Напоминание

"Особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста"


Автор: Давыденко Виктория Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с "Журавушка"
Населённый пункт: город Лянтор
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности развития познавательной активности детей дошкольного

возраста

Консультация

для

родителей

на

тему

: «

Роль

семьи

в

развитии

познавательной

активности

дошкольников

»

Составила

:

воспитатель

Давыденко

Виктория

Александровна

Рекомендации

по

«

Организации

развивающей

среды

в

семье

для

познавательной

активности

детей

»

Источником

воспитания

ребёнка

является

семья

.

Значение

семьи

в

воспитании

определено

тем

,

что

в

семье

ребенок

находится

в

течение

значительной

части

своей

жизни

.

Познавательная

активность

не

является

врождённой

.

Она

формируется

на

протяжении

всей

сознательной

жизни

человека

.

Семья

служит

первой

ступенью

,

от

которой

зависит

,

перейдёт

ли

потенциальная

возможность

в

реальную

действительность

.

Уровень

развития

познавательной

активности

определяется

индивидуально

-

психологическими

особенностями

и

условиями

воспитания

.

Важный

источник

познавательной

активности

дошкольника

опыт

его

творческой

деятельности

,

которая

базируется

на

системе

знаний

и

умений

.

Организация

познавательной

деятельности

должна

опираться

на

уже

развитые

потребности

,

прежде

всего

на

потребности

ребенка

в

общении

с

взрослыми

,

в

одобрении

его

действий

,

поступков

,

рассуждений

,

мыслей

.

Родителям

необходимо

помнить

,

оптимальной

является

такая

организация

деятельности

ребёнка

,

во

время

которой

он

может

решать

поставленное

задание

различными

способами

,

каждый

из

которых

является

правильным

и

заслуживает

высокую

оценку

.

В

таких

условиях

ребёнок

сможет

сам

избрать

способ

решения

и

оценить

сделанное

как

удачное

или

нет

.

Необходимо

знать

основные

принципы

построения

общения

с

детьми

:

-

Любознательные

дети

растут

у

любознательных

родителей

.

Открывайте

мир

вместе

с

вашим

ребёнком

.

-

Говорите

с

ребёнком

рассуждайте

вслух

и

обосновывайте

свои

суждения

.

-

Задавайте

ребёнку

как

можно

чаще

вопрос

«

Как

ты

думаешь

-

Всегда

внимательно

выслушивайте

рассуждения

ребёнка

и

никогда

не

смейтесь

над

ними

.

-

По

возможности

путешествуйте

с

ребёнком

.

-

Приглашайте

в

дом

интересных

людей

,

при

общении

с

ними

не

отправляйте

ребёнка

«

поиграть

в

соседней

комнате

».

-

Ходите

с

ребёнком

в

музеи

.

-

Проводите

совместные

наблюдения

и

опыты

.

-

Эмоционально

поддерживайте

исследовательскую

деятельность

ребёнка

.

Поощряйте

его

инициативу

и

самостоятельность

.

Создавайте

условия

для

реализации

его

творческих

замыслов

.

-

Сделайте

свои

увлечения

предметом

общения

с

ребёнком

.

В

развивающую

(

домашнюю

)

среду

можно

включить

:

-

измерительные

приборы

и

инструменты

:

весы

разного

вида

,

термометры

,

мерные

стаканы

,

линейки

,

сантиметры

;

-

познавательные

детские

энциклопедии

с

картинками

(

звери

должны

быть

нарисованы

реалистично

,

иметь

нормальные

пропорции

и

природную

окраску

)

или

хорошими

фотографиями

;

-

азбуки

картинные

,

книги

для

первого

чтения

;

-

былины

,

мифы

,

легенды

;

-

часы

настенные

и

календарь

;

-

настольно

-

печатные

игры

лото

,

пазлы

;

-

настольные

игры

домино

,

шашки

,

шахматы

;

-

чистые

листы

белой

бумаги

,

фломастеры

,

краски

акварельные

и

карандаши

,

восковые

мелки

,

кисти

,

банки

для

воды

,

тряпочки

,

бумага

в

клетку

и

в

линейку

,

клей

,

цветная

бумага

,

ножницы

,

пластилин

;

-

оборудованное

,

место

для

занятий

по

типу

учебной

зоны

школьника

.

Организация

интересной

совместной

деятельности

способствует

установлению

более

продуктивных

контактов

между

родителями

и

детьми

,

даёт

возможность

выработать

новые

формы

и

иные

нормы

совместных

действий

,

а

также

критически

оценить

собственный

стиль

взаимодействия

с

ребёнком

.

Сотрудничество

сплачивает

семью

.

Рекомендую

провести

дома

с

детьми

:

Эксперименты

,

которые

семья

ребёнка

дошкольного

возраста

может

проводить

в

домашних

условиях

.

Волшебные

краски

(

от

3

до

7

лет

)

На

вопрос

: «

Чем

можно

рисовать

?» -

дети

отвечают

,

что

рисовать

можно

красками

,

карандашами

,

мелом

,

забывая

,

что

в

раннем

возрасте

пытались

рисовать

кашей

и

компотом

.

Можно

обсудить

вопрос

: «

Откуда

берутся

краски

?», «

Из

чего

люди

делали

краски

?».

Важно

отметить

,

что

природа

даёт

нам

разные

натуральные

краски

.

Если

вы

предложите

ребёнку

листы

плотной

бумаги

,

тёртую

свеклу

,

морковку

,

зелень

(

петрушку

,

укроп

,

базилик

и

др

.),

несколько

ягодок

(

клубника

,

малина

,

смородина

и

др

.),

у

него

появится

возможность

оставить

след

на

листе

бумаги

с

помощью

овощей

,

ягод

и

зелени

,

проверить

,

когда

рисунки

получаются

более

яркими

,

какого

цвета

эти

натуральные

краски

.

Волшебный

материал

(

для

детей

старшего

дошкольного

возраста

)

Предложить

детям

слепить

что

-

нибудь

из

песка

и

глины

,

после

чего

проверить

прочность

построек

.

Дети

делают

вывод

о

вязкости

влажной

глины

и

сохранении

формы

после

высыхания

.

Выясняют

,

что

сухой

песок

форму

не

сохраняет

.

Рассуждают

,

можно

ли

сделать

посуду

из

песка

и

глины

.

Дети

проверяют

свойства

песка

и

глины

,

вылепив

из

них

посуду

и

высушив

ее

.

Слепки

с

природы

(

от

3

до

5

лет

)

Из

глины

или

игрушечного

теста

можно

делать

не

только

фигурки

,

но

и

слепки

.

К

примеру

,

кусочек

глины

,

прижатый

к

коре

дерева

,

передаст

все

изгибы

и

трещинки

на

его

поверхности

.

Предложите

ребёнку

проделать

это

с

разными

породами

деревьев

в

саду

или

в

парке

.

Если

деревьев

поблизости

не

окажется

,

то

можно

снимать

слепки

с

кирпича

или

бетонной

поверхности

.

Такие

игры

занятия

знакомят

детей

с

многообразием

фактур

материалов

.

Песочные

часы

Показать

детям

песочные

часы

.

Пусть

они

последят

за

тем

,

как

пересыпается

песок

.

Дайте

детям

возможность

ощутить

длительность

минуты

.

Попросить

детей

набрать

в

ладошку

как

можно

больше

песка

,

сжать

кулачок

и

смотреть

,

как

бежит

струйка

песка

.

Дети

не

должны

разжимать

свой

кулачок

до

тех

пор

,

пока

не

высыплется

весь

песок

.

Предложить

поразмышлять

над

поговоркой

"

Время

как

песок

", "

Время

как

вода

".

Музыкальные

бутылочки

(

от

3

до

5

лет

)

Даже

взрослые

иногда

получают

удовольствие

от

музыкального

эффекта

,

возникающего

при

помешивании

ложкой

в

стакане

с

водой

.

Маленьким

детям

это

нравится

вдвойне

:

они

в

восторге

и

от

производимого

шума

,

и

от

чувства

первооткрывателя

этого

явления

.

Если

вы

предложите

ребёнку

несколько

одинаковых

бутылок

,

поставленных

в

ряд

,

разных

палочек

и

немного

воды

,

у

него

появится

возможность

для

собственных

экспериментов

:

менять

уровень

воды

в

бутылках

,

подкрасить

жидкость

вареньем

или

соком

.

Развлекаясь

,

ребёнок

постигает

различную

высоту

звуков

в

соответствии

с

наполняемостью

бутылки

;

у

ребенка

развивается

мышление

,

воображение

,

интерес

к

исследованиям

.

Реактивный

шарик

Предложить

детям

надуть

воздушный

шар

и

отпустить

его

,

обратить

внимание

на

траекторию

и

длительность

его

полета

.

Дети

делают

вывод

,

что

для

того

,

чтобы

шарик

летел

дольше

,

надо

его

больше

надуть

,

т

.

к

.

воздух

,

вырываясь

из

шарика

,

заставляет

его

двигаться

в

противоположную

сторону

.

Рассказать

детям

,

что

такой

же

принцип

используется

в

реактивных

двигателях

.

Свеча

в

банке

Предложить

детям

выяснить

,

как

можно

погасить

свечу

(

пламя

),

не

прикасаясь

ни

к

свече

,

ни

к

пламени

и

не

задувая

ее

.

Вместе

с

детьми

проделать

следующее

:

зажечь

свечу

,

накрыть

ее

банкой

и

понаблюдать

до

тех

пор

,

пока

она

не

погаснет

.

Подвести

детей

к

выводу

о

том

,

что

для

горение

нужен

кислород

,

который

при

этом

превращается

в

другой

газ

.

Поэтому

когда

доступ

кислорода

к

огню

затруднен

,

огонь

гаснет

.

Люди

используют

это

для

тушения

огня

при

пожарах

.

Почему

не

выливается

?

Предложить

детям

перевернуть

стакан

с

водой

,

не

пролив

из

него

воды

.

Дети

высказывают

предположения

,

пробуют

.

Затем

наполнить

стакан

водой

до

краев

,

покрыть

его

почтовой

открыткой

и

,

слегка

придерживая

ее

пальцами

,

перевернуть

стакан

вверх

дном

.

Убираем

руку

-

открытка

не

падает

,

вода

не

выливается

.

Почему

вода

не

выливается

из

стакана

,

когда

под

ним

лист

бумаги

(

на

лист

бумаги

давит

воздух

,

он

прижимает

лист

к

краям

стакана

и

не

дает

воде

вылиться

,

т

.

е

причина

-

воздушное

давление

).

Волшебный

человечек

(

от

4

до

6

лет

)

Выберите

небольшую

неиспорченную

картофелину

и

вырежьте

немного

мякоти

с

одного

конца

.

Затем

срежьте

основание

с

противоположной

стороны

,

чтобы

картофелина

могла

ровно

стоять

.

Лучше

,

если

вся

эта

подготовительная

работа

будет

проделана

взрослым

,

хотя

некоторые

дети

тоже

смогут

с

этим

справиться

.

Всю

последующую

работу

ребёнок

выполняет

самостоятельно

.

Пусть

он

смочит

ватный

комочек

водой

(

убедитесь

,

что

комочек

хорошо

пропитан

влагой

)

и

поместит

его

в

вырезанное

в

картофелине

отверстие

.

Насыплет

туда

немного

семян

травы

,

горчицы

или

кресс

-

салата

.

А

затем

поставит

картофелину

в

блюдце

с

водой

.

Через

несколько

дней

у

картофелины

появятся

зелёные

«

волосики

»,

и

ребёнок

может

сделать

на

ней

глазки

из

кнопок

или

пуговиц

,

чтобы

получилась

рожица

.

Эта

игра

многоцелевая

:

кроме

наблюдения

за

проращиванием

семян

ребёнок

тренирует

ещё

и

глазомер

,

совместно

с

родителями

или

самостоятельно

(

в

зависимости

от

возраста

)

делает

соответствующие

выводы

.

Опыт

:

Дома

вскипятить

чайник

,

понаблюдать

за

ним

,

когда

он

кипит

.

Старайтесь

,

чтоб

ваш

ребенок

сам

пытался

ответить

на

вопросы

:

-

Что

выходит

из

носика

чайника

при

закипании

воды

? (

пар

)

-

Откуда

пар

появился

в

чайнике

-

мы

же

наливали

воду

? (

Вода

при

нагревании

превратилась

в

пар

.)

Поднесите

к

струе

пара

холодное

стекло

,

подержите

над

паром

,

выключите

чайник

.

-

Откуда

появились

капельки

на

стекле

?

Перед

опытом

стекло

было

чистым

и

сухим

(

когда

пар

попал

на

холодное

стекло

,

он

опять

превратился

в

воду

.)

Объясните

ребенку

:

Вот

так

происходит

и

в

природе

.

Каждый

день

Солнце

нагревает

воду

в

морях

и

реках

,

как

только

что

она

нагрелась

в

чайнике

.

Вода

превращается

в

пар

.

В

виде

пара

капли

влаги

поднимаются

в

воздух

.

Когда

капелек

воды

набирается

много

,

то

они

образуют

облако

,

а

потом

выпадают

в

виде

осадков

на

землю

.

Задание

:

Нарисуйте

с

детьми

,

как

вода

из

рек

и

морей

возвращается

обратно

в

реку

или

море

.

Работа

с

детьми

по

опытнической

деятельности

находит

отражение

и

в

творческой

деятельности

детей

.

Опыты

и

эксперименты

позволяют

объединить

все

виды

деятельности

и

все

стороны

воспитания

,

развивают

наблюдательность

и

пытливость

ума

,

развивают

стремление

к

познанию

мира

,

все

познавательные

способности

,

умение

изобретать

,

использовать

нестандартные

решения

в

трудных

ситуациях

,

создавать

творческую

личность

.

И

хочется

закончить

китайским

изречением

:

«

То

,

что

я

услышал

,

я

забыл

.

То

,

что

я

увидел

,

я

помню

.

То

,

что

я

сделал

,

я

знаю



В раздел образования