выливается
.
Почему
вода
не
выливается
из
стакана
,
когда
под
ним
лист
бумаги
(
на
лист
бумаги
давит
воздух
,
он
прижимает
лист
к
краям
стакана
и
не
дает
воде
вылиться
,
т
.
е
причина
-
воздушное
давление
).
Волшебный
человечек
(
от
4
до
6
лет
)
Выберите
небольшую
неиспорченную
картофелину
и
вырежьте
немного
мякоти
с
одного
конца
.
Затем
срежьте
основание
с
противоположной
стороны
,
чтобы
картофелина
могла
ровно
стоять
.
Лучше
,
если
вся
эта
подготовительная
работа
будет
проделана
взрослым
,
хотя
некоторые
дети
тоже
смогут
с
этим
справиться
.
Всю
последующую
работу
ребёнок
выполняет
самостоятельно
.
Пусть
он
смочит
ватный
комочек
водой
(
убедитесь
,
что
комочек
хорошо
пропитан
влагой
)
и
поместит
его
в
вырезанное
в
картофелине
отверстие
.
Насыплет
туда
немного
семян
травы
,
горчицы
или
кресс
-
салата
.
А
затем
поставит
картофелину
в
блюдце
с
водой
.
Через
несколько
дней
у
картофелины
появятся
зелёные
«
волосики
»,
и
ребёнок
может
сделать
на
ней
глазки
из
кнопок
или
пуговиц
,
чтобы
получилась
рожица
.
Эта
игра
многоцелевая
:
кроме
наблюдения
за
проращиванием
семян
ребёнок
тренирует
ещё
и
глазомер
,
совместно
с
родителями
или
самостоятельно
(
в
зависимости
от
возраста
)
делает
соответствующие
выводы
.
Опыт
:
Дома
вскипятить
чайник
,
понаблюдать
за
ним
,
когда
он
кипит
.
Старайтесь
,
чтоб
ваш
ребенок
сам
пытался
ответить
на
вопросы
:
-
Что
выходит
из
носика
чайника
при
закипании
воды
? (
пар
)
-
Откуда
пар
появился
в
чайнике
-
мы
же
наливали
воду
? (
Вода
при
нагревании
превратилась
в
пар
.)
Поднесите
к
струе
пара
холодное
стекло
,
подержите
над
паром
,
выключите
чайник
.
-
Откуда
появились
капельки
на
стекле
?
Перед
опытом
стекло
было
чистым
и
сухим
(
когда
пар
попал
на
холодное
стекло
,
он
опять
превратился
в
воду
.)
Объясните
ребенку
:
Вот
так
происходит
и
в
природе
.
Каждый
день
Солнце
нагревает
воду
в
морях
и
реках
,
как
только
что
она
нагрелась
в
чайнике
.
Вода
превращается
в
пар
.
В
виде
пара
капли
влаги
поднимаются
в
воздух
.
Когда
капелек
воды
набирается
много
,
то
они
образуют
облако
,
а
потом
выпадают
в
виде
осадков
на
землю
.
Задание
:
Нарисуйте
с
детьми
,
как
вода
из
рек
и
морей
возвращается
обратно
в
реку
или
море
.
Работа
с
детьми
по
опытнической
деятельности
находит
отражение
и
в
творческой
деятельности
детей
.
Опыты
и
эксперименты
позволяют
объединить
все
виды
деятельности
и
все
стороны
воспитания
,
развивают
наблюдательность
и
пытливость
ума
,
развивают
стремление
к
познанию
мира
,
все
познавательные
способности
,
умение
изобретать
,
использовать
нестандартные
решения
в
трудных
ситуациях
,
создавать
творческую
личность
.
И
хочется
закончить
китайским
изречением
:
«
То
,
что
я
услышал
,
я
забыл
.
То
,
что
я
увидел
,
я
помню
.
То
,
что
я
сделал
,
я
знаю
!»