Автор: Пономарева Ирина Андреевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБОУ Школа № 141
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие тактильно–двигательного восприятия у школьников с нарушениями речи"
Раздел: дополнительное образование
Развитие тактильно-двигательного восприятия у школьников с
нарушениями речи
Младший школьный возраст — важнейший период формирования
жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения
общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития
личностных качеств.
Именно восприятие больше всего связано с преобразованием
информации, поступающей из внешней среды. С помощью тактильно-
двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме,
величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных
материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при
выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы
навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек
зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-
двигательную чувствительность.
В результате этого формируются психические образы, которыми в
дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение,
мышление, эмоции. Благодаря связям, образующимся между разными
анализаторами при восприятии, в психических образах отражаются такие
свойства предметов и явлений, для которых нет специфических анализаторов,
например величина, вес, форма, регулярность,- что свидетельствует о
сложной организации этого психического процесса. Восприятие зависит не
только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта
(воспринимает не глаз, а живой человек), поэтому в восприятии обязательно
сказываются особенности личности воспринимающего.
Подчеркнем, что первоначальное действие ребенка с предметами —
хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на
ощупь, следовательно, рука «учит» глаз.
Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных
окончаний способствует формированию более полных представлений о
предметах окружающего мира.
С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или
косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
— лепка из глины, пластилина, теста;
— аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
— аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
— конструирование из бумаги (оригами);
— макраме (плетение из ниток, веревок);
— рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
— игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим,
пластмассовым, кнопочным);
— собирание пазлов
— сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки,
фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу;
- «Пишу и рисую цветными камушками» - из камушков составляются
рисунки, буквы, цифры, детям предлагается найти одинаковые камушки.
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции
у детей, помогает снизить умственное утомление.
Хороший эффект дает использование массажных мячей-валиков.
«Сухой душ» - шатер из разноцветных атласных лент, закрепленный на
подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи
воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь
лицом. Яркие, разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения,
помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве.
«Шариковые ванны» представляют собой большую емкость,
наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или
разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети
получают новые тактильные ощущения. Шарики для ванны могут быть
одинакового и разного размера.
По аналогии можно изготовить «осязательные» ванны — в небольшой
коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов
в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.
Очень полезны для учеников (особенно первого класса) игры
с цифрами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на
ощупь», «Найди нужную цифру», «Покажи цифру». Ребенок многократно
проводит рукой по цифре, ощупывает ее и называет. Одновременно
запоминается не только форма, но и способ написания этой цифры, которые
связываются с ее названием. Ученикам, пожелавшим тут же написать данную
цифру, нужно предоставить такую возможность.
Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным
усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством
педагога к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с
закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных букв
алфавита.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об
использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно,
также способствует повышению тактильной чувствительности.
Пальчиковые гимнастика и игры очень эмоциональны, увлекательны,
захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью. Они
способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.
Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на
формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем – на
оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и
углубляется информация, полученная другими анализаторами, а
взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании,
способствуя формированию единого образа предмета и точному пониманию
значения соответствующего ему слова-названия.
В принятой в настоящее время классификации выделяются два вида
осязания: пассивное и активное. Пассивное осязание осуществляется
благодаря деятельности кожно-механического анализатора. Однако, пока
осязательные раздражения действуют на тело (или любую его часть),
находящееся в покое, возникающий образ предмета отличается
глобальностью, некоторой неопределенностью и неточностью. Становится
ясно, что первостепенная роль в познании отводится активному осязанию.
Осязательный образ формируется на основе синтеза множества тактильных
и кинестетических сигналов, образующихся при непосредственном
воздействии на кожные покровы. Важным компонентом процесса осязания
является мышечно-двигательная чувствительность.
Таким образом, ощущение и восприятие, выражаясь физиологически,
носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочными
действиями. Сам сенсорный образ может трактоваться, по выражению
Б. Г. Ананьева, как «рефлекторный эффект работы анализатора». Это
особенно наглядно выступает в процессе осязательного и зрительного
восприятия.
Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными
способами — путем ощупывания предмета или обведения его по контуру.
При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания — объемный,
при обведении — контурный, плоскостной.
Один из основных способов коррекции – специально подобранные
игры на развитие тактильно-двигательного восприятия. В играх приходится
создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного
восприятия: ставить ширму, использовать не прозрачную салфетку или
мешочек, закрывать или завязывать ребенку глаза.
Приведем примеры таких игр:
«Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а
ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания
можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины,
фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы
и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек,
найти нужный предмет.
«Определи на ощупь»
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком
(пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на
ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий,
толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в
данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном,
вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем
платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в
мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные
предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка,
пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый
мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной
текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые,
гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми,
которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит
ребенка достать из мешочка такую же.
«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру
(это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка).
Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза
и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести
фигуру.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие
предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые
накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку
предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой,
вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары
одинаковых пластинок.
«Найди ящичек»
Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными
материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом
и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала.
Ящички находятся отдельно.
Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек
от какого коробка.
«Осязательная» ванна – в небольшой коробке рассыпаю горох,
фасоль, желуди, камушки, ракушки. Поиск мелких предметов в такой
«ванне», способствует активизации пальцевого гнозиса.
«Что в мешочке»
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом,
фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая
мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по
мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох,
фасоль, бобы).
«Отгадай цифру» (букву)
На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут
цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.
«Что это?»
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до
предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно
использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
«Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две
разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою
матрешку — кто быстрее.
«Прочитай»
Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на
спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий
впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.
«Золушка»
Дети (2—5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым
кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать
семена на кучки.
«Угадай, что внутри»
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный
мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек,
пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет,
игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой
держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
Через многократное использование практических упражнений
достигается повышение тактильной чувствительности.
Для осуществления работы по развитию тактильно двигательного восприятия
необходима предметно пространственная среда, включающая необходимые
объекты.
При этом педагогу следует учитывать, что «тактильная среда»
предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и
других частей тела (ступни ног, спина). Для этого также необходимо
специальное оборудование.
«Сенсорная тропа для ног» — это дорожка из ковролина, на которой с
помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из
тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки
кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений
делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для
развития тактильного восприятия, а также для координации движений
и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений
рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.
Резиновый коврик с неострыми шипами: постоять, полежать,
походить.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью
массажных щеток, махровых рукавичек, массажного валика для ног и др.
Вибрационные ощущения дети получают в процессе массажа
отдельных частей тела электромассажером, чистки зубов электрической
зубной щеткой и др.
По возможности следует использовать естественные условия
природной среды: организовывать игры с водой (причем разной
температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
Ступни ног обладают высокой чувствительностью, на них расположено
много различных по функциональной направленности активных точек,
которые так или иначе привязаны к внутренним органам и внешним частям
тела.
Активируя чувствительные точки ступней, нормализуется
кровообращение во всем теле, появляется комфортное ощущение,
улучшается настроение, усиливаются защитные и восстановительные
функции организма, снимается усталость, повышается иммунитет.
Грамотно организованная тактильная среда позволяет через развитие
тактильной чувствительности расширить представления учащихся о
различных предметах и объектах окружающей действительности.
Литература
1.
Башаева Г.В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.
Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль;
Академия развития, 1998.
2.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной
культуры ребенка. – М.: Просвещение,1998.
3.
Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному
воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1978.